Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:10, дипломная работа
ХХ век — век атома, электроники, компьютеров или автомобилей? Спор по этому вопросу еще не закончен. А пока лишь приведем некоторые факты из прошлого и настоящего автомобилей: автомобильное «население» Земли в ХХ веке увеличилось в 10 тысяч раз, а человеческое — лишь втрое; автомобили — самая мощная энергетическая база человечества, суммарная мощность их двигателей достигает 25 млрд. кВт, а вырабатываемая ими энергия ежегодно составляет около 30 тысяч млрд. Квт.ч; мировая автомобильная промышленность выпускает ежегодно до 40 млн. машин; около 80% перевозок грузов и пассажиров осуществляется автомобильным транспортом.
Введение………………………………………………………………………...2
1. Исследовательский раздел……………………………………………...3
1.1. Анализ опыта эксплуатации легковых автомобилей………………...3
1.2. Обоснование мероприятий по системе управления
Автомобилем……………………...……………………………………………10
2. Конструкторский раздел.…………………………………..……………16
2.1. Тягово-динамический расчёт………………………...……………….. 16
2.2. Разработка конструкций коробки передач…………………………...32
2.3. Разработка структуры системы управления автомобилем……….44
3. Технологический раздел………………………………………………..51
3.1. Разработка технологического процесса изготовления
проектируемого узла.
4. Раздел: «Безопасность жизнедеятельности……………………….61
4.1. Анализ опасных, вредных факторов и возможных чрезвычайных
ситуаций, возникающих при эксплуатации легкового автомобиля…...61
4.2. Разработка мер безопасности.
4.3. Анализ факторов оказывающих вредное воздействие на окружающую среду. Разработка мер защиты.
5. Организационно-экономический раздел.
5.1. Нормирование технологического процесса изготовления детали автомобиля.
5.2. Определение целесообразности организации поточной линии.
5.3. Планировка цеха автоматизированного производства.
В точке Pкni = PSni будет выполняться силовой баланс.
Cиловой баланс находится на пересечении регуляторной ветви с кривой суммарной силы внешних сопротивлений
В точке пересечения графиков Pкni и PSni - получаем Vа Р.
Vа Р = 169 км/ч, что достигается на 4-ой передаче
Мощностные составляющие и мощностной баланс
На практике широко используют оценку энергетических возможностей автомобиля по его мощностным характеристикам, что дает возможность установить запас мощности двигателя по передачам, потери мощности в трансмиссии, реализуемую мощность на движителях (в данном случае на тяговых колесах) и определить максимальную скорость - Va N , по мощностному балансу.
Начальные условия на расчет мощностных составляющих те же, что и в пункте 1.3.1.
Мощность двигателя во всех конкретных расчетных точках всех передач одинакова.
Уравнение мощностного баланса имеет вид:
Nкni = Neni*hтр = NSni = Nfni + Nwni, кВт
где: Neni - эффективная мощность двигателя, кВт.
Nкni - мощность на колесе, кВт.
Nкni = Pкni*Vani/3600, кВт
Уравнение (1) может быть преобразовано к виду:
NSv =
,
кВт
При расчете, значение Neni берется из ВСХ и просчитывается по всем передачам в функции скорости - Vani.
Все данные расчёта сводятся
в таблицу III и по ним строятся графические
зависимости вида:. Nкni(Vani),Neni(Vani),NSni(Van
По результатам графического решения определяют максимальную скорость по балансу мощности - Va N - максимальная скорость автомобиля, которую он может развить при заданной мощности двигателя и потерь на внешнее сопротивление.
