Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять по¬требности населения в перевозках практиче¬ски во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно боль¬шими скоростями, надежностью и безопасно¬стью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.

Содержание работы

Введение 3
1 Характеристика железнодорожного транспорта и его место в Единой транспортной системе страны
1.1 Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и основные показатели его работы 5
1.2 Роль железных дорог в Единой транспортной системе страны 10
2 Современное состояние железнодорожного транспорта в России
2.1 Характеристика основных показателей железнодорожного транспорта в России 13
2.2 Анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов 16
3 Современные проблемы железнодорожного комплекса России и направления его реформирования
3.1 Современные проблемы железнодорожного комплекса России 22
3.2 Возможные пути развития железнодорожного комплекса 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая по транспорту1.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3.2 ВОЗМОЖНЫЕ  ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  КОМПЛЕКСА

 

Стратегией  развития железнодорожного транспорта до 2030 года на основании прогнозов  Минэкономразвития предусматриваются  два варианта развития - максимальный и минимальный. Стратегия предусматривает обеспечение потребностей растущей экономики, постепенное доведение качества предоставляемых услуг до мировых стандартов. Предусмотрен рост грузооборота в 1,7 раза, скорость доставки грузов должна возрасти на 26 проц., по контейнерным отправкам она должна вырасти в 3,7 раза. А.Мишарин подчеркнул, что железнодорожный транспорт должен быть органично интегрирован в мировую транспортную систему, и экспорт транспортных услуг должен возрасти в 2,6 раза.

Важным также является блок, связанный с развитием пассажирского транспорта - скоростного и высокоскоростного. Скоростное движение к 2030 г. будет организовано на 10,8 тыс. км железных дорог против 650 км в настоящее время, при этом на 1,5 тыс. км будет организовано движение со скоростями до 300-350 км/час.

Серьезным направлением повысить деятельность является обновление подвижного состава. В отрасли высока доля изношенного подвижного состава. Выработали ресурсы пассажирские электровозы, некоторые серии магистральных тепловозов дизель - поездов, грузовых электровозов постоянного тока на железных дорогах: Октябрьской, Свердловской, Горьковской.

Оздоровление  пассажирского вагонного парка  планируется проводить за счет увеличения объема капитально – восстановительного ремонта и разработки вагонов повышенной комфортабельности, а так же организации их серийного производства.

Совершенствование инфраструктуры предполагается осуществлять в отношении всех видов транспорта.

В сфере железнодорожного транспорта необходимо осуществить мероприятия по модернизации и развитию инфраструктуры для ликвидации "узких мест".

До 2015 года предусматривается:

  • строительство вторых путей протяженностью 2407,9 км, в том числе 1478,6 км - на основных направлениях;
  • строительство третьих и четвертых путей на основных направлениях протяженностью 348,5 км;
  • развитие железнодорожных подходов к морским портам и пограничным станциям;
  • строительство обходов Санкт-Петербургского, Краснодарского, Омского, Саратовского, Читинского и Ярославского железнодорожных узлов;
  • электрификация участков протяженностью 3918 км (в том числе участков Сызрань - Сенная, Трубная - Аксарайская, Ртищево - Кочетовка, Юровский - Темрюк - Кавказ - Тамань и т.д.);
  • оборудование участков системой автоблокировки протяженностью 1851 км;
  • развитие станций и узлов;
  • реконструкция Улан-Баторской железной дороги, в том числе электрификация главного хода с оборудованием системой автоблокировки, укладкой вторых путей (100 км) и другие мероприятия [10, с.44].

В сфере железнодорожного транспорта необходимо осуществить значительный объем работ по обустройству пограничных переходов для эффективного проведения мероприятий по осуществлению пограничного, таможенного и других видов контроля. Для этого предусматриваются строительство зданий и сооружений, развитие подъездных путей, установка освещения, оборудование ограждений.

Кроме того, необходимо создать резервы в отношении  пропускной способности железнодорожных  пунктов пропуска для обеспечения  устойчивой работы железнодорожного транспорта в условиях колебаний грузопотоков, которые могут быть вызваны конъюнктурными изменениями мировых товарных рынков.

Реализовать указанные  мероприятия возможно только на основе комплексного программного подхода  к обустройству государственной  границы с учетом использования средств как бюджетных, так и внебюджетных источников.

В сфере железнодорожного транспорта необходимо к 2030 году построить 20730 км новых линий, из них протяженность скоростных железнодорожных линий к 2030 году может составить более 10 тыс. км, а высокоскоростных - более 1500 км.

