Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 05:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление знаний по основным разделам курса “Теория автомобиля”, а также привитие навыков самостоятельного исследования эксплуатационных свойств автотранспортных средств. В процессе выполнения курсовой работы студенты знакомятся с характеристиками и параметрами автомобилей, анализируют характер изменения эксплуатационных качеств в зависимости от дорожных, нагрузочных и конструктивных условий.
Введение
2
1.
Построение внешней скоростной характеристики автомобильного двигателя
3
2.
Тяговый баланс автомобиля
8
3.
Динамический фактор автомобиля
19
4.
Характеристика ускорений автомобиля
26
5.
Характеристика времени и пути разгона автомобиля
30
6.
Мощностной баланс автомобиля
38
7.
Топливно-экономическая характеристика автомобиля
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»
Курсовая работа
На тему: ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ АВТОМОБИЛЯ «ГАЗ-3221»
Двигатель ЗМЗ-402
Вариант-17
По специальности
190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»
Проверил: Быков А.В.
Улан-Удэ
2014
Содержание:
Введение |
2 | |
1. |
Построение внешней скоростной характеристики автомобильного двигателя |
3 |
2. |
Тяговый баланс автомобиля |
8 |
3. |
Динамический фактор автомобиля |
19 |
4. |
Характеристика ускорений автомобиля |
26 |
5. |
Характеристика времени и пути разгона автомобиля |
30 |
6. |
Мощностной баланс автомобиля |
38 |
7. |
Топливно-экономическая характеристика автомобиля |
41 |
Введение
Целью курсовой работы является закрепление знаний по основным разделам курса “Теория автомобиля”, а также привитие навыков самостоятельного исследования эксплуатационных свойств автотранспортных средств. В процессе выполнения курсовой работы студенты знакомятся с характеристиками и параметрами автомобилей, анализируют характер изменения эксплуатационных качеств в зависимости от дорожных, нагрузочных и конструктивных условий.
Вариант-17
Исходные данные для расчета
Двигатель ЗМЗ-402
Номинальная мощность |
Nmax |
79,5 |
номинальные обороты |
nnom |
4500 |
максимальный момент |
Mmax |
201 |
обороты при макс. Моменте |
nm |
2400 |
минимальный удельный расход топлива на номинальных оборотах |
gemin |
307 |
коэффициенты учитывающие тип двигателя |
a |
1 |
b |
1 |
1.Построение внешней скоростной характеристики автомобильного двигателя
Наиболее полные сведения о параметрах двигателя дает его внешняя скоростная характеристика. Она представляющая собой зависимость эффективной мощности - Ne , [кВт]; эффективного крутящего момента - Me, [Н×м]; удельного расхода топлива - ge , [г/кВт×ч]; часового расхода топлива - GT, [кг/ч], от частоты вращения коленчатого вала ne, [об/мин], при установившемся режиме работы двигателя и максимальной подаче топлива.
Определение текущего значения эффективной мощности от частоты вращения коленчатого вала двигателя, производится по эмпирической зависимости, предложенной С.Р. Лейдерманом:
, [кВт] (1.1)
где: Ne max - максимальная эффективная мощность двигателя, [кВт];
ne - текущая частота вращения, [об/мин];
nN - частота вращения при максимальной мощности, [об/мин].
Коэффициенты а, b, с зависящие от типа и конструкции двигателя приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Тип двигателя |
Коэффициент | ||
а |
b |
с | |
Бензиновый |
1 |
1 |
1 |
Дизельный |
0,5 |
1,5 |
1 |
Таблица 1.2. - Обороты двигателя
Расчет минимальных оборотов |
nemin |
500 |
Расчет максимальных оборотов |
nemax |
5400 |
Чтобы воспользоваться формулой Лейдермана, необходимо определить значения наименьшей устойчивой - ne min , и максимальной - ne max, частот вращения коленчатого вала двигателя. Наименьшую, устойчивую частоту вращения коленчатого вала бензинового двигателя следует принять равной - ne min = 0,13× nN , а у дизеля - ne min = 0,2× nN , [об/мин].
Максимальную частоту вращения коленчатого вала бензинового двигателя следует принять равной - ne max = 1,2× nN , а для дизеля - ne max = 1,05× nN , [об/мин].
С целью облегчения расчетов, полученные значения ne min и ne max следует округлить до ближайшей сотни об/мин.
Для получения зависимости Ne = f(ne), весь диапазон частот вращения коленчатого вала двигателя от ne min до ne max следует разбить примерно на 10 значений (обычно через 200, 300, 400 или 500 об/мин). Для каждого значения ne , с использованием уравнения Лейдермана, необходимо определить значения эффективной мощности двигателя Ne по формуле (1.1) и занести результаты расчетов в первую строку таблицы 1.3.
Следует помнить, что часть мощности двигателя затрачивается на привод вспомогательного оборудования (генератор, насос системы охлаждения двигателя, компрессор, насос гидроусилителя руля и др.), и лишь оставшаяся мощность Ne¢ - так называемая мощность нетто, используется для движения автомобиля. Поскольку вышеназванные потери мощности обычно составляют 10 – 15%, для определения мощности нетто воспользуемся выражением:
Ne¢ = 0,9×Ne, [кВт].
