Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:10, дипломная работа
ХХ век — век атома, электроники, компьютеров или автомобилей? Спор по этому вопросу еще не закончен. А пока лишь приведем некоторые факты из прошлого и настоящего автомобилей: автомобильное «население» Земли в ХХ веке увеличилось в 10 тысяч раз, а человеческое — лишь втрое; автомобили — самая мощная энергетическая база человечества, суммарная мощность их двигателей достигает 25 млрд. кВт, а вырабатываемая ими энергия ежегодно составляет около 30 тысяч млрд. Квт.ч; мировая автомобильная промышленность выпускает ежегодно до 40 млн. машин; около 80% перевозок грузов и пассажиров осуществляется автомобильным транспортом.
Введение………………………………………………………………………...2
1. Исследовательский раздел……………………………………………...3
1.1. Анализ опыта эксплуатации легковых автомобилей………………...3
1.2. Обоснование мероприятий по системе управления
Автомобилем……………………...……………………………………………10
2. Конструкторский раздел.…………………………………..……………16
2.1. Тягово-динамический расчёт………………………...……………….. 16
2.2. Разработка конструкций коробки передач…………………………...32
2.3. Разработка структуры системы управления автомобилем……….44
3. Технологический раздел………………………………………………..51
3.1. Разработка технологического процесса изготовления
проектируемого узла.
4. Раздел: «Безопасность жизнедеятельности……………………….61
4.1. Анализ опасных, вредных факторов и возможных чрезвычайных
ситуаций, возникающих при эксплуатации легкового автомобиля…...61
4.2. Разработка мер безопасности.
4.3. Анализ факторов оказывающих вредное воздействие на окружающую среду. Разработка мер защиты.
5. Организационно-экономический раздел.
5.1. Нормирование технологического процесса изготовления детали автомобиля.
5.2. Определение целесообразности организации поточной линии.
5.3. Планировка цеха автоматизированного производства.
Главным размерным параметром является межосевое расстояние аw,
аw = kа
где kа – коэффициент, для проектируемого автомобиля принимается 8,9;
Мкп – крутящий момент на "выходе" из коробки;
Мкп= Memax* Uкп1
Мкп=179,06*3,64=651,78 Н*м
аw=
Принимаем стандартное межосевое расстояние аw=80 мм
Продольный осевой размер коробки передач.
lкп =(2,7…3,4) аw
lкп = 3*80 = 240 мм
Ширина зубчатых венцов.
При предварительном расчете принимается:
bi=(0,19…0,23) аw
bi= 0,20*80 = 16 мм
Ширина обоймы подшипника.
bп=(0,20…0,25) аw
bп= 0,25*80 = 20 мм
Осевой размер синхронизатора.
Сс=(0,40…0,55) аw
Сс= 0,40*80 = 32 мм
Определение чисел зубьев зубчатых колес.
Исходный контур и размерный ряд применяемых модулей зубчатых колес определяем, выбираем в соответствии с требованиями ОСТ 37.001.222-80 и ОСТ 37.001.223-80.
Суммарное число зубьев кинематической пары с косыми зубьями:
Z Σ= 2* аw*cos β / mn
где β – угол наклона зубьев, предварительно
mn – нормальный
модуль,
Z Σ= 2*80*0,951/3 = 50,72
Принимаем суммарное число зубьев Z Σ= 51
Числа зубьев каждого из зубчатых колес определяются исходя из передаточных чисел передач, полученных в тяговом расчете, и суммарного числа зубьев кинематической пары.
