Актуальные проблемы развития туризма в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем. Задачи: Ознакомление с понятием туризм. Выявление проблем, существующих в туризме в России, и путей их решения.

Содержание работы

Введение
Глава I. Туристический бизнес как отрасль экономики
1.1. Основные характеристики и особенности туристического бизнеса
1.2. Виды туристического бизнеса
Глава 2. Развитие туристического бизнеса
2.1. Проблемы развития туризма в России
2.2. Анализ тура «Шедевры Санкт-Петербурга»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Проблема развития туризма ПЕЧАТЬ.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Решение этих вопросов позволит в короткие сроки повысить конкурентоспособность материально- технической базы отечественного туризма, построить новые гостиницы, пансионаты, санатории. А значит - привлечь как российских, так и зарубежных туристов.

Становление рыночных отношений в России, одномоментное открытие рынка для зарубежных фирм привело к кардинальному изменению соотношений экспортно-импортных операций в туризме. Россия превратилась в страну преимущественного выездного туризма и стала ведущим рынком для турфирм Турции, Кипра, Китая, Финляндии, Польши, обеспечивая основной объем въездного туризма этих стран и значительную часть их дохода от этого вида деятельности.

В то же время положение в российском экспорте туруслуг не вызывает оптимизма. Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и ценах. Сопоставимость качества стоимости продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества. [9]

Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристскими организациями услуг требует прежде всего модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а следовательно, и капитальных вложений.

Нынешнее состояние отечественных предприятий турбизнеса свидетельствует о том, что сами они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. Признание важности этого шага - не благородный жест в сторону туристской отрасли, а экономически выгодное решение, направленное к тому же на выполнение социальных задач. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы:

  • быстрый возврат средств (4-8 лет);
  • рост национального дохода без осуществления сырьевых затрат;
  • увеличение занятости населения;
  • рост валютных потоков. [17]

Последние годы Россия практически незаметна на мировом туристическом рынке как продавец. Большая часть прибыли и доходов от въездного туризма в Россию достается иностранным компаниям. В расчете на одного посетившего Россию приходилось $660, а на одного выехавшего из России в путешествие - $1142, или в 1,7 раза больше.

Для привлечения туристов, российские туристические фирмы предоставляют туристические услуги в кредит. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.6

Расширить масштабы предложения турпродукта России на мировом рынке могут только крупные туристские компании с участием государственных органов и капитала. Пока же такие задачи пытаются решить два главных центра туристского притяжения- Москва и Санкт- Петербург.

Рост туристской привлекательности российской столицы и страны в целом не случаен. Большую роль в увеличении турпотока играет политика столичных властей. Туризм признан в Москве приоритетным направлением. Столица не только благоустраивается сама, но и помогает городам Золотого кольца России. В частности, принимает участие в строительстве гостиничного комплекса в Ярославле. Такое тесное взаимодействие с регионами поможет привлечь в страну больше туристов, иностранных и своих, российских. [8]

Несмотря на динамичное развитие въездного туризма, проблем в России предостаточно. Прежде всего, сезонность. 85% объемов продаж приходится на период с середины мая по октябрь. В это время ощущается острая нехватка гостиниц среднего класса. Еще одной насущной проблемой является слабая информированность иностранных граждан о современной России. Многие до сих пор ожидают увидеть на улицах российских городов медведей. Именно в этом направлении ведут активную работу власти Москвы. [18]

Основные задачи в области инвестиций в туризм в субъектах Российской Федерации можно сформулировать следующим образом:

  • стимулировать инвестиционные проекты туристских организаций республик краев и областей РФ;
  • обеспечить заинтересованность и увеличить масштабы участия иностранных инвесторов;
  • привлечь как отечественный, так и зарубежный банковский капитал;
  • сформировать налоговую политику в области турбизнеса на уровне субъектов Российской Федерации;
  • повышать эффективность государственных и частных инвестиций (расширять потребительские свойства турпродукта, сокращать сроки строительства объектов, рационализировать ценообразование и др.).

Не менее актуален вопрос налогообложения туротрасли. Российское законодательство признает как экспорт только выездной туризм, хотя в мировой практике ситуация обратная. В результате турфирмы вынуждены увеличивать стоимость туров, включая в нее НДС. Иначе придется платить налоги из собственной прибыли.

Еще одна проблемой является транспортная. Она включает и нехватку автобусов - основного экскурсионного средства передвижения и сложности с прохождением таможенного контроля в столичных аэропортах и вокзалах, не рассчитанных к отправке больших групп туристов.

Отдельно стоит проблема обеспечения безопасности туристов. По данным социологических опросов, большинство иностранных граждан оценивают уровень безопасности в столице, как "средний". Самые сильные опасения вызывают молодежные группировки "скинхеды", а также милиция, которая, по мнению респондентов, не защищает от опасности, а является ее источником. [13]

Таким образом, необходимо навести строгий порядок в производстве и торговле турпродуктами, упорядочить и развить межрегиональный товарообмен маршрутами и программами туров. Необходимо повышать рыночную долю турпродуктов и расширять их ассортимент.

