Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:10, дипломная работа
ХХ век — век атома, электроники, компьютеров или автомобилей? Спор по этому вопросу еще не закончен. А пока лишь приведем некоторые факты из прошлого и настоящего автомобилей: автомобильное «население» Земли в ХХ веке увеличилось в 10 тысяч раз, а человеческое — лишь втрое; автомобили — самая мощная энергетическая база человечества, суммарная мощность их двигателей достигает 25 млрд. кВт, а вырабатываемая ими энергия ежегодно составляет около 30 тысяч млрд. Квт.ч; мировая автомобильная промышленность выпускает ежегодно до 40 млн. машин; около 80% перевозок грузов и пассажиров осуществляется автомобильным транспортом.
Введение………………………………………………………………………...2
1. Исследовательский раздел……………………………………………...3
1.1. Анализ опыта эксплуатации легковых автомобилей………………...3
1.2. Обоснование мероприятий по системе управления
Автомобилем……………………...……………………………………………10
2. Конструкторский раздел.…………………………………..……………16
2.1. Тягово-динамический расчёт………………………...……………….. 16
2.2. Разработка конструкций коробки передач…………………………...32
2.3. Разработка структуры системы управления автомобилем……….44
3. Технологический раздел………………………………………………..51
3.1. Разработка технологического процесса изготовления
проектируемого узла.
4. Раздел: «Безопасность жизнедеятельности……………………….61
4.1. Анализ опасных, вредных факторов и возможных чрезвычайных
ситуаций, возникающих при эксплуатации легкового автомобиля…...61
4.2. Разработка мер безопасности.
4.3. Анализ факторов оказывающих вредное воздействие на окружающую среду. Разработка мер защиты.
5. Организационно-экономический раздел.
5.1. Нормирование технологического процесса изготовления детали автомобиля.
5.2. Определение целесообразности организации поточной линии.
5.3. Планировка цеха автоматизированного производства.
Начальные условия и исходные величины:
Температура окружающей среды t° = 15°C;
Барометрическое давление H0 = 740 мм рт. столба,
т.е. t° и H0 - норма;
Nemax - максимальная эффективная мощность двигателя, кВт;
neN - частота вращения коленчатого вала при максимальной
эффективной мощности двигателя, мин–1.
a,b,c - константы Лейдермана.
gemin - минимальный удельный расход топлива, г/кВт*час.
К внешним скоростным характеристикам двигателя внутреннего сгорания относят
зависимости вида:
Ne,Me, ge=f(ne),
где: Ne - эффективная мощность двигателя, кВт;
Me - эффективный крутящий момент на коленчатом валу
двигателя, Н*м;
ge - удельный эффективный расход топлива, г/кВт*ч;
ne - частота вращения коленчатого вала ДВС, мин-1.
Определение рабочего диапазона двигателя по частоте
вращения коленчатого вала
Известно, что в рабочем диапазоне частота вращения коленчатого вала ДВС изменяется от nemin до nemax, при этом:
для автомобильных бензиновых - nemin = 600 - 1200 мин-1;
nemax = (1.03-1.08) neN мин-1.
Принимаем: nemin = ne1 = nxx = 1000 мин-1 ;
nemax = 1.05* neN nemax = ne7 = 7200 мин-1
Разбиваем диапазон:
ne1 = 1000
ne2 = 2000
ne3 = 3000
ne4 = 4000
ne5 = 5000
ne6 = 6000
ne7 = 7200
Определение текущего значения мощности в рабочем
диапазоне оборотов
Мощность двигателя определяется по формуле Лейдермана:
Nei = Nemax[a + b - c ], кВт
где: Nei - текущее значение эффективной мощности, кВт
nei - текущее значение частоты вращения коленчатого вала, мин-1.
nei изменяется в диапазоне от nemin до nemax
i = 1, 2, 3 . . . - номера расчётных точек.
i = 1 . . . 7;
nemin = neхх (холостой ход).
a, b, c - коэффициенты (константы Лейдермана), зависящие от конструкции ДВС.
Для бензиновых двигателей:
a = 1; b = 1; c = 1;
Определение эффективного крутящего момента
Эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя рассчитывается по формуле:
Mei=9550*Nei/nei, Н*м
Определение текущих значений эффективного удельного
расхода топлива
Удельный эффективный расход топлива рассчитывается по выражению:
gei=Кg*gemin*(A - B +C ), г/кВт*час
где: gemin - минимальный удельный расход топлива, г/кВт*час;
nei изменяется в диапазоне от nemin до nemax
А,В,С - коэффициенты, характеризующие конструктивные особенности
двигателя:
для бензиновых gemin = 260 ... 360 г/кВт*час,
по заданию gemin = 256 г/кВт*ч;
А=1.3 В=0.85 С=0.6
Кg - коэффициент, учитывающий равномерность горения заряда топлива
для дизелей Kg = 0.995
Результаты расчетов сводятся в Таблицу I и по ним строятся графики зависимостей
Ne, Me, ge = f (ne)
Таблица I
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ne |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
7200 |
Ne |
15.37 |
33 |
50.62 |
66 |
76.87 |
81 |
73.78 |
Me |
146 |
157 |
161 |
157 |
146 |
129 |
98 |
ge |
298 |
276 |
261 |
255 |
258 |
267 |
291 |
Определение коэффициента приспособляемости двигателя
При росте внешнего сопротивления движению автомобиля, падают обороты двигателя (идет потеря скорости движения автомобиля в целом) при одновременном возрастании момента по ВСХ, от Mei до Memax.
