Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:20, курсовая работа
Описание работы
ГРМ — сокращение от «газораспределительный механизм». Механизм распределения впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Осуществляется путём открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов цилиндров при помощи распределительного вала (распредвала) и кулачкового механизма. Распредвал имеет жёсткую синхронизацию вращения с коленвалом, реализованную с помощью зубчаторемённой или цепной передачи. Как правило, на высокофорсированных двигателях обрыв или проскальзывание ремня ГРМ или цепи ГРМ приводит к выходу двигателя из строя. Несмотря на некоторые конструктивные осложнения двигателя, верхнее размещение клапанов широко применяется на современных автомобильных двигателях (ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, «Москвич-408», ВАЗ-2101 и др.).
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Устройство и назначение газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53……………………………………………………………………………4 2. Техническое обслуживание газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53…………………………………………………………………………..10 2.1. Неисправности, их признаки, способы устранения……………………....10 3. Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53………….13 3.1. Последовательность разборки механизма. Применяемые инструменты..13 3.2. Дефектовка деталей…………………………………………………………16 3.3. Выбраковка и ремонт отдельных деталей двигателя……………………..26 3.4. Последовательность сборки механизма двигателя ЗМЗ -53……………..33 3.5. Проверка и испытание работы механизма………………………………...36 4. Техника безопасности при ремонте и техническом обслуживании……….37 Используемая литература……………………………………………………....40
Дефект 1. Сильный
износ, задиры и царапины на боковой поверхности
толкателя или гидрокомпенсатора.
Причины:
Работа двигателя с недостаточным
уровнем масла в картере.
Применение некачественного
или грязного масла.
Сильный перегрев, приводящий
к разжижению масла.
Попадание в масло топлива (бензина
или дизтоплива) и, как следствие, разжижение
масла.
Сборка двигателя без соблюдения
требований по чистоте собираемых деталей.
Действия:
Замена толкателей или гидрокомпенсаторов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и головки блока. Применение моторного масла надлежащего качества и регулярная, в предписанные производителем сроки, замена моторного масла и фильтра. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.
Примечание: Иногда,
при сильном износе толкателей, происходит
и повреждение посадочных мест под них
в головке блока. Практически всегда это
требует замены головки блока, поскольку
нормально отремонтировать ее невозможно.
В редких случаях возможна установка ремонтных
толкателей, с увеличенным наружным диаметром.
Для этого растачиваются посадочные места
под толкатели.
Дефект 2. Износ (выработка
и раковины) на торцевой поверхности толкателя.
Причины:
Неотрегулированный зазор в
клапанном механизме.
Неверно установленные фазы
газораспределения.
Большой пробег двигателя (выработка
ресурса).
Действия:
Замена толкателей или гидрокомпенсаторов. Проверка, регулировка и при необходимости ремонт или замена других деталей газораспределительного механизма.
Дефект 3. "Стук"
гидрокомпенсаторов.
Причины:
Применение некачественного
или грязного масла.
Сильный перегрев, приводящий
к разжижению масла.
Попадание в масло топлива (бензина
или дизтоплива) и, как следствие, разжижение
масла.
Сборка двигателя без соблюдения
требований по чистоте собираемых деталей.
Большой пробег двигателя (выработка
ресурса).
Действия:
Замена гидрокомпенсаторов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и головки блока. Применение моторного масла надлежащего качества и регулярная, в предписанные
производителем сроки, замена моторного
масла и фильтра. Проверка и при необходимости
ремонт системы питания. Проверка и при
необходимости ремонт системы охлаждения.
Примечание: Кратковременный
"стук" гидрокомпенсаторов при запуске
двигателя не следует считать неисправностью.
Дефект 4. Повреждения
(износ и деформация) толкающих штанг привода
клапанов.
Причины:
Неотрегулированный зазор в
клапанном механизме.
Дефекты гидрокомпенсаторов.
Неверно установленные фазы
газораспределения.
Разрушение цепи, зубчатого
ремня или шестерен привода распредвала.
Действия:
Замена толкающих штанг. Проверка
и при необходимости замена или ремонт
других деталей газораспределительного
механизма.
Примечание: Подобные
повреждения, как правило, происходят
при соударении поршней с клапанами. Поэтому
необходима дефектовка и других деталей
газораспределительного механизма, а
также поршней.
Дефекты и повреждения других
деталей привода клапанов.
Неверно установленные фазы
газораспределения.
Разрушение цепи, зубчатого
ремня или шестерен привода распредвала.
Большой пробег двигателя (выработка
ресурса)
Действия:
Замена коромысел. Проверка,
регулировка и при необходимости замена
или ремонт других деталей газораспределительного
механизма. Изношенные втулки можно заменить,
при условии что прочие элементы коромысла находятся в работоспособном состоянии.
