Расчет тягово-экономических характеристик автомобиля МАЗ 5337

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

В данном курсовом проекте должны быть рассчитаны показатели и построены следующие графические характеристики проектируемого автомобиля:
- внешняя скоростная характеристика двигателя;
- график силового баланса;
- график мощностного баланса;
- динамическая характеристика;
- график ускорений;
- график пути и времени разгона;
- топливно-экономическая характеристика.

Файлы: 9 файлов

~$ЗДЕЛ 1.docx

— 162 байт (Просмотреть файл, Скачать файл)

Аннотация.docx

— 14.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

введение.docx

— 16.17 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

задание.docx

— 16.03 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

заключение.docx

— 12.13 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

раздел 1.docx

— 135.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

РАЗДЕЛ 2.docx

— 337.48 Кб (Скачать файл)

1 Алгоритм расчета  тяговой динамики и топливной  экономичности проектируемого автомобиля

В данном курсовом проекте должны быть рассчитаны показатели и построены следующие графические характеристики  проектируемого автомобиля:

- внешняя скоростная характеристика  двигателя;

- график силового баланса;

- график мощностного баланса;

- динамическая характеристика;

- график ускорений;

- график пути и времени  разгона;

- топливно-экономическая  характеристика.

Двигатель является основным источником энергии, необходимой для  движения автомобиля. Мощностные и экономические показатели двигателя определяются его характеристиками. Наиболее важные из них: скоростные, нагрузочные и регулировочные. Скоростные характеристики - зависимости эффективной мощности и эффективного крутящего момента от частоты вращения коленчатого вала.

Двигатели имеют  два типа скоростных характеристик: внешнюю (предельную) и частичные. Внешнюю скоростную характеристику получают при полной нагрузке двигателя. Тягово-скоростные свойства автомобиля определяют по внешней скоростной характеристике.

1.1 Внешняя скоростная  характеристика  двигателя при рассчитывается по формуле профессора  С.Р. Лейдермана:

        

                       (1.1)

где ne- текущее значение частоты вращения коленчатого вала;

- текущие мощности двигателя;

- максимальное значение мощности  двигателя;

a,b,c - коэффициенты, учитывающие тип двигателя, форму камеры сгорания,

 для карбюраторных  двигателей a=b= с=1;

для дизельных двигателей a =0,53, b = 1,56, c = 1,09

Частоту вращения п мин следует принимать:

Грузовые с дизельным  двигателем п мин =400 — 500об/мин.

Расчет  скоростной характеристики двигателя автомобиля МАЗ-53371

Определим значения мощности Ne для следующих значений ne:

 

nmin=400 об/мин.;

ne1= 800 об/мин.;

ne2= 1200 об/мин.;

ne3= 1400 об/мин.;

ne4= 1600 об/мин.;

nmax=2100 об/мин.;

 

Nmin=132×[0,53×(400/2100)+1,56×(400/2100)2-1,09×(400/2100)3]=18,87 кВт;

Ne1=132×[0,53×(800/2100)+1,56×(800/2100)2-1,09×(800/2100)3]=48,18 кВт;

Ne2=132×[0,53×(1200/2100)+1,56×(1200/2100)2-1,09×(1200/2100)3]=79,2 кВт;

Ne3=132×[0,53×(1400/2100)+1,56×(1400/2100)2-1,09×(1400/2100)3]=95,04 кВт;

Ne4=132×[0,53×(1600/2100)+1,56×(1600/2100)2-1,09×(1600/2100)3]= 108,24 кВт;

Nmax=132×[0,53×(2100/2100)+1,56×(2100/2100)2-1,09×(2100/2100)3]=132 кВт;

 

Для тех же частот вращения коленвала определяем крутящий момент Ме двигателя по формуле:

 

Ме=9555,3×(Ne/ne), Нм;

Мmin=9555.3×(18,87/400)=450,7 Нм

Ме1=9555,3×(48,18/800)=575,5 Нм

Ме2=9555,3×(79,2 /1200)=630,6 Нм

Ме3=9555,3×(95,04/1400)=648,6 Нм

Ме4=9555,3×(108,24/1600)=646,41 Нм

Ме5=9555,3×(132/2100)=600,6 Н

Полученные значения текущих мощности и момента сводим в таблицу 1.

Таблица 1 – Значения мощности и крутящего момента

ne, об/мин.

400

800

1200

1400

1600

2100

Ne, кВт

18,87

48,18

79,2

95,04

108,24

132

Me, Нм

450,7

575,5

630,6

648,6

646,41

600,6


 

По табличным значениям  строим график внешней скоростной характеристики.

