Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:18, курсовая работа
В соответствии с заданием на курсовой проект, проектируемый тоннель будет заложен в твёрдых полускальных горных породах - змеевик (серпентин) выветрелый с коэффициентом крепости f = 4. Таким образом, предварительный выбор типа обделки произведен по табл. 4.1 [1]. Учитывая тот факт, что тоннель находится в породах естественной влажности для проектирования принимается 2-й тип конструкции обделки – пологий свод, опирающийся на гибкие стены .
Таблица 5. Показатели буровзрывных работ
№ пп |
Показатель |
Ед.изм. |
Количество | ||||
1 |
Площадь сечения калотты |
м2 |
47,6 | ||||
3 |
Коэффициент крепости породы |
4 | |||||
4 |
Продвижение забоя за цикл (заходка) |
м |
2,5 | ||||
5 |
Коэффициент использования шпуров |
0.9 | |||||
6 |
Глубина отбойных шпуров |
м |
108,42 | ||||
7 |
Количество шпуров за цикл |
шт |
83 | ||||
8 |
Объем бурения за цикл,шп.м |
шп.м |
219,62 | ||||
9 |
Тип ВВ |
Динафталит и Аммонит №6ЖВ | |||||
10 |
Расход ВВ за цикл |
кг |
102,1 | ||||
11 |
Удельный расход ВВ |
кг/м3 |
0,979 | ||||
12 |
Тип электродетонаторов |
шт. |
ЭД-8-Э, ЭДКЗ | ||||
13 |
Количество электродетонаторов |
шт. |
7 | ||||
|
|||||||
№ пп |
Показатель |
Ед.изм. |
Количество | ||||
1 |
Площадь сечения штроссы |
м2 |
49,4 | ||||
3 |
Коэффициент крепости породы |
4 | |||||
4 |
Продвижение забоя за цикл (заходка) |
м |
2,5 | ||||
5 |
Коэффициент использования шпуров |
0.9 | |||||
6 |
Глубина отбойных шпуров |
м |
98,86 | ||||
7 |
Количество шпуров за цикл |
шт |
24 | ||||
8 |
Объем бурения за цикл,шп.м |
шп.м |
118,1 | ||||
9 |
Тип ВВ |
Гранулит М | |||||
10 |
Расход ВВ за цикл |
кг |
29.51 | ||||
11 |
Удельный расход ВВ |
кг/м3 |
0,558 | ||||
12 |
Тип электродетонаторов |
шт. |
ЭД-8-Э, ЭДКЗ | ||||
13 |
Количество электродетонаторов |
шт. |
4 |
В калотте УБШ – 662Д
где – механическая скорость бурения, определяют для машины, (табл.7.1[1])
– коэффициент учёта диаметра шпура d(мм),
– коэффициент учета потерь времени за замену бурового инструмента, ;
– коэффициент учёта потерь
времени на вспомогательные
Эксплуатационная
где – коэффициент одновременности работы бурильных машин, при 2-3 машинах и при 4-6 машинах
kнад=0,8- коэффициент надёжности бурильных машин,
kпр=0,8- коэффициент потерь времени по организационно-техническим причинам.
– количество бурильных машин на установке (агрегате).
Эксплуатационная производительность бурильной установки (2БМ), м/ч:
Эксплуатационная производительность бурильной установки (4БМ), м/ч:
Эксплуатационная производительность бурильной установки (6БМ), м/ч:
В штроссе СБУ-50Э
где – механическая скорость бурения, определяют для машины,
– коэффициент учёта диаметра шпура d(мм),
– коэффициент учета потерь времени за замену бурового инструмента, ;
– коэффициент учёта потерь
времени на вспомогательные
Эксплуатационная
где – коэффициент одновременности работы бурильных машин, ;
– коэффициент надёжности бурильных машин ;
– коэффициент потерь времени по организационно - техническим причинам ;
– количество бурильных машин на установке (агрегате).
5.4.3 Производительность погрузки породы
В калотте ПНБ-4
Техническая производительность погрузочной машины,м3/мин:
Так как для перемещения грунта из калотты используется ленточный перегружатель ППЛ-1к, то эксплуатационная производительность погрузочной машины, м3/ч:
где kнр=0,85- коэффициент неравномерности разброса породы при взрыве,
kн=0,75- коэффициент надёжности погрузочной машины,
kм=1,1- коэффициент учёта времени на маневры и остановки во время работы,
kр=1,9- коэффициент разрыхления зависит от крепости породы (табл.7.2[1]).
В штроссе ПНБ-4
Техническая производительность погрузочной машины,м3/мин:
Эксплуатационная
где qв=12,5 м3- емкость кузова самосвала(МоАЗ-7405-9586),
tпод/mc=3 мин.
5.4.4 Расчет транспорных средств
Откатка породы из калотты осуществляется ленточным перегружателем ППЛ-1к.
Так как длина тоннеля составляет 960м и уклон 9%0 , то для откатки породы из штроссы используем безрельсовый транспорт, а именно автосамосвалы МоАЗ-7405-9586.
Полное время погрузки самосвала:
η=0.9- коэффициент наполнения кузова,
Время движения от забоя до отвала:
Vcp=150м/мин – средняя скорость движения транспорта,
lo=640м – среднее расстояние от забоя до отвала,
tp=3mc =3 мин– время разгрузки самосвала,
tм=3 мин- время на манёвры и остановки в течение рейса,
Общая продолжительность рейса транспорта при откатке породы в отвал из забоя, мин:
Количество самосвалов, необходимых для обеспечения непрерывной работы погрузочных машин:
где mn=2- число погрузочных машин.
