Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:45, курсовая работа
В данном курсовом проекте должны быть рассчитаны показатели и построены следующие графические характеристики проектируемого автомобиля:
- внешняя скоростная характеристика двигателя;
- график силового баланса;
- график мощностного баланса;
- динамическая характеристика;
- график ускорений;
- график пути и времени разгона;
- топливно-экономическая характеристика.
1 Алгоритм расчета
тяговой динамики и топливной
экономичности проектируемого
В данном курсовом проекте должны быть рассчитаны показатели и построены следующие графические характеристики проектируемого автомобиля:
- внешняя скоростная
- график силового баланса;
- график мощностного баланса;
- динамическая характеристика;
- график ускорений;
- график пути и времени разгона;
- топливно-экономическая характеристика.
Двигатель является основным источником энергии, необходимой для движения автомобиля. Мощностные и экономические показатели двигателя определяются его характеристиками. Наиболее важные из них: скоростные, нагрузочные и регулировочные. Скоростные характеристики - зависимости эффективной мощности и эффективного крутящего момента от частоты вращения коленчатого вала.
Двигатели имеют два типа скоростных характеристик: внешнюю (предельную) и частичные. Внешнюю скоростную характеристику получают при полной нагрузке двигателя. Тягово-скоростные свойства автомобиля определяют по внешней скоростной характеристике.
1.1 Внешняя скоростная характеристика двигателя при рассчитывается по формуле профессора С.Р. Лейдермана:
где ne- текущее значение частоты вращения коленчатого вала;
- текущие мощности двигателя;
- максимальное значение
a,b,c - коэффициенты, учитывающие тип двигателя, форму камеры сгорания,
для карбюраторных двигателей a=b= с=1;
для дизельных двигателей a =0,53, b = 1,56, c = 1,09
Частоту вращения п мин следует принимать:
Грузовые с дизельным двигателем п мин =400 — 500об/мин.
Расчет скоростной характеристики двигателя автомобиля МАЗ-53371
Определим значения мощности Ne для следующих значений ne:
nmin=400 об/мин.;
ne1= 800 об/мин.;
ne2= 1200 об/мин.;
ne3= 1400 об/мин.;
ne4= 1600 об/мин.;
nmax=2100 об/мин.;
Nmin=132×[0,53×(400/2100)+1,
Ne1=132×[0,53×(800/2100)+1,56×
Ne2=132×[0,53×(1200/2100)+1,
Ne3=132×[0,53×(1400/2100)+1,
Ne4=132×[0,53×(1600/2100)+1,
Nmax=132×[0,53×(2100/2100)+1,
Для тех же частот вращения коленвала определяем крутящий момент Ме двигателя по формуле:
Ме=9555,3×(Ne/ne), Нм;
Мmin=9555.3×(18,87/400)=450,7 Нм
Ме1=9555,3×(48,18/800)=575,5 Нм
Ме2=9555,3×(79,2 /1200)=630,6 Нм
Ме3=9555,3×(95,04/1400)=648,6 Нм
Ме4=9555,3×(108,24/1600)=646,
Ме5=9555,3×(132/2100)=600,6 Н
Полученные значения текущих мощности и момента сводим в таблицу 1.
Таблица 1 – Значения мощности и крутящего момента
ne, об/мин. |
400 |
800 |
1200 |
1400 |
1600 |
2100 |
Ne, кВт |
18,87 |
48,18 |
79,2 |
95,04 |
108,24 |
132 |
Me, Нм |
450,7 |
575,5 |
630,6 |
648,6 |
646,41 |
600,6 |
По табличным значениям строим график внешней скоростной характеристики.
Рисунок 1 – Внешняя скоростная характеристика МАЗ-53371
Максимальное число оборотов двигателя принимается:
для легковых автомобилей
для грузовых автомобилей
nmax = nN = 2100 об/мин
1.2 Тяговый (силовой) баланс проектируемого автомобиля
Силовой баланс автомобиля выражается зависимостью:
Рт = Рд+Рв+Ри,
где Рт – сила тяги на ведущих колесах;
Рд – сила сопротивления дороги;
Рв – сила сопротивления воздуха;
Ри – сила инерции.