Дефект 6. Повреждения
оси коромысел. Износ втулок коромысел.
Причины:
Неотрегулированный зазор в
клапанном механизме.
Дефекты гидрокомпенсаторов.
Дефекты и повреждения других
деталей привода клапанов.
Неверно установленные фазы
газораспределения.
Применение некачественного
или грязного масла.
Большой пробег двигателя (выработка
ресурса).
Действия:
Замена оси коромысел. Изношенные
втулку можно заменить, при условии что прочие элементы коромысла находятся в работоспособном состоянии. Проверка, регулировка и при необходимости замена или ремонт других деталей газораспределительного механизма.
Дефект 7. Износ зубьев
шестерен и звездочек.
Причины:
Работа двигателя на некачественном
или грязном масле (для цепного или шестеренчатого
привода).
Попадание посторонних частиц
в механизм привода.
Нарушение технологии сборочных
работ.
Длительная работа двигателя
(естественный износ).
Действия:
Ремонт привода газораспределительного
механизма: обычно заключается в полной
замене всех элементов привода. Чистка,
промывка и продувка масляных каналов
блока цилиндров и головки блока. Применение
моторного масла надлежащего качества
и регулярная, в предписанные производителем
сроки, замена моторного масла и фильтра.
Примечание: Замена
одной изношенной шестерни или звездочки
обычно не дает эффекта, поскольку работа
привода в таком виде вызывает сильный
износ и прочих деталей.
Дефект 8. Износ посадочных
мест ("разбитые" отверстия и шпоночные
пазы) звездочек и шестерен.
Причины:
Несоблюдение предписанных
моментов затяжки болтов, крепящих звездочки
и шестерни на валах.
Длительная работа двигателя
(естественный износ).
Неверно установленные фазы
газораспределения.
Действия:
Замена поврежденных элементов.
Замена соответствующих валов (поскольку
при этом, как правило, повреждаются и
шпоночные пазы на валах). Проверка, регулировка
и при необходимости ремонт или замена
других деталей газораспределительного
механизма. Точное соблюдение предписанных
моментов при затяжке болтов. Использование
новых болтов (когда это указано производителем).
Дефект 9. Повреждения
(увеличенный зазор в шарнирах и износ
роликов) приводных цепей.
Причины:
Работа двигателя на некачественном
или грязном масле.
Длительная работа двигателя
(естественный износ).
Неверно установленные фазы
газораспределения.
Действия:
Замена цепи. Проверка, регулировка
и при необходимости замена или ремонт
других деталей клапанного механизма.
Применение моторного масла надлежащего
качества и регулярная, в предписанные
производителем сроки, замена моторного
масла и фильтра.
Дефект 10. Повреждения
(деформация и надрывы зубьев и поверхности)
зубчатых ремней.
Причины:
Попадание посторонних частиц
в механизм привода.
Попадание моторного масла
на поверхность ремня.
Биение приводных звездочек.
Дефекты и повреждения натяжных
и направляющих роликов.
Неверно установленные фазы
газораспределения.
Действия:
При любых повреждениях поверхности
и зубьев ремня - его немедленная замена!
Проверка и при необходимости замена других
деталей привода газораспределительного
механизма. Точное соблюдение технологии
сборочных работ. При попадании масла
на ремень - проверка и замена всех сальников
и прокладок, находящихся в непосредственной
близости от привода ГРМ.
Примечание: Зубчатые
ремни требуют периодической замены. Срок
службы этих элементов обычно оговаривается
производителем. Однако на моторах с пробегом
можно рекомендовать сокращенные на 25-30
% сроки замены зубчатых ремней. Не следует
допускать работу ременного привода без
установленных на место защитных кожухов
или крышек.
Дефект 11. Повреждения
(люфты или шум) натяжных и направляющих
роликов для зубчатых ремней.
Причины:
Нарушение технологии сборочных
работ.
Длительная работа двигателя
(естественный износ).
Действия:
При любых повреждениях - замена
натяжных и направляющих роликов, а также
всех сопутствующих элементов.
Примечание: Настоятельно
рекомендуется одновременная замена зубчатых
ремней и прочих элементов привода в комплекте.
Дефект 12. Повреждения
(люфты или заедание) натяжных устройств
для цепей.
Причины:
Нарушение технологии сборочных
работ.
Длительная работа двигателя
(естественный износ).
Работа двигателя на некачественном
или грязном масле.
Действия:
При любых повреждениях - замена натяжителей. Проверка и при необходимости замена других деталей привода ГРМ. Применение моторного масла надлежащего качества и регулярная, в предписанные производителем сроки, замена моторного масла и фильтра.
Дефект 13. Повреждения
(износ поверхности, изломы) направляющих
элементов (успокоителей) для приводных
цепей.