Тепловой расчет двигателя прототипа ВАЗ 2101

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

В области развития и совершенствования автомобильных двигателей основными задачами являются: расширение использования двигателей, снижение расхода топлива и удельной массы двигателей, стоимости их производства и эксплуатации. На принципиально новый уровень ставится борьба с токсичными выбросами двигателей в атмосферу, а также задачи по снижению шума и вибрации в процессе их эксплуатации. Значительно больше внимания уделяется использованию электронно-вычислительных машин при расчетах и испытаниях двигателей. В настоящее время вычислительная техника широко используется на моторостроительных заводах, в научно-исследовательских центрах, конструкторских и ремонтных организациях, а также высших учебных заведениях.

Содержание работы

Введение 4
Выбор основных параметров проектируемого двигателя 5
Тепловой расчет двигателя 13
Расчет характеристик рабочего тела 13
Расчет процессов газообмена 18
Расчет процесса сжатия 21
Расчет процесса сгорания 25
Расчет процесса расширения 28
Определение индикаторных показателей двигателя 30
Определение эффективных показателей двигателя 31
Определение основных параметров двигателя 32
Построение индикаторной диаграммы 33
Тепловой баланс двигателя 37
Скоростная характеристика двигателя 39
Сравнение основных параметров двигателя и прототипа 41
Вывод 42
Литература

Файлы: 1 файл

Талмач Пётр курсовая.docx

— 2.18 Мб (Скачать файл)

Автомобильные бензины представляют собой смесь низкокипящих углеводородов, выкипающих в диапазоне температур 35…205°.Основной характеристикой бензина является октановое число ОЧ (цифры в марке бензина). Выбор марки бензина производится с учетом степени сжатия ε, необходимого октанового числа ОЧИ или ОЧМ с уточнением рекомендуемого топлива для двигателя прототипа. Основные показатели качества различных марок бензина приведены в таблице 2.1:

Таблица 2.1.

Показатели

АИ-93

Октановое число, не менее:

моторный метод

исследовательский метод

Содержание свинца, г/дм3

Фракционный состав: температура начала перегонки, ºС, не ниже:

летнего

зимнего

10% перегоняется при температуре,  ºС, не выше:

летнего

зимнего

20% перегоняется при температуре,  ºС, не выше:

летнего

зимнего

90% перегоняется при температуре,  ºС, не выше:

летнего

зимнего

конец кипения, ºС, не выше:

летнего

зимнего

Давление насыщенных паров бензина, кПа:

летнего, не более

зимнего

Массовая доля серы, %, не более

Цвет

 

85

93

0,013

 

 

35

Не норм.

 

70

55

 

115

100

 

180

160

 

205

195

 

66,7

66,7..93,3

0,1

-


 

 

 

2.1.1. Элементный состав топливовоздушной смеси.

Элементный состав жидких нефтяных топлив (бензинов и дизельных)  в  зависимости от группового углеводородного  СхНу состава задают массовыми долями углерода gс и водорода gн.

gс + gн = 1                                 (2.1)

                                0,865 + 0,1352 = 1

Физико-химическая характеристика жидких нефтяных топлив приведена в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

 

 

 

Показатели

 

 

Обо-зна-че-ние

 

 

 

Размер-ность

 

 

АИ-93

(А-92) летний

Молярная масса

Элементный состав:

углерода

водорода

кислорода

Низшая теплота сгорания

Плотность при 20 ºС

Теплота парообразования при Р=0,1МПа

Теплоемкость жидкого топлива 

при t = 20 ºС

μТ

 

gc

gн

gот

Ни

Ρ

 

 

Ст

кг/кмоль

 

 

 

 

МДж/кг

кг/м3

кДж/кг

 

кДж/кг

110

 

0,865

0,135

 

43,3

755

305

СТ = 1,69 √ρ


2.1.2.Элементный состав воздуха

 

Стандартный состав сухого атмосферного воздуха  принят следующим, % (об): азот – 78,08, кислород – 20,95, благодарные газы – 0,94, диоксид  углерода – 0,03.

Молярная  масса μ = 28,95 кг/кмоль, плотность  при нормальных физических условиях ρо = 1,2928 кт/м3.

Для расчетов принимается следующий  состав воздуха: rо2 = 0,21, rN2 = 0,790, gо2 = 0,232, gN2 = 0.768 (вследствие малости остальных компонентов).

 

 

 

2.1.3. Низшая теплота сгорания.

Если топливо включает только углерод  и водород gc + gн = 1

Ни = 34,013 * gc + 69,09 * gн               (2.2)

Ни = 34,013 * 0,865 + 69,09 * 0,135 = 3,8 · 104 кДж/м3

 

2.1.4. Количество свежей смеси.

 

В поршневых ДВС топливо окисляется кислородом  воздуха, которое вводится в цилиндр в процессе впуска.