К приоритетным направлениям организации скоростного  и высокоскоростного движения до 2015 года отнесены Москва - Санкт-Петербург (с максимальной скоростью на первом этапе 200 км/ч, а в дальнейшем до 250 км/ч), Санкт-Петербург - Бусловская (с максимальной скоростью на первом этапе 160 км/ч, а в дальнейшем до 200 км/ч), Москва - Нижний Новгород (с максимальной скоростью 160 км/ч).

Для обеспечения  растущей потребности населения  в перевозках предусматривается  строительство социально значимых линий общей протяженностью более 1,2 тыс. км. Планируется строительство в Южном федеральном округе линии Волгоград - Элиста, в Уральском федеральном округе - линии Ханты-Мансийск - Салым, в Сибирском федеральном округе - линии Бийск - Горно-Алтайск, в Дальневосточном федеральном округе - линий Тыгда - Зея и Селихин - Ныш.

Предусматривается выполнение мероприятий по развитию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающих функционирование пассажирского комплекса (в первую очередь вокзалов и железнодорожных станций), в целях обеспечения качественной подготовки составов, безопасности движения пассажирских перевозок и высокого уровня комфорта и сервиса. Эти работы должны выполняться в рамках разработки генеральных схем развития пассажирских комплексов крупных транспортных узлов.

Для обеспечения  растущего спроса на пассажирские перевозки  в южные регионы страны предполагается осуществить поэтапную модернизацию инфраструктуры основных направлений  сети железных дорог России для организации регулярного обращения пассажирских поездов длиной до 22 - 24 вагонов.

На современном  этапе следует оптимизировать структуру  управления. Здесь реального эффекта  можно добиться только за счет изменения  функции управления во всех звеньях  на основе возможностей информатики.

Особого внимания заслуживает предложение руководства  Восточно-Сибирского железнодорожного управления, которое разрабатывает  новую, двухуровневую систему управления дорогой. Главное при этом – обеспечение  надежности работы отрасли, сохранение и улучшение социального положения железнодорожников.

На долю возросших  требований по охране окружающей среды  на железнодорожном транспорте сложилась  напряженная экологическая обстановка. Основными направлениями природоохранных  работ в отрасли являются:

  • сокращение  сброса загрязненных сточных вод действующими предприятиями железнодорожного транспорта в поверхности сточных вод;
  • строительство обще узловых и локальных очистных сооружений;
  • нормирование расхода воды на технические нужды предприятий.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Железные дороги в настоящее время – основное звено в транспортной системе  народного хозяйства. Их удельный вес  в общих грузовых перевозках постоянно  увеличиваются. По сравнению с другими  отраслями народного хозяйства  железнодорожный транспорт имеет  существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на все железнодорожной сети.

Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности  государства, расширения международных экономических связей.

Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность перевозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150-200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т. грузов в каждом направлении), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения, надежность и др.

Железнодорожный транспорт выполняет 16,93% общего объема грузовых перевозок. Темп роста в 2010 году составил 0,61% и 18,30% относительно 2008 и 2009 годов соответственно.

В 2010 году в сравнении  с 2008 годом общие показатели перевозок  пассажиров снизились с 24957,4 единиц до 22045,5. Динамика железнодорожных перевозок  пассажиров нисходящая. В 2010 году темп прироста составил -26,85% и -16,62% по отношению к 2008 и 2009 годам соответственно.

Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить следующие  ключевые моменты, являющиеся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:

  • необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта;
  • преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;
  • необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий;
  • необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок;
  • необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
  • недостаточность инвестиционных ресурсов.

Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Общий курс железных дорог: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта / В.Н.Соколов, В.Ф. Жуковский, С.В. Котенкова, А.С. Наумов; Под редакцией В.Н. Соколова. – М.: УМК МПС России, 2002. – 296с.
  2. Общий курс железных дорог: Учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования / Ю.И. Ефименко, М.М. Уздин, В.И. Ковалев и др.; Под ред. Ю.И. Ефименко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
  3. Симонова, JI. В. Российский рынок железнодорожных перевозок РБК. Исследования рынков [Электронный ресурс] / JI. В. Симонова. Режим доступа. http://consulting.rbc.ru/notes/30/10/2008/l2429.html;
  4. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.Я. Резго. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 128 с.;
  5. Туранов Х. Т., Корнеев М. В. Транспортно-грузовые системы на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2008. – 445 с.;
  6. Единая транспортная система: Учебник для вузов / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др. / Под ред. В.Г. Галабурды. 2-е изд. с измен. и дополн. – М.: Транспорт, 2001. – 303 с.
  7. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.
  8. Хушит Л.И. Общий курс железных дорог: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2995. – 256 с.
  9. Железнодорожные перевозки<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" sty

Информация о работе Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы развития