Прогнозирование и планирование перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является планирование и экономическое регулирование грузовых перевозок на железнодорожном транспорте в условиях его реформирования. В работе осуществляются перевозки различных по степени доходности грузов – высокодоходных (нефтяные грузы) и низкодоходных (сухогрузы) на условной железной дороге. Расчеты выполняются по каждому роду груза в отдельности и суммарно по двум родам грузов.

Файлы: 1 файл

Экономика ж.д.транспорта.docx

— 90.07 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

Структурная реформа на железнодорожном транспорте предусматривает постепенный переход от преимущественного функционально-территориального принципа организации деятельности железнодорожного транспорта к функциональному принципу, что нашло отражение в выделении вертикалей управления ОАО «Российские железные дороги». Как субъект хозяйственной деятельности, оно формирует стратегию развития, направленную на решение таких важнейших стратегических задач как обновление и техническое перевооружение отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, позволяющих улучшить финансово-экономическое состояние отрасли и повысить уровень ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

При этом основным видом деятельности являются грузовые перевозки, осуществление которых происходит на основе разработки плана-прогноза перевозок грузов и плана работы подвижного состава.

Организация эксплуатационной работы должна соответствовать корпоративным интересам холдинга РЖД:

  • повышению доходности перевозок,
  • сокращению издержек на перевозки грузов,
  • повышению экономической ответственности и заинтересованности всех структурных подразделений в улучшении финансово-экономических результатов работы ОАО «РЖД» и холдинга в целом,
  • ориентации на качественное транспортное обслуживание клиентов.

В первом разделе курсового проекта разрабатывается план-прогноз перевозок грузов на условной дороге (отдельно по двум родам грузов и общий).

В курсовой работе необходимо определить следующие показатели плана перевозок грузов:

  • отправление;
  • прибытие;
  • прием;
  • сдача;
  • перевозки;
  • грузооборот;
  • средняя дальность перевозки;
  • средняя густота перевозки.

Целью курсовой работы является планирование и экономическое регулирование грузовых перевозок на железнодорожном транспорте в условиях его реформирования. В работе осуществляются перевозки различных по степени доходности грузов – высокодоходных (нефтяные грузы) и низкодоходных (сухогрузы) на условной железной дороге. Расчеты выполняются по каждому роду груза в отдельности и суммарно по двум родам грузов.

 

1. Прогнозирование  и планирование перевозок

 

В первом разделе курсового проекта дана стандартная методика разработки плана-прогноза перевозок грузов на дорожном уровне.

Показатели плана-прогноза перевозок определяются по дороге Орша – Унеча – Ворожба.

Для этого разработаны схемы грузопотоков на дороге в тыс. тонн:

  • по сухогрузам;
  • по наливным грузам;
  • по всем грузам.

На схемах участковые станции дороги обозначены прямоугольниками, в которых показан объем отправления груза (числитель дроби) и объем его прибытия (знаменатель дроби). Прием груза на станцию и сдача груза на участок записаны в правопутном порядке соответственно перед станцией и после нее. Объем отправления и прибытия груза на промежуточных станциях участка записан суммарно для всего участка. Размеры приема грузов с других дорог и его сдачи на другие дороги записаны по стыковым станциям дорог по ходу движения. Груженым считается направление потоков с юга на север.

Схемы грузопотоков сухогрузов, наливных грузов и всех грузов представлены соответственно на рис.1.1.1, 1.1.2, 1.1.3.

 

Рис. 1.1.1. Схема грузопотоков сухогрузов по участкам дороги, тыс.т.

 

 

Рис. 1.1.2. Схема грузопотоков нефтегрузов по участкам дороги, тыс.т.

 

 

Рис. 1.1.3. Схема грузопотоков всех грузов по участкам дороги, тыс.т.

 

 

В плане-прогнозе перевозок можно выделить объемные и качественные показатели.

К первой группе относятся:

  • отправление,
  • прием,
  • прибытие,
  • сдача,
  • перевозки,
  • грузооборот.

Качественными считаются показатели:

    • средняя густота перевозок,
    • средняя дальность перевозки.

