Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 20:22, контрольная работа
В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства.
1440Тема №3
Промышленный автомобильный транспорт.
Ответ
В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства.
По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест её производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.
Он непосредственно участвует в процессе производства нового продукта труда, выполняя технологические перемещения внутри предприятий, а также осуществляет транспортные связи между предприятиями и магистральным транспортом по доставке сырья и вывозу готовой продукции.
Для транспортирования грузов промышленных предприятий используют железнодорожный, автомобильный, конвейерный, канатно-подвесной, гидравлический, пневмоконтейнерный и другие виды промышленного транспорта. Эксплуатационные требования к ним и сфера применения устанавливаются сравнением вариантов технических решений.
Перевозка грузов промышленными видами транспорта осуществляется, как правило, на короткие расстояния. Отсюда на выбор видов транспорта большое влияние оказывают различные сооружения и устройства начально-конечных пунктов погрузки-выгрузки и пунктов перевалки.
Большое значение в перевозке грузов промышленных предприятий имеет автомобильный транспорт. Промышленный автомобильный транспорт осуществляет перевозки внутри предприятий (внутризаводские и внутрикарьерные), а также внешние перевозки от предприятий до ближайших железнодорожных станций, портов, аэропортов и предприятий-поставщиков. Автомобильный транспорт отличается высокой маневренностью, способностью преодолевать кривые малых радиусов и большие подъёмы. Это позволяет использовать его для перевозки самых разнообразных грузов в пределах промышленных районов и узлов непосредственно от цеха (склада) предприятия-поставщика до цеха (склада) предприятия-получателя без каких-либо перегрузочных операций. Применение автомобильного транспорта для внутризаводских перевозок по сравнению с железнодорожным транспортом позволяет значительно сократить размеры территории предприятия и тем самым существенно уменьшить капитальные затраты. В отличие от железнодорожного транспорта его можно использовать в начальный период эксплуатации со значительно меньшими капиталовложениями, обеспечивая в последующем поэтапное наращивание провозной способности соответственно росту грузопотоков предприятия.
В настоящее время широкое применение автомобильный транспорт получил на открытых горных разработках различных отраслей промышленности, где он используется на перевозках пустой породы и полезных ископаемых: угля, руды чёрных и цветных металлов, горно-химического сырья, строительных материалов. При сравнительно небольших объёмах перевозок (до 20…25 млн. тонн в год) автомобильный транспорт работает в карьерах в качестве основного, а при больших объёмах – в комбинации с другими видами транспорта. Для карьеров создан целый ряд большегрузных автосамосвалов, которые обеспечивают эффективную совместную работу с мощными карьерными экскаваторами. На большинстве металлургических предприятий в последнее время значительная часть небольших по объёму и короткопробежных грузопотоков передана с железнодорожного на автомобильный транспорт.
Для выполнения межцеховых технологических перевозок применяются различные автотранспортные средства как общетранспортного назначения, так и специализированных видов. Автомобильный транспорт находит широкое применение при перевозках различных грузов на машиностроительных заводах, предприятиях строительной индустрии и в других отраслях промышленности.
Автомобильные дороги промышленных предприятий – это сложный комплекс инженерных сооружений. Основными устройствами автомобильной дороги являются: земляное полотно, дорожная одежда и искусственные сооружения (мосты, трубы, путепроводы). Элементы автомобильной дороги в плане и профиле проектируются аналогично элементам железнодорожного пути. Однако радиусы кривых участков и крутизну элементов профиля (уклоны) принимают в соответствии с нормами проектирования промышленных автомобильных дорог.
Основанием автомобильной дороги является земляное полотно. Верхняя часть земляного полотна профилируется специально и состоит из корыта для дорожной одежды и обочин, которые ограничиваются бровкой земляного полотна. По обеим сторонам земляного полотна устраивают водоотводные сооружения. На некоторых участках при значительной высоте насыпи она может быть заменена эстакадой. При пересечении автомобильных дорог с железными дорогами и другими автодорогами устраивают путепроводы, при пересечении водотоков – трубы и мосты.
Дорожная одежда представляет собой специальное укрепление проезжей части с целью создания прочной, достаточно устойчивой к внешним воздействиям, ровной и шероховатой поверхности, удобной для движения автомобилей в течение всего года. Дорожная одежда может быть устроена на всю ширину земляного полотна или на его часть. Дорожные одежды делятся на три типа:
К усовершенствованным капитальным относятся асфальтобетонные, цементобетонные, из чёрного щебня, приготовленного в установке, брусчатки на бетонном основании; к капитальным облегченным – чёрные щебёночные и гравийные смеси. К одеждам переходного типа относятся щебёночные и гравийные шоссе, мостовые, грунты, обработанные вяжущими в установке. Покрытия переходного типа являются основанием для усовершенствованных покрытий. К низшим покрытиям относятся грунты, обработанные добавками, профилированные и укатанные.
Подъездные (внешние) автомобильные дороги промышленных предприятий проектируются и сооружаются по нормам и требованиям для сети автомобильных дорог общего пользования. Внутризаводские и внутрикарьерные автомобильные дороги являются частью схемы технологических транспортных коммуникаций по обслуживанию производственного процесса предприятия и характеризуются специфическими условиями эксплуатации и особенностями конструкции.
