Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять по¬требности населения в перевозках практиче¬ски во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно боль¬шими скоростями, надежностью и безопасно¬стью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.

Содержание работы

Введение 3
1 Характеристика железнодорожного транспорта и его место в Единой транспортной системе страны
1.1 Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и основные показатели его работы 5
1.2 Роль железных дорог в Единой транспортной системе страны 10
2 Современное состояние железнодорожного транспорта в России
2.1 Характеристика основных показателей железнодорожного транспорта в России 13
2.2 Анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов 16
3 Современные проблемы железнодорожного комплекса России и направления его реформирования
3.1 Современные проблемы железнодорожного комплекса России 22
3.2 Возможные пути развития железнодорожного комплекса 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая по транспорту1.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра коммерции и экономики  торговли

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Транспортное обеспечение коммерческой

 деятельности»

Тема: Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы

развития

 

 

 

                                                                     Исполнитель: 

 

                                                                     Научный руководитель:

                                                                                              

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                            3

1 Характеристика железнодорожного  транспорта и его место в Единой транспортной системе страны                                                                         

1.1 Технико-экономические  особенности железнодорожного транспорта  и основные показатели его  работы                                                                     5

1.2 Роль железных дорог  в Единой транспортной системе  страны               10

2 Современное состояние  железнодорожного транспорта в  России          

2.1 Характеристика основных  показателей железнодорожного транспорта  в России                                                                                                              13

2.2 Анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов                                                                                      16

3 Современные  проблемы железнодорожного комплекса  России и направления его реформирования

3.1 Современные проблемы  железнодорожного комплекса России             22

3.2 Возможные  пути развития железнодорожного  комплекса                    24

Заключение                                                                                                     28

Список использованной литературы                                                             30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно большими скоростями, надежностью и безопасностью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.

Железнодорожный транспорт связывает в единое целое многочисленные области и районы страны, обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики, реализацию социальных программ, экономическую и национальную безопасность государства, активно влияет на развитие межрегиональных и международных связей.

В первой (теоретической) части курсовой работы «Характеристика  железнодорожного транспорта и его  место в единой транспортной системе» описывается суть работы железнодорожного транспорта, где приводится понятие, его технико-экономические особенности, преимущества и недостатки. Даны основные показатели работы железнодорожного транспорта и обоснована роль железных дорог в единой транспортной системе страны.

Во второй части  работы «Современное состояние железнодорожного транспорта в России» приводится характеристика основных показателей железнодорожного транспорта в России. Далее на основании информации официального сайта Министерства Транспорта России составлены и проанализированы таблицы по современному состоянию железнодорожных перевозок в России, дан анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов.

В третьей части  курсовой работы «Современные проблемы железнодорожного комплекса России и направления его реформирования» выделены основные проблемы железных дорого России и представлены возможные пути их решения.

Предметом и  объектом исследования курсовой работы является железнодорожный транспорт.

Целью курсовой работы является проведение анализа  современного состояния железнодорожного комплекса РФ, определение проблем и возможных путей их решения.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. изучить теоретические  основы  железнодорожного комплекса в научной литературе по логистике;

2. проанализировать  современное состояние железных дорог;

3. определить проблемы в развитии железнодорожного комплекса и пути их решения.

Информационную  базу работы составили статистические сборники, а также материал интернет-сайтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО МЕСТО В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ

 

1.1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА  И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО  РАБОТЫ

 

Транспорт – особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения.

Основной вид  транспорта в Российской Федерации  – железнодорожный. На его долю приходится более 80 и около 40% всего объема соответственно грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования. Железные дороги, будучи основой транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках [2, с.3].

На сайте  транспортала приведены общие понятия железнодорожных перевозок. Согласно этому источнику железнодорожный транспорт – один из видов транспорта общего пользования. Он находится в ведении Российской Федерации и представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения [7].

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно большими скоростями, надежностью и безопасностью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта [6, с.11].

Технико-экономические особенности  и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:

  • возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов – осуществления железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);
  • массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;
  • универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью
  • регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
  • возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;
  • по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов;
  • сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, однако темпы его развития  могут  быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду  их недостаточного развития в нашей стране.

Железные дороги являются крупными потребителями металла. Кроме того, железнодорожный транспорт  является весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой  ниже, чем на трубопроводном, морском  и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном). В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится почти 14 человек, занятых на перевозках, а в США – 1,5 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.

К недостаткам  российских железных дорог следует отнести также пока невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.

Таким образом, можно выделить ряд недостатков  железнодорожного транспорта:

  • большая капиталоёмкость (вложения);
  • медленная отдача (6- 8 лет окупается);
  • трудоёмкая производительность труда;
  • невысокий уровень качества оказания транспортных услуг.

Вместе с  тем хорошая техническая оснащенность и прогрессивные технологии железных дорог России позволяют оставаться им вполне конкурентоспособным видом  транспорта.

Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей. В качестве основного установлен показатель р — объем перевозок (отправления) грузов, тонн, обычно за год, утверждаемый для сети железных дорог. Этот показатель обеспечивает сбалансированность (увязку) планов производства с планами перевозок единым измерением — тоннами.

Грузооборот в тонно-километрах (т-км) представляет собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние (дальность) перевозки. Для уменьшения расходов на перевозки и ускорения доставки грузов план грузооборота должен выполняться за счет роста количества перевезенного груза, а не за счет увеличения дальности перевозки. Грузооборот является обобщающим показателем, планируемым на всех уровнях. Он используется для определения потребности в подвижном составе и ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии и т. д.

К числу важнейших показателей  относится и количество перевезенных пассажиров А, обычно за  год. Пассажирооборот (пассажиро-км)    представляет   собой   сумму произведения числа перевезенных пассажиров на расстояние / перевозки,

Приведенная продукция транспорта в приведенных тонно-километрах представлена в формуле (1):

 

                                           

+k
                                           (1)

где k — коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры.

 

Коэффициент перевода принимают равным 1 исходя из существовавшего в прошлом равенства себестоимости 1 т · км и 1 пассажиро-км. В настоящее время себестоимость 1 пассажиро-км существенно выше себестоимости 1 т-км, однако во избежание нарушения сопоставимости отчетных цифр за прошлые годы значение коэффициента не меняется.

При определении же производительности труда на железнодорожном транспорте значение k в большинстве случаев принимают равным 2, что дает возможность более точно учесть затраты труда на выполнение перевозочной работы.

Грузонапряженность железных дорог, представленная в формуле (2), характеризуется средним количеством выполненных тонно-километров или приведенных тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины Lэкс.

                                            

   или 
                         (2)

Информация о работе Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы развития