Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 09:49, курсовая работа
Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять по¬требности населения в перевозках практиче¬ски во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно боль¬шими скоростями, надежностью и безопасно¬стью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.
Введение 3
1 Характеристика железнодорожного транспорта и его место в Единой транспортной системе страны
1.1 Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и основные показатели его работы 5
1.2 Роль железных дорог в Единой транспортной системе страны 10
2 Современное состояние железнодорожного транспорта в России
2.1 Характеристика основных показателей железнодорожного транспорта в России 13
2.2 Анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов 16
3 Современные проблемы железнодорожного комплекса России и направления его реформирования
3.1 Современные проблемы железнодорожного комплекса России 22
3.2 Возможные пути развития железнодорожного комплекса 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Объем перевозок грузов в 2000 - 2007 годах всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 18,1 процента (транспортом общего пользования - на 23,9 процента). Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки железнодорожным транспортом (на 28,4 процента) [10, с. 3].
На рост объема грузоперевозок оказали влияние оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынков товаров и услуг, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура по основным товарным позициям отечественного экспорта.
Динамика грузовых перевозок в России за 2008-2010 г.г. по видам транспорта наглядно представлена в таблице 1. Данные взяты с официального сайта Министерства Транспорта.
Таблица 1 – Динамика грузовых перевозок в России за 2008-2010 г.г. по видам транспорта
Вид транспорта |
Объем перевозок, млн. т. |
Отклонение 2010 года, млн. т. |
Темп роста 2010 года в % | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
от 2008 года |
от 2009 года |
к 2008 году |
к 2009 году | |
1. Железнодорожный - удельный вес, % |
1304,0 13,80 |
1109,0 14,85 |
1312,0 16,93 |
8,0 3,13 |
203,0 2,08 |
100,61 122,68 |
118,30 114,01 |
2. Автомобильный |
6893,0 |
5240,0 |
5236,0 |
-1657,0 |
-4,0 |
75,96 |
99,92 |
3. Трубопроводный |
1067,0 |
985,0 |
1061,0 |
-6,0 |
76,0 |
99,44 |
107,72 |
4. Морской |
35,0 |
37,0 |
37,0 |
2,0 |
0,0 |
105,71 |
100,00 |
5. Внутренний водный |
151,0 |
97,0 |
102,0 |
-49,0 |
5,0 |
67,55 |
105,15 |
6. Воздушный |
1 |
0,9 |
1,1 |
0,1 |
0,2 |
110,00 |
122,22 |
Всего: |
9451,0 |
7468,9 |
7749,1 |
-1701,9 |
280,2 |
81,99 |
103,75 |
Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод, что объемы грузовых перевозок в 2009 году существенно сократились с 9451,0 до 7468,9 млн. т., наблюдается отрицательный прирост – 18,01%. Очевидно, такая динамика связана с мировым экономическим кризисом. В 2010 году объемы перевозок по сравнению с 2009 годом увеличились только на 280,2 млн. т. Такая динамика наблюдается практически по каждому виду транспорта.
Важное место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 16,93% общего объема грузовых перевозок (1312,0 * 100% / 7749,1). Темп роста в 2010 году составил 0,61% и 18,30% относительно 2008 и 2009 годов соответственно.
Согласно таблице 1 удельный вес железнодорожных перевозок в 2010 году составил 16,93%, что на 2,08% и на 3,13% больше относительно 2009 и 2008 года соответственно. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2010 года в % к 2008 году и 2009 составил соответственно 122,68% и 114,01%.
Таблица 2 – Динамика перевозок пассажиров в России за 2008-2010 г.г. по видам транспорта общего пользования
Вид транспорта |
Объем перевозок, пасс.-км. |
Отклонение 2010 года, пасс.-км. |
Темп роста 2010 года в % | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
от 2008 года |
от 2009 года |
к 2008 году |
к 2009 году | |
1. Железнодорожный - удельный вес, % |
1296,0 5,19 |
1137,0 4,98 |
948,0 4,30 |
-348,0 -0,89 |
-189,0 -0,68 |
73,15 82,85 |
83,38 86,35 |
2. Автобусный |
14718,0 |
13704,0 |
13434,0 |
-1284,0 |
-270,0 |
91,28 |
98,03 |
3. Таксомоторный |
7,0 |
7,0 |
8,0 |
1,0 |
1,0 |
114,29 |
114,29 |
4. Трамвайный |
2537,0 |
2217,0 |
2079,0 |
-458,0 |
-138,0 |
81,95 |
93,78 |
5. Троллейбусный |
2733,0 |
2414,0 |
2206,0 |
-527,0 |
-208,0 |
80,72 |
91,38 |
6. Метрополитен |
3594 |
3307 |
3294 |
-300,0 |
-13,0 |
91,65 |
99,61 |
7. Морской |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
0,1 |
0,0 |
107,14 |
100,00 |
8. Внутренний водный |
20,0 |
17 |
16 |
-4 |
-1,0 |
80,00 |
94,12 |
9. Воздушный |
51,0 |
47 |
59 |
8 |
12,0 |
115,69 |
125,53 |
Всего: |
24957,4 |
22851,5 |
22045,5 |
-2911,9 |
-806,0 |
88,33 |
96,47 |
Если анализировать пассажирные перевозки, то можно сделать вывод, что кризис оставил и там свой след. По данным официального сайта Министерства Транспорта сформирована таблица 2 – Динамика перевозок пассажиров в России за 2008-2010 г.г. по видам транспорта общего пользования.
