Улучшение эксплуатационно-технических показателей легкового автомобиля малого класса ВАЗ-2110

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

ХХ век — век атома, электроники, компьютеров или автомобилей? Спор по этому вопросу еще не закончен. А пока лишь приведем некоторые факты из прошлого и настоящего автомобилей: автомобильное «население» Земли в ХХ веке увеличилось в 10 тысяч раз, а человеческое — лишь втрое; автомобили — самая мощная энергетическая база человечества, суммарная мощность их двигателей достигает 25 млрд. кВт, а вырабатываемая ими энергия ежегодно составляет около 30 тысяч млрд. Квт.ч; мировая автомобильная промышленность выпускает ежегодно до 40 млн. машин; около 80% перевозок грузов и пассажиров осуществляется автомобильным транспортом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
1. Исследовательский раздел……………………………………………...3
1.1. Анализ опыта эксплуатации легковых автомобилей………………...3
1.2. Обоснование мероприятий по системе управления
Автомобилем……………………...……………………………………………10
2. Конструкторский раздел.…………………………………..……………16
2.1. Тягово-динамический расчёт………………………...……………….. 16
2.2. Разработка конструкций коробки передач…………………………...32
2.3. Разработка структуры системы управления автомобилем……….44
3. Технологический раздел………………………………………………..51
3.1. Разработка технологического процесса изготовления
проектируемого узла.
4. Раздел: «Безопасность жизнедеятельности……………………….61
4.1. Анализ опасных, вредных факторов и возможных чрезвычайных
ситуаций, возникающих при эксплуатации легкового автомобиля…...61
4.2. Разработка мер безопасности.
4.3. Анализ факторов оказывающих вредное воздействие на окружающую среду. Разработка мер защиты.
5. Организационно-экономический раздел.
5.1. Нормирование технологического процесса изготовления детали автомобиля.
5.2. Определение целесообразности организации поточной линии.
5.3. Планировка цеха автоматизированного производства.

Файлы: 1 файл

улучшение эксплуатационно-технических показателей легкового автомобиля малого класса ВАЗ-2110.doc

— 899.50 Кб (Скачать файл)

 

Начальные условия и исходные величины:

Температура окружающей среды  t° = 15°C;

Барометрическое давление H0 = 740 мм рт. столба,

т.е. t° и H0 - норма;

Nemax - максимальная эффективная мощность двигателя, кВт;

neN - частота вращения коленчатого вала при максимальной

эффективной мощности двигателя, мин–1.

a,b,c - константы Лейдермана. 

gemin - минимальный удельный расход топлива, г/кВт*час.

К внешним скоростным характеристикам двигателя внутреннего сгорания относят

 зависимости вида:

      Ne,Me, ge=f(ne),

 где:     Ne - эффективная мощность двигателя, кВт;

      Me - эффективный крутящий момент на коленчатом валу

                      двигателя, Н*м;

ge - удельный эффективный расход топлива, г/кВт*ч;

ne - частота вращения коленчатого вала ДВС, мин-1.

 

 Определение рабочего диапазона двигателя по частоте

             вращения коленчатого вала

 

Известно, что в рабочем диапазоне частота вращения коленчатого вала ДВС изменяется от nemin до nemax, при этом: 

 

 для автомобильных  бензиновых      - nemin = 600 - 1200  мин-1;

  nemax = (1.03-1.08) neN мин-1.

 

Принимаем:   nemin =  ne1 = nxx = 1000 мин-1 ;

                       nemax = 1.05* neN        nemax = ne7 = 7200 мин-1

 

Разбиваем диапазон:

ne1 = 1000

ne2 = 2000

ne3 = 3000

ne4 = 4000

ne5 = 5000

ne6 = 6000

ne7 = 7200

 

 

Определение текущего значения мощности в рабочем

диапазоне оборотов

Мощность двигателя определяется по формуле Лейдермана:

Nei = Nemax[a + b - c ],      кВт 

где:  Nei - текущее значение эффективной мощности, кВт

nei - текущее значение частоты вращения коленчатого вала, мин-1.

nei изменяется в диапазоне от nemin до nemax

i = 1, 2, 3 . . . - номера расчётных  точек.

      i = 1 . . . 7; 

nemin = neхх (холостой ход).

a, b, c - коэффициенты (константы Лейдермана), зависящие от конструкции ДВС.

