Тепловой расчет двигателя прототипа ВАЗ 2101

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

В области развития и совершенствования автомобильных двигателей основными задачами являются: расширение использования двигателей, снижение расхода топлива и удельной массы двигателей, стоимости их производства и эксплуатации. На принципиально новый уровень ставится борьба с токсичными выбросами двигателей в атмосферу, а также задачи по снижению шума и вибрации в процессе их эксплуатации. Значительно больше внимания уделяется использованию электронно-вычислительных машин при расчетах и испытаниях двигателей. В настоящее время вычислительная техника широко используется на моторостроительных заводах, в научно-исследовательских центрах, конструкторских и ремонтных организациях, а также высших учебных заведениях.

Содержание работы

Введение 4
Выбор основных параметров проектируемого двигателя 5
Тепловой расчет двигателя 13
Расчет характеристик рабочего тела 13
Расчет процессов газообмена 18
Расчет процесса сжатия 21
Расчет процесса сгорания 25
Расчет процесса расширения 28
Определение индикаторных показателей двигателя 30
Определение эффективных показателей двигателя 31
Определение основных параметров двигателя 32
Построение индикаторной диаграммы 33
Тепловой баланс двигателя 37
Скоростная характеристика двигателя 39
Сравнение основных параметров двигателя и прототипа 41
Вывод 42
Литература

Файлы: 1 файл

Талмач Пётр курсовая.docx

— 2.18 Мб (Скачать файл)

 

Значение коэффициента φ:                                                                     

Таблица 2.2.3.

Тип двигателя

ДсИЗ

Дизели

Коэффициент избытка воздуха а

0,8

0,9

1,0

1,2

1,5…1,8

Коэффициент φ

1,13

1,15

1,17

1,14

1,1


 

д) Температура в конце впуска.

 

Температура заряда в конце впуска Та зависит от температуры на входе То, а также от подогрева заряда во впускном трубопроводе ∆Т и его подогрева в цилиндре от остаточных газов γг и Тr

С учетом продувки и дозарядки цилиндра

 

Та = То + ∆Т + φ · φ1 γг ·   Тr/ 1+ γг · φ1 , К           (2.27)

Та = 298 + 10 +1,15*1*0,071*800/(1+0,071*1) = 348 К                       

 

ж)коэффициент  наполнения.

 

Коэффициент наполнения ηv характеризует качество процесса впуска и представляет собой поправку, учитывающую отклонения условий внутри цилиндра от условий на впуске в двигатель.

С учетом продувки и дозарядки цилиндра

 

ηv = φ1Рао · ε/ε-1 · Тоо + ∆Т + φ · φ1 γ ·   Тr      (2.28)

ηv = 1*0,087/0,1*8,5/7,5*298/(298+10+1*1,15*0,071*800) = 0,78

 

2.3. Расчет процесса сжатия.

2.3.1. Давление. Температура рабочего тела.

Процесс сжатия характеризуется давлением  Рс и температурой Тс рабочего тела в конце процесса.

Рс = Ра · ε n1=0,087*8,51,38=1,66  МПа,                   (2.29)

Тс = Та · ε n1-1 = 348*8,50,38 = 784  К,                     (2.30)

где  n1 – показатель политропы сжатия.

Значение n1 может быть определено по номограмме рис.4.1. следующим образом. Через принятое значение степени сжатия ε проводится ордината до пересечения с соответствующей кривой температур Та. Через полученную точку пересечения проводят линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с осью ординат, на которой нанесены в масштабе значения показателя адиабаты сжатия k1.

Показатель адиабаты  k1 служит ориентиром для уточнения при выборе n1, исключающим грубые ошибки и в следствии искажения теплообмена между сжимаемым зарядом и станками цилиндра. Можно полагать

n1 = (k1 + 0,02)…( k1 – 0,04)

n1 = (1,364 + 0,02) … (1,364 – 0,04) = 1,324 … 1,384

Принимаем n1 = 1,38.

 

Рис. 2.3.1. Номограмма для определения  показателя адиабаты к1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средние молярные теплоемкости газов для бенз двигателей. Таблица 2.3.1.

