Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

ГРМ — сокращение от «газораспределительный механизм». Механизм распределения впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Осуществляется путём открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов цилиндров при помощи распределительного вала (распредвала) и кулачкового механизма. Распредвал имеет жёсткую синхронизацию вращения с коленвалом, реализованную с помощью зубчаторемённой или цепной передачи. Как правило, на высокофорсированных двигателях обрыв или проскальзывание ремня ГРМ или цепи ГРМ приводит к выходу двигателя из строя. Несмотря на некоторые конструктивные осложнения двигателя, верхнее размещение клапанов широко применяется на современных автомобильных двигателях (ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, «Москвич-408», ВАЗ-2101 и др.).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Устройство и назначение газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53……………………………………………………………………………4
2. Техническое обслуживание газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53…………………………………………………………………………..10
2.1. Неисправности, их признаки, способы устранения……………………....10
3. Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53………….13
3.1. Последовательность разборки механизма. Применяемые инструменты..13
3.2. Дефектовка деталей…………………………………………………………16
3.3. Выбраковка и ремонт отдельных деталей двигателя……………………..26
3.4. Последовательность сборки механизма двигателя ЗМЗ -53……………..33
3.5. Проверка и испытание работы механизма………………………………...36
4. Техника безопасности при ремонте и техническом обслуживании……….37
Используемая литература……………………………………………………....40

Файлы: 1 файл

Кондрашин.docx

— 279.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Техническое  обслуживание газораспределительного  механизма двигателя ЗМЗ – 53

2.1. Неисправности, их признаки, способы устранения.

     Признаками неисправности газораспределительного механизма являются: уменьшение компрессии и мощности двигателя, хлопки во впускном и выпускном трубопроводах, сильные металлические стуки при различных оборотах двигателя,  дымность  выхлопа.

     Уменьшение компрессии, падение мощности двигателя и хлопки во всасывающем и выхлопном трубопроводах являются следствием неполного закрытия клапанов. Причиной неполного закрытия клапанов может быть малый тепловой зазор, обгорание рабочих поверхностей клапана и его седла, заедание клапана в направляющей втулке, коробление головки клапана, поломка пружин или стержня клапана. Устраняется регулировкой теплового зазора, притиркой рабочих поверхностей клапана и его седла, заменой изношенных и поломанных деталей. Резкие металлические стуки и падение мощности двигателя могут быть следствием неполного открытия клапанов из-за чрезмерно увеличенного зазора в клапанном механизме. Неисправность устраняется регулировкой теплового зазора. В двухтактных дизельных двигателях падение мощности и черный цвет отработавших газов могут быть следствием неправильной регулировки зазоров выпускных клапанов, засорения продувочных окон в гильзах цилиндров, засорения системы выпуска отработавших газов. Устраняется путем регулировки тепловых зазоров, очистки продувочных окон цилиндров и системы выпуска  отработавших  газов.

        К неисправностям газораспределительного механизма также относятся: износ распределительных шестерен, подшипников распределительного вала, толкателей, штанг, втулок и осей коромысел. Неисправности устраняются путем ремонта или замены деталей.

 

 

Неисправность

Причина

Способ устранения

Стук клапанов

Чрезмерный зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов

Отрегулировать зазора

Поломка клапанной пружины

Заменить пружину

Чрезмерный зазор между стержнем и направляющей клапана

Проверить детали, при необходимости заменить

Отворачивание контргайки регулировочного болта

Отрегулировать зазор между рычагом привода клапана и кулачком распределительного вала и затянуть контргайку

Стук клапанов, не устраняемый регулировкой зазоров

Деформация клапанов из-за удара их о днище поршней при превышении допустимой частоты вращения коленчатого вала (~7000 об/мин)

Заменить поврежденные детали

Неравномерная работа двигателя, падение мощности, "выстрелы" из глушителя или вспышки в карбюраторе

Уменьшение или отсутствие зазора между рычагами и кулачками распределительного вала

Отрегулировать зазоры

Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала

Уменьшение натяжения цепи вследствие ее износа

Отрегулировать натяжение цепи

Износ или поломка башмака натяжителя цепи

Заменить башмак натяжителя цепи

Чрезмерный износ (вытяжка) цепи привода распределительного вала

Заменить цепь

Заедание штока плунжера натяжителя цепи или поломка сухаря натяжителя

Устранить заедание или заменить сухарь

Чрезмерный шум распределительного вала

Износ кулачков и рычагов распределительного вала

Заменить изношенные детали

Износ опорных поверхностей корпуса подшипников распределительного вала

Заменить корпус подшипников

Недостаточная компрессия в цилиндрах двигателя, падение мощности

Обгорание рабочих поверхностей клапанов

Заменить клапаны

Неплотность клапанов и гнезд

Произвести шлифовку клапанов и гнезд




 

 

 

3. Ремонт газораспределительного  механизма двигателя ЗМЗ – 53 
3.1. Последовательность разборки механизма. Применяемые инструменты.