Для бензиновых двигателей:

a = 1;   b = 1;    c = 1;

 

Определение эффективного крутящего момента

        Эффективный  крутящий момент на коленчатом  валу двигателя рассчитывается  по формуле:

Mei=9550*Nei/nei,        Н*м             

 

Определение текущих значений эффективного удельного

расхода топлива

Удельный эффективный расход топлива рассчитывается по выражению:

gei=Кg*gemin*(A - B +C ),      г/кВт*час        

где: gemin - минимальный удельный расход топлива, г/кВт*час;

             nei изменяется в диапазоне от nemin до nemax

А,В,С - коэффициенты,  характеризующие конструктивные  особенности

                           двигателя:

для бензиновых gemin  = 260 ... 360 г/кВт*час,

 

по заданию gemin = 256 г/кВт*ч;

А=1.3   В=0.85    С=0.6  


Кg - коэффициент, учитывающий равномерность горения заряда топлива

 для дизелей Kg = 0.995

 

Результаты  расчетов сводятся в Таблицу I и по ним строятся  графики зависимостей

Ne, Me, ge = f (ne)

 

Таблица I

 

i

1

2

3

4

5

6

7

ne

1000

2000

3000

4000

5000

 6000

7200

Ne

15.37

33

50.62

66

76.87

81

73.78

Me

146

157

161

157

146

129

98

ge

298

276

261

255

258

267

291


 

 

Определение коэффициента приспособляемости двигателя

 

При росте внешнего сопротивления движению автомобиля, падают обороты двигателя (идет потеря скорости движения автомобиля в целом) при одновременном возрастании момента по ВСХ, от Mei до Memax.

Если момент сопротивления на колесах (с учетом КПД трансмиссии и номера выбранной передачи, т.е. величины передаточного отношения) превысит эффективный крутящий момент двигателя, то произойдет его остановка а значит и потеря подвижности автомобилем. Чтобы этого не произошло, необходимо увеличить крутящий момент на тяговых колесах путем переключения  на пониженную передачу (ввести большее передаточное отношение в коробке передач).

Следовательно, коэффициент приспособляемости двигателя к изменяющимся дорожным условиям (при движении автомобиля), устанавливает границы возможного движения без переключения передачи и определяется зависимостью:

Ke = Memax/MeN ,             

где:  Memax  – максимальный эффективный момент двигателя,

MeN  – момент на валу двигателя при максимальной мощности.

Memax = Me4 = 161 H*м

MeN = Me8 = 129 Н*м

Ke = 1,25

 

Коэффициент приспособляемости бензиновых  двигателей имеет следующие диапазоны значений:

Ke = 1.15 ... 1.28

Полученный коэффициент приспособляемости удовлетворяет данному диапазону

 

 Расчёт силовых  и тяговых характеристик проектируемого 

автомобиля

Тягово-динамический расчёт автомобиля выполняется при условии, что определены все исходные параметры автомобиля и, в частности, известны передаточные отношения: по ступеням коробки передач, по ступеням раздаточной коробки и главной передачи.

 

Силовые составляющие и тяговый баланс автомобиля

Целью силового расчёта автомобиля является определение возможности реализации силы тяги, развиваемой ведущими колёсами автомобиля при заданных условиях, для достижения максимальной скорости.

