Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:52, курсовая работа
В области развития и совершенствования автомобильных двигателей основными задачами являются: расширение использования двигателей, снижение расхода топлива и удельной массы двигателей, стоимости их производства и эксплуатации. На принципиально новый уровень ставится борьба с токсичными выбросами двигателей в атмосферу, а также задачи по снижению шума и вибрации в процессе их эксплуатации. Значительно больше внимания уделяется использованию электронно-вычислительных машин при расчетах и испытаниях двигателей. В настоящее время вычислительная техника широко используется на моторостроительных заводах, в научно-исследовательских центрах, конструкторских и ремонтных организациях, а также высших учебных заведениях.
Введение 4
Выбор основных параметров проектируемого двигателя 5
Тепловой расчет двигателя 13
Расчет характеристик рабочего тела 13
Расчет процессов газообмена 18
Расчет процесса сжатия 21
Расчет процесса сгорания 25
Расчет процесса расширения 28
Определение индикаторных показателей двигателя 30
Определение эффективных показателей двигателя 31
Определение основных параметров двигателя 32
Построение индикаторной диаграммы 33
Тепловой баланс двигателя 37
Скоростная характеристика двигателя 39
Сравнение основных параметров двигателя и прототипа 41
Вывод 42
Литература
Значение коэффициента φ:
Таблица 2.2.3.
Тип двигателя |
ДсИЗ |
Дизели | |||
Коэффициент избытка воздуха а |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
1,5…1,8 |
Коэффициент φ |
1,13 |
1,15 |
1,17 |
1,14 |
1,1 |
д) Температура в конце впуска.
Температура заряда в конце впуска Та зависит от температуры на входе То, а также от подогрева заряда во впускном трубопроводе ∆Т и его подогрева в цилиндре от остаточных газов γг и Тr
С учетом продувки и дозарядки цилиндра
Та = То + ∆Т + φ · φ1 γг · Тr/ 1+ γг · φ1 , К (2.27)
Та = 298 + 10 +1,15*1*0,071*800/(1+0,071*1) = 348 К
ж)коэффициент наполнения.
Коэффициент наполнения ηv характеризует качество процесса впуска и представляет собой поправку, учитывающую отклонения условий внутри цилиндра от условий на впуске в двигатель.
С учетом продувки и дозарядки цилиндра
ηv = φ1Ра/Ро · ε/ε-1 · То/То + ∆Т + φ · φ1 γ · Тr (2.28)
ηv = 1*0,087/0,1*8,5/7,5*298/(298+
2.3. Расчет процесса сжатия.
2.3.1. Давление. Температура рабочего тела.
Процесс сжатия характеризуется давлением Рс и температурой Тс рабочего тела в конце процесса.
Рс = Ра · ε n1=0,087*8,51,38=1,66 МПа, (2.29)
Тс = Та · ε n1-1 = 348*8,50,38 = 784 К, (2.30)
где n1 – показатель политропы сжатия.
Значение n1 может быть определено по номограмме рис.4.1. следующим образом. Через принятое значение степени сжатия ε проводится ордината до пересечения с соответствующей кривой температур Та. Через полученную точку пересечения проводят линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с осью ординат, на которой нанесены в масштабе значения показателя адиабаты сжатия k1.
Показатель адиабаты k1 служит ориентиром для уточнения при выборе n1, исключающим грубые ошибки и в следствии искажения теплообмена между сжимаемым зарядом и станками цилиндра. Можно полагать
n1 = (k1 + 0,02)…( k1 – 0,04)
n1 = (1,364 + 0,02) … (1,364 – 0,04) = 1,324 … 1,384
Принимаем n1 = 1,38.
Рис. 2.3.1. Номограмма для определения показателя адиабаты к1.
Средние молярные теплоемкости газов для бенз двигателей. Таблица 2.3.1.
