Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:52, курсовая работа
В области развития и совершенствования автомобильных двигателей основными задачами являются: расширение использования двигателей, снижение расхода топлива и удельной массы двигателей, стоимости их производства и эксплуатации. На принципиально новый уровень ставится борьба с токсичными выбросами двигателей в атмосферу, а также задачи по снижению шума и вибрации в процессе их эксплуатации. Значительно больше внимания уделяется использованию электронно-вычислительных машин при расчетах и испытаниях двигателей. В настоящее время вычислительная техника широко используется на моторостроительных заводах, в научно-исследовательских центрах, конструкторских и ремонтных организациях, а также высших учебных заведениях.
Введение 4
Выбор основных параметров проектируемого двигателя 5
Тепловой расчет двигателя 13
Расчет характеристик рабочего тела 13
Расчет процессов газообмена 18
Расчет процесса сжатия 21
Расчет процесса сгорания 25
Расчет процесса расширения 28
Определение индикаторных показателей двигателя 30
Определение эффективных показателей двигателя 31
Определение основных параметров двигателя 32
Построение индикаторной диаграммы 33
Тепловой баланс двигателя 37
Скоростная характеристика двигателя 39
Сравнение основных параметров двигателя и прототипа 41
Вывод 42
Литература
Р´i =
1,66/7,5(3,8/0,25*(1-1/8,50,25
Действительное среднее
индикаторное давление
Рi= Р’i×φпд-∆Pi =1,069*0,95 – 0,018 = 0,99755 МПа , (2.51)
где φпд – коэффициент полноты индикаторной диаграммы.
∆Pi - среднее давление насосных потерь на газообмен
∆Pi = Рr – Ра = 0,105 – 0,087 = 0,018 МПа (2.52)
При проведении расчетов потери на газообмен учитываются в работе затрачиваемой на механические потери:
Pi = Pi’· φпд = 1,069*0,95 = 1,01555 МПа (2.53)
Значения коэффициента полноты φпд ДсИЗ ДсИЗ с распределенным впрыскиванием бензина ε = (9…11), n = 4000…5600 мин-1: 0,94…0,97.
2.6.2. Индикаторный КПД
ηi = Рi · ℓ0
· а / Ни · ρ0
· ηV = 0,99755*14,59*0,9/(43,3*1,169*
2.6.3. Удельный индикаторный расход
gi = 3600/Ни · ηi = 3600/(43,3*0,33) = 251 г/кВт·ч (2.55)
2.7. Определение эффективных
2.7.1. Среднее давление механических потерь.
Среднее давление механических потерь в двигателе определяется по эмпирическим формулам с учетом числа цилиндров и отношением S/Д при полностью открытом дросселе:
Рм = а + b · Сn = 0,049 + 0,0152*13,86 = 0,259672 МПа, (2.56)
где Сn – средняя скорость поршня за один его ход в м/с;
а, b – постоянные коэффициенты, имеющие размер МПа и МПа · с/м соотв.
Величина сn принимается по статистическим данным по прототипу или вычисляется, если ориентировочно известен ход поршня S и частота вращения n.
Сn = S·n/зо = 0,08*5200/30 = 13,86 м/с (2.57)
Для ДсИЗ карбюраторные и с центральным впрыскиванием бензина:
S/Д > 1, i < 6 а = 0,049 МПа, b = 0,0152 МПа · с/м.
2.7.2. Среднее эффективное давление.
Среднее эффективное давление Ре определяется по среднему индикаторному давлению Рi и среднему давлению потерь Рм
Pe=Pi-Pм =1,01555 – 0,259672 = 0,755 МПа (2.58)
2.7.3. Механический КПД двигателя.
ηм= =0,755/1,01555 = 0,74349 (2.59)
2.7.4. Эффективный КПД двигателя.