Внутризаводские автомобильные дороги предприятий являются элементом планировочных решений территории промышленной площадки. В зависимости от назначения, определяемого характером, объёмом перевозок и специальными производственными требованиями, их подразделяют на три вида:
Поперечные и продольные профили внутризаводских автодорог увязывают с горизонтальной и вертикальной планировкой промышленной площадки.
На основных внутризаводских магистралях и производственных дорогах с движением подвижного состава большой и особо большой грузонапряжённости устраивают усовершенствованные капитальные (преимущественно цементобетонные) дорожные покрытия. При этом в случае перевозки горячих, жидких и тяжеловесных грузов к ровности покрытий предъявляются специальные требования. На всех остальных внутризаводских дорогах применяются облегченные усовершенствованные типы асфальтобетонных покрытий.
Специфическими особенностями характеризуются автомобильные дороги карьеров. Схемы, трасса и устройство автодорог определяются здесь горнотехническими условиями разработки месторождения, направлением и расстоянием транспортировки вскрышных пород, полезного ископаемого и объёмом перевозок. При применении автомобильного транспорта на карьерах капитальные траншеи с технологическими автодорогами, обеспечивающие транспортную связь вскрышных и добычных уступов с отвалами и погрузочно-складским комплексом на поверхности, выполняются в виде прямых, спиральных, петлевых и комбинированных съездов. Прямые съезды используют при разработке месторождений с горизонтальным или слабонаклонным залеганием пластов при относительно небольшой глубине карьера, спиральные съезда – на глубоких карьерах с ограниченными размерами в плане, петлевые – при значительной глубине карьера, когда прямым съездом не удаётся достичь нижних уступов. На большинстве карьеров при использовании автотранспорта применяют комбинированные съезды.
При устройстве петлевых трасс на крутых бортах карьера безопасное соединение прямых участков автомобильных дорог достигается только сооружением серпантина. Руководящий (расчётный) уклон карьерных автодорог выбирают с учётом глубины карьера, интенсивности движения, тяговых свойств подвижного состава автотранспорта и безопасности движения.
По характеру перевозок карьерные автодороги подразделяются на технологические и хозяйственные. Технологические автодороги предназначены для перевозки полезного ископаемого и вскрышных пород от экскаваторных забоев до пунктов разгрузки, хозяйственные – для перевозки хозяйственных и вспомогательных грузов. Технологические автодороги состоят из постоянных и временных. Постоянные устраивают на поверхности карьера, в капитальных траншеях, на транспортных бермах в карьере и въездах на отвал. Временные дороги – это дороги рабочих уступов. Постоянные дороги на поверхности и в капитальной траншее имеют дорожное покрытие.
Внутризаводские и карьерные автомобильные дороги в зависимости от годового объёма перевозок (млн. тонн брутто) подразделяются на категории. В соответствии с категорийностью принимаются нормы и технические требования, которыми руководствуются при проектировании промышленных автодорог.
Автомобильные дороги, мосты, водопропускные трубы, путепроводы и другие сооружения должны проектироваться с выбором наиболее рациональных типов транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов и организации перевозок. При проектировании промышленных автодорог для перевозки технологических грузов проезжая часть должна иметь две полосы движения с шириной, проезжей части: для внутризаводских дорог 6…14 м (в зависимости от типа автомобиля), а для карьерных автодорог 7,5…30 м. Наименьшие радиусы кривых в плане для всех видов промышленных автодорог принимаются 30…100 м, для расчётных скоростей движения – от 20 до 50 м.
К подвижному составу грузового автомобильного транспорта относятся автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. В зависимости от назначения автомобили делятся на транспортные, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров (грузовые, легковые и автобусы), и специальные, которые используются для выполнения работ определённого назначения (автокраны, автопогрузчики, пожарные и другие).
На современных предприятиях автомобильный транспорт часто непосредственно участвует в производственном и строительном процессах и используется для перевозки определённых грузов (цемента, раствора, стеновых панелей, блоков, ферм и тому подобное) Для этих перевозок применяют специально оборудованные автомобили.
Для перевозки цемента используются цементовозы грузоподъемностью 7 и 12 т с пневмоустройствами для его выгрузки. Транспортировку строительных растворов осуществляют растворовозами с цистернами вместимостью 2,5 м3, подогревом в зимнее время и механизированной разгрузкой. Стеновые панели, блоки, фермы перевозят панелевозами. Для перевозки леса применяют прицепы-роспуски. Перевозка жидких грузов (бензина, сжиженных газов) осуществляется автомобилями со специальными цистернами.
Для увеличения производительности грузовых автомобилей, уменьшения расхода топлива и снижения себестоимости перевозок применяют прицепы, буксируемые грузовым автомобилем или автомобилем-тягачом. В зависимости от способа буксирования различают седельные тягачи, работающие с полуприцепами, и буксирные, использующие тяжёлые прицепы.
На металлургических заводах успешно внедряются внутризаводские автомобильные перевозки металлургических грузов: жидкого и горячего шлака, слитков, слябов, проката и других. Разработан типоразмерный ряд специальных автотранспортных средств для межцеховых перевозок основных технологических грузов на металлургических заводах:
Применение специальных автомашин позволяет существенно повысить производительность транспорта и снизить себестоимость перевозок.
Работа автотранспортных цехов промышленных предприятий определяется объёмом перевозок. На металлургических предприятиях перевозки грузов автотранспортом делятся на централизованные и децентрализованные. Преобладающая часть общего объёма перевозок осуществляется централизованно.