Темпера-тура, °С |
Средняя молярная теплоемкость продуктов сгорания, кДж/ (кмоль· град), бензина при а | |||||||||||
0,70 |
0,75 |
0,80 |
0,85 |
0,90 |
0,95 |
1,00 |
1,05 |
1,10 |
1,15 |
1,20 |
1,25 | |
0 |
21,683 |
21,786 |
21,880 |
21,966 |
22,046 |
22,119 |
22,187 |
22,123 |
22,065 |
22,011 |
21,962 |
21,916 |
100 |
22,902 |
22,031 |
22,149 |
22,257 |
22,356 |
22,448 |
22,533 |
22,457 |
22,388 |
22,325 |
22,266 |
22,216 |
200 |
22,140 |
22,292 |
22,431 |
22,559 |
22,676 |
22,784 |
22,885 |
22,796 |
22,722 |
22,650 |
22,584 |
22,523 |
300 |
22,445 |
22,618 |
22,776 |
22,921 |
23,055 |
23,173 |
23,293 |
23,200 |
23,115 |
23,036 |
22,964 |
22,898 |
400 |
22,777 |
22,968 |
23,143 |
23,303 |
23,450 |
23,586 |
23,712 |
23,613 |
23,521 |
23,437 |
23,360 |
23,289 |
500 |
23,138 |
23,345 |
23,534 |
23,707 |
23,867 |
24,014 |
24,150 |
24,045 |
23,948 |
23,859 |
23,777 |
23,702 |
600 |
23,507 |
23,727 |
23,929 |
24,113 |
24,284 |
24,440 |
24,586 |
24,475 |
24,373 |
24,280 |
24,193 |
24,114 |
700 |
23,882 |
24,115 |
24,328 |
24,523 |
24,702 |
24,868 |
25,021 |
24,905 |
24,798 |
24,700 |
24,610 |
24,527 |
800 |
24,249 |
24,493 |
24,715 |
24,919 |
25,107 |
25,280 |
25,441 |
25,319 |
25,208 |
25,106 |
25,012 |
24,925 |
900 |
24,608 |
24,861 |
25,092 |
25,304 |
25,500 |
25,680 |
25,847 |
25,720 |
25,604 |
25,498 |
25,400 |
25,309 |
1000 |
24,949 |
25,211 |
25,449 |
25,668 |
25,870 |
26,056 |
26,229 |
26,098 |
25,977 |
25,867 |
25,766 |
25,672 |
1100 |
25,276 |
25,545 |
25,791 |
26,016 |
26,224 |
26,415 |
26,593 |
26,457 |
26,333 |
26,219 |
26,114 |
26,016 |
1200 |
25,590 |
25,866 |
26,118 |
26,349 |
26,562 |
26,758 |
26,940 |
26,800 |
26,672 |
26,554 |
26,446 |
26,345 |
1300 |
25,887 |
26,168 |
26,426 |
26,662 |
26,879 |
27,080 |
27,265 |
27,121 |
26,989 |
26,868 |
26,757 |
26,653 |
1400 |
26,099 |
26,456 |
26,719 |
26,959 |
27,180 |
27,385 |
27,574 |
27,426 |
27,291 |
27,166 |
27,051 |
26,945 |
1500 |
26,436 |
26,728 |
26,995 |
27,240 |
27,465 |
27,673 |
27,866 |
27,714 |
27,575 |
27,447 |
27,330 |
27,221 |
1600 |
26,685 |
26,982 |
27,253 |
27,501 |
27,729 |
27,941 |
28,136 |
27,981 |
27,836 |
27,708 |
27,588 |
27,477 |
1700 |
26,924 |
27,225 |
27,499 |
27,751 |
27,983 |
28,197 |
28,395 |
28,236 |
28,091 |
27,958 |
27,835 |
27,722 |
1800 |
27,147 |
27,451 |
27,728 |
27,983 |
28,218 |
28,434 |
28,634 |
28,473 |
28,324 |
28,188 |
28,063 |
27,948 |
1900 |
27,359 |
27,667 |
27,948 |
28,205 |
28,442 |
28,661 |
28,836 |
28,698 |
28,548 |
28,409 |
28,282 |
28,164 |
2000 |
27,559 |
27,870 |
28,153 |
28,413 |
28,652 |
28,873 |
29,078 |
28,910 |
28,757 |
28,616 |
28,487 |
28,367 |
2100 |
27,752 |
28,065 |
28,351 |
28,613 |
28,854 |
29,077 |
29,283 |
29,113 |
28,958 |
28,815 |
28,684 |
28,562 |
2200 |
27,935 |
28,251 |
28,539 |
28,803 |
29,046 |
29,270 |
29,478 |
29,306 |
29,148 |
29,004 |
28,870 |
28,747 |
2300 |
28,104 |
28,422 |
28,712 |
28,987 |
29,223 |
29,449 |
29,658 |
29,484 |
29,324 |
29,177 |
29,042 |
28,917 |
2400 |
28,268 |
28,588 |
28,879 |
29,147 |
29,394 |
29,621 |
29,832 |
29,655 |
29,494 |
29,345 |
29,209 |
29,082 |
2500 |
28,422 |
28,744 |
29,037 |
29,305 |
29,553 |
29,782 |
29,993 |
29,815 |
29,652 |
29,502 |
29,364 |
29,236 |
2600 |
28,570 |
28,892 |
29,187 |
29,458 |
29,706 |
29,936 |
30,149 |
29,969 |
29,804 |
29,653 |
29,513 |
29,384 |
2700 |
28,711 |
29,036 |
29,332 |
29,604 |
29,854 |
30,085 |
30,298 |
30,116 |
29,950 |
29,797 |
29,657 |
29,527 |
2800 |
28,847 |
29,173 |
29,470 |
29,743 |
29,994 |
30,226 |
30,440 |
30,257 |
30,090 |
29,936 |
29,794 |
29,663 |
2.3.2. Средние молярные теплоемкости тел.