UI - передаточное отношение в коробке передач на 1-ой передаче, 3,64;
UII - передаточное отношение в коробке передач на 2-ой передаче, 1,95;
UIII - передаточное отношение в коробке передач на 3-ей передаче, 1,36;
UIV - передаточное отношение в коробке передач на 4-ой передаче, 0,941;
UV - передаточное отношение в коробке передач на 5-ой передаче, 0,784;
Z1.1 = 11 - количество зубьев ведущей шестерни 1-ой передачи;
Z1.2 = 40 – количество зубьев ведомой шестерни 1-ой передачи;
Z2.1 = 18 - количество зубьев ведущей шестерни 2-ой передачи;
Z2.2 = 32 – количество зубьев ведомой шестерни 2-ой передачи;
Z3.1 = 22 - количество зубьев ведущей шестерни 3-ей передачи;
Z3.2 = 29 – количество зубьев ведомой шестерни 3-ей передачи;
Z4.1 = 26 - количество зубьев ведущей шестерни 4-ой передачи;
Z4.2 = 25 – количество зубьев ведомой шестерни 4-ой передачи;
Z5.1 = 29 - количество зубьев ведущей шестерни 5-ой передачи;
Z5.2 = 22 – количество зубьев ведомой шестерни 5-ой передачи.
Делительный диаметр шестерен.
di = mn* Z i / cos β
где Z i - количество зубьев шестерни
d1.1 = 3*11/0,951= 37,40 мм d1.2 =3*40/0,951 = 126,18 мм
d2.1 = 3*18/0,951= 56,78 мм d2.2 =3*32/0,951 = 100,95 мм
d3.1 = 3*22/0,951= 69,40 мм d3.2 =3*29/0,951 = 91,48 мм
d4.1 = 3*26/0,951= 82,02 мм d4.2 =3*25/0,951 = 78,86 мм
d5.1 = 3*29/0,951= 91,48 мм d5.2 =3*22/0,951 = 69,40 мм
2.2.2. Расчет зубчатых колес.
Определение сил, действующих в
зубчатых зацеплениях. Эти силы
можно разложить на три
- окружную силу
- осевую силу
- радиальную силу
где:
Z - количество зубьев зубчатого колеса;
Mр - крутящий момент приложенный к первичному валу 179,06 Н*м;
β - угол наклона линии зуба
mt – окружной (торцовый) модуль для косозубых колес:
mt = mn/ cos β
mt = 3/0,951 = 3,15 мм
Определяем окружную, радиальную, осевую силы для первой передачи:
Расчет зубьев на выносливость.
Расчет зубьев производят на выносливость (усталость) при длительном воздействии циклических нагрузок и на прочность при однократном воздействии максимальной нагрузки.
Контактные усталостные напряжения:
σну =
где ZЕ – коэффициент,
учитывающий механические свойства сопряженных
колес,
ZН - коэффициент, учитывающий форму сопряженных
поверхностей,
Zε - коэффициент,
учитывающий суммарную длину контактных
линий,
КНα - коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями,
КНβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, 1,1;
КНV - коэффициент, учитывающий
динамическую нагрузку в зацеплении,
σну1 =
Усталостные напряжения изгиба:
σF =
где УFS - коэффициент, учитывающий
форму зуба и концентрацию напряжений,
Уε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев 3,6.
σF1У =
Сравнивая полученные значения σF и σну с допускаемыми, делаем вывод, что условия усталостной прочности выполняется. Допускаемые напряжения изгиба по опыту выполненных конструкций σF = 700-800 МПа, σну = 1000-1200 МПа. При этом, большие значения соответствуют зубчатым парам низших передач.
2.2.3. Расчет валов.
Предварительное определение размеров вала.
Диаметр первичного вала:
dв = 0,45* аw
dв = 0,45* 80 = 36 мм
Соотношение dв/lв предварительно принимается:
dв/lв = 0,20
Отсюда длина первичного вала:
36/ lв = 0,20 → lв = 180 мм
Расчет валов на прочность.
Валы коробки передач изготавливаем из стали той же марки, что и зубчатые колеса сталь 35х ГОСТ 4543-Т1, и рассчитываем на прочность. Прочность валов коробки передач проверяем при совместимом действии изгиба и кручения. Определяем соответствующие опорных реакций и соответствующим им изгибающие моменты в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Рисунок 1.10 - Расчетная схема вала для первой передачи.
Определяем нагрузки на опоры вала в горизонтальной плоскости:
где:
для первой передачи: l = 180 мм, l1 = 18 мм, l2 = 162 мм.