Отправление (погрузка), измеряется в тоннах или тысячах тонн. Определяется суммированием ожидаемых размеров отправления (погрузки) по всем станциям и участкам дороги.

Прием грузов с других дорог рассчитывается также суммированием прогнозируемых размеров приема грузов с других дорог по всем стыковым пунктам. Измеряется в тоннах или тысячах тонн.

Прибытие (выгрузка) определяется суммированием ожидаемых размеров прибытия (выгрузки) по всем станциям и участкам дороги. Измеряется также в тоннах или тысячах тонн.

Сдача грузов по дроге определяется суммированием прогнозируемых размеров сдачи грузов на другие дороги по всем стыковым пунктам. Измеряется в тоннах или тысячах тонн.

Перевозки – показатель, определяющий объем продукции транспорта. Их можно определить двумя способами: как сумму собственного отправления и приема с других дорог или как сумму прибытия в пределах дороги и сдачи на другие дороги сети железных дорог. Измеряется в тоннах или тысячах тонн. Перевозки распределяются по видам сообщения:

  • местное – перевозки между станциями внутри дороги;
  • вывоз – отправление грузов на другие дороги (определяется как разность между отправлением и местным сообщением);
  • ввоз – прибытие грузов с других дорог (определяется как разность между прибытием и местным сообщением);
  • транзит – перевозка, грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие структурные единицы сети железных дорог. Транзит можно определить несколькими способами: из приема вычесть ввоз, либо из сдачи вычесть вывоз. В отдельных случаях транзит определяют, вычитая из общей суммы перевозок общие размеры ввоза, вывоза и местного сообщения.

Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозками в прямом сообщении. В их осуществлении участвуют две или более дороги.

Планирование перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета оборота вагонов, а также эксплуатационных расходов и доходов дороги, потому что каждая дорога выполняет неодинаковое количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях.

Правильность расчетов по составлению плана-прогноза перевозок можно проверить по отдельным станциям и дороге в целом.

Проверка по станциям и участкам:

погрузка + прием = выгрузка + сдача.

Проверка баланса по дороге:

выгрузка + сдача на другие дороги = погрузка + прием с других дорог.

Грузооборот нетто дороги определяется как сумма произведений густоты перевозок каждого участка на его протяженность:

 

где:  – грузооборот дороги,

 – густота  грузопотока на участке “i-j”, тыс. т. на км в год;

 – протяженность  участка “i-j”, км.

Измеряется грузооборот в тонно-километрах (тысячах или миллионах).

Грузооборот нетто – важный показатель плана перевозок, так как он характеризует полезную работу по перевозкам.

Грузооборот данной дороги определен в таблице 1.1.

Густота грузопотока на каждом участке равна средней арифметической величине из густоты на входе и выходе с участка в каждом направлении.

Произведение густоты грузопотока на длину участка дает объем грузооборота по участку. Грузооборот по дороге определяется как сумма размеров грузооборота по двум участкам в каждом направлении.

Средняя густота перевозок или средняя грузонапряженность – это средний грузопоток, проходящий через единицу длины железнодорожной линии в единицу времени (год). Она равна грузообороту нетто дороги, деленному на эксплуатационную длину дороги. Измеряется средняя густота перевозок обычно в тонно-километрах (тыс. или млн.) на один километр железнодорожной линии в год.

 

Средняя дальность перевозки – это среднее расстояние следования одной тонны груза в пределах дороги. Она может определяться делением грузооборота нетто на размеры перевозок по дороге. Единица измерения средней дальности – километры.

 

Рассчитанные по дороге показатели плана-прогноза перевозок грузов сведены в таблицу 1.2.

 

 

Таблица 1.1

 

Таблица 1.2

 

 

2. Прогнозирование  и планирование эксплуатационной  работы дороги

 

План-прогноз эксплуатационной работы представляет собой часть общего плана-прогноза работы железнодорожного транспорта. Задачей этого раздела является определение объема работы подвижного состава, парков вагонов и локомотивов, необходимых для освоения намеченного грузооборота при наиболее рациональном использовании технических средств транспорта, максимальной производительности труда и наименьших издержках.

Основными исходными данными для расчета показателей работы подвижного состава на железной дороге является план перевозок и технические нормы использования подвижного состава.