Темпера-тура,

°С

Средняя молярная теплоемкость продуктов  сгорания,

кДж/ (кмоль· град), бензина при а

0,70

0,75

0,80

0,85

0,90

0,95

1,00

1,05

1,10

1,15

1,20

1,25

0

21,683

21,786

21,880

21,966

22,046

22,119

22,187

22,123

22,065

22,011

21,962

21,916

100

22,902

22,031

22,149

22,257

22,356

22,448

22,533

22,457

22,388

22,325

22,266

22,216

200

22,140

22,292

22,431

22,559

22,676

22,784

22,885

22,796

22,722

22,650

22,584

22,523

300

22,445

22,618

22,776

22,921

23,055

23,173

23,293

23,200

23,115

23,036

22,964

22,898

400

22,777

22,968

23,143

23,303

23,450

23,586

23,712

23,613

23,521

23,437

23,360

23,289

500

23,138

23,345

23,534

23,707

23,867

24,014

24,150

24,045

23,948

23,859

23,777

23,702

600

23,507

23,727

23,929

24,113

24,284

24,440

24,586

24,475

24,373

24,280

24,193

24,114

700

23,882

24,115

24,328

24,523

24,702

24,868

25,021

24,905

24,798

24,700

24,610

24,527

800

24,249

24,493

24,715

24,919

25,107

25,280

25,441

25,319

25,208

25,106

25,012

24,925

900

24,608

24,861

25,092

25,304

25,500

25,680

25,847

25,720

25,604

25,498

25,400

25,309

1000

24,949

25,211

25,449

25,668

25,870

26,056

26,229

26,098

25,977

25,867

25,766

25,672

1100

25,276

25,545

25,791

26,016

26,224

26,415

26,593

26,457

26,333

26,219

26,114

26,016

1200

25,590

25,866

26,118

26,349

26,562

26,758

26,940

26,800

26,672

26,554

26,446

26,345

1300

25,887

26,168

26,426

26,662

26,879

27,080

27,265

27,121

26,989

26,868

26,757

26,653

1400

26,099

26,456

26,719

26,959

27,180

27,385

27,574

27,426

27,291

27,166

27,051

26,945

1500

26,436

26,728

26,995

27,240

27,465

27,673

27,866

27,714

27,575

27,447

27,330

27,221

1600

26,685

26,982

27,253

27,501

27,729

27,941

28,136

27,981

27,836

27,708

27,588

27,477

1700

26,924

27,225

27,499

27,751

27,983

28,197

28,395

28,236

28,091

27,958

27,835

27,722

1800

27,147

27,451

27,728

27,983

28,218

28,434

28,634

28,473

28,324

28,188

28,063

27,948

1900

27,359

27,667

27,948

28,205

28,442

28,661

28,836

28,698

28,548

28,409

28,282

28,164

2000

27,559

27,870

28,153

28,413

28,652

28,873

29,078

28,910

28,757

28,616

28,487

28,367

2100

27,752

28,065

28,351

28,613

28,854

29,077

29,283

29,113

28,958

28,815

28,684

28,562

2200

27,935

28,251

28,539

28,803

29,046

29,270

29,478

29,306

29,148

29,004

28,870

28,747

2300

28,104

28,422

28,712

28,987

29,223

29,449

29,658

29,484

29,324

29,177

29,042

28,917

2400

28,268

28,588

28,879

29,147

29,394

29,621

29,832

29,655

29,494

29,345

29,209

29,082

2500

28,422

28,744

29,037

29,305

29,553

29,782

29,993

29,815

29,652

29,502

29,364

29,236

2600

28,570

28,892

29,187

29,458

29,706

29,936

30,149

29,969

29,804

29,653

29,513

29,384

2700

28,711

29,036

29,332

29,604

29,854

30,085

30,298

30,116

29,950

29,797

29,657

29,527

2800

28,847

29,173

29,470

29,743

29,994

30,226

30,440

30,257

30,090

29,936

29,794

29,663


2.3.2. Средние молярные теплоемкости тел.