Определяем нагрузки на опоры вала в вертикальной плоскости:
В результате:
Суммарный изгибающий момент:
Напряжение от изгиба:
σF1 =
где Wи – момент сопротивления вала при изгибе:
где dв – диаметр сечения вала 36мм;
σF1 =
Результирующий момент:
Упрощенно оцениваем прочность вала по результирующим напряжениям от изгиба и кручения:
σРЕЗ =
σРЕЗ =
В выполненных конструкциях на низших передачах σРЕЗ ≤ 400 МПа.
Напряжение кручения:
τ =
где Wк – момент сопротивления кручению:
τ =
Крутильная жесткость вала:
θ=
где θ – угол закручивания вала на длине одного погонного метра при воздействии момента Мр;
lв – длина вала
Jр – момент инерции сечения:
θ=
Расчет шлицев вала на смятие:
Напряжение смятия:
σн к = σсм =
где Zш – число шлицев,
lш – длина рабочей
части шлицев, мм
Dн – наружный
диаметр шлицев, мм
Dвн – внутренний
диаметр шлицев, мм
σн к = σсм =
Допускаемое напряжение смятия для подвижных шлицевых соединений:
σсм р = 70 - 100 МПа.
2.2.4. Расчет подшипников первичного вала.
В качестве подшипника левой опоры первичного вала предварительно принимаем радиальный однорядный шарикоподшипник со стопорной канавкой на наружном колесе типа 50305А1Е для этого подшипника: С = 22500 Н; Со = 11400 Н; n = 14000 об/мин.
Подшипником правой опоры является радиальный роликоподшипник с короткими цилиндрическими роликами легкой серии типа 42205АМ для этого подшипника: С = 28600 Н; Со = 15200 Н; n = 15000 об/мин.
Для того, чтобы найти долговечность в часах, находим среднюю скорость автомобиля:
Va cp = 0,6*Va max
где Va max – максимальная скорость движения автомобиля, км/ч 169.
Va cp = 0,6*169 = 101.4 км/ч
Долговечность в часах:
где S – пробег до капитального
ремонта, км
Частота вращения вала коробки передач на каждой передаче:
где nen – номинальная частота вращения вала двигателя, об/мин 6000;
ui – передаточное число на передаче;
Число циклов нагружения валов на каждой передаче за весь период работы:
где Lhi - долговечность
в часах,
ni - частота вращения вала на каждой передаче, об/мин.
Долговечность за весь период работы на всех передачах:
Эквивалентная динамическая нагрузка:
где kV – коэффициент,
учитывающий скорость вращения,
kБ – коэффициент
безопасности,
kТ – коэффициент
температурный,
Эквивалентная динамическая нагрузка с учетом доли работы коробки передач для каждого подшипника:
где kт
– коэффициент использования момента,
т – коэффициент, для шарикоподшипников:
Динамическая грузоподъемность:
Для роликового подшипника первичного вала:
Для шарикового подшипника первичного вала:
2.3 Разработка структуры системы управления автомобилем.
Рассмотрим схему системы управления двигателем
Схема системы управления двигателем. 1 - реле зажигания; 2 - выключатель зажигания; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - нейтрализатор; 5 - датчик концентрации кислорода; 6 - адсорбер с электромагнитным клапаном; 7 - воздушный фильтр; 8 - датчик массового расхода воздуха; 9 - регулятор холостого хода; 10 - датчик положения дроссельной заслонки; 11 - дроссельный узел; 12 - колодка диагностики; 13 - тахометр; 14 - спидометр; 15 - контрольная лампа "CHECK ENGINE"; 16 - блок управления иммобилайзером; 17- модуль зажигания; 18 - форсунка; 19 - регулятор давления топлива; 20 - датчик фаз; 21 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 22 - свеча зажигания; 23 - датчик положения коленчатого вала; 24 - датчик детонации; 25 - топливный фильтр; 26 - контроллер; 27 - реле включения вентилятора; 28 - электровентилятор системы охлаждения; 29 - реле включения электробензонасоса; 30 - топливный бак; 31 - электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива; 32 - сепаратор паров бензина; 33 - гравитационный клапан; 34 - предохранительный клапан; 35 - датчик скорости; 36 - двухходовой клапан.