План работы подвижного состава в грузовом движении разработан на основе прогноза спроса на перевозки и размеров грузовых потоков по участкам и направлениям в следующем порядке:

  • спрогнозированы величины нагрузки вагонов по родам грузов и размеры погрузки, выгрузки, приема и сдачи грузов в вагонах; густоту перевозок в тоннах пересчитывают в вагоны и определяют пробег груженых вагонов;
  • составлен баланс порожних вагонов по станциям и участкам; пункты выгрузки и избытка порожних вагонов прикреплены к пунктам погрузки и недостатка порожних вагонов с учетом потребных типов вагонов; построена схема регулирования порожних вагонов и определен порожний, а затем и общий пробег вагонов;
  • рассчитаны тонно-километры брутто по участкам; исходя из длины приемоотправочных станционных путей и принятых норм массы груженых поездов и длины составов порожних поездов, установлен пробеги поездов и густота их движения по участкам;
  • определен линейный пробег локомотивов исходя из установленного числа пар поездов по участкам, размещения пунктов подталкивания и участков двойной тяги;
  • установлено потребное число специальных маневровых локомотивов и их пробег на основе объема переработки вагонов на станциях, а по числу и продолжительности остановок сборных поездов на промежуточных станциях определен объем маневровой работы поездных локомотивов;
  • рассчитан потребный рабочий парк вагонов и эксплуатируемый парк локомотивов, исходя из поучастковых данных о пробегах подвижного состава, технических норм его использования и данных о работе депо и станций;
  • на основе объемных показателей определены качественные показатели работы подвижного состава.

 

 

2.1. Планирование  объемных показателей работы

Объемные или количественные показатели работы подвижного состава можно разделить на следующие группы:

  • пробеги подвижного состава (вагоно-километры, поездо-километры, локомотиво-километры);
  • затраты времени подвижного состава (вагоно-часы, поездо-часы, локо-мотиво-часы) на различные технологические операции;
  • выполненная тонно-километровая работа брутто (с учетом массы тары только вагонов или вагонов совместно с локомотивами);
  • показатели, отражающие выполненный цикл работы (число погруженных за сутки вагонов, суточная сдача вагонов на соседние подразделения и т.п.).

 

2.1.1. Расчет нагрузки  вагонов и их пробега в груженом  состоянии

Объем работы определяется в среднем за сутки. В связи с этим, прежде всего, пересчитаны грузопотоки в вагонопотоки. Пересчет сделан с помощью показателя «статическая нагрузка». Каждый показатель, выраженный в тоннах (погрузка, прием и т. д.), поделен на статическую нагрузку.

Статическая нагрузка рассчитана по каждому массовому грузу и каждой планируемой группе грузов. При этом необходимо учитывать следующие факторы: тип вагона, в котором перевозится данный груз (крытые, платформы, цистерны и др.); долю груза, перевозимого в каждом типе вагонов; техническую норму загрузки каждого типа вагонов при перевозке данного груза.

Плановую среднюю статическую нагрузку вагона с учетом всех трех факторов рассчитывают по формуле:

 

где: , , …, – техническая норма загрузки данного груза в данный тип вагона, т/вагон;

, , …, – доля груза, перевозимого в вагонах данного типа в общем объеме перевозок данного груза, %.

Для определения густоты движения груженых вагонов составлены схемы вагонопотоков (в тыс. ваг.) отдельно для:

  • сухогрузов;
  • наливных грузов;
  • груженых вагонов в целом.

Схемы вагонопотоков сухогрузов, наливных грузов и всех грузов приведены соответственно на рис 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3.

 

 

 

 

 

Рис. 2.1.1. Схема вагонопотоков сухогрузов по участкам дороги, тыс.ваг.

 

Рис. 2.1.2. Схема вагонопотоков нефтегрузов по участкам дороги, тыс.ваг.

 

Рис. 2.1.3. Схема вагонопотоков всех грузов по участкам дороги, тыс.ваг.

 

Пробег вагонов определен на основе схем вагонопотоков в таблице 2.1. Формулы для расчета:

 

Информация о работе Прогнозирование и планирование перевозок