Если момент сопротивления на колесах (с учетом КПД трансмиссии и номера выбранной передачи, т.е. величины передаточного отношения) превысит эффективный крутящий момент двигателя, то произойдет его остановка а значит и потеря подвижности автомобилем. Чтобы этого не произошло, необходимо увеличить крутящий момент на тяговых колесах путем переключения на пониженную передачу (ввести большее передаточное отношение в коробке передач).
Следовательно, коэффициент приспособляемости двигателя к изменяющимся дорожным условиям (при движении автомобиля), устанавливает границы возможного движения без переключения передачи и определяется зависимостью:
Ke = Memax/MeN ,
где: Memax – максимальный эффективный момент двигателя,
MeN – момент на валу двигателя при максимальной мощности.
Memax = Me4 = 161 H*м
MeN = Me8 = 129 Н*м
Ke = 1,25
Коэффициент приспособляемости бензиновых двигателей имеет следующие диапазоны значений:
Ke = 1.15 ... 1.28
Полученный коэффициент приспособляемости удовлетворяет данному диапазону
Расчёт силовых
и тяговых характеристик
автомобиля
Тягово-динамический расчёт автомобиля выполняется при условии, что определены все исходные параметры автомобиля и, в частности, известны передаточные отношения: по ступеням коробки передач, по ступеням раздаточной коробки и главной передачи.
Силовые составляющие и тяговый баланс автомобиля
Целью силового расчёта автомобиля является определение возможности реализации силы тяги, развиваемой ведущими колёсами автомобиля при заданных условиях, для достижения максимальной скорости.
Из “Теории автомобиля” [1,6] известно, что уравнение движения автомобиля (в общем случае) имеет вид:
Pkni = Pfni + Pwni + Pani + Pjni + Pкр, кН
где: Pfni - сила сопротивления качению, Н;
Pwni - сила лобового (аэродинамического) сопротивления, Н;
Pani - сила сопротивления подъёму, Н;
Pani = Ga*sina , Н
a - угол подъёма профиля дороги в градусах;
Pjni - сила инерции автомобиля, Н;
Ga = ma*g
g = 9.81 м/с2
Ga = 14715 Н
Pjni =
jnidврn, Н
dврn - коэффициент учета вращающихся масс двигателя, деталей
трансмиссии и колёс
jni - линейное ускорение автомобиля в м/с2;
Ga, g - те же, что и выше;
Pкр - крюковая нагрузка, приложенная к автомобилю (прицеп и т.д.);
n - номер передачи в трансмиссии автомобиля;
i - номер расчётнной точки.
При расчёте силовых составляющих обычно полагают, что:
1. Автомобиль движется
по горизонтальной опорной
сокого качества, т.е, a=0, а значит, в соответствии с формулой (13) Pa ni = 0.
2. Опорная поверхность (дорога) высокого качества (асфальт, бетон), что предопределяет условие - fo = fomin.
3. Эффективная мощность и крутящий момент двигателя (в расчётных точках) принимаются по ВСХ, т.е. полной подаче топлива (дизели).
4. Автомобиль в каждой расчетной точке движется с постоянной скоростью - Vani = const. Тогда следует, что Pjni = 0, т.к. jni= 0.
5. Автомобиль работает без крюковой нагрузки, т.е. Pкр = 0.
6. Параметры окружающей среды - стабильны, т.е. Kw = const.
7. КПД трансмиссии на всех передачах - постоянно, т.е. hтр = const.
8. Радиусы качения всех колес одинаковые, и не изменяются во всём диапазоне скоростей движения автомобиля, т.е. rк = const.
Тяговая характеристика автомобиля
Тяговая характеристика автомобиля строится по результатам аналитического расчёта сил тяги, развиваемых ведущими колёсами - Pкni, для ряда выбранных значений кинематической скорости - Vani.
Сила тяги определится из зависимости:
Pкni = Mei*Uтрn*hтр/rк ,
Н
Текущее значение кинематической скорости на n-ой передаче рассчитывается по уравнению:
Vani = 0.377* rк *nei/Uтрn,
км/ч
где: Mei - текущее значение крутящего момента двигателя в i-ой расчётной
точке (берётся из ВСХ) в Нм;
nei - частота вращения вала двигателя в i-ой расчётной точке в мин-1;
rк - радиус качения шины (в метрах)
Uтрn - передаточное отношение трансмиссии на n-ом номере передач в
каждом из агрегатов;
Uтрn = U0n*Un
где: U0n - передаточное отношение главной передачи (ГП). Обычно,
это так, то принимают U0n = U0 = 3.7
Un - передаточное отношение в коробке передач на n-ой передаче;
Uтр1 = 13.468 Uтр2 = 7.215 Uтр3 = 5.032 Uтр4 = 3.478
Uтр5 = 2.886
Силы внешних сопротивлений
Обычно к силам внешних сопротивлений при расчёте силового баланса автомобиля относят: силы сопротивления качению шин автомобиля (Pfni) и силу лобового (аэродинамического) сопротивления площади его кузова.
