Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:45, курсовая работа
В данном курсовом проекте должны быть рассчитаны показатели и построены следующие графические характеристики проектируемого автомобиля:
- внешняя скоростная характеристика двигателя;
- график силового баланса;
- график мощностного баланса;
- динамическая характеристика;
- график ускорений;
- график пути и времени разгона;
- топливно-экономическая характеристика.
1 Алгоритм расчета
тяговой динамики и топливной
экономичности проектируемого
В данном курсовом проекте должны быть рассчитаны показатели и построены следующие графические характеристики проектируемого автомобиля:
- внешняя скоростная
- график силового баланса;
- график мощностного баланса;
- динамическая характеристика;
- график ускорений;
- график пути и времени разгона;
- топливно-экономическая характеристика.
Двигатель является основным источником энергии, необходимой для движения автомобиля. Мощностные и экономические показатели двигателя определяются его характеристиками. Наиболее важные из них: скоростные, нагрузочные и регулировочные. Скоростные характеристики - зависимости эффективной мощности и эффективного крутящего момента от частоты вращения коленчатого вала.
Двигатели имеют два типа скоростных характеристик: внешнюю (предельную) и частичные. Внешнюю скоростную характеристику получают при полной нагрузке двигателя. Тягово-скоростные свойства автомобиля определяют по внешней скоростной характеристике.
1.1 Внешняя скоростная характеристика двигателя при рассчитывается по формуле профессора С.Р. Лейдермана:
(1.1)
где ne- текущее значение частоты вращения коленчатого вала;
- текущие мощности двигателя;
- максимальное значение
a,b,c - коэффициенты, учитывающие тип двигателя, форму камеры сгорания,
для карбюраторных двигателей a=b= с=1;
для дизельных двигателей a =0,53, b = 1,56, c = 1,09
Для расчета показателей
и построения графических зависимостей
необходимо найти 6-8 значений мощности
и крутящего момента в
Частоту вращения п мин следует принимать:
Легковые автомобили с карбюраторным двигателем п мин =800 -1000об/мин.
Грузовые автомобили с карбюраторным двигателем n min =500 -600 об/мин.
Грузовые с дизельным двигателем п мин =400 — 500об/мин.
Максимальное число оборотов двигателя принимается:
для легковых автомобилей
для грузовых автомобилей
1.2 Тяговый (силовой) баланс проектируемого автомобиля
Тяговая сила на ведущих колесах автомобиля рассчитываются по формуле
Скорость движения автомобиля определяется по формуле:
где rk - радиус качения;
На основании приведенных
Для построения графика силового баланса необходимо рассчитать силы сопротивления дороги и силы сопротивления воздуха
Сила сопротивления качения:
, (1.4)
где - вес автомобиля,
- коэффициент сопротивления качению,
Сила сопротивления дороги:
,
где ί- величина уклона, ί=0 ; (
Сила сопротивления воздуха:
, (1.6) где -коэффициент обтекаемости ,
-лобовая площадь, м ;
=Hа∙Bа ,
где Hа – высота автомобиля , м;
Bа – ширина автомобиля , 1,65 м;
Скорость движения автомобиля выбирается исходя из расчётов в диапазоне MIN-MAX движения автомобиля на прямой передаче
Количество расчетных точек должно быть не менее 5 - 6
1.3 Расчет графика мощностного баланса проектируемого автомобиля
Мощность, подведенная к колесам определется как сумма мощности на преодоление силы сопротивления качению , силы сопротивления подъему, силы сопротивления воздуха, так же мощности, затрачиваемой на ускорение автомобиля.
Значения мощностей рассчитываются по выражениям:
Мощность, подведённая к колёсам
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги
, (1.9)
Мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха
,
На основании данных формул производятся расчеты мощностей для всего диапазона скоростей движения автомобиля, принятых при построении графика силового баланса. После выполнения расчетов составляющих мощностного баланса результаты в соответствии с методикой оформления, представленной в разделе 2 заносятся в таблицу и строится график мощностного баланса.