Средняя молярная теплоемкость заряда (воздуха) в конце сжатия без учета влияния остаточных газов в интервале температур 273…1800К

 

v = aс + bсТс = 20,16 + 1,74 · 10-3 Тс кДЖ/кмоль·град            (2.31)

v = 20,16 + 1,74 · 10-3*784 = 21,52 кДЖ/кмоль·град

 

Средняя молярная теплоемкость в конце сжатия может быть определена также по следующей  рекомендации – свежей смеси (воздуха)

 

(mСv)tcto = 20,6+2,638·10-3 tc                            (2.32)

(mСv)tcto = 20,6+2,638·10-3*511 = 21,948,   кДЖ/кмоль·град

 

где tс = Тс – 273°С = 784 – 273 = 511 °С

- остаточных газов (mСv//). Определяется методом интерполяции по таблице 2.3.1. в зависимости от tc и а;  - рабочей смеси.

v// = 25, 1 кДЖ/кмоль·град

 

(mСv/)tcto = 1/ (1+ γг) [(mСv)tcto  + γ(mСv//)tcto ]      (2.33)

(mСv/)tcto=1/(1+0,071)(21,948+0,071*25,1) =22,2 кДЖ/кмоль·град

       

2.3.3. Число молей газов.

Число молей  остаточных газов

 

Мr = а·γгLо= 0,9*0,071*0,504 = 0,0322 кмоль                 (2.34)

 

Число молей газов в конце сжатия до сгорания

 

Мс = М1 + Мг = 0,4626 + 0,0322 = 0,4948 кмоль               (2.35)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Расчет процесса сгорания.

2.4.1. Молярные изменения смесей

Расчетный коэффициент молекулярного  изменения горючей смеси (свежей смеси)

 

μо = М21=0,4416/0,4626 = 0,95              (2.36)

 

Число молей газов после  сгорания

 

Мz = М2 + Мr = 0,4416 + 0,0322 = 0,4738     кмоль         (2.37)

 

 Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси

 

μ = μо + γг/(1 + γг) = 0,95 + 0,071/(1+0,071) = 1,016        (2.38)

 

значения μ в зависимости  от а для четырехтактных карбюраторных двигателей  следующие: μ = 1,02…1,12

 

 

2.4.2.Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания.

Для расчетов рабочих процессов двигателей обычно пользуются средними мольными теплоемкостями при постоянном объеме mСv и при постоянном давлении mСр.

При неполном сгорании топлива (а <1) продукты сгорания состоят из смеси углекислого газа СО2, окиси углерода СО, водяного пара Н2О, свободного водорода Н2 и азота N2

При этом

(mСvz//)tztc = 1/М2со2 (mСvсо2)tztc + Мсо (mСvсо)tztc + Мн2о (mСvн2о)tztc +

Мн2(mСvн2)tztc + МN2(mСvN2)tztc ] =

=1/0,4416*(0,05738333*40,834339+0,0147*23,22073+0,004782*28,937+0,006

468*20,57633+0,358344*22,69552)=25,1105592 кДЖ/кмоль·град        (2.39)

 

При полном сгорании топлива (а≥1) продукты сгорания состоят из смеси углекислого газа,  водяного пара, азота, а при а>1 и кислорода.

 

Средние молярные теплоемкости отдельных газов  при постоянном объеме определяются по формулам таблица 2.4.2. для интервала температур 1501 до 2800°С.

 

 

Таблица 2.4.2.

Наименование  газа

Формулы для определения средних мольных  теплоемкостей отдельных газов  при постоянном объеме, кДж/(кмоль·град), для интервала температур 1501…2800°С

Азот  N2

 

Водород Н2

 

Оксид углерода СО

 

Углекислый газ СО2

 

Водяной пар Н2О

μсvN2 = 21,951 + 0,001457 · t

 

μсvн2 = 19,678 + 0,001758 · t

 

μсvсо = 22,490 + 0,001430 · t

 

μсvсо2 = 39,123 + 0,003349 · t

 

μсvн2о = 26,670 + 0,004438 · t


 

μсvN2 = 21,951 + 0,001457 · 511 = 22,695527

 

μсvн2 = 19,678 + 0,001758 · 511 = 20,576338

 

μсvсо = 22,490 + 0,001430 · 511 = 23,22073

 

μсvсо2 = 39,123 + 0,003349 · 511 = 40,834339

 

μсvн2о = 26,670 + 0,004438 · 511 = 28,937818

 

Для определения мольной теплоемкости продуктов сгорания использованы следующие  соотношения.