Согласно таблице 2 в 2010 году в сравнении с 2008 годом общие показатели перевозок пассажиров снизились с 24957,4 единиц до 22045,5.
Динамика железнодорожных перевозок пассажиров нисходящая. В 2010 году темп прироста составил -26,85% и -16,62% по отношению к 2008 и 2009 годам соответственно.
Согласно таблице 2 в 2010 году доля пассажирных перевозок железнодорожным транспортом составила 4,3% (948,0 * 100 / 22045,5). То есть больше всего пассажиры пользуются следующими видами транспорта: автобус, трамвай, троллейбус и метро. В то время, как в общем объеме перевозок железнодорожный транспорт занимает второе место после автомобильного.
Удельный вес железнодорожных перевозок в 2010 году составил 4,3%, что на 0,7% и на 0,9% меньше относительно 2009 и 2008 года соответственно. Темп роста удельного веса железнодорожного транспорта 2010 года в % к 2008 году и 2009 составил соответственно 82,85% и 86,35%.
Несомненно, одним из основных показателей динамики развития любого транспорта является грузооборот.
В таблице 3 по данным официального сайта Минтранс представлена динамика грузооборота, показателя, представляющего собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние (дальность) перевозки.
Удельный вес железнодорожного грузооборота в 2010 году составил 42,3%, что на 0,4% меньше относительно 2008 года и на 0,4% больше относительно 2009 года. Темп роста удельного веса железнодорожного грузооборота 2010 года в % к 2008 году и 2009 составил соответственно 98,98% и 100,91%.
Следует отметить, что удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.
Таблица 3 – Динамика железнодорожного грузооборота в России за 2008-2010 гг.
Вид транспорта |
Объем перевозок, т.-км. |
Отклонение 2010 года, т.-км. |
Темп роста 2010 года в % | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
от 2008 года |
от 2009 года |
к 2008 году |
к 2009 году | |
Железнодорожный |
2116,0 |
1865,0 |
2011,0 |
-105,0 |
-1970,0 |
95,04 |
107,83 |
удельный вес, % |
42,8 |
41,9 |
42,3 |
-0,4 |
0,4 |
98,98 |
100,91 |
Всего: |
4948,0 |
4446,0 |
4751,0 |
-197,0 |
-4643,0 |
96,02 |
106,86 |
В таблице 4 приведена динамика железнодорожного пассажирооборота в России за 2008-2010 гг. Информация отражает данные официального сайта Министерства Транспорта России.
Таблица 4 – Динамика железнодорожного грузооборота в России за 2008-2010 гг.
Вид транспорта |
Объем перевозок, пасс.-км. |
Отклонение 2010 года, пасс.-км. |
Темп роста 2010 года в % | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
от 2008 года |
от 2009 года |
к 2008 году |
к 2009 году | |
Железнодорожный |
175,9 |
151,5 |
139,0 |
-36,9 |
-188,4 |
79,02 |
91,75 |
удельный вес, % |
34,3 |
32,6 |
28,7 |
-5,6 |
-3,9 |
83,64 |
88,01 |
Всего: |
512,2 |
464,2 |
483,9 |
-28,3 |
-492,5 |
94,47 |
104,24 |
Обращаясь к таблице 4, заметим, что в 2008 году пассажирооборот сократился с 512,2 пасс.-км. до 464,2 пасс.-км. (в 2009 году) и до 483,9 пасс.-км. (в 2010 году). Доля пассажирооборота в 2010 году составила 28,7% что на 5,6% меньше относительно 2008 года и на 3,9% относительно 2009 года. Темп роста удельного веса железнодорожного пассажирооборота 2010 года в % к 2008 году и 2009 составил соответственно 83,64% и 88,01%.
Снижение объема перевозок пассажиров, выполненных железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, связано с сокращением количества поездок льготных категорий пассажиров, изменением системы их учета в результате введения единых социальных проездных билетов, а также с переходом на персонифицированный учет [10, с.7].
3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
3.1 СОВРЕМЕННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
Происходящий
в последние годы спад объемов
промышленного и
Почти во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств достиг 55 - 70 процентов и продолжает нарастать.
Анализ проблем,
возникших в сфере
Важнейшим фактором снижения транспортных расходов является развитие конкуренции на железнодорожном транспорте. Между тем специфика российских железных дорог, ограничивающая конкуренцию, заключается в том, что из-за размеров территории и уровня развития транспортной сети для перемещения грузов на значительные расстояния железные дороги, по существу, не конкурируют с другими видами транспорта, практически невозможна и конкуренция при перевозках грузов по параллельным направлениям.
Кроме того, при проведении структурной реформы федерального железнодорожного транспорта должны учитываться следующие условия:
Информация о работе Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы развития