Последовательность разборки ГРМ ЗМЗ-53:

  1. Установить двигатель масляным картером вниз;
  1. Отвернуть ломиком две рым-гайки;

  1. Свернуть гайки со шпилек крепления впускного трубопровода к головкам цилиндров, снять впускной трубопровод и прокладки;

  1. Свернуть гайки со шпилек крепления крышки коромысел к правой головке цилиндров.

  1.  Снять со шпилек шайбы, специальные шайбы, уплотнительные прокладки, крышку коромысел, прокладку крышки;

  1. Отсоединить от головки цилиндров ось коромысел и снять в сборе с деталями;

  1. Свернуть гайки со шпилек крепления правой головки цилиндров к блоку, снять головку цилиндров и прокладку;

  1. Вынуть из блока штанги и толкатели правого ряда цилиндров. 
    При извлечении толкателей использовать приспособление;

  1. Снять с оси коромысел детали и разложить их на столе в последовательности, удобной для сборки;

  1.  Установить приспособление на головку цилиндров, сжать клапанную пружину, извлечь клапанные сухари, снять приспособление;

  1. Снять со стержня клапана освобожденные детали: 
    Клапанную пружину с втулкой тарелки и тарелкой, маслоотражательный колпачок (только на впускном клапане) и шайбу пружины. Вынуть из направляющей втулки 6 клапан. Операцию повторить еще с одним клапаном с таким расчетом, чтобы из направляющих втулок 6 были извлечены один впускной и один выпускной клапаны;

  1. Свернуть гайки со шпилек крепления крышки к блоку цилиндров, снять крышку распределительных шестерен и прокладку.

 

   

   Снятие газораспределительного механизма     (ГРМ):

- снятие крышек коромысел  и коромысел, штанг и толкателей.

- головок блока цилиндров

- распределительного вала  в сборе  

Слесарно-монтажные инструменты должны быть исправными. Не допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров, применение рычагов для увеличения плеча гаечных ключей, а также применение зубил и молотка для отвёртывания гаек. Рукоятки отвёрток, напильников, ножовок и так далее должны быть изготовлены из пластмассы или дерева, иметь гладкую, ровно зачищенную поверхность. Деревянные рукоятки во избежание раскалывания должны иметь металлические кольца.

    Впрессовывать втулки, подшипники и другие детали следует при помощи прессов и специальных съёмников. Съёмники должны прочно и надёжно захватывать детали в месте приложения усилия.

     Осмотровые канавы должны иметь направляющие предохранительные борта и содержатся в чистоте. Неиспользуемые осмотровые канавы должны быть огорожены или закрыты. Автомобили должны въезжать на канаву, когда в ней нет людей.

     При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта необходимо на рулевое колесо повесить табличку с надписью: “Двигатель не пускать – работают люди !”. Автомобиль при этом должен быть заторможен ручным тормозом и включением первой передачи в коробке передач.

    При обслуживании автомобиля, установленного на подъёмнике, необходимо на механизме управления подъёмником укрепить табличку с надписью: “Не трогать – под автомобилем работают люди!”. Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъёмника нужно после подъёма автомобиля откинуть предохранительные стойки или вставить штыри в отверстия предохранительных труб, выдвигающихся вместе с плунжерами.

     Перед началом работ на автомобиле – самосвале с поднятым кузовом надо устанавливать упорную штангу, предотвращающую опускание кузова.

    При техническом обслуживании и ремонте автомобиля со снятыми колёсами, вывешенного на домкратах, талях и кранах, разрешается приступать к работе только после установки автомобиля на подставки (козелки), при этом под неснятые колёса должны быть подложены упоры.    Подставки должны быть прочными и надёжными (только металлическими).

     При подъёме и транспортировании агрегатов нельзя находится под поднятыми частями автомобиля. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заваливании их тросом и канатами без специальных захватов. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и перемещения по тележке.