 

Рисунок 1 – Внешняя скоростная характеристика МАЗ-53371

 

Максимальное число оборотов двигателя принимается:

для легковых автомобилей    

для грузовых автомобилей      

=

nmax = nN = 2100 об/мин

1.2 Тяговый (силовой)  баланс  проектируемого автомобиля 

Силовой баланс автомобиля выражается зависимостью:

Рт = Рдви,

                                                 

где Рт – сила тяги на ведущих колесах;

       Рд – сила сопротивления дороги;

       Рв – сила сопротивления воздуха;

       Ри – сила инерции.

Тяговая сила на ведущих  колесах автомобиля рассчитываются по формуле

                                           

,               (1.2)

Для МАЗ-53371

Рт11 = (450*5,26*0,85*1) /0,505*0,98= 3904 Н

Рт12 = (575,5*5,26*0,85*1) /0,505*0,98= 4993 Н

Рт13 = (630,6*5,26*0,85*1) /0,505*0,98= 5470 Н

Рт14 = (648,6*5,26*0,85*1) /0,505*0,98=5627 Н

Рт15 = (646,41*5,26*0,85*1) /0,505*0,98= 5607 Н

Рт16 = (600,6*5,26*0,85*1) /0,505*0,98= 5210 Н

 

Рт21 = (450,7*2,9*0,85*1) /0,505*0,98= 2155 Н

Рт22 = (575,5*2,9*0,85*1) /0,505*0,98= 2753 Н

Рт23 = (630,6*2,9*0,85*1) /0,505*0,98= 3016 Н

Рт24 = (648,6*2,9*0,85*1) /0,505*0,98=3103 Н

Рт25 = (646,41*2,9*0,85*1) /0,505*0,98=3092 Н

Рт26 = (600,6*2,9*0,85*1) /0,505*0,98=2873 Н

 

Рт31 = (450*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1128 Н

Рт32 = (575,5*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1442 Н

Рт33 = (630,6*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1581 Н

Рт34 = (648,6*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1619 Н

Рт35 = (646,41*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1621 Н

Рт36 = (600,6*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1506 Н

 

Рт41 = (450*1*0,85*1) /0,505*0,98=742 Н

Рт42 = (575,5*1*0,85*1) /0,505*0,98=949 Н

Рт43 = (630,6*1*0,85*1) /0,505*0,98=1040 Н

Рт44 = (648,6*1*0,85*1) /0,505*0,98=1070 Н

Рт45 = (646,41*1*0,85*1) /0,505*0,98=1066 Н

Рт46 = (600,6*1*0,85*1) /0,505*0,98=990 Н

 

Рт51 = (450*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=490 Н

Рт52 = (575,5*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=626 Н

Рт53 = (630,6*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=687 Н

Рт54 = (648,6*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=706 Н

Рт55 = (646,41*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=704 Н

Рт56 = (600,6*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=654 Н

 

Скорость движения автомобиля определяется по формуле:

                        

,      (1.3)

где rk - радиус качения;

V11= (0,378*400*0,505)/(5,26*7,24*1) = 2 км/час.;

V12= (0,378*800*0,505)/(5,26*7,24*1) =4 км/час.;

V13= (0,378*1200*0,505)/(5,26*7,24*1) =6 км/час.;

V14= (0,378*1400*0,505)/(5,26*7,24*1) =7 км/час.;

V15= (0,378*1600*0,505)/(5,26*7,24*1) =8 км/час.;

V16= (0,378*2100*0,505)/(5,26*7,24*1) =11 км/час.;

 

V21= (0,378*400*0,505)/(2,9*7,24*1) =4 км/час.;

V22= (0,378*800*0,505)/(2,9*7,24*1) =7 км/час.;

V23= (0,378*1200*0,505)/(2,9*7,24*1) =11 км/час.;

V24= (0,378*1400*0,505)/(2,9*7,24*1) =13 км/час.;

V25= (0,378*1600*0,505)/(2,9*7,24*1) =15 км/час.;

V26= (0,378*2100*0,505)/(2,9*7,24*1) =19 км/час.;

 

V31= (0,378*400*0,505)/(1,52*7,24*1) =7 км/час.;

V32= (0,378*800*0,505)/(1,52*7,24*1) =14 км/час.;

V33= (0,378*1200*0,505)/(1,52*7,24*1) =21 км/час.;

V34= (0,378*1400*0,505)/(1,52*7,24*1) =24 км/час.;

V35= (0,378*1600*0,505)/(1,52*7,24*1) =28 км/час.;

V36= (0,378*2100*0,505)/(1,52*7,24*1) =36 км/час.;

 