 

vz// = (18,42 + 2,6а) + (15,5 + 13,8/0,9) · 10-4 tz              (2.40)

vz// = 20,76+ 0,00308333*tz

 

2.4.3. Максимальная температура газов в процессе Тz.

 

ξ (Ни - ∆Ни)/М1(1+γг) + mС/ · tс = μ mСvz// · tz         (2.41)

 

где ξ – коэффициент использования  теплоты на участке видимого сгорания рабочей смеси, ξ = 0,8…0,9; λ – степень  повышения давления, только для дизелей.

Ни – низшая теплота сгорания топлив, кДж/ кг; ∆Ни – потеря части теплоты сгорания из-за химической теплоты сгорания топлива при а < 1

 

∆Н = 119950 · (1-а) Lо=119950*(1-0,9)=6045,48 кДж/кг    ,            (2.42)

где Lо – теоретически необходимое количество воздуха в киломолях для сгорания 1 кг топлива.

В уравнения сгорания входят две неизвестные  величины: максимальная температура  сгорания Тz и теплоемкость продуктов сгорания mСvz при этой же температуре. При подставке в уравнения сгорания получаем уравнения второго порядка относительно Тz:

 

АТz2 + ВТz + С = 0,             (2.43)

где А, В, С – неизвестные коэффициенты

откуда Тz = -В± √В2 – 4АС / 2А

 

0,8(43300-6045,48)/0,4626(1,071)+22,2*784 =1,016*(20.76+0.00308333tz)tz

0,003132663*tz2 +21,09216* tz – 77560,0949 = 0

tz = 2641

Тz = tz + 273 = 2641 + 273 = 2914

vz// = 20,76+ 0,00308333*tz=20,76 + 0,00308333* 2914 = 29,8

2.4.4. Давление в конце процесса сгорания

 

Теоретическое давление в конце процесса сгорания

Р = Рс · μ · Тz / Тс = 1,66*1,016*2941/784 = 6,32      МПа,           (2.44)

 

Действительное давление в конце  процесса сгорания для ДсИЗ

            Р = 0,85 Рz = 0,85*6,32 = 5,372                  (2.45)                              

 

Степень предварительного расширения

ρ = μ/λ ·  Тzс = 1,016/3,8*2941/784 = 1,002             (2.46)

 

Степень повышения давления

λ = Рzс   = 6,32/1,66 = 3,8                (2.47)

 

 

 

 

 

2.5. Расчет процесса расширения.

2.5.1. Давление и температура

Давление и температура газов  в конце расширения определяется по формулам политропного процесса:

Рв = Рzn2;                        (2.48)

Рв  = 6,32/8,51,25 = 0,435

 Тв = Тzn2-1                      (2.49)

Тв = 2941/8,50,25 = 1722,42,

где n2 – показатель поли тропы;

 

Показатель поли тропы n2 определяется по номограммам рис.2.5. При этом значение показателя политропы расширения n2 незначительно отличается от значения показателя адиабаты расширения k2, n2≈k2.

Определение k2 проводится следующим образом: по имеющимся значениям ε и Тz определяют точку, которой соответствует значение k2 при а = 0,9

Для нахождения значения k2 при заданном а необходимо полученную точку перенести по горизонтали на вертикаль, соответствующую а = 0,9 и далее параллельно вспомогательным кривым по вертикали, соответствующей заданному значению а.

 

 

 

n2 = 1,25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.5   Номограмма для определения показателя адиабаты расширения к2 для бензинового двигателя

 

 

2.6. Определение индикаторных показателей  двигателя.

2.6.1. Среднее индикаторное давление.

Среднее индикаторное давление цикла  для нескругленной индикаторной диаграммы для двигателей с искровым зажиганием:

Р´i = Pc / ε-1 [λ / n2 – 1 (1-1/εn2-1) – 1/ni-1(1-1/ εn1-1]  МПа                 (2.50)

Информация о работе Тепловой расчет двигателя прототипа ВАЗ 2101