Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:20, курсовая работа
Описание работы
ГРМ — сокращение от «газораспределительный механизм». Механизм распределения впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Осуществляется путём открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов цилиндров при помощи распределительного вала (распредвала) и кулачкового механизма. Распредвал имеет жёсткую синхронизацию вращения с коленвалом, реализованную с помощью зубчаторемённой или цепной передачи. Как правило, на высокофорсированных двигателях обрыв или проскальзывание ремня ГРМ или цепи ГРМ приводит к выходу двигателя из строя. Несмотря на некоторые конструктивные осложнения двигателя, верхнее размещение клапанов широко применяется на современных автомобильных двигателях (ЗМЗ-53, ЗИЛ-130, «Москвич-408», ВАЗ-2101 и др.).
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Устройство и назначение газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53……………………………………………………………………………4 2. Техническое обслуживание газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53…………………………………………………………………………..10 2.1. Неисправности, их признаки, способы устранения……………………....10 3. Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53………….13 3.1. Последовательность разборки механизма. Применяемые инструменты..13 3.2. Дефектовка деталей…………………………………………………………16 3.3. Выбраковка и ремонт отдельных деталей двигателя……………………..26 3.4. Последовательность сборки механизма двигателя ЗМЗ -53……………..33 3.5. Проверка и испытание работы механизма………………………………...36 4. Техника безопасности при ремонте и техническом обслуживании……….37 Используемая литература……………………………………………………....40
С уменьшением
диаметра оси необходимо также уменьшить
диаметр отверстий в стойках оси коромысел,
что достигается установкой втулок в головках
стоек с обработкой их под необходимый
размер.
3.4. Последовательность
сборки механизма ГРМ двигателя
ЗМЗ – 53
Сборку газораспределительного
механизма двигателя ЗМЗ – 53 начинают
со сборки головок блоков цилиндров. Ей
предшествует продувка сжатым воздухом
отверстий во втулках и седлах клапанов.
Перед установкой клапанов их стержни
и направляющие втулки смазывают маслом.
Клапаны подбирают таким образом, чтобы
диаметры их стержней соответствовали
диаметрам отверстий направляющих втулок.
Клапаны должны плавно вращаться и перемещаться
в направляющих втулках.
Для нормальной
работы клапанов газораспределительного
механизма необходима герметичность сопряжения
седло – рабочая фаска клапана. Этого
достигают путем притирки клапанов на
станке или вручную. Для притирки используют
пасту, основу которой составляют абразивный
порошок и масло, смешанные в пропорции
1:5.
Притертые
детали клапанного механизма моют и сушат.
На втулки впускных клапанов надевают
шайбы клапанных пружин плоской стороной
к головке блока цилиндров, а на втулки
выпускных – механизм вращения клапана.
После этой процедуры на впускные клапаны
надевают резиновые манжеты. При установке
пружин на клапаны витки с меньшим шагом
располагают ближе к головке цилиндров.
Установку клапанов производят при помощи
съемника-рассухаривателя. Для этого головку
блока цилиндров кладут на ровную поверхность,
а под клапан снизу кладут упор, не дающий
ему опускаться. На штоки клапанов надевают
тарелки. На шпильку крепления оси коромысел
навинчивается гайка, под которую поддевается
один упор съемника. Другой упор давит
на тарелку и сжимает клапанную пружину.
Когда тарелка опускается ниже канавки,
находящейся в верхней части штока клапана,
в эту канавку устанавливают два конических
сухарика, смазанных Литолом-24 или солидолом
и плавно отпускают рычаг съемника, снимая
тем самым усилие сжатия пружин. При этом
необходимо следить, чтобы сухарики вошли
в конические отверстия тарелок клапанных
пружин. После чего вкручивают
шпильки в отверстия верхней плоскости
и плоскости прилегания впускного и выпускного
трубопроводов.
При сборке
распределительного вала на его шейку
устанавливают упорный фланец и распорное
кольцо, а в шпоночную канавку вставляют
сегментную шпонку. Потом на шейку вала
надевают распределительную шестерню
таким образом, чтобы ее шпоночная канавка
совпала со шпонкой на валу. Затем шестерню
до упора напрессовывают в распорное кольцо
и проверяют легкость вращения фланца.
На резьбовой конец распределительного
вала надевают шайбу и закручивают до
упора гайку.