Минимальное количество воздуха, необходимое для  полного окисления всего поданного  топлива, называется стехиометрическим  и определяется по следующим соотношениям:

Теоретически  необходимое количество воздуха  для сгорания 1 кг жидкого топлива:

 

0 = (8/3 gс + 8gн – gот)/0,232 КГв/КГт     (2.3)

0 = (8/3 gс + 8gн)/0,232 = (8/3*0,865 + 8*0,135)/0,232 = 14,59 КГв/КГт .           

L0 = (gc/12 + gн/4 + gот/32)/0,21 кмоль/КГт    (2.4)

L0 = (gc/12 + gн/4)/0,21 = (0,865 /12 + 0,135 /4)/0,21 = 0,504 кмоль/КГт.

Действительное  количество воздуха, участвующего в  сгорании составляет а · L0 в КГв/КГт или а ·L0 в кмоль/КГт.

 

Количество  свежей смеси М1 для Дс ИЗ:

 

М1 = а ·L0 + 1/μт, кмольсс/КГт ,        (2.5)

  где μт – молярная масса топлива.

М1 = а ·L0 + 1/μт = 0,9 * 0,504 + 1 / 110 = 0,4626 кмольсс/КГт.

2.1.5. Состав и количество продуктов  сгорания.

Состав  и количество продуктов сгорания рассчитывается с использованием данных о составе топлива и коэффициенте избытка воздуха а

Расчет  производится в киломолях на 1 кг топлива (кмоль/кг)

Для Дс ИЗ при а<1 при неполном окислении (сгорании), количество свободного водорода Мн2 связано с количеством оксида углерода Мсо соотношением К = Мн2 / Мсо

Экспериментальные данные показывают, что величину К  можно приближенно выразить как  функцию состава топлива gн : gс

 

К ≈ 1,12√gн/gс  ≈ 1,12√0,135 /0,865 ≈ 0,44        (2.6)

Отдельные компоненты продуктов сгорания

 

Мсо2= – 2 × × 0.21 × Lo     (кмоль CO2/кг топлива)     (2.7)

Мсо2 =   0,865 / 12 – 2* (1-0,9)/(1+0,44)*0,21*0,504 = 0,05738333

Мсо= 2 × × 0.21 × Lo   (кмоль СО/ кг топлива)      (2.8)

Мсо = 2* (1-0,9)/(1+0,44)*0,21*0,504= 0,0147

Мн2о= gH/12 – 2К × × 0.21 × ( кмоль Н20/ кг топлива)     (2.9)

Мн2о = 0,135/12 – 2*0,44*(1-0,9)/(1+0,44)*0,21*0,504 = 0,004782

МН2= 2К × × 0.21 × Lo ( кмоль Н2/ кг топлива)     (2.10)

МН2 = 2*0,44*(1-0,9)/(1+0,44)*0,21*0,504 = 0,006468

MN2=0.79 × а × Lо ( кмоль N2/кг топлива)                  (2.11)

MN2 = 0,79*0,9*0,504 = 0,358344

Суммарное количество продуктов сгорания в Дс ИЗ:

М2 = Мсо2 + Мсо + Мн2о + Мн2N2 кмольс/КГт              (2.12)

М2 = 0,05738333 + 0,0147 + 0,004782 + 0,006468 +0,358344 = 0,4416

2.1.6. Молярные и объемные доли  компонентов продуктов сгорания

rсо = Мсо2 = 0,0147/0,4416 =  0,0333                    (2.13)

rсо2 =  Мсо22 = 0,05738333/0,4416 = 0,1299       (2.14)

r H2 =  МH22 = 0,006468/0,4416 = 0,0146            (2.15)

rH2O = МH2O2 = 0,004782/0,4416 = 0,0108         (2.16)

r N2 =  МN22 = 0,358344/0,4416 = 0,81146         (2.17)

Проверка Σri = 0,0333 + 0,1299 + 0,0146 + 0,0108 + 0,81146 =  1       (2.18)

2.1.7. Теоретический коэффициент  молярного изменения.

μо = М21  = 0,4416/0,4626 = 0,95      (2.19)

Проводим  аналогичные расчеты (2.1.4 – 2.1.7) для  а = 0,85 и для а   = 0,8. Все полученные данные заносим в таблицу характеристик рабочего тела 2.1.7.

Таблица 2.1.7.

Параметры

Единицы измерения

Режим эксплуатации двигателя

nN

nМ

nтм

Частота вращения n

мин -1

5200

2300

900

Рабочее тело, его компоненты

Коэффициент избытка воздуха a

 

0,9

0,85

0,8

Количество свежей смеси М1

кмольсс/КГт

0,4626

0,4375

0,41

Количество СО2 , МСО2

кмольсо2/КГт

0,05738

0,04995

0,04268

Количество СО, МСО

кмольсо/КГт

0,0147

0,02205

0,0294

Количество Н2О, МН2О

кмольн2о/КГт

0,00478

0,00155

-0,00168

Количество Н2, МН2

кмольн2/КГт

0,00646

0,0097

0,01293

Количество N2, МN2

кмольN2/КГт

0,35834

0,33843

0,31852

Количество продуктов сгорания М2

кмольпр.С2/КГт

0,4416

0,42

0,4035

Теоретический коэффициент молярного  изменения μо

 

0,95

0,96

0,98


ВЫВОД:  при уменьшении коэф-та избытка воздуха уменьшается кол-во СО2, кол-во н2о, кол-во N2, кол-во продуктов сгорания М2; увеличивается кол-во со, кол-во Н2 , теоретический коэф-т молярного изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Расчет процессов газообмена.

