Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:20, курсовая работа
ГРМ — сокращение от «газораспределительный механизм». Механизм распределения впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Осуществляется путём открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов цилиндров при помощи распределительного вала (распредвала) и кулачкового механизма. Распредвал имеет жёсткую синхронизацию вращения с коленвалом, реализованную с помощью зубчаторемённой или цепной передачи. Как правило, на высокофорсированных двигателях обрыв или проскальзывание ремня ГРМ или цепи ГРМ приводит к выходу двигателя из строя. Несмотря на некоторые конструктивные осложнения двигателя, верхнее размещение клапанов широко применяется на современных автомобильных двигателях (ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, «Москвич-408», ВАЗ-2101 и др.).
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Устройство и назначение газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53……………………………………………………………………………4
2. Техническое обслуживание газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53…………………………………………………………………………..10
2.1. Неисправности, их признаки, способы устранения……………………....10
3. Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53………….13
3.1. Последовательность разборки механизма. Применяемые инструменты..13
3.2. Дефектовка деталей…………………………………………………………16
3.3. Выбраковка и ремонт отдельных деталей двигателя……………………..26
3.4. Последовательность сборки механизма двигателя ЗМЗ -53……………..33
3.5. Проверка и испытание работы механизма………………………………...36
4. Техника безопасности при ремонте и техническом обслуживании……….37
Используемая литература……………………………………………………....40
№ по каталогу |
Наименование |
Материал |
Твердость | ||
5320-3509110 |
Вал коленчатый |
Саль 40 |
HB 179-229 | ||
№ дефекта |
Обозначение |
Возможный дефект |
Размеры, мм |
Способ Ремонта | |
номинальный |
Предельно допустимый без ремонта | ||||
1 |
Трещины, сколы |
Браковать | |||
2 |
А |
Задиры, риски на шейках |
Обрабатывать в ремонтный размер | ||
3 |
А |
Износ шатунных шеек |
28,5 – 0,021 |
28,47 |
1.Обрабатывать в ремонтный размер 2.Осталивать |
1-й ремонтный |
28,2 – 0,021 |
28,17 | |||
2-й ремонтный |
27,9 – 0,021 |
27,87 | |||
4 |
Б |
Износ посадочных поверхностей под шарикоподшипники и шестерню |
|
35,00 |
1.Наплавить 2.Осталивать |
5 |
В |
Износ поверхностей под уплотнитель |
|
25,05 |
1.Обрабатывать в ремонтный размер 2.Осталивать |
6 |
Г |
Износ шпоночного паза по ширине |
|
5,02 |
Фрезеровать новый паз |
7 |
Д |
Износ торцов шеек |
Размер И: |
Обработать до выведения дефекта | |
27+0,084 |
27,4 | ||||
8 |
Е |
Повреждение резьбы |
Не более 2-х ниток |
Браковать |
Направляющие толкателей. Необходимость в смене толкателей вызывается, главным образом, увеличением зазоров между толкателем к направляющей в блоке в результате износа, что приводит к стукам в этом сопряжении. Допустимый предельный размер направляющих не должен превышать Ø 25,05 мм. Ремонтные втулки следует изготавливать из алюминиевого сплава или бронзы. Размеры втулок: наружный диаметр 30+0,145/+0,100 мм; внутренний диаметр (с припуском под развертку после запрессовки в блок) 24,5+0,1 мм; длина втулки - 41 мм. Отверстие в блоке под запрессовку втулки должно быть раззенковано, а затем развернуто до диаметра 30+0,03 мм. Перед запрессовкой втулок рекомендуется нагреть блок до температуры 90-100°С. После запрессовки втулки развертываются до диаметра 25+0.023 мм, чистота обработки 0,5.
Втулки распределительного вала. Втулки распределительного вала поступают в запасные части полуобработанными. Кроме растачивания или развертывания внутреннего диаметра, они не требуют никакой обработки. Размеры наружного диаметра полуобработанных втулок такие же, как и у втулок стандартного размера, поэтому полуобработанные втулки должны запрессовываться в отверстия блока без какой-либо механической обработки.
При запрессовке втулок надо строго следить за совпадением отверстий в них с соответствующими масляными каналами в блоке.
Окончательное растачивание или развертывание внутреннего диаметра втулок должно производиться после запрессовки их в блок. Чтобы обеспечить соосность втулок, их следует обрабатывать одновременно при помощи длинной и жесткой борштанги с насаженными на нее по числу опор резцами или развертками.