     Для осмотра автомобиля применяют переносные безопасные электролампы напряжением до 36 вольт с предохранительными сетками, при работе в осмотровых канавах напряжение не должно превышать 12 вольт.   Ручные электроинструменты (дрели, гайковёрты) надо присоединять к сети только через штепсельные розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов нужно подвешивать, не допуская прикосновения их с полом.

      Приёмку автомобиля на ходу и проверку тормозов следует производить вне помещения; пускать двигатель и трогаться с места разрешается только по получении сигнала от рабочего, производящего регулировку.

    

 

 

3.2. Дефектовка  деталей.

      В процессе эксплуатации автомобиля в результате воздействия на него целого ряда факторов (воздействие нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц при попадании на автомобиль пыли и грязи, температурных воздействий и т. п.) происходит необратимое ухудшение его технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением его деталей, а также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др.).

      Изменение технического состояния автомобиля обусловлено работой его узлов и механизмов, воздействием внешних условий и хранения автомобиля, а также случайными факторами. К случайным факторам относятся скрытые дефекты деталей автомобиля, перегрузки конструкции и т. п. Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния автомобиля при его эксплуатации является изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, а также физико-химические изменения материала деталей (старение). Восстановление изношенных и поврежденных деталей является важным резервом экономии трудовых и материальных ресурсов. Стоимость восстановления деталей значительно ниже стоимости их изготовления.

    Виды дефектации

Детали после мойки и очистки подвергаются дефектации и сортировке на годные без восстановления, подлежащие восстановлению и подлежащие выбраковке из-за невозможности их восстановления. К годным, без восстановления, относятся детали, износ которых лежит в пределах установленных допускаемых величин. Детали с износом выше допустимого, но не относящиеся к группе негодных, а также детали с повреждениями, поддающимися устранению, подлежат восстановлению и дальнейшему использованию. Детали, которые по техническим условиям на ремонт автомобиля в связи со сложностью повреждений не подлежат восстановлению, бракуются и направляются в утиль. Работы по дефектации сортировке деталей оказывают большое влияние на эффективность авторемонтного производства, а также на качество и надежность отремонтированных автомобилей.

      Дефектацию начинают с внешнего осмотра детали. При внешнем осмотре обнаруживают значительный износ, задиры, трещины, обломы, пробоины, коррозию, вмятины и т. п. Для выявления скрытых трещин в корпусных деталях (блок цилиндров, головка блока и пр.) их подвергают гидравлическому или пневматическому испытанию.

      При гидравлическом испытании корпусную деталь устанавливают на стенд и герметизируют заглушками наружные отверстия, после чего во внутренние полости детали насосом нагнетают воду до давления 0,3— 0,4 МПа. Течь воды показывает местонахождение трещины. При пневматическом испытании внутрь детали подают воздух под давлением 0,10—0,15 МПа и погружают ее в ванну с водой. Пузырьки выходящего воздуха указывают место расположения трещины. Пневматическое испытание применяют при проверке на герметичность топливных баков, трубопроводов и др.

      Для выявления скрытых дефектов в деталях, изготовленных из стали (например валов), наиболее широкое применение нашел метод магнитной дефектоскопии. Для обнаружения дефектов этим методом деталь сначала намагничивают, затем посыпают сухим магнитным порошком или поливают суспензией, состоящей из смеси керосина и трансформаторного масла (1:1).    При наличии на детали трещины магнитный порошок будет притягиваться ее краями и границы трещины обрисуются. После контроля детали размагничивают.

     Наибольшее внимание при контроле и сортировке деталей уделяется определению геометрических размеров и формы их рабочих поверхностей. При этом используют как универсальный измерительный инструмент (штангенциркули, микрометры, индикаторные нутромеры, микрометрические штихмасы и др.), так и калибры.

      Калибры изготавливают в виде скоб, пробок, пластин, колец. Размер детали назначают всегда с двумя предельными отклонениями. Поэтому калибры имеют обычно проходную и непроходную стороны. Ими проверяют наружные и внутренние цилиндры, конусы, другие элементы деталей.

      Важное значение для авторемонтного производства имеет своевременная отправка продефектованных деталей в комплектовочные отделения (куда направляются годные без ремонта детали) и на участки восстановления (куда направляются детали, подлежащие восстановлению). От этого зависит и культура производства, и сохранность деталей, и нормальный ритм всего производственного процесса.

Рассмотрим некоторые дефекты деталей.

Информация о работе Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53