Таблица IV
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ne |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
7200 |
Передача I, передаточное отношение трансмиссии Uтр1 = 13.468 | |||||||
VaI |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
48 |
57.6 |
NkI |
14.44 |
31 |
47 |
62 |
72 |
76 |
69 |
NeI |
15.37 |
32.9 |
50.58 |
66 |
76.81 |
80.8 |
73.65 |
NåI |
0.284 |
0.922 |
1.377 |
1.984 |
2.32 |
3.27 |
4.78 |
Передача II, передаточное отношение трансмиссии Uтр2 = 7.215 | |||||||
VaII |
15 |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
108 |
NkII |
14.4 |
30.8 |
47 |
61.3 |
71 |
75.3 |
69 |
NeII |
15.37 |
33 |
50.62 |
66 |
76.79 |
81 |
73.78 |
NåII |
0.569 |
1.43 |
2.88 |
5.27 |
8.74 |
13.72 |
22.08 |
Передача III, передаточное отношение трансмиссии Uтр3 = 5.032 | |||||||
VaIII |
21 |
43 |
64 |
86 |
107 |
129 |
154 |
NkIII |
14.4 |
30.8 |
47.3 |
61.4 |
71 |
75 |
69 |
NeIII |
15.37 |
33 |
50.62 |
66 |
76.87 |
80.9 |
73.78 |
NåIII |
0.888 |
2.649 |
6.06 |
12.04 |
21.7 |
35.5 |
58.47 |
Передача IV, передаточное отношение трансмиссии Uтр4 = 3.478 | |||||||
VaIV |
31 |
62 |
93 |
124 |
155 |
186 |
223 |
NkIV |
14.4 |
30.8 |
47.2 |
61.5 |
71 |
75 |
68.9 |
NeIV |
15.37 |
32.8 |
50.57 |
66 |
76.87 |
80.8 |
73.67 |
NåIV |
1.5 |
5.6 |
14.9 |
32 |
59 |
100 |
169 |
Передача V, передаточное отношение трансмиссии Uтр5 = 2.886 | |||||||
VaV |
37 |
75 |
112 |
150 |
187 |
224 |
269 |
NkV |
14.4 |
30.8 |
47.2 |
61 |
71 |
74.9 |
69 |
NeV |
15.37 |
33 |
50.54 |
66 |
76.78 |
81 |
73.69 |
NåV |
2 |
8.6 |
24.4 |
54 |
101 |
171 |
292 |
В точке Nкni=NSni будет выполняться баланс по мощности
Мощностной баланс находится на пересечении регуляторной ветви с кривой NSni= f(Vani)
Va N = 169 км/ч, что достигается на 4-ой передаче
Динамические показатели автомобиля
Под динамическими показателями автомобиля обычно понимают составляющие динамического фактора и ускорения, которые они имеют в заданном силовом и скоростном диапазонах.
Динамический фактор, это безразмерная характеристика автомобиля, показывающая свободную силу тяги автомобиля, которая может расходоваться на преодоление возросшего дорожного сопротивления и ускорение. Он позволяет:
- производить сравнение
тяговых возможностей
- определять преодолеваемый дорожный подъем на каждой из передач,
- оценить возможности
по буксировке различных
Ускорения, развиваемые автомобилем, позволяют определить:
- безопасный диапазон
их значений (не наносящий ущерба
здоровью пассажиров и
- оптимальные значения ускорений, обеспечивающие заданный темп разгона и сохраняющие установленный срок службы синхронизаторов коробки пере дач,
- оптимальные значения скоростей, при которых следует переключаться с передачи на передачу (в коробке передач) при разгоне автомобиля,
- рассчитать время и
путь разгона на любой
Расчет динамического фактора автомобиля
Полагаем, что автомобиль движется по дороге с учетом начальных условий - 2 ... 8 (п. 1.3.1.), но на подъем, т.е. a > 0 (и Þ Pa¹0). Тогда, уравнение (12) преобразуется к виду:
Pkni = Pfni + Pwni + Pani ; (2)
Вычитая из силы тяги силу аэродинамического сопротивления и поделив (23) на силу веса автомобиля, с учетом уравнения (13), получим:
окончательно имеем:
Dni = fni + sin a (4)
где: Dni - динамический фактор автомобиля;
fni - текущее значение коэффициента сопротивлению колес автомобиля при движении на n-ой передаче в i-ой расчетной точке;
sin a - синус угла подъема профиля дороги. На практике, из-за малости угла подъема дороги, sin a приравнивают к tg a, а затем и к углу a.
Из сравнения уравнений (3), (4) видно, что динамический фактор
определится зависимостью:
Dni =
Текущее значение коэффициента сопротивления качению ( в зависимости от скорости, т.е. от передаточного отношения в коробке передач на каждой передаче) рассчитывается по выражению:
fi = fo
Результаты расчета сводятся в Таблицу IV, по которым строятся динамические характеристики (динамический баланс), т.е. Dni, fni = f(Vni)
По результатам графического решения определяют максимальную скорость по динамическому балансу (по свободной силе тяги).Va D
Таблица IV
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
n |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
7200 |
Передача I, передаточное отношение трансмиссии Uтр1 = 13.468 | |||||||
VaI |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
48 |
57.6 |
DI |
0.4359 |
0.4681 |
0.479 |
0.465 |
0.431 |
0.375 |
0.282 |
fI |
0.0084 |
0.0086 |
0.0087 |
0.0089 |
0.0091 |
0.0094 |
0.0099 |
Передача II, передаточное отношение трансмиссии Uтр2 = 7.215 | |||||||
VaII |
15 |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
108 |
DII |
0.0085 |
0.0088 |
0.0093 |
0.00998 |
0.0108 |
0.0119 |
0.013 |
fII |
0.00902 |
0.00904 |
0.00907 |
0.00910 |
0.00915 |
0.0092 |
0.00925 |
Передача III, передаточное отношение трансмиссии Uтр3 = 5.032 | |||||||
VaIII |
21 |
43 |
64 |
86 |
107 |
129 |
154 |
DIII |
0.16 |
0.169 |
0.166 |
0.152 |
0.126 |
0.09 |
0.03 |
fIII |
0.0086 |
0.0092 |
0.01 |
0.0116 |
0.0133 |
0.015 |
0.018 |
Передача IV, передаточное отношение трансмиссии Uтр4 = 3.478 | |||||||
VaIV |
31 |
62 |
93 |
124 |
155 |
186 |
223 |
DIV |
0.1095 |
0.109 |
0.097 |
0.073 |
0.037 |
-0.0097 |
-0.08 |
fIV |
0.0088 |
0.01 |
0.012 |
0.015 |
0.0186 |
0.023 |
0.0296 |
Передача V, передаточное отношение трансмиссии Uтр5 = 2.886 | |||||||
VaV |
37 |
75 |
112 |
150 |
187 |
224 |
269 |
DV |
0.089 |
0.0829 |
0.063 |
0.0299 |
-0.016 |
-0.0075 |
-0.164 |
fV |
0.009 |
0.01 |
0.0137 |
0.018 |
0.023 |
0.0298 |
0.039 |
В точке Dni = fni выполняться динамический баланс
Динамический баланс находится на пересечении регуляторной ветви с кривой fni= f(Vni)
Va D = 168.5 км/ч, что достигается на 4-ой передаче
Ускорения автомобиля
Из практики эксплуатации известно, что при движении автомобилей в городских условиях, их время движения с постоянной скоростью (равномерное движение), невелико и не превышает 20% от общего времени движения.
