Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:41, курсовая работа
В данном курсовом проекте должны быть рассчитаны показатели и построены следующие графические характеристики проектируемого автомобиля МАЗ 53371
- внешняя скоростная характеристика двигателя;
- график силового баланса;
- график мощностного баланса;
- динамическая характеристика;
- график ускорений;
- график пути и времени разгона;
- топливно-экономическая характеристика.
Введение ………………………………………………..…………………....…2
1.Алгоритм расчета показателей тяговой динамики и топливной экономичности проектируемого автомобиля……………………….……..…4
1.1Внешняя скоростная характеристика двигателя при заданной его мощности …………………………………………………………………..…..4
1.2 Тяговый (силовой) баланс проектируемого автомобиля ………….……5
1.3 Расчет мощностного баланса проектируемого автомобиля……………..7
1.4 Расчет динамической характеристики автомобиля………………………8
1.5 Расчет ускорения разгона автомобиля…………………………………….8
1.6 Расчет времени и пути разгона автомобиля………………………………9
1.7 Расчет топливно-экономической характеристики автомобиля…………10
2. Результаты расчета показателей тяговой динамики и топливной экономичности проектируемого автомобиля………………………………..13
2.1 Внешняя скоростная характеристика двигателя проектируемого автомобиля…………………………………………………………………….13
2.2.График силового баланса проектируемого автомобиля………..………15
2.3.График мощностного баланса проектируемого автомобиля…………..17
2.4. Динамическая характеристика проектируемого автомобиля…………18
2.5.Ускорение разгона проектируемого автомобиля…………………….....19
2.6. Время и путь разгона проектируемого автомобиля……………………21
2.7.Топливно-экономическая характеристика проектируемого автомобиля…………………………………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………………...25
На основании приведенных зависимостей можно рассчитать силу тяги на ведущих колесах на каждой передаче и построить тяговую характеристику автомобиля.
Для построения графика силового баланса необходимо рассчитать силы сопротивления дороги и силы сопротивления воздуха
1.3 Расчет графика мощностного баланса проектируемого автомобиля
Мощность, подведенная к колесам определется как сумма мощности на преодоление силы сопротивления качению , силы сопротивления подъему, силы сопротивления воздуха, так же мощности, затрачиваемой на ускорение автомобиля.
Значения мощностей рассчитываются по выражениям:
Мощность, подведённая к колёсам
, (1.8)
Для МАЗ – 53371
Nт1 = 18,87*0,98 =18,5 кВт
Nт2 = 48,18*0,98 =47,2 кВт
Nт3 = 79,2*0,98 =77,6 кВт
Nт4 = 95,04*0,98 =93 кВт
Nт5 = 108,24*0,98 =106 кВт
Nт6 = 132*0,98 =129 кВт
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги
Для МАЗ-53371
Nд1 = 845* 10/1000 = 8,45 кВт
Nд2 = 857* 20/1000 = 17,14 кВт
Nд3 = 878* 30/1000 = 26,34 кВт
Nд4 = 908* 40/1000 = 36,32 кВт
Nд5 = 945*50/1000 = 47,25 кВт
Nд6 = 992* 60/1000 = 59,52 кВт
Nд7 = 1046* 70/1000 = 73,22 кВт
Nд8 = 1144* 85/1000 = 97,24 кВт
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха
Для МАЗ-53371
Nв1 = 22,6*10/1000 = 0,2 кВт
Nв2 = 90*20/1000 = 1,8 кВт
Nв3 = 203*30/1000 = 6 кВт
Nв4 = 362*40/1000 = 14,5 кВт
Nв5 = 565*50/1000 = 28,25 кВт
Nв6 = 814*60/1000 = 48,9 кВт
Nв7 = 1108*70/1000 = 77,6 кВт
Nв8 = 1633*85/1000 = 138,8 кВт
Результаты расчетов заносим в таблицу 4.
