Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем. Задачи: Ознакомление с понятием туризм. Выявление проблем, существующих в туризме в России, и путей их решения.
Введение
Глава I. Туристический бизнес как отрасль экономики
1.1. Основные характеристики и особенности туристического бизнеса
1.2. Виды туристического бизнеса
Глава 2. Развитие туристического бизнеса
2.1. Проблемы развития туризма в России
2.2. Анализ тура «Шедевры Санкт-Петербурга»
Заключение
Список литературы
Туризм - особый вид потребления материальных и духовных благ в разнообразных путешествиях: индивидуальных, групповых, самодеятельных или плановых.
Можно выделить следующие виды туризма.
Экскурсионный туризм – путешествие в познавательных целях. Это одна из наиболее распространенных форм туризма.
Деловой туризм – поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д. Обращение к туристическим фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.
Этнический туризм – поездки для свидания с родственниками. Этот вид туризма характерен для России, так как сохранились родственные связи после распада СССР. Туристические фирмы помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д.
Спортивный туризм – поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики и просто желающие поприсутствовать на соревновании.
Водный туризм – поездки на борту теплохода, яхты и других судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам.
Рекреационный туризм – путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма весьма распространен во всем мире. Поездки с целью отдыха могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали и т. д.), занятия по интересам (охота, рыбная ловля и т.п.). Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, которые входят в маршрут, широким использованием авиационного транспорта.
Оздоровительный туризм. Этот вид туризма носит сугубо личный, индивидуальный характер. Обычная продолжительность тура на лечение 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение и т.п.
Познавательный туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. По сравнению с путешествиями на других видах транспортных средств поездки на автомашинах и автобусах представляют туристам гораздо большую познавательную возможность.
Религиозный туризм – путешествие целью которого является выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий, посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их трудно выделить в чистом виде.
Также туризм можно классифицировать следующим образом:
Туризм внутренний. Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы. На его долю в мире приходится 80-90% поездок.
Въездной туризм - путешествия по стране лиц, не являющихся ее жителями.
Выездной туризм - путешествия жителей одной страны в другую страну.
Международный туризм – путешествия, связанные с пересечением государственной границы. [5]
В процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:
1.Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды.
2.Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место
пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся более 12 месяцев в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем.
3.Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны.
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми.
На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма - по внешним причинам и воздействиям.
Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям:
Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово «происхождение» относится не месту рождения человека, а к месту его жительства и работы.
Формы туризма в зависимости от его организации. В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный - что турист организует и осуществляет свой отдых самостоятельно.
Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три - пять часов; шесть - восемь часов; девять - одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.
Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками (транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм). Тран-зитный туризм - это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм - это туры продолжительностью в световой день, они не пред-полагают остановки на ночлег. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально - три ночлега.
Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).
Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.
Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий - межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.4
Существование различных видов и форм туризма позволяет решить одну из насущных задач: организация духовных, интеллектуальных, социальных, производственных и деловых связей мирового сообщества.
2.1. Проблемы развития туризма в России
Туристический бизнес является самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Существует множество проблем, которые препятствуют нормальному развитию туризма.
Самые актуальные проблемы отрасли:
По-прежнему остается острой проблема подготовки кадров. В условиях лицензирования требуется, чтобы хотя бы у одного сотрудника фирмы было специальное образование либо стаж работы в данной области не менее трех лет. Для большинства организаций характерно выполнение только второго условия. Проверки жалоб клиентов показывают, что конфликты возникают, главным образом, из-за незнания работниками фирмы современных требований, правил, инструкций.
В последнее время ряд учебных заведений организует семинары, курсы переподготовки, факультативы, к проведению которых привлекаются ведущие специалисты, научные работники отрасли. Однако заинтересованность в получении знаний со стороны работников турбизнеса невелика. И в результате - нарушения и ошибки, причина которых низкий профессионализм.
В туристской сфере проблема подготовки кадров особенно острая. И если количественный показатель уже давно превысил необходимый спрос, то качественный остается под вопросом. Среди выпускников высших и средних профильных учебных заведений мало кто связывает свою карьеру с туротраслью, тогда как она остро нуждается в квалифицированных кадрах. Казалось бы - парадокс, но причина в качестве образования.
Несмотря на достаточное количество факультетов и отделений, готовящих специалистов для сферы гостеприимства, проблема образования здесь еще не ушла на второй план. [7]
Для ее решения были даны некоторые рекомендации:
Крупные туристские объединения и корпорации, способные реализовать масштабные инвестиционные проекты, в России практически отсутствуют. У органов власти сложилось устойчивое представление о туризме, как о сфере исключительно малого бизнеса.
По данным Госкомстат России, в 2001 г.. в турбизнесе осуществляли свою деятельность 13 580 фирм. В 2005 г. зарегистрировано около 16,5 тыс. турагентств и 5,5 тыс. компаний с лицензиями туроператоров. Более трех четвертей из них - субъекты малого предпринимательства со средним числом сотрудников менее пяти человек. При этом круглый год работает 56% турфирм, деятельность же остальных носит сезонный характер. Крупных туроператоров с отлаженными технологиями, формирующих основу российского рынка, всего около двухсот.
В современных условиях такая рыночная среда приводит с точки зрения национальных интересов к крайне негативным последствиям. Каждая фирма реализует продукцию в малом объеме. Стратегия таких компаний направлена главным образом на краткосрочную реализацию прибыли. Это обстоятельство говорит о ничтожных возможностях воздействия отдельной, даже самой крупной фирмы на развитие российского туризма. [3]
На уровне турагентств, в свою очередь, также встает проблема объединения. Карликовые агентства могут coxраниться, если имеют собственные „угодья": или надежный слой клиентуры, или контроль над территорией. Однако генеральная тенденция должна проявиться в создании объединений. Форм таких объединений может быть несколько:
Основными пунктами государственной поддержки развития туризма в России должны быть:
Это основные меры государственной поддержки туризма, которые следует предпринять на уровне федеральной власти. В свою очередь, краевые и местные органы должны оказать содействие развития туризма, предоставив льготы по краевым и местным налогам. [13]
Информация о работе Актуальные проблемы развития туризма в России на современном этапе