Из “Теории автомобиля” [1,6] известно, что уравнение движения автомобиля (в общем случае) имеет вид:

Pkni = Pfni + Pwni + Pani + Pjni + Pкр,       кН   

где: Pfni  -  сила сопротивления качению,   Н;

Pwni  -  сила лобового (аэродинамического) сопротивления,   Н;

Pani  -  сила сопротивления подъёму,   Н;

  Pani = Ga*sina ,     Н            

           a  - угол подъёма профиля дороги в градусах;

Pjni  -  сила инерции автомобиля,   Н;

Ga = ma*g

g = 9.81 м/с2

Ga = 14715 Н

 

Pjni  = jnidврn,      Н                                                                    

            dврn - коэффициент учета вращающихся масс двигателя, деталей         

                     трансмиссии и колёс автомобиля  на n-ом номере передачи в КП;

             jni  - линейное ускорение автомобиля в м/с2;

         Ga, g  -  те же, что и выше;

            Pкр  -  крюковая нагрузка, приложенная к автомобилю (прицеп и т.д.);

n  -  номер передачи  в трансмиссии автомобиля;

i  -  номер расчётнной  точки.

 

При расчёте силовых составляющих обычно полагают, что:

1.  Автомобиль движется  по горизонтальной опорной поверхности  вы-

сокого качества, т.е, a=0, а значит, в соответствии с формулой  (13)  Pa ni = 0.

2.  Опорная поверхность (дорога) высокого качества (асфальт, бетон), что предопределяет условие - fo = fomin.

3.  Эффективная мощность  и крутящий момент двигателя (в  расчётных точках) принимаются по  ВСХ, т.е. полной подаче топлива (дизели).

4.  Автомобиль в каждой  расчетной точке движется с  постоянной скоростью  - Vani = const. Тогда следует, что Pjni = 0, т.к. jni= 0.

5.  Автомобиль работает  без крюковой нагрузки, т.е. Pкр = 0.

6.  Параметры окружающей  среды - стабильны, т.е. Kw = const.

7.  КПД трансмиссии  на всех передачах - постоянно, т.е. hтр = const.

8.  Радиусы качения всех колес одинаковые, и не изменяются во всём диапазоне скоростей движения автомобиля, т.е. rк = const.

 

Тяговая характеристика автомобиля

Тяговая характеристика автомобиля строится по результатам аналитического расчёта сил тяги, развиваемых ведущими колёсами   -  Pкni, для ряда выбранных значений кинематической скорости  -  Vani. 

Сила тяги определится из зависимости:

Pкni = Mei*Uтрn*hтр/rк ,       Н                                          

Текущее значение кинематической скорости на n-ой  передаче рассчитывается по уравнению:

Vani = 0.377* rк *nei/Uтрn,    км/ч                                                       

где: Mei -  текущее значение крутящего момента двигателя в i-ой расчётной

          точке (берётся из ВСХ) в Нм;

nei    -  частота вращения вала двигателя в i-ой расчётной точке в мин-1;

rк    -  радиус качения шины (в метрах)

Uтрn - передаточное отношение трансмиссии на n-ом номере передач в

          каждом из агрегатов;

Uтрn = U0n*Un   

где:           U0n  - передаточное отношение главной передачи (ГП).  Обычно,

                                   главные передачи односкоростные (одноступенчатые). Если

                    это так, то принимают  U0n  = U0 = 3.7

           Un  - передаточное отношение в коробке передач на n-ой передаче;           

Uтр1 = 13.468        Uтр2 = 7.215       Uтр3 = 5.032      Uтр4 = 3.478      

Uтр5 = 2.886

 

  Силы внешних  сопротивлений

Обычно к силам внешних сопротивлений при расчёте силового баланса автомобиля относят: силы сопротивления качению шин автомобиля (Pfni) и силу лобового (аэродинамического) сопротивления площади его кузова.

Исходя из (4), сила сопротивления качению определяется зависимостью:

Pfni = Ga*fni  = Ga*fo

,     Н   

где: fni - текущее значение коэффициента сопротивления качению при

       движении  автомобиля на n-ой передаче со скоростью Vani (в км/час)

       в i-ой расчётной точке.