Тяговая сила на ведущих колесах автомобиля рассчитываются по формуле
Для МАЗ-53371
Рт11 = (450*5,26*0,85*1) /0,505*0,98= 3904 Н
Рт12 = (575,5*5,26*0,85*1) /0,505*0,98= 4993 Н
Рт13 = (630,6*5,26*0,85*1) /0,505*0,98= 5470 Н
Рт14 = (648,6*5,26*0,85*1) /0,505*0,98=5627 Н
Рт15 = (646,41*5,26*0,85*1) /0,505*0,98= 5607 Н
Рт16 = (600,6*5,26*0,85*1) /0,505*0,98= 5210 Н
Рт21 = (450,7*2,9*0,85*1) /0,505*0,98= 2155 Н
Рт22 = (575,5*2,9*0,85*1) /0,505*0,98= 2753 Н
Рт23 = (630,6*2,9*0,85*1) /0,505*0,98= 3016 Н
Рт24 = (648,6*2,9*0,85*1) /0,505*0,98=3103 Н
Рт25 = (646,41*2,9*0,85*1) /0,505*0,98=3092 Н
Рт26 = (600,6*2,9*0,85*1) /0,505*0,98=2873 Н
Рт31 = (450*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1128 Н
Рт32 = (575,5*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1442 Н
Рт33 = (630,6*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1581 Н
Рт34 = (648,6*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1619 Н
Рт35 = (646,41*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1621 Н
Рт36 = (600,6*1,52*0,85*1) /0,505*0,98=1506 Н
Рт41 = (450*1*0,85*1) /0,505*0,98=742 Н
Рт42 = (575,5*1*0,85*1) /0,505*0,98=949 Н
Рт43 = (630,6*1*0,85*1) /0,505*0,98=1040 Н
Рт44 = (648,6*1*0,85*1) /0,505*0,98=1070 Н
Рт45 = (646,41*1*0,85*1) /0,505*0,98=1066 Н
Рт46 = (600,6*1*0,85*1) /0,505*0,98=990 Н
Рт51 = (450*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=490 Н
Рт52 = (575,5*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=626 Н
Рт53 = (630,6*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=687 Н
Рт54 = (648,6*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=706 Н
Рт55 = (646,41*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=704 Н
Рт56 = (600,6*0,66*0,85*1) /0,505*0,98=654 Н
Скорость движения автомобиля определяется по формуле:
где rk - радиус качения;
V11= (0,378*400*0,505)/(5,26*7,24*
V12= (0,378*800*0,505)/(5,26*7,24*
V13= (0,378*1200*0,505)/(5,26*7,24*
V14= (0,378*1400*0,505)/(5,26*7,24*
V15= (0,378*1600*0,505)/(5,26*7,24*
V16= (0,378*2100*0,505)/(5,26*7,24*
V21= (0,378*400*0,505)/(2,9*7,24*1) =4 км/час.;
V22= (0,378*800*0,505)/(2,9*7,24*1) =7 км/час.;
V23= (0,378*1200*0,505)/(2,9*7,24*
V24= (0,378*1400*0,505)/(2,9*7,24*
V25= (0,378*1600*0,505)/(2,9*7,24*
V26= (0,378*2100*0,505)/(2,9*7,24*
V31= (0,378*400*0,505)/(1,52*7,24*
V32= (0,378*800*0,505)/(1,52*7,24*
V33= (0,378*1200*0,505)/(1,52*7,24*
V34= (0,378*1400*0,505)/(1,52*7,24*
V35= (0,378*1600*0,505)/(1,52*7,24*
V36= (0,378*2100*0,505)/(1,52*7,24*
V41= (0,378*400*0,505)/(1*7,24*1) =11 км/час.;
V42= (0,378*800*0,505)/(1*7,24*1) =21 км/час.;
V43= (0,378*1200*0,505)/(1*7,24*1) =32 км/час.;
V44= (0,378*1400*0,505)/(1*7,24*1) =37 км/час.;
V45= (0,378*1600*0,505)/(1*7,24*1) =42 км/час.;
V46= (0,378*2100*0,505)/(1*7,24*1) =55 км/час.;
V51= (0,378*400*0,505)/(0,66*7,24*
V52= (0,378*800*0,505)/(0,66*7,24*
V53= (0,378*1200*0,505)/(0,66*7,24*
V54= (0,378*1400*0,505)/(0,66*7,24*
V55= (0,378*1600*0,505)/(0,66*7,24*
V56= (0,378*2100*0,505)/(0,66*7,24*
Силу сопротивления дороги
для различных скоростей
где – коэффициент суммарного сопротивления дороги.
