Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять по¬требности населения в перевозках практиче¬ски во всех климатических зонах и в любое время года, высокой провозной способностью и эффективностью перевозок массовых грузов на большие расстояния, сравнительно боль¬шими скоростями, надежностью и безопасно¬стью, низкой себестоимостью перевозок, меньшим воздействием на окружающую природную среду, чем другие виды транспорта.

Содержание работы

Введение 3
1 Характеристика железнодорожного транспорта и его место в Единой транспортной системе страны
1.1 Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и основные показатели его работы 5
1.2 Роль железных дорог в Единой транспортной системе страны 10
2 Современное состояние железнодорожного транспорта в России
2.1 Характеристика основных показателей железнодорожного транспорта в России 13
2.2 Анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов 16
3 Современные проблемы железнодорожного комплекса России и направления его реформирования
3.1 Современные проблемы железнодорожного комплекса России 22
3.2 Возможные пути развития железнодорожного комплекса 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая по транспорту1.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

 

Под эксплуатационной длиной понимают протяженность железнодорожных  линий между станциями без  учета путей: второго главного, станционных и др.

Установлены также показатели использования вагонов и локомотивов.

Важнейшим качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу всех основных служб дорог, подразделений и предприятий, является оборот вагона. Оборотом вагона называют время от начала погрузки вагона до начала следующей его погрузки.

К основным экономическим показателям работы транспорта относятся производительность труда, себестоимость перевозок, а также прибыль.

Производительность  труда определяется объемом выполненной продукции в приведенных тонно-километрах, пассажиро-километрах или тонно-километрах, приходящимся на одного работника эксплуатационного штата (иначе говоря, работника, занятого на перевозках), а себестоимость перевозок — отношением эксплуатационных расходов по перевозке к объему выполненной продукции. В эксплуатационные расходы входит зарплата с отчислениями на социальное страхование, затраты на топливо, электроэнергию, материалы и запасные части, амортизационные отчисления и прочие издержки.

Прибыль представляет собой разность между суммарными доходами дороги, отделения и эксплуатационными расходами на выполнение перевозок.

Вместе с  тем важно знать не только абсолютную величину, но и размер прибыли, приходящейся на каждый рубль стоимости производственных фондов, т. е. рентабельность Р, %, определяемую по формуле (3):

 

                                          

,                                         (3)

где ОФпл и ОБСпл – среднегодовая стоимость в планируемом году соответственно основных производственных фондов и оборотных средств.

К основным производственным фондам относятся производственные и служебные здания, сооружения (пути, линии электропередачи и др.), подвижной состав, приборы, механизмы, станки и оборудование.

Оборотные средства включают в себя оборотные производственные фонды (материалы, сырье, топливо, запасные части) и фонд обращения (запасы готовой продукции на складе, товары отгруженные, но не оплаченные получателем, материалы и топливо в пути, денежные средств в кассе предприятия или на расчетном счете в банке).

Рассмотренные экономические показатели тесно связаны между собой: с увеличением производительности труда снижается себестоимость, возрастают прибыль и рентабельность перевозок.

 

1.2 РОЛЬ ЖЕЛЕЗНЫХ  ДОРОГ В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ  СИСТЕМЕ СТРАНЫ

 

Железные дороги России – крупнейшая, хорошо развитая, динамично и эффективно функционирующая система; сеть дорог имеет протяженность более 85 тыс. км. В общей эксплуатационной длине св. 42% занимают двухпутные и многопутные линии. Свыше 62 тыс. км железных дорог оснащены автоблокировкой и диспетчерской централизацией; на 44 тыс. км уложен бесстыковой путь, на 60 тыс. км путь на железобетонных шпалах (с учетом станционных путей). Основные грузонапряженные линии протяженностью 42 тыс. км работают на электрической тяге (выполняют 83% грузооборота), остальная часть сети на тепловозной тяге. В эксплуатационной работе железных дорог участвуют около 12 тыс. локомотивов, 500 тыс. грузовых и более 20 тыс. пассажирских вагонов. В грузовом движении в основном работают 8-осныe электровозы переменного и постоянного тока мощностью 5200-6400 кВт и 6-осныe тепловозы мощностью 2500 и 3500 кВт. Масса грузовых поездов достигает 9000 т (средняя масса брутто 3554 т), а участковая скорость движения грузовых поездов 38,2 км/ч.

На предприятиях отрасли в основной деятельности занято 1,2 млн. человек [6, с.11].

Железнодорожный транспорт  связывает в единое целое многочисленные области и районы страны, обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики, реализацию социальных программ, экономическую и национальную безопасность государства, активно влияет на развитие межрегиональных и международных связей. Железнодорожный транспорт России сложное многоотраслевое хозяйство, в составе которого 17 железных дорог с входящими в них отделениями, станциями, локомотивными и вагонными депо, дистанциями пути, электроснабжения, сигнализации и связи и другими подразделениями; предприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава и контейнеров, производящие запасные части, оборудование и материалы, обеспечивающие средствами связи, а также сбор и обработку технологической информации, ведущие научные разработки в области техники, технологии и развития железнодорожного транспорта, организации и учреждения по подготовке кадров, обслуживанию социальной сферы [6, с.11].