V41= (0,378*400*0,505)/(1*7,24*1) =11 км/час.;

V42= (0,378*800*0,505)/(1*7,24*1) =21 км/час.;

V43= (0,378*1200*0,505)/(1*7,24*1) =32 км/час.;

V44= (0,378*1400*0,505)/(1*7,24*1) =37 км/час.;

V45= (0,378*1600*0,505)/(1*7,24*1) =42 км/час.;

V46= (0,378*2100*0,505)/(1*7,24*1) =55 км/час.;

 

V51= (0,378*400*0,505)/(0,66*7,24*1) =16 км/час.;

V52= (0,378*800*0,505)/(0,66*7,24*1) =32 км/час.;

V53= (0,378*1200*0,505)/(0,66*7,24*1) =48 км/час.;

V54= (0,378*1400*0,505)/(0,66*7,24*1) =56 км/час.;

V55= (0,378*1600*0,505)/(0,66*7,24*1) =64 км/час.;

V56= (0,378*2100*0,505)/(0,66*7,24*1) =84 км/час.;

Силу сопротивления дороги для различных скоростей движения определим по формуле:

 

                                             Рд = m*g*

,                                           (1.4)

                                                   

где – коэффициент суммарного сопротивления дороги.

 

= f+i,

                                                       

где i = 0 – уклон дороги;

 

f – коэффициент сопротивления качению.

 

Отсюда:

 

= f = 0.012[1+V2/20000].

 

Рд1 = 7150*9,8*0,012(1+102/20000) =845 Н

Рд2 = 7150*9,8*0,012(1+202/20000) =857 Н

Рд3 = 7150*9,8*0,012(1+302/20000) =878 Н

Рд4 = 7150*9,8*0,012(1+402/20000) =908 Н

Рд5 = 7150*9,8*0,012(1+502/20000) =945 Н

Рд6 = 7150*9,8*0,012(1+602/20000) =992 Н

Рд7 = 7150*9,8*0,012(1+702/20000) = 1046 Н

Рдmax = 7150*9,8*0,012(1+852/20000) = 1144 Н

Сила сопротивления качения:

                                                   

,        (1.5)

где - вес автомобиля,

      - коэффициент сопротивления качению,

Рк = 7150*0.012 = 85.8 кг

          Сила сопротивления воздуха:

                                         ,         (1.6)   где -коэффициент обтекаемости ,

            -лобовая площадь, м ;

                                               =Hа∙Bа ,                                                         (1.7)                                                       

где  Hа – высота  автомобиля , 2,1 м;

        Bа – ширина  автомобиля ,  2 м;     

Рв1 = (0,7*(2,1*2)*102)/13= 22,6 Н

Рв2= (0,7*(2,1*2)*202)/13= 90 Н

Рв3 = (0,7*(2,1*2)*302)/13=203 Н

Рв4 = (0,7*(2,1*2)*402)/13=362 Н

Рв5 = (0,7*(2,1*2)*502)/13=565 Н

Рв6 = (0,7*(2,1*2)*602)/13=814 Н

Рв7 = (0,7*(2,1*2)*702)/13=1108 Н

Рв8 = (0,7*(2,1*2)*852)/13=1633 Н

 

             Скорость  движения  автомобиля  выбирается  исходя  из  расчётов  в  диапазоне  MIN-MAX  движения  автомобиля  на  прямой  передаче

Количество расчетных  точек должно быть не менее 5 - 6

 

Таблица 2 – Значения РД и РВ в зависимости от скорости

 

V, км/ч

10

20

30

40

50

60

70

Vmax

РД, Н

845

857

878

908

945

992

1046

1144

РВ, Н

22,6

90

203

362

565

814

1108

1633


 

Результаты расчетов сводим в таблицу 3.

 

Таблица 3 – Значения силы тяги и скорости автомобиля

 

nе, об/мин

400

800

1200

1400

1600

2100

Ме, Н*м

450,7

575,5

630

648,6

646,41

600,6

Рт1, Н

3904

4993

5470

5627

5607

5210

V1, км/час

2

4

6

7

8

11

Рт2, Н

2155

2753

3016

3103

3092

2873

V2, км/час

4

7

11

13

15

19

Pт3, Н

1128

1442

1581

1619

1621

1506

V3, км/час

7

14

21

24

28

36

Рт4, Н

742

949

1040

1070

1066

990

V4, км/час

11

21

32

37

42

55

Рт5, Н

490

626

687

706

704

654

V5, км/час

16

32

48

56

64

84

рдел 2.docx

— 270.98 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

список использованных источников.docx

— 10.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Расчет тягово-экономических характеристик автомобиля МАЗ 5337