1.4. Расчет динамической характеристики автомобиля
Динамическая характеристика
- графическое изображение
Динамический фактор определяется по формуле:
, (1.11) где РТ – тяговая сила,
РВ – сила сопротивления воздуха,
G0 – масса автомобиля
Необходимо также рассчитать динамический фактор по условию сцепления колеса с дорогой. Максимальная тяговая сила, которая может быть передана через ведущие колеса, определяется по формуле:
- коэффициент перераспределения веса для задней ведущей оси автомобиля ( = 1,1 - 1,2);
-вес, приходящийся на задние ведущие колеса.
Подставив в формулу значения = 0,2 - 0.4 , определим для каждой скорости движения автомобиля тот максимальный динамический фактор, который может быть реализован в различных условиях движения.
По полученным данным в координатах D – V строится график динамической характеристики автомобиля, штриховыми линиями наносится динамический фактор по сцеплению.
1.5 График ускорений автомобиля
График ускорений – закономернсть ускорения проектируемого автрмобиля. Расчет ускорений при разгоне проектируемого автомобиля производится по выражению:
где: -коэффициент суммарного дорожного сопротивления
- коэффициент учета вращающихся масс:
g – ускорение свободного падения тела.
Результаты расчета заносят в таблицу и по ним строят график ускорений.
1.6 Определения
времени разгона
При проведении расчетов принимают, что разгон автомобиля на каждой передаче производится до достижения максимальных оборотов двигателя.
Как показано
на рисунке 1 для определения
времени разгона автомобиля
среднее ускорение:
изменение скорости;
(1.16)
а время разгона автомобиля в каждом интервале определяют по выражению:
где - соответственно, ускорения и скорости в начале и конце интервала
Время переключения передач принимается по таблице 1.1
Таблица 1.1
Тип коробки передач |
Время переключения передач, с | |
Карбюраторные. |
Дизельные | |
Без синхронизаторов |
1,3-1,5 |
1-5 |
С синхронизаторами |
0,2-0,5 |
1 - 1,5 |
Падение скорости за время переключения передач определяют по зависимости:
=( g) 3,6/ (1.18)
где - коэффициент учета вращающихся масс при накате, =1,05.
Расчет времени разгона на 1 и т.д. передачах производится с учетом уменьшения скорости за время переключения передач.
Результаты расчетов сводят в таблицу и строят график разгона автомобиля. Время разгона при этом откладывается нарастающим итогом.
1.7 Определение пути разгона автомобиля
Путь разгона определяется в тех же интервалах изменения скорости:
=
/3,6,м,
где - средняя скорость движения в каждом интервале, км/ч
Падение скорости за время переключения передач определяют по зависимости:
=(
g) 3,6/
где - коэффициент учета вращающихся масс при накате, =1,05.
Путь, проходимый автомобилем при разгоне. как и время определяется нарастающим итогом.
Результаты расчетов заносят в таблицу, по результатам расчета строится график пути разгона проектируемого автомобиля.
1.8 Расчет топливно-экономической характеристики проектируемого автомобиля
Топливно-экономические
качества автомобилей при движении
их с постоянной скоростью оцениваются
топливно-экономической
Топливно-экономическая характеристика представляет собой график зависимости путевого расхода топлива от скорости движения автомобиля при различных дорожных условиях.
Путевой расход топлива определяется по формуле:
где - удельный эффективный расход топлива, г/ кВт. ч.;
- мощность двигателя,
V- скорость движения автомобиля, км /ч:
рт - плотность топлива, для бензина 0.74 кг/ . для дизтоплива 0.8кг/м3.
Удельный эффективный расход топлива, зависящий от числа оборотов коленчатого вала и степени использования мощности двигателя (степени открытия дроссельной заслонки карбюратора или хода рейки топливного насоса) определяется по выражению:
где удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя, г/кВт ч.;
для дизельных = 258,4 г/кВт,
для карбюраторных двигателей можно принять = 353,6 г/кВт ч.;
k n- коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя;
kn= f(
kN - коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя.
K N= f ( ), (1.24)
где Ne- потребная мощность двигателя при данных расчетных оборотах коленчатого вала, необходимая для передвижения автомобиля на данной передаче.
Информация о работе Расчет тягово-экономических характеристик автомобиля МАЗ 5337