Средняя молярная теплоемкость заряда (воздуха) в конце сжатия без учета влияния остаточных газов в интервале температур 273…1800К
mСv = aс + bсТс = 20,16 + 1,74 · 10-3 Тс кДЖ/кмоль·град (2.31)
mСv = 20,16 + 1,74 · 10-3*784 = 21,52 кДЖ/кмоль·град
Средняя молярная теплоемкость в конце сжатия может быть определена также по следующей рекомендации – свежей смеси (воздуха)
(mСv)tcto = 20,6+2,638·10-3 tc (2.32)
(mСv)tcto = 20,6+2,638·10-3*511 = 21,948, кДЖ/кмоль·град
где tс = Тс – 273°С = 784 – 273 = 511 °С
- остаточных газов (mСv//). Определяется методом интерполяции по таблице 2.3.1. в зависимости от tc и а; - рабочей смеси.
mСv// = 25, 1 кДЖ/кмоль·град
(mСv/)tcto = 1/ (1+ γг) [(mСv)tcto + γ(mСv//)tcto ] (2.33)
(mСv/)tcto=1/(1+0,071)(21,948+
2.3.3. Число молей газов.
Число молей остаточных газов
Мr = а·γгLо= 0,9*0,071*0,504 = 0,0322 кмоль (2.34)
Число молей газов в конце сжатия до сгорания
Мс = М1 + Мг = 0,4626 + 0,0322 = 0,4948 кмоль (2.35)
2.4. Расчет процесса сгорания.
2.4.1. Молярные изменения смесей
Расчетный коэффициент молекулярного изменения горючей смеси (свежей смеси)
μо = М2/М1=0,4416/0,4626 = 0,95 (2.36)
Число молей газов после сгорания
Мz = М2 + Мr = 0,4416 + 0,0322 = 0,4738 кмоль (2.37)
Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси
μ = μо + γг/(1 + γг) = 0,95 + 0,071/(1+0,071) = 1,016 (2.38)
значения μ в зависимости от а для четырехтактных карбюраторных двигателей следующие: μ = 1,02…1,12
2.4.2.Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания.
Для расчетов рабочих процессов двигателей обычно пользуются средними мольными теплоемкостями при постоянном объеме mСv и при постоянном давлении mСр.
При неполном сгорании топлива (а <1) продукты сгорания состоят из смеси углекислого газа СО2, окиси углерода СО, водяного пара Н2О, свободного водорода Н2 и азота N2
При этом
(mСvz//)tztc = 1/М2 [Мсо2 (mСvсо2)tztc + Мсо (mСvсо)tztc + Мн2о (mСvн2о)tztc +
Мн2(mСvн2)tztc + МN2(mСvN2)tztc ] =
=1/0,4416*(0,05738333*40,
468*20,57633+0,358344*22,
При полном сгорании топлива (а≥1) продукты сгорания состоят из смеси углекислого газа, водяного пара, азота, а при а>1 и кислорода.
Средние молярные теплоемкости отдельных газов при постоянном объеме определяются по формулам таблица 2.4.2. для интервала температур 1501 до 2800°С.
Таблица 2.4.2.
