Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 09:49, курсовая работа
Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять по¬требности населения в перевозках практиче¬ски во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно боль¬шими скоростями, надежностью и безопасно¬стью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.
Введение 3
1 Характеристика железнодорожного транспорта и его место в Единой транспортной системе страны
1.1 Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и основные показатели его работы 5
1.2 Роль железных дорог в Единой транспортной системе страны 10
2 Современное состояние железнодорожного транспорта в России
2.1 Характеристика основных показателей железнодорожного транспорта в России 13
2.2 Анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов 16
3 Современные проблемы железнодорожного комплекса России и направления его реформирования
3.1 Современные проблемы железнодорожного комплекса России 22
3.2 Возможные пути развития железнодорожного комплекса 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Уральский государственный экономический университет
Кафедра коммерции и экономики торговли
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Транспортное обеспечение
деятельности»
Тема: Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы
развития
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Характеристика
1.1 Технико-экономические
особенности железнодорожного
1.2 Роль железных дорог в Единой транспортной системе страны 10
2 Современное состояние железнодорожного транспорта в России
2.1 Характеристика основных
показателей железнодорожного
2.2 Анализ динамики показателей,
характеризующих объемы перевозок пассажиров
и грузов
3 Современные
проблемы железнодорожного
3.1 Современные проблемы
железнодорожного комплекса
3.2 Возможные
пути развития
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно большими скоростями, надежностью и безопасностью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.
Железнодорожный транспорт связывает в единое целое многочисленные области и районы страны, обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики, реализацию социальных программ, экономическую и национальную безопасность государства, активно влияет на развитие межрегиональных и международных связей.
В первой (теоретической) части курсовой работы «Характеристика железнодорожного транспорта и его место в единой транспортной системе» описывается суть работы железнодорожного транспорта, где приводится понятие, его технико-экономические особенности, преимущества и недостатки. Даны основные показатели работы железнодорожного транспорта и обоснована роль железных дорог в единой транспортной системе страны.
Во второй части работы «Современное состояние железнодорожного транспорта в России» приводится характеристика основных показателей железнодорожного транспорта в России. Далее на основании информации официального сайта Министерства Транспорта России составлены и проанализированы таблицы по современному состоянию железнодорожных перевозок в России, дан анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов.
В третьей части курсовой работы «Современные проблемы железнодорожного комплекса России и направления его реформирования» выделены основные проблемы железных дорого России и представлены возможные пути их решения.
Предметом и объектом исследования курсовой работы является железнодорожный транспорт.
Целью курсовой работы является проведение анализа современного состояния железнодорожного комплекса РФ, определение проблем и возможных путей их решения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы железнодорожного комплекса в научной литературе по логистике;
2. проанализировать современное состояние железных дорог;
3. определить проблемы в развитии железнодорожного комплекса и пути их решения.
Информационную базу работы составили статистические сборники, а также материал интернет-сайтов.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО МЕСТО В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ
1.1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
Транспорт – особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения.
Основной вид транспорта в Российской Федерации – железнодорожный. На его долю приходится более 80 и около 40% всего объема соответственно грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования. Железные дороги, будучи основой транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках [2, с.3].
На сайте
транспортала приведены общие понятия железнодорожных
перевозок. Согласно этому источнику железнодорожный
транспорт – один из видов транспорта
общего пользования. Он находится в ведении
Российской Федерации и представляет
собой единый производственно-
Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно большими скоростями, надежностью и безопасностью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта [6, с.11].
Технико-экономические
Железнодорожный
транспорт и далее будет
Железные дороги являются крупными потребителями металла. Кроме того, железнодорожный транспорт является весьма трудоемкой отраслью, производительность труда в которой ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте (но выше, чем на автомобильном). В среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится почти 14 человек, занятых на перевозках, а в США – 1,5 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы.
К недостаткам российских железных дорог следует отнести также пока невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.
Таким образом, можно выделить ряд недостатков железнодорожного транспорта:
Вместе с
тем хорошая техническая
Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей. В качестве основного установлен показатель р — объем перевозок (отправления) грузов, тонн, обычно за год, утверждаемый для сети железных дорог. Этот показатель обеспечивает сбалансированность (увязку) планов производства с планами перевозок единым измерением — тоннами.
Грузооборот в тонно-километрах (т-км) представляет собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние (дальность) перевозки. Для уменьшения расходов на перевозки и ускорения доставки грузов план грузооборота должен выполняться за счет роста количества перевезенного груза, а не за счет увеличения дальности перевозки. Грузооборот является обобщающим показателем, планируемым на всех уровнях. Он используется для определения потребности в подвижном составе и ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии и т. д.
К числу важнейших показателей относится и количество перевезенных пассажиров А, обычно за год. Пассажирооборот (пассажиро-км) представляет собой сумму произведения числа перевезенных пассажиров на расстояние / перевозки,
Приведенная продукция транспорта в приведенных тонно-километрах представлена в формуле (1):
где k — коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры.
Коэффициент перевода принимают равным 1 исходя из существовавшего в прошлом равенства себестоимости 1 т · км и 1 пассажиро-км. В настоящее время себестоимость 1 пассажиро-км существенно выше себестоимости 1 т-км, однако во избежание нарушения сопоставимости отчетных цифр за прошлые годы значение коэффициента не меняется.
При определении же производительности труда на железнодорожном транспорте значение k в большинстве случаев принимают равным 2, что дает возможность более точно учесть затраты труда на выполнение перевозочной работы.
Грузонапряженность железных дорог, представленная в формуле (2), характеризуется средним количеством выполненных тонно-километров или приведенных тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины Lэкс.
Информация о работе Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы развития