Эффективный КПД определяется по значениям индикаторного и механического КПД
ηе=ηi×ηm = 0,33*0,74349 = 0,245 (2.60)
2.7.5. Удельный эффективный расход топлива.
gе = gi/ηм = 308,9/0,7378 = 337 г/кВт·ч (2.61)
2.7.6. Часовой расход топлива
Gтд = gе · Nе · 10-3 = 337*52,5/1000 = 17,6925 кг/ч (2.62)
2.8. Определение основных
2.8.1. Рабочий объем двигателя.
По заданным значениям
Vл= = 30*4*52,5/0,755*5200 = 1,604 (л) (2.63)
2.8.2.Рабочий объём цилиндра.
Vh=Vл/i = 1,604/4 = 0,401 (л) , (2.64)
где i – число цилиндров.
2.8.3. Диаметр цилиндра.
С учётом хода поршня S предварительно принятого прототипа определяем диаметр цилиндра:
Dц= 1003 √4Vh / П·К = 1003 √4*0,401/(3,14*1,05263158) = 78,5 (мм), (2.65)
где К – это отношение S/D
Значение диаметра округляем до целых единиц.
2.8.4. Площадь поршня.
Fn = ПDц2 / 4 = 3,14*78,52/4 = 4837,366 мм2 (2.66)
2.8.5.Расчетный рабочий объем цилиндра.
Vлд = П · D2 · S · i / 4 · 106= 3,14*78,52*80*4/(4 · 106) = 1,54 л (2.67)
2.8.6. Эффективный крутящий момент.
МN = 9550 · Nе / n = 9550*52,5/5200 = 96,4, (Н м) (2.68)
2.8.7. Литровая мощность
Литровая мощность характеризует степень формирования двигателя
Nл = Nе / iVh = 58,9/4*0,466 = 31,598 кВт/л (2.69)
2.8.8. Эффективная мощность
Ne=Pe*i*Vh*n/(30*τдв)=0,755*4*
2.8.9. Показатели напряжённости двигателя.
Удельная поршневая мощность
Nn=Ne/ (i · π D2 / 4) = 52,5/(4*0,4837366) = 27 (кВт/дм2) , (2.71)
где D – диаметр поршня, дм.
Удельная масса в килограммах на 1 кВт мощности двигателя
gN=Gдв/Ne = 120/52,5 = 2,2857 (кг/кВт) (2.72)
Удельная литровая масса в килограммах на литр рабочего объема цилиндра
gл=Gдв/Vл = 120/1,604 = 74,8 (кг/л) (2.73)
2.9. Построение индикаторной
Индикаторную диаграмму строим при максимальной мощности Ne, nN. Построение диаграммы производим на листе миллиметровой бумаги формата А4. Построение производим следующим образом: для получения нормальной конфигурации индикаторной диаграммы принимаем масштабы с таким расчетом, чтобы отношение высоты диаграммы к ее ширена было близко 1.5. Построение диаграммы проводим в координатах (P;V). По оси абсцисс откладываем объем камеры сжатия с учетом масштабного значения, которое обычно находиться в пределах 15...20мм. Тогда полный объём цилиндров на чертеже будет равен:
где Vc- объем камеры сгорания, Vh -полный объём цилиндра,
Vh=(ε-l)×Vc ; Vc= (2.75)
Vc=0,401/7,5=0,053
Vа=8,5*0,053=0,450