Исходя из (4), сила сопротивления качению определяется зависимостью:
Pfni = Ga*fni = Ga*fo
где: fni - текущее значение коэффициента сопротивления качению при
движении автомобиля на n-ой передаче со скоростью Vani (в км/час)
в i-ой расчётной точке.
Исходя из (5), сила лобового (аэродинамического) сопротивления (при Van в км/час) рассчитывается по формуле:
Pwni = Kw*Fa*
Полагая, что на автомобиль со стороны дороги и окружающей среды действуют только силы Pfni и Pwni, тогда получим суммарную силу внешних сопротивлений:
PSni =Pfni + Pwni , Н
Силовой баланс автомобиля
Движение автомобиля, при нарастании скорости, будет ограничено силами внешних сопротивлений.
Pкni = Pfni + Pwni = PSni , Н
Это выражение называется уравнением силового баланса и оно характерно тем, что в точке Pкni = PSni автомобиль развивает максимальную возможную скорость - Vа Р (по реализуемой силе тяги) с учётом всех принятых выше ограничений.
- если Pкni > PSni, то движение возможно,
- если Pкni < PSni, движение автомобиля исключено.
Следует учесть и то, что Vа Р = Vа max не равно
максимальной кинематической скорости
- Vа nimax при nemax, т.к. при
расчёте последней не учтены внутренние
и внешние потери. Результаты расчетов
сводятся в Таблицу II и по ним строятся
графики зависимостей Pкni(Vani),Pfni(Vani),Pwni(Van
Таблица II
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ne |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
7200 |
Me |
146 |
157 |
161 |
157 |
146 |
129 |
98 |
Передача I, передаточное отношение трансмиссии Uтр1 = 13.468 | |||||||
VaI |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
48 |
57.6 |
PkI |
6.41 |
6.9 |
7 |
6.9 |
6.41 |
5.6 |
4.3 |
PfI |
0.125 |
0.126 |
0.128 |
0.131 |
0.135 |
0.139 |
0.145 |
PwI |
0.003 |
0.011 |
0.026 |
0.047 |
0.073 |
0.1 |
0.15 |
PåI |
0.127 |
0.138 |
0.155 |
0.178 |
0.208 |
0.245 |
0.298 |
Передача II, передаточное отношение трансмиссии Uтр2 = 7.215 | |||||||
VaII |
15 |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
108 |
PkII |
3.4 |
3.7 |
3.8 |
3.7 |
3.44 |
3 |
2.3 |
PfII |
0.126 |
0.13 |
0.137 |
0.147 |
0.16 |
0.175 |
0.198 |
PwII |
0.01 |
0.04 |
0.09 |
0.166 |
0.259 |
0.373 |
0.538 |
PåII |
0.136 |
0.172 |
0.231 |
0.316 |
0.419 |
0.549 |
0.736 |
Передача III, передаточное отношение трансмиссии Uтр3 = 5.032 | |||||||
VaIII |
21 |
43 |
64 |
86 |
107 |
129 |
154 |
PkIII |
2.4 |
2.58 |
2.64 |
2.58 |
2.4 |
2.1 |
1.6 |
PfIII |
0.128 |
0.136 |
0.150 |
0.171 |
0.197 |
0.228 |
0.273 |
PwIII |
0.021 |
0.085 |
0.19 |
0.340 |
0.531 |
0.764 |
1.094 |
PåIII |
0.149 |
0.221 |
0.341 |
0.510 |
0.728 |
0.993 |
1.367 |
Передача IV, передаточное отношение трансмиссии Uтр4 = 3.478 | |||||||
VaIV |
31 |
62 |
93 |
124 |
155 |
186 |
223 |
PkIV |
1.65 |
1.78 |
1.82 |
1.78 |
1.65 |
1.45 |
1.11 |
PfIV |
0.130 |
0.148 |
0.176 |
0.221 |
0.275 |
0.341 |
0.437 |
PwIV |
0.044 |
0.177 |
0.400 |
0.709 |
1.108 |
1.596 |
2.295 |
PåIV |
0.175 |
0.325 |
0.575 |
0.930 |
1.383 |
1.937 |
2.732 |
Передача V, передаточное отношение трансмиссии Uтр5 = 2.886 | |||||||
VaV |
37 |
75 |
112 |
150 |
187 |
224 |
269 |
PkV |
1.37 |
1.48 |
1.52 |
1.48 |
1.37 |
1.2 |
0.92 |
PfV |
0.133 |
0.160 |
0.203 |
0.265 |
0.343 |
0.438 |
0.577 |
PwV |
0.064 |
0.258 |
0.581 |
1.038 |
1.613 |
2.315 |
3.4 |
PåV |
0.198 |
0.418 |
0.784 |
1.303 |
1.956 |
2.753 |
3.9 |