Наименование газа |
Формулы
для определения средних |
Азот N2
Водород Н2
Оксид углерода СО
Углекислый газ СО2
Водяной пар Н2О |
μсvN2 = 21,951 + 0,001457 · t
μсvн2 = 19,678 + 0,001758 · t
μсvсо = 22,490 + 0,001430 · t
μсvсо2 = 39,123 + 0,003349 · t
μсvн2о = 26,670 + 0,004438 · t |
μсvN2 = 21,951 + 0,001457 · 511 = 22,695527
μсvн2 = 19,678 + 0,001758 · 511 = 20,576338
μсvсо = 22,490 + 0,001430 · 511 = 23,22073
μсvсо2 = 39,123 + 0,003349 · 511 = 40,834339
μсvн2о = 26,670 + 0,004438 · 511 = 28,937818
Для
определения мольной
mСvz// = (18,42 + 2,6а) + (15,5 + 13,8/0,9) · 10-4 tz (2.40)
mСvz// = 20,76+ 0,00308333*tz
2.4.3. Максимальная температура газов в процессе Тz.
ξ (Ни - ∆Ни)/М1(1+γг) + mСvс/ · tс = μ mСvz// · tz (2.41)
где ξ – коэффициент использования теплоты на участке видимого сгорания рабочей смеси, ξ = 0,8…0,9; λ – степень повышения давления, только для дизелей.
Ни – низшая теплота сгорания топлив, кДж/ кг; ∆Ни – потеря части теплоты сгорания из-за химической теплоты сгорания топлива при а < 1
∆Н = 119950 · (1-а) Lо=119950*(1-0,9)=6045,48 кДж/кг , (2.42)
где Lо – теоретически необходимое количество воздуха в киломолях для сгорания 1 кг топлива.
В уравнения сгорания входят две неизвестные величины: максимальная температура сгорания Тz и теплоемкость продуктов сгорания mСvz при этой же температуре. При подставке в уравнения сгорания получаем уравнения второго порядка относительно Тz:
АТz2 + ВТz + С = 0, (2.43)
где А, В, С – неизвестные коэффициенты
откуда Тz = -В± √В2 – 4АС / 2А
0,8(43300-6045,48)/0,4626(1,
0,003132663*tz2 +21,09216* tz – 77560,0949 = 0
tz = 2641
Тz = tz + 273 = 2641 + 273 = 2914
mСvz// = 20,76+ 0,00308333*tz=20,76 + 0,00308333* 2914 = 29,8
2.4.4. Давление в конце процесса сгорания
Теоретическое давление в конце процесса сгорания
Рzт = Рс · μ · Тz / Тс = 1,66*1,016*2941/784 = 6,32 МПа, (2.44)
Действительное давление в конце процесса сгорания для ДсИЗ
Рzд = 0,85 Рz
= 0,85*6,32 = 5,372 (2.45)
Степень предварительного расширения
ρ = μ/λ · Тz/Тс = 1,016/3,8*2941/784 = 1,002 (2.46)
Степень повышения давления
λ = Рz/Рс = 6,32/1,66 = 3,8 (2.47)
2.5. Расчет процесса расширения.
2.5.1. Давление и температура
Давление и температура газов в конце расширения определяется по формулам политропного процесса:
Рв = Рz/εn2; (2.48)
Рв = 6,32/8,51,25 = 0,435
Тв = Тz/εn2-1 (2.49)
Тв = 2941/8,50,25 = 1722,42,
где n2 – показатель поли тропы;
Показатель поли тропы n2 определяется по номограммам рис.2.5. При этом значение показателя политропы расширения n2 незначительно отличается от значения показателя адиабаты расширения k2, n2≈k2.
Определение k2 проводится следующим образом: по имеющимся значениям ε и Тz определяют точку, которой соответствует значение k2 при а = 0,9
Для нахождения значения k2 при заданном а необходимо полученную точку перенести по горизонтали на вертикаль, соответствующую а = 0,9 и далее параллельно вспомогательным кривым по вертикали, соответствующей заданному значению а.
n2 = 1,25
Рис. 2.5 Номограмма для определения показателя адиабаты расширения к2 для бензинового двигателя
2.6. Определение индикаторных
2.6.1. Среднее индикаторное давление.
Среднее индикаторное давление цикла для нескругленной индикаторной диаграммы для двигателей с искровым зажиганием:
Р´i = Pc / ε-1 [λ / n2 – 1 (1-1/εn2-1) – 1/ni-1(1-1/ εn1-1] МПа (2.50)
Информация о работе Тепловой расчет двигателя прототипа ВАЗ 2101