Исследования Московских учёных показывают, что движение с ускорением (разгон и замедление) составляют:
Разгон - легковые автомобили - 37%
- грузовые - 42%
- автобусы - 38%
Замедление - легковые - 29%
-
грузовые - 25%
- от общего времени движения
- автобусы - 24%
Из приведённых данных видно, что большую часть времени пассажиры и грузы испытывают на себе воздействие знакопеременных ускорений. Поэтому медицинскими исследованиями людей и прочностными испытаниями грузов были установлены границы допустимых ускорений (замедлений) при движении автомобилей на дорогах:
- При ЭКСТРЕННОМ ТОРМОЖЕНИИ - jторм £ 0.7*g = 6.9 м/c2,
- При РАЗГОНЕ - jmax £ 0.5*g = 4.9 м/c2,
- ОПТИМАЛЬНОЕ УСКОРЕНИЕ - jопт = 0.3*g = 3.27 м/c2.
Следовательно, при расчёте ускорений следует оценивать их значения для проектируемого автомобиля, чтобы в дальнейшем предусмотреть все меры безопасности при перевозках.
Расчёт ускорений автомобиля ведётся по уравнению
jni =
, м/с2
где: jni - ускорение автомобиля, м/с2;
dврn - коэффициент учета вращающихся масс, который может быть
рассчитан по уравнению (общий случай):
ᵟврn = 1 + [Je*ᵟтр* +Jk]*
где: Je - момент инерции вращающихся масс двигателя, приведенный к маховику. Обычно, его принимают равным моменту инерции
маховика;
Jk - суммарный момент инерции ведущих и ведомых колес по осям
автомобиля.
Je и Jk либо задаются руководителем, либо подбираются по техническим характеристикам заданного двигателя и выбранных (для
проектируемого автомобиля) шин.
Uтрni, ᵟтр,g, Ga, rk, n, i - то же, что и выше.
Если нет возможности определить значения Je и Jk, то ᵟврn (на каждой из n-передач) можно расчитать по уравнению:
ᵟвр = 1.05 + 0.03*U2n,
где: Un - передаточное отношение в коробке передач на n-ой передаче.
Результаты расчета сводятся в Таблицу IV и в Таблицу V по которым строятся в
баланс по ускорениям.
Таблица V
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
n |
1000 |
2000 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
7200 |
Передача I, передаточное отношение трансмиссии Uтр1 = 13.468 | |||||||
VaI |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
48 |
57.6 |
jI |
2.898 |
3.115 |
3.188 |
3.09 |
2.86 |
2.478 |
1.844 |
Передача II, передаточное отношение трансмиссии Uтр2 = 7.215 | |||||||
VaII |
15 |
30 |
45 |
60 |
75 |
90 |
108 |
jII |
1.89 |
2.02 |
2.04 |
1.945 |
1.72 |
1.413 |
0.9 |
Передача III, передаточное отношение трансмиссии Uтр3 = 5.032 | |||||||
VaIII |
21 |
43 |
64 |
86 |
107 |
129 |
154 |
jIII |
1.363 |
1.425 |
1.397 |
1.252 |
1.01 |
0.672 |
0.15 |
Передача IV, передаточное отношение трансмиссии Uтр4 = 3.478 | |||||||
VaIV |
31 |
62 |
93 |
124 |
155 |
186 |
223 |
jIV |
0.918 |
0.9 |
0.774 |
0.53 |
0.167 |
-0.3 |
|
Передача V, передаточное отношение трансмиссии Uтр5 = 2.886 | |||||||
VaV |
37 |
75 |
112 |
150 |
187 |
224 |
269 |
jV |
0.73 |
0.67 |
0.457 |
0.11 |
-0.36 |