Таблица 4– Значения мощностей автомобиля
mi |
ne, об/мин |
V, км/час |
Nт, кВт |
Nв, кВт |
Nд, кВт |
Запас мощн., кВт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
400 |
2 |
18,5 |
0,004 |
1,7 |
16,796 |
800 |
4 |
47,2 |
0,032 |
3,4 |
43,768 | |
1200 |
6 |
77,6 |
0,06 |
5,1 |
72,44 | |
1400 |
7 |
93 |
0,105 |
5,9 |
86,995 | |
1600 |
8 |
106 |
0,144 |
6,7 |
99,156 | |
2100 |
11 |
129 |
0,33 |
9,3 |
119,37 | |
2 |
400 |
4 |
18,5 |
0,032 |
3,4 |
15,068 |
800 |
7 |
47,2 |
0,105 |
5,9 |
41,195 | |
1200 |
11 |
77,6 |
0,33 |
9,3 |
67,97 | |
1400 |
13 |
93 |
0,52 |
11,0 |
81,48 | |
1600 |
15 |
106 |
0,75 |
12,8 |
92,45 | |
2100 |
19 |
129 |
1,615 |
16,3 |
111,09 | |
3 |
400 |
7 |
18,5 |
0,105 |
5,9 |
12,495 |
800 |
14 |
47,2 |
0,49 |
11,9 |
34,81 | |
1200 |
21 |
77,6 |
2,1 |
18,0 |
57,5 | |
1400 |
24 |
93 |
3,6 |
20,8 |
68,6 | |
1600 |
28 |
106 |
5,32 |
24,5 |
76,18 | |
2100 |
36 |
129 |
41,4 |
32,2 |
55,4 | |
4 |
400 |
11 |
18,5 |
0,33 |
9,3 |
8,87 |
800 |
21 |
47,2 |
2,1 |
18,0 |
27,1 | |
1200 |
32 |
77,6 |
3,52 |
28,3 |
45,78 | |
1400 |
37 |
93 |
42,55 |
33,2 |
17,25 | |
1600 |
42 |
106 |
54,6 |
38,4 |
13 | |
2100 |
55 |
129 |
90,75 |
53,2 |
0 | |
5 |
400 |
16 |
18,5 |
0,96 |
13,6 |
3,94 |
800 |
32 |
47,2 |
3,52 |
28,3 |
15,38 | |
1200 |
48 |
77,6 |
69,6 |
45,0 |
0 | |
1400 |
56 |
93 |
98 |
54,5 |
0 | |
1600 |
64 |
106 |
128 |
64,8 |
0 | |
2100 |
84 |
129 |
137,2 |
95,5 |
0 |
По данным таблицы 4 строим график мощностного баланса автомобиля, рисунок 3.
1.4. Расчет динамической характеристики автомобиля
Динамическая характеристика
- графическое изображение
Динамический фактор определяется по формуле:
РВ – сила сопротивления воздуха,
G0 – масса автомобиля
Для МАЗ-53371
D11= (3904-0.9)/(7150*9,8) =0.05
D12= (4993-3.6)/(7150*9,8) =0.07
D13= (5470-8.14)/(7150*9,8) =0.07
D14= (5627-11)/(7150*9,8) =0.08
D15= (5607-14)/(7150*9,8) =0.079
D16= (5210-27)/(7150*9,8) =0.73
Таблица №5 Расчет динамической характеристики автомобиля
nc |
V1 |
D1 |
V2 |
D2 |
V3 |
D3 |
V4 |
D4 |
V5 |
D5 |
400 |
2 |
0,055703 |
4 |
0,030703 |
7 |
0,01594 |
11 |
0,010199 |
16 |
0,006167 |
800 |
4 |
0,071206 |
7 |
0,039131 |
14 |
0,019947 |
21 |
0,01212 |
32 |
0,005629 |
1200 |
6 |
0,077949 |
11 |
0,042652 |
21 |
0,02114 |
32 |
0,011537 |
48 |
0,002368 |
1400 |
7 |
0,080147 |
13 |
0,043739 |
24 |
0,021246 |
37 |
0,010852 |
56 |
0 |
1600 |
8 |
0,079813 |
15 |
0,043401 |
28 |
0,020604 |
42 |
0,00952 |
64 |
0 |
2100 |
11 |
0,073964 |
19 |
0,039837 |
36 |
0,01731 |
55 |
0,004365 |
84 |
0 |
Необходимо также рассчитать динамический фактор по условию сцепления колеса с дорогой. Максимальная тяговая сила, которая может быть передана через ведущие колеса, определяется по формуле:
Для МАЗ-53371
Pmax = 0.4*1.1*3060 = 1346.4
- коэффициент перераспределения веса для задней ведущей оси автомобиля ( = 1,1 - 1,2);
-вес, приходящийся на задние ведущие колеса.
