Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:10, дипломная работа
ХХ век — век атома, электроники, компьютеров или автомобилей? Спор по этому вопросу еще не закончен. А пока лишь приведем некоторые факты из прошлого и настоящего автомобилей: автомобильное «население» Земли в ХХ веке увеличилось в 10 тысяч раз, а человеческое — лишь втрое; автомобили — самая мощная энергетическая база человечества, суммарная мощность их двигателей достигает 25 млрд. кВт, а вырабатываемая ими энергия ежегодно составляет около 30 тысяч млрд. Квт.ч; мировая автомобильная промышленность выпускает ежегодно до 40 млн. машин; около 80% перевозок грузов и пассажиров осуществляется автомобильным транспортом.
Введение………………………………………………………………………...2
1. Исследовательский раздел……………………………………………...3
1.1. Анализ опыта эксплуатации легковых автомобилей………………...3
1.2. Обоснование мероприятий по системе управления
Автомобилем……………………...……………………………………………10
2. Конструкторский раздел.…………………………………..……………16
2.1. Тягово-динамический расчёт………………………...……………….. 16
2.2. Разработка конструкций коробки передач…………………………...32
2.3. Разработка структуры системы управления автомобилем……….44
3. Технологический раздел………………………………………………..51
3.1. Разработка технологического процесса изготовления
проектируемого узла.
4. Раздел: «Безопасность жизнедеятельности……………………….61
4.1. Анализ опасных, вредных факторов и возможных чрезвычайных
ситуаций, возникающих при эксплуатации легкового автомобиля…...61
4.2. Разработка мер безопасности.
4.3. Анализ факторов оказывающих вредное воздействие на окружающую среду. Разработка мер защиты.
5. Организационно-экономический раздел.
5.1. Нормирование технологического процесса изготовления детали автомобиля.
5.2. Определение целесообразности организации поточной линии.
5.3. Планировка цеха автоматизированного производства.
1 Повышенный уровень шума на рабочем месте;
2 Повышенный уровень вибрации;
3 Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны (салона автомобиля);
При эксплуатации легкового автомобиля возможны следующие чрезвычайные ситуации:
1 Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
2 Пожарная и взрывная опасности;
1 Повышенный уровень шума на рабочем месте
В данном разделе используются следующие источники [4.1-4.2 ]
Автомобиле
с низким уровнем шума –
это требование современного
рынка. Сегодня покупателя интересует
не только новая модель
Шум - комплекс
звуков, вызывающий неприятное
Различают шум внешний, оказывающий воздействие на окружающих, так и шум внутренний, оказывающий воздействие на водителя и пассажиров.
Основным источником
шума автомобиля является
Внутренний шум вызывается вращением и движением деталей (шестерни, клапаны, поршни и др.), рабочим процессом (сжатие и горение рабочей смеси).
Газодинамический шум связан с процессами всасывания рабочей смеси и выброса отработавших газов.
Действие шума автомобиля на организм человека сводится к снижению внимательности, появлению раздражительности, а при длительном воздействии может быть нарушение работы органов слуха (тугоухость, глухота)
При этом нужно иметь в виду вредное воздействие шума автомобиля на окружающее население и особенно на водителя автомобиля. К сожалению, многие детали автомобиля испытывают вибрацию и являются дополнительным источником шума. За рубежом проблему снижения шума решают не только конструкционно, но и за счёт применения широкого ассортимента вибро-, звукопоглощающих, звукоизолирующих и уплотнительных материалов. Дополнительное использование вибро-, звукопоглощающих, звукоизолирующих и уплотнительных материалов повысит комфортность проектируемого автомобиля.
Нормативы для легковых автомобилей:
Евростандарт: по внешнему шуму не более 74 дБА
ГОСТ Р51616-2000: по внутреннему и внешнему шуму не более 77 дБА.
2 Повышенный уровень вибрации
В данном разделе используются следующие источники [4.1, 4.2, 4.8 ]
Вибрация — механические колебания материальных точек или тел.
Причины вибраций:
Причинами вибрации является работающий двигатель, элементы трансмиссии, а так же неровности дороги при движении автомобиля. Вибрация двигателя происходит вследствие неуравновешенности сил и моментов. Частота колебаний корпуса автомобиля зависит от продольного профиля дороги и скорости движения и поэтому изменяется в широких пределах.
Восприятие вибрации зависит от частоты колебаний, их скорости амплитуды. Вибрация действует на организм человека энергетически, поэтому ее характеризуют спектром по колебательной системе, измеренной в gБ.
На водителя автомобиля действует общая вибрация ( колебания всего автомобиля) и местная ( от органов управления). Общая вибрация легкового автомобиля относится к 1 категории.
Категория 1 - транспортная вибрация, воздействующая на человека на рабочих местах самоходных и прицепных машин, транспортных средств при их движении по местности.
Вредное воздействия: вызывает головную боль, ухудшает зрение слух, понижает работоспособность, влияет на центральную нервную систему, вызывает повреждения различных органов и тканей.
Более вредная вибрация, близкая к собственной частоте человеческого тела (6-8 Гц) и рук (30-80 Гц). Нормируемыми параметрами вибраций являются логарифмические уровни виброускорений, (виброскорости)
Продолжительная постоянная общая или локальная вибрация выше допустимой,на рабочем месте, существенно сказывается на состоянии здоровья человека.