Исходя из (5), сила лобового (аэродинамического) сопротивления (при Van в км/час) рассчитывается по формуле:

Pwni = Kw*Fa*

,      Н                                                

Полагая, что на автомобиль со стороны дороги и окружающей среды действуют только силы Pfni и Pwni, тогда получим суммарную силу внешних сопротивлений:

PSni  =Pfni + Pwni ,      Н             

 

Силовой баланс автомобиля

Движение автомобиля, при нарастании скорости, будет ограничено силами внешних сопротивлений.

Pкni = Pfni + Pwni  = PSni ,      Н                                                

Это выражение называется уравнением силового баланса и оно характерно тем, что в точке Pкni = PSni автомобиль развивает максимальную возможную скорость  - Vа Р (по реализуемой силе тяги) с учётом всех принятых выше ограничений.

 

- если Pкni > PSni, то движение возможно,

- если Pкni < PSni, движение автомобиля исключено.

 

Следует учесть и то, что Vа Р = Vа max не равно максимальной кинематической скорости  - Vа nimax при nemax, т.к. при расчёте последней не учтены внутренние и внешние потери. Результаты  расчетов сводятся в Таблицу II  и по ним строятся  графики зависимостей Pкni(Vani),Pfni(Vani),Pwni(Vani), PSni(Vani).  

 

Таблица II 

i

1

2

3

4

5

6

7

ne

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7200

Me

146

157

161

157

146

129

98

Передача I, передаточное отношение трансмиссии Uтр1 = 13.468

VaI

8

16

24

32

40

48

57.6

PkI

6.41

6.9

7

6.9

6.41

5.6

4.3

PfI

0.125

0.126

0.128

0.131

0.135

0.139

0.145

PwI

0.003

0.011

0.026

0.047

0.073

0.1

0.15

PåI

0.127

0.138

0.155

0.178

0.208

0.245

0.298

Передача II, передаточное отношение трансмиссии Uтр2 = 7.215

VaII

15

30

45

60

75

90

108

PkII

3.4

3.7

3.8

3.7

3.44

3

2.3

PfII

0.126

0.13

0.137

0.147

0.16

0.175

0.198

PwII

0.01

0.04

0.09

0.166

0.259

0.373

0.538

PåII

0.136

0.172

0.231

0.316

0.419

0.549

0.736

Передача III, передаточное отношение трансмиссии Uтр3 = 5.032     

VaIII

21

43

64

86

107

129

154

PkIII

2.4

    2.58

2.64

2.58

2.4

      2.1

1.6

PfIII

0.128

0.136

0.150

0.171

0.197

0.228

0.273

PwIII

0.021

0.085

0.19

0.340

0.531

0.764

1.094

PåIII

0.149

0.221

0.341

0.510

0.728

0.993

1.367

Передача IV, передаточное отношение трансмиссии Uтр4 = 3.478

VaIV

31

62

       93

124

155

186

223

PkIV

1.65

1.78

1.82

1.78

1.65

1.45

   1.11

PfIV

0.130

0.148

0.176

0.221

0.275

0.341

0.437

PwIV

0.044

0.177

0.400

0.709

1.108

1.596

2.295

PåIV

0.175

0.325

0.575

0.930

1.383

1.937

2.732

Передача V, передаточное отношение трансмиссии Uтр5 = 2.886

VaV

37

75

112

150

187

224

269

PkV

1.37

1.48

1.52

1.48

1.37

1.2

0.92

PfV

0.133

0.160

0.203

0.265

0.343

0.438

0.577

PwV

0.064

0.258

0.581

1.038

1.613

2.315

3.4

PåV

0.198

0.418

0.784

1.303

1.956

2.753

3.9

Информация о работе Улучшение эксплуатационно-технических показателей легкового автомобиля малого класса ВАЗ-2110