Подставив в формулу значения = 0,2 - 0.4 , определим для каждой скорости движения автомобиля тот максимальный динамический фактор, который может быть реализован в различных условиях движения.
По полученным данным в координатах D – V строится график динамической характеристики автомобиля, штриховыми линиями наносится динамический фактор по сцеплению.
График динамической характеристики автомобиля МАЗ-53371
1.5 График ускорений автомобиля
График ускорений – закономернсть ускорения проектируемого автомобиля. Расчет ускорений при разгоне проектируемого автомобиля производится по выражению:
где: -коэффициент суммарного дорожного сопротивления
где – коэффициент суммарного дорожного сопротивления при i = 0
= 0.012(1+V2/20000);
- коэффициент учета вращающихся масс:
δвр = 1+(δ1+ δ2×iтр×m)/mа, (1.15)
g – ускорение свободного падения тела.
где δ1 δ2 (0,03-0,05);
m – полная масса автомобиля;
mа – фактическая масса автомобиля;
iтр – передаточное число трансмиссии.
Таблица 6 – Значения ускорений автомобиля
D1 |
0,05 |
0,07 |
0,077 |
0,08 |
0,079 |
0,07 | |||||||||
I |
|
0,0120024 |
0,01201 |
0,0120216 |
0,01203 |
0,01204 |
0,012073 | ||||||||
V1, км/ч |
2 |
4 |
6 |
7 |
8 |
11 | |||||||||
j1, м/с2 |
0,33 |
0,516642 |
0,57889847 |
0,60556 |
0,59657 |
0,51608 | |||||||||
D2 |
0,03 |
0,039 |
0,042 |
0,043 |
0,043 |
0,039 | |||||||||
II |
|
0,0120096 |
0,012029 |
0,0120726 |
0,0121 |
0,01214 |
0,012217 | ||||||||
V2, км/ч |
4 |
7 |
11 |
13 |
15 |
19 | |||||||||
J2, м/с2 |
0,16 |
0,240284 |
0,26662593 |
0,27528 |
0,27498 |
0,238616 | |||||||||
D3 |
0,016 |
0,019 |
0,02 |
0,021 |
0,02 |
0,017 | |||||||||
III |
|
0,0120294 |
0,012118 |
0,0122646 |
0,01235 |
0,01247 |
0,012778 | ||||||||
V3, км/ч |
7 |
14 |
21 |
24 |
28 |
36 | |||||||||
J3, м/с2 |
0,03 |
0,061316 |
0,06891538 |
0,0771 |
0,06708 |
0,037618 | |||||||||
D4 |
0,01 |
0,012 |
0,011 |
0,01 |
0,009 |
0,004 | |||||||||
IV |
|
0,0120726 |
0,012265 |
0,0126144 |
0,01282 |
0,01306 |
0,013815 | ||||||||
V4, км/ч |
11 |
21 |
32 |
37 |
42 |
55 | |||||||||
J4, м/с2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||||||||
D5 |
0,006 |
0,005 |
0,002 |
0 |
0 |
0 | |||||||||
V |
|
0,0121536 |
0,012614 |
0,0133824 |
0,01388 |
0,01446 |
0,016234 | ||||||||
V5, км/ч |
16 |
32 |
48 |
56 |
64 |
84 | |||||||||
J5, м/с2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||||||||
1.6 Определения
времени разгона
При проведении расчетов принимают, что разгон автомобиля на каждой передаче производится до достижения максимальных оборотов двигателя.
