Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять по¬требности населения в перевозках практиче¬ски во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно боль¬шими скоростями, надежностью и безопасно¬стью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.

Содержание работы

Введение 3
1 Характеристика железнодорожного транспорта и его место в Единой транспортной системе страны
1.1 Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и основные показатели его работы 5
1.2 Роль железных дорог в Единой транспортной системе страны 10
2 Современное состояние железнодорожного транспорта в России
2.1 Характеристика основных показателей железнодорожного транспорта в России 13
2.2 Анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов 16
3 Современные проблемы железнодорожного комплекса России и направления его реформирования
3.1 Современные проблемы железнодорожного комплекса России 22
3.2 Возможные пути развития железнодорожного комплекса 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая по транспорту1.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Объем перевозок  грузов в 2000 - 2007 годах всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 18,1 процента (транспортом общего пользования - на 23,9 процента). Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки железнодорожным транспортом (на 28,4 процента) [10, с. 3].

На рост объема грузоперевозок оказали влияние  оживление деятельности реального  сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.

Динамика грузовых перевозок в России за 2008-2010 г.г. по видам транспорта наглядно представлена в таблице 1. Данные взяты с официального сайта Министерства Транспорта.

 

Таблица 1 – Динамика грузовых перевозок в России за 2008-2010 г.г. по видам транспорта

 

Вид транспорта

Объем перевозок, млн. т.

Отклонение 2010 года, млн. т.

Темп роста 2010 года в %

2008

2009

2010

от 2008 года

от 2009 года

к 2008 году

к 2009 году

1. Железнодорожный

- удельный вес, %

1304,0

13,80

1109,0

14,85

1312,0

16,93

8,0

3,13

203,0

2,08

100,61

122,68

118,30

114,01

2. Автомобильный

6893,0

5240,0

5236,0

-1657,0

-4,0

75,96

99,92

3. Трубопроводный

1067,0

985,0

1061,0

-6,0

76,0

99,44

107,72

4. Морской

35,0

37,0

37,0

2,0

0,0

105,71

100,00

5. Внутренний  водный

151,0

97,0

102,0

-49,0

5,0

67,55

105,15

6. Воздушный

1

0,9

1,1

0,1

0,2

110,00

122,22

Всего:

9451,0

7468,9

7749,1

-1701,9

280,2

81,99

103,75


 

 

Анализируя  таблицу 1, можно сделать вывод, что  объемы грузовых перевозок в 2009 году существенно сократились с 9451,0 до 7468,9 млн. т., наблюдается отрицательный  прирост – 18,01%. Очевидно, такая динамика связана с мировым экономическим кризисом. В 2010 году объемы перевозок по сравнению с 2009 годом увеличились только на 280,2 млн. т. Такая динамика наблюдается практически по каждому виду транспорта.

Важное место  в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 16,93% общего объема грузовых перевозок (1312,0 * 100% / 7749,1). Темп роста в 2010 году составил 0,61% и 18,30% относительно 2008 и 2009 годов соответственно.

Согласно таблице 1 удельный вес железнодорожных перевозок в 2010 году составил 16,93%, что на 2,08% и на 3,13% больше относительно 2009 и 2008 года соответственно. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2010 года в % к 2008 году и 2009 составил соответственно 122,68% и 114,01%.

 

Таблица 2 – Динамика перевозок пассажиров в России за 2008-2010 г.г. по видам транспорта общего пользования

 

Вид транспорта

Объем перевозок, пасс.-км.

Отклонение 2010 года, пасс.-км.

Темп роста 2010 года в %

2008

2009

2010

от 2008 года

от 2009 года

к 2008 году

к 2009 году

1. Железнодорожный

- удельный вес, %

1296,0

5,19

1137,0

4,98

948,0

4,30

-348,0

-0,89

-189,0

-0,68

73,15

82,85

83,38

86,35

2. Автобусный

14718,0

13704,0

13434,0

-1284,0

-270,0

91,28

98,03

3. Таксомоторный

7,0

7,0

8,0

1,0

1,0

114,29

114,29

4. Трамвайный

2537,0

2217,0

2079,0

-458,0

-138,0

81,95

93,78

5. Троллейбусный

2733,0

2414,0

2206,0

-527,0

-208,0

80,72

91,38

6. Метрополитен

3594

3307

3294

-300,0

-13,0

91,65

99,61

7. Морской

1,4

1,5

1,5

0,1

0,0

107,14

100,00

8. Внутренний  водный

20,0

17

16

-4

-1,0

80,00

94,12

9. Воздушный

51,0

47

59

8

12,0

115,69

125,53

Всего:

24957,4

22851,5

22045,5

-2911,9

-806,0

88,33

96,47


 

Если анализировать  пассажирные перевозки, то можно  сделать вывод, что кризис оставил  и там свой след. По данным официального сайта Министерства Транспорта сформирована таблица 2 – Динамика перевозок пассажиров в России за 2008-2010 г.г. по видам транспорта общего пользования.

Согласно таблице 2 в 2010 году в сравнении с 2008 годом  общие показатели перевозок пассажиров снизились с 24957,4 единиц до 22045,5.

Динамика железнодорожных  перевозок пассажиров нисходящая. В 2010 году темп прироста составил -26,85% и -16,62% по отношению к 2008 и 2009 годам  соответственно.