За базу при обработке необходимо принять гнезда коренных подшипников. Параллельность осей распределительного и коленчатого валов должна быть в пределах 0,05 мм на всей длине блока, а расстояние между указанными осями должно быть 125,5 мм +0,025 мм. Чтобы обеспечить надлежащие зазоры в подшипниках, все отверстия должны быть обработаны с допуском +0,050/+0,025 мм от номинального диаметра. Поверхность обработанных втулок должна быть чистой и гладкой.
Головки цилиндров. Проверять и ремонтировать в головках цилиндров нужно вставные седла клапанов и направляющие втулки.
Необходимо проверить, нет ли трещин и следов начала прогорания вставных седел клапанов, а также проверить сохранность направляющих втулок.
От концентричности седла отверстию в направляющей втулке зависит плотность посадки клапана, что влияет на мощность и экономичность двигателя и долговечность клапана. Концентричность седла измеряется индикаторным приспособлением (рис. 2). Измерение производят, базируясь по отверстию в направляющей втулке клапана. Допустимое биение - на более 0,05 мм.
Если зазор между стержнем клапана и его направляющей втулкой более 0,25 мм, то направляющую втулку клапана необходимо заменить новой.
В запасные части выпускаются только клапаны стандартных размеров, а направляющие втулки - с внутренним диаметром, уменьшенным на 0,3 мм. Припуск 0,3 мм дается для развертывания под окончательный размер после запрессовки в головку цилиндров.
Изношенную направляющую втулку выпрессовывают с помощью специальной выколотки, как показано на рис. 3. Втулка запрессовывается со стороны коромысел с помощью специальной упорной оправки.
После запрессовки втулки отверстие необходимо развернуть до диаметра 9+0,022 мм для впускных клапанов и 11,0+0,022 мм для выпускных клапанов.
Седла клапанов удаляют фрезерованием твердосплавными зенкерами.
Перед установкой ремонтного седла гнездо в головке растачивают до размеров: для седла впускного клапана - 49,25+0,027 мм, для седла выпускного клапана - 38,75+0,027 мм.
Седла клапанов к направляющие втулки перед сборкой необходимо охладить в твердой двуокиси углерода (сухом льду), а головку цилиндров нагреть до температуры 160-175°С.
Направляющие втулки клапанов перед установкой в головку должны быть промаслены. Для этого необходимо погрузить втулки в масло И-20А и продержать в нем в течение двух часов при температуре 85-95°С. Седла и втулки при сборке должны вставляться в гнезда головки свободно или с небольшим усилием (под легкими ударами молотка по оправке седло и втулка должны сесть на место). Ни в коем случае не следует запрессовывать седло и втулку с большим усилием, так как при этом нарушится посадка, и в дальнейшем, при работе двигателя, седло и втулка могут выпасть из своего гнезда. Установку седел и втулок в головку необходимо проводить очень быстро, так как головка - горячая, а втулка и седла - холодные. При выравнивании температур в этом соединении появляются большие натяги, при которых дальнейшая запрессовка седел и втулок невозможна без больших усилий.
Установленные седла необходимо прошлифовать концентрично отверстию во втулке (рис. 4). Для этого используется специальное приспособление.
Разжимная оправка устанавливается в обработанное отверстие в направляющей втулке, а хвостовик оправки служит осью для шлифовального круга с фаской под углом 45°. Привод шлифовального круга осуществляется от небольшого электродвигателя. При шлифовании должна быть обеспечена концентричность рабочей фаски на седле клапана, с отверстием во втулке в пределах 0,05 мм общих показаний индикатора.
После шлифования седла необходимо произвести притирку к нему клапана. При небольших повреждениях рабочей фаски клапана и седла для восстановления плотности посадки клапана в седло достаточно только притереть клапан к седлу без замены деталей.
Притирка клапанов. Перед притиркой клапана необходимо убедиться в отсутствия коробления его тарелки, прогорания фаски и т.д. При наличии этих дефектов одной притиркой восстановить рабочие поверхности невозможно, поэтому такой клапан необходимо заменить новым или отремонтировать.
Притереть клапана, используя притирочную насту, составленную из одной части микропорошка М20 и двух частей масла И-20А.
После шлифования и притирки клапанов все газовые каналы, а также места, куда могла попасть абразивная пыль, должны быть тщательно очищены и продуты сжатым воздухом.
Распределительный вал. Все опорные шейки распределительного вала изнашиваются довольно равномерно. Увеличение зазоров в подшипниках распределительного вала (более 0,15 мм) повышает шумность работы газораспределительного механизма.
Информация о работе Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53