Зависимость состояния водителя (пассажиров) от вида и состояния автомобильного покрытия с указанием средних скоростей для данного покрытия приведена в таблице 4.1
Таблица 4.1 – Зависимость состояния водителя (пассажиров) от вида и состояния автомобильного покрытия.
Вид и состояние покрытия автомобильной дороги |
Скорость движения автомобиля, км/ч |
Диапазон частот вертикальных колебаний Гц |
Ощущения водителя (пассажира) |
Асфальтобетонное ровное покрытие |
40 - 120 |
0,1 - 2 |
Укачивание (морская болезнь) |
Асфальтобетонное волнистое покрытие из сборных ж.б плит |
40 - 50 |
16 - 17 |
Боли в голове и суставах, ухудшение зрительного восприятия |
Цементобетонное покрытие из плит со швами через 4 - 8 м |
80 - 100 |
3,0 - 7,0 |
Ощутимая или сильная боль в голове, потеря внимания, головокружение, обморочное состояние, разрывы капиллярных сосудов |
Булыжная мостовая |
40 - 70 |
1,0 - 40 |
Сильные боли в суставах и в голове, утомляемость, безразличие |
Допустимые уровни вибрации на рабочих местах согласно Распоряжение Минтранса РФ от 14 апреля 2003 г. N ОС-339-р "О введении в действие Пособия дорожного мастера по охране окружающей среды, Категории I, даны в таблице 4.2
Таблица 4.2 - допустимые параметры вибрации на рабочих мест
Среднегеометри- ческие частоты октавных полос Гц |
Допустимые значения нормируемого параметра | |||||
По виброускорению м/с |
По виброскорости м/с х 10(-2) |
дБ | ||||
1 |
1,10 |
0,39 |
20,00 |
6,30 |
132 |
122 |
2 |
0,79 |
0,42 |
7,10 |
3,50 |
123 |
117 |
4 |
0,57 |
0,80 |
2,50 |
3,20 |
114 |
116 |
8 |
0,60 |
1,62 |
1,30 |
3,20 |
108 |
116 |
16 |
1,14 |
3,20 |
1,10 |
3,20 |
107 |
116 |
31.5 |
2,26 |
6,28 |
1,10 |
3,20 |
107 |
116 |
63.0 |
4,49 |
12,76 |
1,10 |
3,20 |
107 |
116 |
3 Повышенная запыленность
и загазованность воздуха
В данном разделе используются следующие источники [4.4, 4.5, 4.7]
Основными гигиеническими характеристиками вредных веществ являются: предельно допустимая концентрация (ПДК)
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны - это максимальные концентрации, которые в пределах установленного рабочего времени (не более 40 часов в неделю) и всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Единица измерения ПДК - миллиграмм на куб. метр (мг/куб.м.)
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в
воздухе рабочей зоны (салона автомобиля) даны в таблице 4.3
Таблица 4.3 – допустимые параметры ПДК вредных веществ
Наименование вещества |
Величина ПДК, мг/м3 |
Агрегатное состояние в условиях производства |
Класс опас- ности |
Особенности действия на организм |
1. Азота оксиды (в пересчете на NO2) |
5 |
п |
III |
О |
2. Бенз(а)пирен |
0,00015 |
а |
I |
К |
3. Свинец и его не органические соединения |
0,01/0,005 |
а |
I |
|
4. Углеводороды (в пересчете на С) |
300 |
п |
IV |
|
5. Углерода оксид |
20 |
п |
IV |
О |
п - пары и/или газы;
а - аэрозоль;
О - вещества с остронаправленным механизмом действия, требующие автоматического контроля за их содержанием в воздухе;
К - канцерогены;
При эксплуатации легкового автомобиля возможны следующие чрезвычайные ситуации:
1 Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
2 Пожарная и взрывная опасности;
1 Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
В данном разделе используются следующие источники [4.6, 4.9]
Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.
Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта, повлёкшее за собой дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
Все ДТП подразделяются на следующие типы:
столкновение; опрокидывание; наезд; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на гужевой транспорт; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, падение груза из кузова и т. д.).
Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц - пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.
По статистическим
данным причинами дорожно-
а) Неправильные действия человека — 60…70 %;
б) Технические неисправности автомобиля и недостатки его конструкции — 10...I5%;
в) Плохое состояние дорог — 20. . .30 %.
Основные моменты, которые определяют уровень надежности человеческого фактора:
- физиологическое и психологическое состояние человека;
- профессиональная подготовка;
- эргономика рабочего места;
- морально-волевые качества человека;
- контроль функционального состояния автомобиля во время его
эксплуатации;
- дисциплина водителя, соблюдение правил дорожного движения.
Природные факторы,
оказывающие негативное
- неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег, лёд на дорогах, туман и т.д.);
- плохие условия видимости в тёмное время суток;
- рельеф местности (повороты дороги, крутые подъемы и спуски).
2 Пожарная и взрывная опасности
В данном разделе используются следующие источники [4.6, 4.9]
Автомобиль сложная система находящаяся в постоянном взаимодействии с бесконечно разнообразной внешней средой. Исключить или хотя бы предусмотреть все возможные комбинации приводящие к пожару на борту невозможно. У автомобилиста нет даже возможности каждый раз перед поездкой проверять все системы автомобиля на исправность и оставшийся ресурс. В результате пожароопасные ситуации возникают, как бы "неожиданно".