Согласно таблице 2 в 2010 году доля пассажирных перевозок железнодорожным транспортом составила 4,3% (948,0 * 100 / 22045,5).  То есть больше всего пассажиры пользуются следующими видами транспорта: автобус, трамвай, троллейбус и метро. В то время, как в общем объеме перевозок железнодорожный транспорт занимает второе место после автомобильного.

Удельный вес  железнодорожных перевозок в 2010 году составил 4,3%, что на 0,7% и на 0,9% меньше относительно 2009 и 2008 года соответственно. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2010 года в % к 2008 году и 2009 составил соответственно 82,85% и 86,35%.

Несомненно, одним  из основных показателей динамики развития любого транспорта является грузооборот.

В таблице 3 по данным официального сайта Минтранс представлена динамика грузооборота, показателя, представляющего собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние (дальность) перевозки.

Удельный вес  железнодорожного грузооборота в 2010 году составил 42,3%, что на 0,4% меньше относительно 2008 года и на 0,4% больше относительно 2009 года. Темп роста удельного веса железнодорожного грузооборота 2010 года в % к 2008 году и 2009 составил соответственно 98,98% и 100,91%.

Следует отметить, что удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.

 

Таблица 3 – Динамика железнодорожного грузооборота в России за 2008-2010 гг.

 

Вид транспорта

Объем перевозок, т.-км.

Отклонение 2010 года, т.-км.

Темп роста 2010 года в %

2008

2009

2010

от 2008 года

от 2009 года

к 2008 году

к 2009 году

Железнодорожный

2116,0

1865,0

2011,0

-105,0

-1970,0

95,04

107,83

удельный вес, %

42,8

41,9

42,3

-0,4

0,4

98,98

100,91

Всего:

4948,0

4446,0

4751,0

-197,0

-4643,0

96,02

106,86


 

В таблице 4 приведена динамика железнодорожного пассажирооборота в России за 2008-2010 гг. Информация отражает данные официального сайта Министерства Транспорта России.

 

Таблица 4 – Динамика железнодорожного грузооборота в России за 2008-2010 гг.

 

Вид транспорта

Объем перевозок, пасс.-км.

Отклонение 2010 года, пасс.-км.

Темп роста 2010 года в %

2008

2009

2010

от 2008 года

от 2009 года

к 2008 году

к 2009 году

Железнодорожный

175,9

151,5

139,0

-36,9

-188,4

79,02

91,75

удельный вес, %

34,3

32,6

28,7

-5,6

-3,9

83,64

88,01

Всего:

512,2

464,2

483,9

-28,3

-492,5

94,47

104,24


 

Обращаясь к  таблице 4, заметим, что в 2008 году пассажирооборот сократился с 512,2 пасс.-км. до 464,2 пасс.-км. (в 2009 году) и до 483,9 пасс.-км. (в 2010 году). Доля пассажирооборота в 2010 году составила 28,7% что на 5,6% меньше относительно 2008 года и на 3,9% относительно 2009 года. Темп роста удельного веса железнодорожного пассажирооборота 2010 года в % к 2008 году и 2009 составил соответственно 83,64% и 88,01%.

Снижение объема перевозок пассажиров, выполненных железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, связано с сокращением количества поездок льготных категорий пассажиров, изменением системы их учета в результате введения единых социальных проездных билетов, а также с переходом на персонифицированный учет [10, с.7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

 

3.1 СОВРЕМЕННЫЕ  ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА  РОССИИ

 

Происходящий  в последние годы спад объемов  промышленного и сельскохозяйственного  производства привел к снижению объемов  перевозок и значительному ухудшению  экономического положения железнодорожного транспорта. Ухудшение экономического и финансового положения отрасли не позволяет в должной мере поддерживать материально-техническую базу железных дорог, что в ряде случаев также приводит к снижению объемов перевозок.

Почти во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств достиг 55 - 70 процентов и продолжает нарастать.

Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить следующие  ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:

  • необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта;
  • преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;
  • необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий;
  • необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок;
  • необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
  • недостаточность инвестиционных ресурсов.

Важнейшим фактором снижения транспортных расходов является развитие конкуренции на железнодорожном  транспорте. Между тем специфика  российских железных дорог, ограничивающая конкуренцию, заключается в том, что из-за размеров территории и уровня развития транспортной сети для перемещения грузов на значительные расстояния железные дороги, по существу,  не конкурируют с другими видами транспорта, практически невозможна и конкуренция при перевозках грузов по параллельным направлениям.

Кроме того, при  проведении структурной реформы  федерального железнодорожного транспорта должны учитываться следующие условия:

  • поддержание управляемости железнодорожного транспорта;
  • обеспечение бесперебойности и сохранения условий работы железнодорожного транспорта, а также безопасности  перевозочного процесса;
  • обеспечение целостности экономического пространства, недопущение транспортного разобщения регионов страны и ухудшения транспортного сообщения с другими странами;
  • необходимость выполнения перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства;
  • самофинансирование предприятий железнодорожного транспорта, то есть уровень тарифов должен обеспечивать полное возмещение экономически обоснованных затрат и расширенное воспроизводство.

Информация о работе Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы развития