Еще одним неотъемлемым графиком внешней скоростной характеристики двигателя является график зависимости эффективного крутящего момента двигателя Мe = f(ne). Для расчета графика эффективного крутящего момента используем выражение вида:
, [Н×м]. (1.3)
Аналогично с мощностью, часть эффективного крутящего момента двигателя - Me затрачивается на привод навесного вспомогательного оборудования, и лишь оставшаяся его часть, так называемый крутящий момент нетто - Мe¢, используется для движения автомобиля. Для определения момента нетто воспользуемся выражением:
Мe¢ = 0,9 × Мe , [Н×м] (1.4)
Еще одним графиком внешней скоростной характеристики двигателя является график зависимости удельного расхода топлива двигателя ge = f(ne). Для расчета удельного расхода топлива бензиновых двигателей используют эмпирическую зависимость вида:
, [г / кВт×ч] (1.5)
где: ge min – минимальный удельный расход топлива [г / кВт×ч].
Последним из графиков внешней скоростной характеристики двигателя является график часового расхода топлива. Для его построения используют полученные значения удельного часового расхода топлива и выражение вида:
, [кг/ч] (1.6)
Полученные результаты расчета заносим в таблицу 1.3.
Таблица 1.3.
1 |
Обороты двигателя, об/мин |
ne |
500 |
880 |
1260 |
1640 |
2020 |
2 |
Эффективная мощность, кВт |
Ne |
9,7 |
18,0 |
26,7 |
35,7 |
44,5 |
3 |
Мощность Нетто, кВт |
Ne' |
8,7 |
16,2 |
24,1 |
32,1 |
40,1 |
4 |
Эффективный момент, Н*м |
Me |
185 |
195 |
203 |
208 |
210 |
5 |
Момент Нетто, Н*м |
Me' |
167 |
176 |
182 |
187 |
189 |
6 |
Удельный расход топлива, г/(кВт*ч) |
ge |
331 |
308 |
289 |
275 |
265 |
7 |
Часовой расход топлива, кг/ч |
Gt |
3,2 |
5,5 |
7,7 |
9,8 |
11,8 |
Продолжение таблицы 1.3.
1 |
2400 |
2780 |
3160 |
3540 |
3920 |
4300 |
4680 |
5060 |
5400 |
2 |
53,0 |
60,7 |
67,5 |
73,0 |
77,0 |
79,2 |
79,2 |
76,9 |
72,5 |
3 |
47,7 |
54,6 |
60,8 |
65,7 |
69,3 |
71,3 |
71,3 |
69,2 |
65,3 |
4 |
211 |
209 |
204 |
197 |
188 |
176 |
162 |
145 |
128 |
5 |
190 |
188 |
184 |
177 |
169 |
158 |
146 |
131 |
115 |
6 |
259 |
258 |
261 |
269 |
280 |
297 |
317 |
342 |
368 |
7 |
13,7 |
15,7 |
17,6 |
19,6 |
21,6 |
23,5 |
25,1 |
26,3 |
26,7 |
Далее, на основе результатов расчетов таблицы 1.3, строят графики внешней скоростной характеристики двигателя, аналогичные, представленным на рис. 1.1.
Рисунок 1.1. - График внешней скоростной характеристики
где: максимальная мощность нетто - Ne¢, [кВт];
максимальный крутящий момент нетто - Me¢, [Н×м];
минимальный удельный расход топлива - ge min, [г / кВт×ч];
частоты ne вращения коленчатого вала двигателя, соответствующие:
- максимальной мощности
- максимальному крутящему
- минимальному удельному
2. Тяговый баланс автомобиля
Тяговый баланс автомобиля - это совокупность графиков зависимостей силы тяги на ведущих колесах Fк, [Н] (на различных передачах), а также суммы сил сопротивления качению Ff, [Н] и воздуха Fw, [Н], от скорости движения автомобиля Va, [км/ ч].
Графики сил тяги на колесах автомобиля - Fк i = f (Va) строят для всех ступеней - i в основной коробке передач. Для автомобилей, имеющих раздаточную коробку, строят также дополнительный график для случая одновременного включения первой передачи (i = 1) в основной коробке передач и низшей - в раздаточной. При наличии делителя, кривые Fк i строят для всех возможных передаточных чисел в КПП, раздаточной коробке и делителе.
Расчет сил тяги на колесах для каждой передачи – Fк i производится по формуле:
, [Н] (2.1)
где: hТР - коэффициент полезного действия трансмиссии;
UТР - передаточное число трансмиссии;
rк - радиус качения колеса, [м].
Передаточное число трансмиссии автомобиля определяется как произведение:
UТР = UКПП × UРК × UГП (2.2)
где : UКПП - передаточное число коробки перемены передач;
UРК - передаточное число раздаточной коробки или делителя;
UГП - передаточное число главной передачи.
Таблица 2.1. - Передаточные числа трансмиссии
1 |
Передаточное число коробки |
Uкп |
3,5 |
2,26 |
1,45 |
1 |
0,78 |
2 |
Передаточное число раздаточной коробки |
Uрк |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Передаточное число главной передачи |
Uгп |
4,25 |
4,25 |
4,25 |
4,25 |
4,25 |
4 |
Передаточное число трансмиссии |
Uтр |
14,875 |
9,605 |
6,163 |
4,250 |
3,315 |