Значение Vа откладываем с начала координат, через концы отрезков Vc и Va проводим вертикальные линии характеризующие ВМТ и НМТ. Масштаб давлений при выше указном значении Vc выбираем в пределах соответствия с принятой величиной mр=0.02...0.04 мПа/мм. По шкале давлений оси координат, по абсцисс и на линиях ВМТ и НМТ наносим основные точки индикаторной диаграммы г,a,c,z,b, положение которых соответствует величинам давления Ра; Рс, PZ, Pb, Рг, кроме этого наносим линию Ро. Так как значения величин Ра, Рb, Рг графически близки друг к другу то допускаем условное откладывание Рa, Рr, на 1…1.5 мм соответственно выше и ниже атмосферного давления. После этого проводим построение линий политропы сжатия и политропы расширения. Для построений линии политропы сжатия предварительно выбираем 6 промежуточных точек на оси абсцисс между объемами \/а и \/с со значениями:
V1=1.2VС; V2=1.3VC; V3=1.5VC; V4=1.8VC; V5=2,0VC; V6=2.2VC (2.76) V1=1,2*0,053=0,0636
V2=1,3*0,053=0,0689
V3=1,5*0,053=0,0795
V4=1,8*0,053=0,0954
V5=2*0,053 =0,106
V6=2,2*0,053=0,1166
Через концы этих полученных точек проводим верх тонкие вертикальные линии на которых откладывается значение давлений PX1; РХ2; Рхз; Рх4; Px5; Рх6. Эти значения определяем из уравнений политропы сжатия, в которых отношение Va/Vi изменяются в пределах степени сжатия ε:
Pxi=Pa×(Va/Vi)n1 (2.77)
Px1=0,087*(0,450/0,0636)1,38 =1,294
Px2=0,087*(0,450/0,0689)1,38=
Px3=0,087*(0,450/0,0795)1,38=
Px4=0,087*(0,450/0,0954)1,38=
Px5=0,087*(0,450/0,106)1,38=0,
Px6=0,087*(0,450/0,1166)1,38=
Для построения политропы расширения определяем давление при тех же промежуточных объемах V1, V2, V3, V4, V5,V6 с учетом политропы расширения:
Pyi=Pb×(Va/Vi)n2 (2.78)
Py1=0,435*(0,45/0,0636)1,25= 5,019
Py2=0,435*(0,45/0,0689)1,25= 4,541
Py3=0,435*(0,45/0,0795)1,25= 3,797
Py4=0,435*(0,45/0,0954)1,25= 3,023
Py5=0,435*(0,45/0,106)1,25= 2,65
Py6=0,435*(0,45/0,1166)1,25= 2,35
Теоретическую нескругляемую индикаторную диаграмму строим по точкам r, a, c, z, b, r и округляем. Положение точки с' определяем углом опережения зажигания, а положение точки z' находим ориентировочно по формуле:
(С’) Рc’=(1.15
...1.25)×Рc
(С’) Рc=(1.15 ...1.25) *1,66= 1,909…2,075. Принимаем (С’) Рc= 2 МПа.
(Z’) Pz’=0.85×Pz = 0,85*6,32 = 5,372
Положение точки Z' быть смещаем вправо от линии ВМТ на 10-15° поворота колен вала. Положение точки b' должно соответствовать моменту открытия впускного клапана. Положение точки b" располагаем на половине расстояния между точками а и b. Затем проводим линию атмосферного давления Рo, линию впуска Рa и линию впуска гa и линию выпуска b'r.