После этого
распределительный вал устанавливают
в блок цилиндров. Зубчатое колесо распределительного
вала вводят в зацепление с шестерней
коленчатого вала при совмещении меток
на зубьях, контролируя зазор. Затем к
блоку цилиндров болтами прикрепляют
упорный фланец распределительного вала.
Затем нужно проверить осевой зазор между
торцом шестерни и упорным фланцем.
Следом
на шпильки в местах крепления головок
блоков цилиндров надевают металлоасбестовые
прокладки. Они необходимы для создания
герметичности соединения блок-картер
– головка блока цилиндров. Использование
прокладки намного уменьшает вероятность
утечки охлаждающей жидкости и газов.
Толкатели
подбирают по отверстиям. Верность подбора
оценивают по легкости их перемещения
и вращения в соответствующих отверстиях
блока. Производят сборку коромысел и
их осей, устанавливают их на головку блока
цилиндров. Головки блоков цилиндров надевают
на шпильки их крепления к блок-картеру
двигателя. Затем соединяют концы установленных
в толкатели штанг с коромыслами и закрепляют
стойки оси коромысел. В таком же порядке
собирают вторую головку цилиндров.
Завершающий
этап сборки газораспределительного механизма
– затяжка гаек крепления головок цилиндров
к блоку. Их необходимо затягивать в определенной
последовательности, прикладывая определенный
момент силы. Для этого пользуются
динамометрическим ключом и изучают техническую
документацию на двигатель. Последовательность
затяжки гаек крепления головки к блоку
цилиндров для двигателя ЗМЗ – 53 показана
на рис.7. Момент затяжки этих гаек для
данного двигателя составляет 73 – 79 Н
. м.
После завершения
данного процесса проводят регулировку
зазоров в приводе клапанов газораспределительного
механизма. Затем устанавливают крышку
головки блока цилиндров и отправляют
двигатель на испытании.
3.5. Проверка и испытание
работы механизма.
После сборки
головки цилиндров проводят испытание
клапанов на герметичность. Для контроля
качества притирки используют стенд. Головку
цилиндров устанавливают на него и уплотняют
резиновыми прокладками. После установки
и зажима головки цилиндров, которая проверяется,
головки клапанов смазывают сверху раствором
вводно-мыльной эмульсии. Затем во внутреннюю
полость головки блока цилиндров подают
сжатый воздух под давлением 0,03 МПа. Воздух
при этом не должен выходить из-под рабочей
фаски клапана. В противном случае притирку
клапанов продолжают.
Дальнейшее
испытание проводят после полной сборки
и установки газораспределительного механизма
в блок цилиндров. Оно включает в себя
обкатку на стенде сначала в холодном
состоянии при принудительном вращении
коленчатого вала и включении системы
принудительной циркуляции масла, а затем
в горячем состоянии при разных частотах
вращения коленчатого вала как без нагрузки,
так и с ней (с этой целью используют электрический
тормоз). Если этот этап обкатки пройден
успешно, данный двигатель устанавливают
на автомобиль, совершают на нем пробную
поездку и выписывают из ремонта.
4. Техника безопасности
при ремонте и техническом обслуживании
Гараж или
бокс, где проводятся ремонтные работы,
должен хорошо проветриваться, дверь -
легко открываться как изнутри, так и снаружи.
Проход к двери всегда нужно держать свободным.
При работе двигателя (особенно на пусковых
режимах) выделяется оксид углерода (угарный
газ) - ядовитый газ без цвета и запаха.
Опасная для жизни концентрация оксида
углерода может образоваться даже в открытом
гараже, поэтому перед запуском двигателя
обеспечьте принудительный отсос отработавших
газов за пределы гаража. При отсутствии
принудительной вытяжки можно запускать
двигатель на короткое время, надев на
выпускную трубу отрезок шланга и вынув
его наружу. При этом система выпуска и
ее соединение со шлангом должны быть
герметичны.
При ремонте системы
питания впрысковых двигателей необходимо
отсоединять "отрицательную" клемму
аккумуляторной батареи от "массы"
и сбрасывать давление в системе.
В целях
пожарной безопасности на время
сварочных работ следует приготовить
огнетушитель (лучше углекислотный). Перед
этим необходимо отсоединить провода
от всех клемм генератора и аккумуляторной
батареи, отключить все электронные блоки
управления от бортовой сети автомобиля,
а контакт "массы" сварочного провода
расположить как можно ближе к месту сварки.
Электрический ток не должен проходить
через подвижные (подшипники, шаровые
опоры) или резьбовые соединения – иначе
они могут быть повреждены.