Специализация районов, их комплексное  развитие не возможно без системы  транспорта. Транспортный фактор оказывает  влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь  рационального размещения производительных сил. Также важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю [9, с. 22].

В условиях России железнодорожный  транспорт наиболее эффективен для  перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки  пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Главная задача железных дорог  России — обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Нужно  отметить, что важнейшие транспортные линии перегружены. Средняя скорость движение на железных дорогах около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации.

Известно, что  железные дороги РФ, располагая 11-12% общей  протяженности железных дорог мира, выполняют более 30 % грузооборота железных дорог. Железные дороги остаются наиболее экономичным видом транспорта (в отличии от воздушного и автомобильного транспорта), уступая по уровню себестоимости перевозок лишь трубопроводному и морскому транспорту. Преимуществом железнодорожного транспорта является независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта) [9, c.23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА  В РОССИИ

 

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА  В РОССИИ

 

Железнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).

 Железнодорожный транспорт  имеет целый ряд достоинств, которые  и определили его преимущественное развитие в стране.

 Железнодорожный транспорт  отличают универсальность (способность  перевозить практически все виды  грузов), высокая провозная и пропускная  способность (двухпутная электрифицированная  железная дорога может пропустить  в сутки до 150-200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т. грузов в каждом направлении), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения, надежность и др.

 Кроме того, он позволяет  экономить жидкое углеводородное  топливо за счет широкой электрификации  тяги.

Железнодорожный транспорт  особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, и принимая во внимание огромную территорию России, можно ожидать, он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.

 Сеть железных дорог  обеспечивает основные грузопотоки  не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Именно железные дороги относятся к основным элементам территориального каркаса хозяйственного ландшафта страны на макро- и мезоуровнях.

 В структуре перевозимых  железнодорожным транспортом грузов резко выделяются каменный уголь и кокс (занимает первое место в грузообороте и второе - по объему перевозок) и минеральные строительные материалы (первое место по объему перевозок и второе - по грузообороту). На третьем месте идут нефтяные грузы (прежде всего мазут и светлые нефтепродукты). Значительную долю занимают руда, черные металлы, лесные и хлебные грузы, минеральные и химические удобрения. На долю этих восьми видов массовых грузов приходится почти 9/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта [9].

 По данным Официального сайта Государственного Комитета Статистики железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки таких видов массовых грузов, как каменный уголь и кокс (свыше 90% от объема их перевозки всеми видами транспорта), руда, минеральные удобрения, цемент (около 90% по каждому виду), черные металлы (свыше 75%), лесные грузы (свыше 60%), хлебные грузы (свыше 50%) [12].

 Для железнодорожного  транспорта характерна концентрация  грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. При этом основная нагрузка приходится на относительно небольшую протяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог.

При средней  грузонапряженности железнодорожной сети России 27 млн. т-км на 1 км эксплуатационной длины они имеют грузонапряженность в 2 раза большую. К наиболее грузонапряженным линиям относятся Транссибирская магистраль, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок железной дороги в мире - более 100 млн. т-км на 1 км длины) - в основном за счет перевозки кузнецкого угля. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Значительные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с Европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей Центрального района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы [13].

 Железнодорожный транспорт  играет существенное значение  в пассажирских перевозках. Несмотря  на развитие автомобильных и  воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог.

 На железнодорожном  транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся  в пригородном сообщении. В  пассажирообороте же ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота).

 Распределение  пригородных перевозок пассажиров  зависит главным образом от  их скоплений в крупнейших  городах и городских агломерациях. Поэтому основная масса таких  перевозок приходится на пригородные зоны Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары и других городов-миллионеров.

 Дальние  пассажирские перевозки распределяются  по железнодорожным линиям неравномерно. Преобладающее значение имеют  два направления: южное, меридиональное - от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное - от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь. При этом восточный пассажиропоток складывается в основном из поездок пассажиров на средние расстояния (например, от Москвы до Казани, от Казани до Екатеринбурга и т.д.), так как на расстояниях свыше 1000 км начинают доминировать перевозки пассажиров воздушным транспортом. Большой пассажиропоток обслуживается железнодорожным транспортом также между Москвой и Санкт-Петербургом и на западных направлениях, связывающих Москву со столицами новых независимых государств - Минском, Киевом, Ригой и др.

 Крупнейшими  железнодорожными узлами отправления  пассажиров в дальнем сообщении являются Москва и Санкт-Петербург в европейской части России и Новосибирск - на востоке страны.

Путевое хозяйство  занимает от общей инфраструктуры > 70% в основных фондах. Путевое хозяйство  характеризуется протяженностью, которая составляет 86000 км. (информация представлена на 2009 год), густотой, приблизительно 5 км./1000 км2, интенсивностью, что составляет 21,7 млн.т. км./км [7].

 

2.2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЪЕМЫ  ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ

 

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Информация о работе Железнодорожный транспорт в России: состояние и перспективы развития