Индикаторная диаграмма цикла строится аналогично диаграмме карбюраторного двигателя, за исключением следующих отличий:
Положение точки z на индикаторной диаграмме определяем степенью предварительного расширения ρ:
Vz = ρVс =1,002*0,053 = 0,0531 (2.81)
Далее находим объемы в промежуточных точках линии расширения:
V1 = 1,2Vz; V2 = 1,5Vz; V3 = 2Vz и т.д (2.82)
V1=1,2*0,0531 =0,06372
V2=1,5*0,0531 =0,07965
V3=2*0,0531 =0,1062
Давления этих объемов находим также из уравнения политропы расширения:
рb1 = рb (Vа/V1)n2; рb2 = рb (Vа/V2)n2 ; рb3 = рb (Vа/V3)n2 и т.д (2.83)
рb1=0,435*(0,45/0,06372)1,25= 5
рb2=0,435*(0,45/0,07965)1,25=
рb3=0,435*(0,45/0,1062)1,25=2,
Таблица 2.9
Переведеные данные в мм. Масштаб mp=0.025 МПа/мм mv=0.005 | |||
Расчетные значения |
Переведенные | ||
Va |
0,45 |
90 | |
V1 |
0,0636 |
12,72 | |
V2 |
0,0689 |
13,78 | |
V3 |
0,0795 |
15,9 | |
V4 |
0,0954 |
19,8 | |
V5 |
0,106 |
21,2 | |
V6 |
0,1166 |
23,32 | |
Px1 |
1,294 |
51,76 | |
Px2 |
1,159 |
46,36 | |
Px3 |
0,951 |
38,04 | |
Px4 |
0,739 |
29,56 | |
Px5 |
0,639 |
25,56 | |
Px6 |
0,56 |
22,4 | |
Py1 |
5,019 |
200,76 | |
Py2 |
4,541 |
181,64 | |
Py3 |
3,797 |
151,88 | |
Py4 |
3,023 |
120,92 | |
Py5 |
2,65 |
106 | |
Py6 |
2,35 |
94 | |
P0 |
0,1 |
4 | |
Pa |
0,087 |
3,48 | |
Pc |
1,66 |
66,4 | |
Pz |
6,32 |
252,8 | |
Pzд |
5,37 |
214,8 | |
Pb |
0,435 |
17,4 | |
Pr |
0,105 |
4,2 |
2.10. Тепловой баланс двигателя.
Тепловой баланс оценивает распределение тепла, вносимое в двигатель топливом, идущее на полезную работу и на потери. Точное определение отдельных статей теплового баланса может быть выполнено на основании лабораторных исследований. Однако ориентировочно они могут быть определены на основании теоретических расчетов.
Тепловой баланс подсчитывают в абсолютных единицах теплоты за один час работы двигателя или за время расходования 1кг или 1м3 топлива.
В общем виде уравнение
Qo = Qe + Qохл+ Qог + Qн.с. + Qост , (2.84)
где Qо - теплота сгорания израсходованного топлива; Qe - теплота, эквивалентная эффективной работе двигателя; Qохл - теплота, отводимая от двигателя охлаждающей средой (жидкостью или газом); Qог - теплота, отводимая отработавшими газами; Qн.с. -теплота, не выделившаяся при сгорании топлива из-за неполноты сгорания; Qм -теплота, отводимая смазочным маслом ; Qосг - теплота, отводимая в результате лучистого и конвективного теплообмена.
Величину каждой составляющей теплового баланса определяют в кДж/ч или в процентах по отношению ко всему количеству подведенной теплоты.
Теплоту сгорания
Q0 = GTHu = 43300*17,69=765977 кДж/ч (2.85)
Теплота, эквивалентная эффективной работе двигателя:
Qe=GT×Hи×ηe =43300*17,68*0,245 =187664,365 (кДж/ч) (2.86)
Теплота, передаваемая охлаждающей среде определяется:
Qохл=C×i×D1+2m×nm(Hu- ∆Нu)/(α×Нu) , (кДж/ч) (2.87)
Qохл=0,5*4*7,62,2*52000,6*(
где С - коэффициент пропорциональности (для четырехтактных двигателей С=0,45...0,53); i - число цилиндров; D - диаметр цилиндра, см; m - показатель степени (для четырехтактных двигателей m = (0,6...0,7);
n - частота вращения коленчатого вала, мин-1; ∆Нu - потеря части теплоты сгорания из-за химической неполноты сгорания топлива при α < 1.
∆Нu = 119950(1 –α) × Lo = 119950(1-0,9) = 6045,48 кДж /кг (2.88)
Теплоту, унесенную отработавшими газами, приближенно определяем как разность энтальпии газа в выпускном трубопроводе и энтальпии поступающего в двигатель воздуха:
Информация о работе Тепловой расчет двигателя прототипа ВАЗ 2101