где i = 0 – уклон дороги;
f – коэффициент сопротивления качению.
Отсюда:
Рд1 = 7150*9,8*0,012(1+102/20000) =845 Н
Рд2 = 7150*9,8*0,012(1+202/20000) =857 Н
Рд3 = 7150*9,8*0,012(1+302/20000) =878 Н
Рд4 = 7150*9,8*0,012(1+402/20000) =908 Н
Рд5 = 7150*9,8*0,012(1+502/20000) =945 Н
Рд6 = 7150*9,8*0,012(1+602/20000) =992 Н
Рд7 = 7150*9,8*0,012(1+702/20000) = 1046 Н
Рдmax = 7150*9,8*0,012(1+852/20000) = 1144 Н
Сила сопротивления качения:
где - вес автомобиля,
- коэффициент сопротивления качению,
Рк = 7150*0.012 = 85.8 кг
Сила сопротивления воздуха:
-лобовая площадь, м ;
где Hа – высота автомобиля , 2,1 м;
Bа – ширина автомобиля , 2 м;
Рв1 = (0,7*(2,1*2)*102)/13= 22,6 Н
Рв2= (0,7*(2,1*2)*202)/13= 90 Н
Рв3 = (0,7*(2,1*2)*302)/13=203 Н
Рв4 = (0,7*(2,1*2)*402)/13=362 Н
Рв5 = (0,7*(2,1*2)*502)/13=565 Н
Рв6 = (0,7*(2,1*2)*602)/13=814 Н
Рв7 = (0,7*(2,1*2)*702)/13=1108 Н
Рв8 = (0,7*(2,1*2)*852)/13=1633 Н
Скорость движения автомобиля выбирается исходя из расчётов в диапазоне MIN-MAX движения автомобиля на прямой передаче
Количество расчетных точек должно быть не менее 5 - 6
Таблица 2 – Значения РД и РВ в зависимости от скорости
V, км/ч |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
Vmax |
РД, Н |
845 |
857 |
878 |
908 |
945 |
992 |
1046 |
1144 |
РВ, Н |
22,6 |
90 |
203 |
362 |
565 |
814 |
1108 |
1633 |
Результаты расчетов сводим в таблицу 3.
Таблица 3 – Значения силы тяги и скорости автомобиля
nе, об/мин |
400 |
800 |
1200 |
1400 |
1600 |
2100 |
Ме, Н*м |
450,7 |
575,5 |
630 |
648,6 |
646,41 |
600,6 |
Рт1, Н |
3904 |
4993 |
5470 |
5627 |
5607 |
5210 |
V1, км/час |
2 |
4 |
6 |
7 |
8 |
11 |
Рт2, Н |
2155 |
2753 |
3016 |
3103 |
3092 |
2873 |
V2, км/час |
4 |
7 |
11 |
13 |
15 |
19 |
Pт3, Н |
1128 |
1442 |
1581 |
1619 |
1621 |
1506 |
V3, км/час |
7 |
14 |
21 |
24 |
28 |
36 |
Рт4, Н |
742 |
949 |
1040 |
1070 |
1066 |
990 |
V4, км/час |
11 |
21 |
32 |
37 |
42 |
55 |
Рт5, Н |
490 |
626 |
687 |
706 |
704 |
654 |
V5, км/час |
16 |
32 |
48 |
56 |
64 |
84 |
Информация о работе Расчет тягово-экономических характеристик автомобиля МАЗ 5337