2.2.1. Параметры окружающей среды.

При работе двигателя без  наддува давление свежего заряда Ро, поступающего к двигателю из атмосферы, принимается равным атмосферному давлению Ро ≈ 0,1 МПа. Температура свежего заряда То принимается равной температуре, атмосферного воздуха.

 

То = 273 + (15…25) = 273 + 25 = 298 К            (2.20)

2.2.2. Параметры остаточных газов.

 

После завершения каждого цикла в цилиндре  двигателя остаются продукты сгорания с давлением Рr , температурой Тr

Значение  Рr определяется давлением среды, в которую происходит выпуск отработавших газов, т.е. давлением Ро при выпуске в атмосферу или Рк при установке на выпуске глушителя, нейтрализатора отработавших газов или сборника при газотурбинном наддуве.

Для автомобильных двигателей без наддува, а также с наддувом и выпуском в атмосферу.

 

Величина  давления остаточных газов Рr находится в пределах

 

Рr = (1,05…1,25) Ро = 1,05*0,1 = 0,105 МПа                (2.21)

 

При номинальном режиме температура  остаточных газов Тr для двигателей с искровым зажиганием варьируется в пределах:               900…1100 К. Принимаем Тr = 800 К.

2.2.3. Процесс  впуска.

Процесс впуска определяется подогревом свежего  заряда ∆Т и плотностью заряда ρо, характеризуется следующими основными параметрами: давлением Ра и температурой Та заряда в конце процесса наполнения – начала сжатия; давлением Рr и температурой Тr остаточных газов; коэффициентом остаточных газов γr и коэффициентом наполнения ηv.

а) подогрев свежего заряда ∆Т.

Величина  подогрева свежего заряда от стенок ∆Т зависящая от наличия специального устройства для подогрева, от конструкции  впускного трубопровода, типа системы  охлаждения, быстроходности двигателя  и наддува, для двигателей с искровым зажиганием обычно колеблется в пределах: 0…25°С. Принимаем ∆Т = 10°С.

б) плотность заряда на выпуске

 

ρо = Ро · 106/RВ · То = 0,1*106/(287*298) = 1,169 кг/м3  ,       (2.22)

 

где RВ = 287 Дж·кг·град – удельная газовая постоянная для воздуха.

в) давление рабочего тела в конце такта  впуска.

Давление  в конце впуска Ра определяется величиной гидравлических потерь ∆Ра во впускном трубопроводе

 

Ра = Р0 - ∆Ра = 0,1 – 0,01566904 = 0,087  МПа               (2.23)

 

Величина  ∆Ра зависит от скорости потока смеси ωвп и сопротивления впускной системы:

∆Ра = (β2+ ξВn) ××ρо×10-6 = 3*85*85/2*1,169*10-6 = 0,0126    МПа,      (2.24)

где β - коэффициент затухания скорости

ξвп - коэффициент сопротивления впускной системы

ωвп – средняя за процесс впуска скорость в наименьшем сечении впускного тракта, м/с

ρо - плотность заряда на впуске, кг/м3

    

По опытным данным в современном  автомобильном двигателе при  номинальном режиме.

2вп)=2.5...4 – для Дс ИЗ. Принимаем (β2вп) = 3.

 ωвп=60...120 м/с для Дс ИЗ. Принимаем ωвп = 85 м/с.

Проверка правильности определения  величины Ра:

 

Ра = (0,8…0,9)Р0 =(0,8…0,9)*0,1 = 0,08…0,09    (2.25)

                                                                                                        

г) Коэффициент остаточных газов

Коэффициент остаточных газов γг зависит от давления и температуры остаточных газов (Рм и Тм), подогрева заряда ∆Т, температуры окружающей среды (То или Тк) и степени сжатия ε:

Величина коэффициента остаточных газов γг характеризует качество очистки цилиндра от продуктов сгорания и определяет относительное содержание их в горючей смеси.

С учетом продувки и дозарядки цилиндра

 

γг=×φ=**1,15 = 0,071,    (2.26)

      φоч = 1…0 (при φоч = 1 продувка камеры сгорания не производится; при φоч = 0 происходит полная очистка)

φдоз – коэффициент наполняемости, учитывающий различие в теплоемкостях свежего заряда и остаточных газов.

φдоз = 1,00…1,02 – ненастроенных впускных систем;

φдоз = 1,03…1,06 – для настроенных впускных систем.

 

Для Дс ИЗ с распределительным впрыскиванием  топлива

φдоз = 1,03…1,45

 

φ = коэффициент, учитывающий различие в теплоемкостях свежего заряда и остаточных газов.

Значение  коэффициента φ зависит от коэффициента а.

Информация о работе Тепловой расчет двигателя прототипа ВАЗ 2101