Потребное число рейсов для вывозки породы за цикл:
5.5 Расчёт проходческой вентиляции
Для выбора схемы вентиляции при проходке тоннеля учитывают способ разработки породы в забое и вид применяемого транспорта.
При буровзрывных работах, применении тоннелепроходческих машин и автотранспорте применяют комбинированную систему вентиляции (у забоя - вытяжную, по тоннелю - приточную).
Рис.28. Схема вентиляции при проходке тоннеля (комбинированная)
Необходимое количество воздуха для проветривания должно определяться с учетом следующих факторов:
– по наибольшему числу людей, находящихся одновременно в тоннеле;
– минимальной скорости движения воздуха в тоннеле;
– количеству ядовитых газов, образующихся при производстве взрывных работ;
– количеству вредных газов, образующихся при работе двигателей внутреннего сгорания и при производстве электросварочных работ.
Необходимое количество воздуха для проветривания:
1) При взрывных работах у забоя,м3/с:
где lc- максимально допустимое расстояние от конца вентиляционной трубы до забоя:
S=97 м2-площадь сечения выработки,
ω=0,196 м2- площадь сечения вентиляционной трубы,
t=1800с- время проветривания,
a – коэффициент, равен 48 для S= 41…...95 м2 ;
lш=2,778 м- глубина шпура,
ρ=2,5т/м3 – плотность породы.
2) При движении автомобилей по тоннелю,м3/с:
где kнк=1,7,
ma=9- число машин в забое,
L=960м- длина тоннеля.
3) По наибольшему числу
людей одновременно
где n=2*10=20- наибольшее число людей в забое, равное удвоенному числу проходчиков в смене,
z=1,3- коэффициент запаса воздуха.
4) По минимальной скорости
движения воздуха в тоннеле,м3/
Наибольший объем воздуха c 5% запасом принимают за расчетный Qp .
Подбор вентиляторов осуществляют в зависимости от необходимой производительности и напора вентилятора. Производительность принимают с учетом 5... 10 % запаса от требуемого объема воздуха.
Требуемый напор, создаваемый вентилятором, Па:
где l =50 м- длина воздуховода между смежными вентиляторами,
ξ=1,1- коэффициент местных сопротивлений в тройниках, отводах, коленах и т.п.,
d=0,5м- диаметр воздуховода,
α=0,00025- коэффициент трения в трубах.
Для подачи воздуха применяем вентилятор местного проветривания ВМЭВО -8А. Характеристики вентилятора отражены в табл. 6.
Таблица 6. Характеристики вентилятора местного проветривания для штроссы ВМЭВО-8А
Характеристики |
ВМЭВО-8А |
Диаметр рабочего колеса, мм |
800 |
Длина вентилятора, мм |
1390 |
Ширина вентилятора, мм |
1100 |
Высота вентилятора, мм |
1180 |
КПД при номинальном режиме работы |
0,78 |
Минимальная производительность, м3/с |
6 |
Номинальная производительность, м3/с |
15 |
Максимальная производительность, м3/с |
21 |
Минимальное давление, Па |
800 |
Номинальное давление, Па |
4700 |
Максимальное давление, Па |
5200 |
Мощность электропривода, кВт |
90 |
Частота вращения рабочего колеса, мин-1 |
2950 |
Масса вентилятора,кг |
1050 |
Площадь поперечного сечения на выходе, м2 |
0,5027 |
Максимальная ск-ть движения воздуха у выходного отвестия, м/с |
41,8 |
5.6 Расчёт временной крепи
Расчёт временной крепи – анкер
Длина рабочей части анкера
где – ширина выработки, м;
– коэффициент крепости породы, м;
– коэффициент трещиноватости массива (табл. 8.2, [1]), м.
Общая длина анкера (с учетом выступающей из породы части анкера длиной), м
где – длина замковой части, 0,5 м;
– длина выступающей из породы части анкера, 0.1 м.
Прочность закрепления замка анкера в породе, кН
где – диаметр стержня анкера, м
– удельное сцепление бетона с армирующим стержнем.
Предельное расстояние между анкерами по условию несущей способности замка, м
где – средняя плотность породы, т/м3.
Назначение расчетного предельного расстояния между анкерами
Проверка длины анкера
где а – расстояние между анкерами с учетом кратности длине заходки lзах;
lзах – длина заходки, м.
Расчетная нагрузка на анкер, кН
Проектный диаметр стержня анкера
где – расчетное сопротивление материала стержня анкера на растяжение, кПа.
Количество анкеров на заходку (корректировка в AutoCAD)
где – периметр свода выработки, м.
Диаметр стержня анкера на чертежах принимается откорректированным,
т. е. d=26мм.
После размещения анкеров в AutoCAD их количество на заходку составило 22 шт, т.е. 2 ряда анкеров по 11 шт в каждом ряду на lзах=2,5м.
Рис.29. Схема размещения анкеров на заходку
6. Организация проходческих работ
Для обеспечения наиболее полного использования рабочей силы и принятого проходческого оборудования и ритмичного выполнения всех основных операций в заранее установленное время и без простоев проходка тоннелей производится по графику цикличности, т.е. путем последовательного повторения отдельного комплекса операций в определенный промежуток времени.
При этом следует учесть, что процессы установки временной крепи, подготовки к бурению шпуров и погрузке породы, выполнения прочих работ могут быть полностью или частично совмещены по времени с основными операциями - бурением и погрузкой.
6.1 Таблица объемов основных проходческих работ на цикл
Таблица 7. Объёмы работ на цикл