Как показано
на рисунке 1 для определения
времени разгона автомобиля
среднее ускорение:
При изменении скорости от Vн (начальная) до Vк (конечная) среднее ускорение можно определить из выражения:
Изменение скорости;
(1.17)
А время разгона автомобиля в каждом интервале определяют по выражению:
где - соответственно, ускорения и скорости в начале и конце интервала
Время переключения передач принимается по таблице 1.1
Таблица 1.1
Тип коробки передач |
Время переключения передач, с | |
Карбюраторные. |
Дизельные | |
Без синхронизаторов |
1,3-1,5 |
1-1,5 |
С синхронизаторами |
0,2-0,5 |
1 - 1,5 |
Падение скорости за время переключения передач определяют по зависимости:
Для МАЗ-53371
DVп = 9,3* 1,5*1,05 = 14,6
где - коэффициент учета вращающихся масс при накате, =1,05.
1.7 Определение пути разгона автомобиля
Путь разгона определяется в тех же интервалах изменения скорости:
Путь, проходимый автомобилем при разгоне. как и время определяется нарастающим итогом.
Результаты расчетов заносят в таблицу, по результатам расчета строится график пути разгона проектируемого автомобиля.
Таблица 8
Первая передача | ||||||||
n,об/мин. |
Vн |
Vк |
Vср |
Jн |
Jк |
Jср |
Dt |
DS |
400-800 |
2 |
4 |
3 |
0,33 |
0,51 |
0,42 |
4,761904762 |
14,286 |
800-1200 |
4 |
6 |
5 |
0,51 |
0,57 |
0,54 |
3,703703704 |
18,519 |
1200-1400 |
6 |
7 |
6,5 |
0,57 |
0,6 |
0,585 |
1,709401709 |
11,111 |
1400-1600 |
7 |
8 |
7,5 |
0,6 |
0,59 |
0,595 |
1,680672269 |
12,605 |
1600-2100 |
8 |
11 |
9,5 |
0,59 |
0,51 |
0,55 |
5,454545455 |
51,818 |
Вторая передача | ||||||||
n,об/мин. |
Vн |
Vк |
Vср |
Jн |
Jк |
Jср |
Dt |
DS |
400-800 |
4 |
7 |
5,5 |
0,16 |
0,24 |
0,2 |
15 |
82,5 |
800-1200 |
7 |
11 |
9 |
0,24 |
0,26 |
0,25 |
16 |
144 |
1200-1400 |
11 |
13 |
12 |
0,26 |
0,27 |
0,265 |
7,547169811 |
90,566 |
1400-1600 |
13 |
15 |
14 |
0,275 |
0,274 |
0,2745 |
7,285974499 |
102 |
1600-2100 |
15 |
19 |
17 |
0,274 |
0,23 |
0,252 |
15,87301587 |
269,84 |
Третья передача | ||||||||
n,об/мин. |
Vн |
Vк |
Vср |
Jн |
Jк |
Jср |
Dt |
DS |
400-800 |
7 |
14 |
10,5 |
0,03 |
0,06 |
0,045 |
155,5555556 |
1633,3 |
800-1200 |
14 |
21 |
17,5 |
0,06 |
0,068 |
0,064 |
109,375 |
1914,1 |
1200-1400 |
21 |
24 |
22,5 |
0,068 |
0,07 |
0,069 |
43,47826087 |
978,26 |
1400-1600 |
24 |
28 |
26 |
0,07 |
0,06 |
0,065 |
61,53846154 |
1600 |
1600-2100 |
28 |
36 |
32 |
0,06 |
0,03 |
0,045 |
177,7777778 |
5688,9 |
Четвертая передача | ||||||||
n,об/мин. |
Vн |
Vк |
Vср |
Jн |
Jк |
Jср |
Dt |
DS |
400-800 |
11 |
21 |
16 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
800-1200 |
21 |
32 |
26,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1200-1400 |
32 |
37 |
34,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1400-1600 |
37 |
42 |
39,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1600-2100 |
42 |
55 |
48,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Пятая передача | ||||||||
n,об/мин. |
Vн |
Vк |
Vср |
Jн |
Jк |
Jср |
Dt |
DS |
400-800 |
16 |
32 |
24 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
800-1200 |
32 |
48 |
40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1200-1400 |
48 |
56 |
52 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1400-1600 |
56 |
64 |
60 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1600-2100 |
64 |
84 |
74 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Информация о работе Расчет тягово-экономических характеристик автомобиля МАЗ 53371