При ремонте цепей
электрооборудования или при риске их
повреждения (сварка, рихтовка вблизи
жгутов проводов) нужно отключать клемму
"-" аккумулятора.
Для защиты рук от
порезов и ушибов во время "силовых"
операций необходимо надеть перчатки
(лучше кожаные). Для защиты глаз надеть
очки (лучше специальные, с боковыми щитками).
При возможности
лучше использовать ромбический
или гидравлический домкрат взамен штатного
- они более устойчивы и надежны. Не применять
неисправный инструмент: рожковые ключи
с "раскрывшимся" зевом или смятыми
губками, отвертки со скругленным, скрученным
шлицем или неправильно заточенные, пассатижи
с плохо закрепленными пластмассовыми
ручками, молотки с незафиксированной
ручкой и т.п.
При вывешивании
автомобиля (с помощью домкрата или подъемника)
никогда не находиться под ним. Предварительно
необходимо убедиться, что соответствующие
силовые элементы кузова (усилители пола,
пороги) достаточно прочны. Использовать
для подъема автомобиля только штатные
точки опоры. Запрещается вывешивать автомобиль
на двух или более домкратах - использовать
подставки промышленного изготовления.
Запрещается нагружать или разгружать
автомобиль, стоящий на домкрате (садиться
в него, снимать или устанавливать двигатель).
При ремонте автомобиля со снятым двигателем
(силовым агрегатом) следует учитывать,
что развесовка по осям изменилась: при
вывешивании на домкрате такой автомобиль
может упасть. Работать только на ровной
нескользкой площадке, под не вывешенные
колеса подкладывайте упоры.
Отработанные
масла способствуют возникновению рака
кожи. При попадании масла на руки, вытереть
их ветошью, а затем протереть специальным
"средством для чистки рук" (или подсолнечным
маслом) и вымыть теплой водой с мылом
(запрещается мыть руки горячей водой,
при этом вредные вещества легко проникают
через кожу!).
При попадании
на руки бензина, вытереть их чистой ветошью,
а затем вымыть с мылом.
В охлаждающей
жидкости системы охлаждения двигателя
(антифризе) содержится этиленгликоль,
который ядовит при попадании в организм
и - в меньшей степени - при попадании на
кожу. При отравлении антифризом нужно
немедленно вызвать рвоту, промыть желудок,
а в тяжелых случаях принять солевое слабительное
(например, глауберову соль) и обратиться
к врачу. При попадании на кожу – смыть
большим количеством воды. То же при отравлении
тормозной жидкостью. Электролит при попадании
на кожу вызывает жжение, покраснение.
Если электролит попал на руки или в глаза,
вначале смыть его большим количеством
холодной воды. Запрещается мыть руки
с мылом! Затем руки можно промыть раствором
питьевой соды или нашатырного спирта
(из автомобильной аптечки). Нужно помнить,
что серная кислота даже в малых концентрациях
разрушает органические волокна. Поэтому
при работе с аккумуляторной батареей
(электролит почти всегда присутствует
и на ее поверхности) надеть очки и защитную
одежду (резиновые перчатки желательны).
Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта. Транспортные сред-ства и эксплуатационные свойства/ В.К. Вахламов. М.: Академия, 2004. – 528 с.
Вахламов В.К. Транспортные средства автомобильного транспорта/ В.К. Вахламов. М.: Академия, 2003. – 476 с.
Ильин Н.М. Электрооборудование автомобилей М: Транспорт,1978.
Михайловский Е.В. Серебряков К.Б. Тур
Е.Я. Устройство автомобиля М: Машиностроение,1990.
Молоков В.А., Зеленин С.Ф., Учебник по устройству автомобиля, М. 1987
Роговцев В.П. Устройство и эксплуатация
автотранспортных средств/ В.П. Роговцев,
А.Г. Пузанков, В.Д. Олдфильд; под ред. С.И. Белоцерков-ской. М.: Транспорт, 1989. – 432 с.
Стуканов В.А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля/ В.А. Стуканов. М.: Форум-ИНФРА-М, 2004. – 367 с.
Тур Е.Я. Серебряков К.Б. Устройство автомобиля
М: Машиностроение 1990.
Тур Е.Я. Устройство автомобиля/ Е.Я.Тур, К.Б.Серебряков, Л.А. Жоло-бов. М.: Машиностроение, 1990. – 352 с.
Чумаченко Ю. Т., Герасименко А. И., Рассанов Б. Б. АВТОСЛЕСАРЬ. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, 2006 г. — 544 c