 

2.2. Анализ тура «Шедевры Санкт-Петербурга»

 

7 дней / 6 ночей    (понедельник-воскресенье) от 7.160руб на человека. 
1 День, понедельник  
Прибытие в гостиницу самостоятельно. 
Встреча туристов на ж/д вокзале или в аэропорту за дополнительную плату  
Размещение (возможно после экскурсионной программы). 
с 09.00 до 11.30 Встреча с представителем тур.фирмы «Верса» в холле гостиницы. Получение уточненных экскурсионных программ и медицинских страховок. Приобретение дополнительных экскурсий. 
11.30 Экскурсия «Красуйся, град Петров!» с посещением Петропавловской крепости. 
Возвращение в гостиницу. 
 
2 День, вторник  
Свободный день. 
За доп. плату: Бал у императрицы Марии Федоровны в Елагиноостровском дворце. Императрица приглашае Вас в одну из своих любимых резиденций, расположенную на Елагином острове.  
Стоимость: взрослые-890 руб., студенты-850 руб., дети до 12 лет-790 руб. 
 
3 День, среда 
Завтрак. 
10.30 Экскурсия «Старинные кварталы Петербурга» с посещением Юсуповского дворца. 
Свободное время в центре города. 
За доп.плату: экскурсия «Вечерний Санкт-Петербург». 
Продолжительность с 20.00 до 23.00. Начало и окончание экскурсии у гостиницы. Экскурсия может быть проведена в другой день.  
Стоимость: взрослые/студенты 350 руб., школьники-300 руб., дети до 7 лет-250 руб. 
(подробное описание см. «Дополнительные экскурсии в сборных группах») 
 
4 День, четверг 
Завтрак. 
10.30 Экскурсия в Петергоф «По Старой Петергофской дороге». Большой Петергофский дворец (или дворец «Коттедж»). 
Возвращение в гостиницу. 
За доп. плату: экскурсия в музей современного искусства «Эрарта». Экскурсия может быть проведена в другой день. 
Стоимость экскурсии: взрослые/студенты-650 руб., школьники-590 руб., дети до 7 лет-500 руб. В стоимость входит трансфер «гостиница–музей» и входной билет. 
За доп. плату: посещение аттракциона «Легенды и мифы Санкт-Петербурга. Территория призраков». (Актеры. Легенды. Спецэффекты). Экскурсия может быть проведена в другой день. Не рекомендуется детям до 12 лет. 
Стоимость: взрослые-700 руб, студенты-650 руб., дети старше 12 лет-650 руб. 
За доп.плату: посещение первого в России Океанариума. Вы увидите гигантского осьминога и других обитателей морских глубин. Посещение Океанариума может быть перенесено на другой день. 
Стоимость: взрослые–800 руб., студенты-650 руб., школьники–650 руб., дети 5-7 лет–500 руб. 
За доп. плату: посещение первого в России Океанариума и аттракциона «Легенды и мифы Санкт-Петербурга. Территория призраков». 
Стоимость: взрослые-1100 руб., студенты-850 руб., дети старше 12 лет-850 руб. 

5 День, пятница 
Завтрак. 
10.30 Экскурсия «Парадный Петербург» с посещением Эрмитажа. Экскурсионная прогулка «Поступь гулких столетий», знакомство с ансамблем Дворцовой площади, примыкающими к ней набережными Мойки и Зимней канавки, а также одной из первых улиц города – Миллионной. 
Свободное время в центре города. 
За доп. плату: посещение аквапарка «Вотервиль» – уникального развлекательного комплекса с экстремальными водяными горками, бассейнами, игровыми площадками, барами и ресторанами.  
Продолжительность – 4 часа. Посещение аквапарка может быть перенесено на другой день. 
Стоимость: взрослые/студенты-1250 руб., дети до 12 лет-990 руб., дети до 4-х лет – бесплатно.  
В стоимость входит трансфер «гостиница–аквапарк–гостиница» и входной билет. С собой взять купальный костюм, полотенце и тапочки. 
 
6 День, суббота  
Завтрак. 
10.30 Экскурсия в Царское Село «Загородные императорские резиденции» с посещением Екатерининского дворца.  
В период школьных каникул возможна замена – вместо экскурсии в Царское Село экскурсия в Павловск с посещением Павловского дворца. 
Возвращение в гостиницу. 
 

7 День, воскресенье  
Завтрак. 
Освобождение номеров. 
10.30 Трансфер на Московский вокзал. Сдача вещей в камеру хранения. 
Экскурсия «Санкт-Петербург и его небесные покровители» с посещением Исаакиевского и Казанского соборов. 
Свободное время в центре города.

 

Тур для ознакомления гостей города с Санкт-Петербургом и его окрестностями. Положительными моментами данного тура являются: неторопливость, объемность, множество дополнительных услуг, невысокая стоимость для недельного тура. Не только познавательная, но и зрелищная развлекательная программа.

Среди минусов тура можно отметить: самостоятельное прибытие в гостиницу. Трансфер с вокзала или аэропорта лучше включить в стоимость тура по умолчанию. Для такого длительного тура лучше включить полное питание, а не только завтраки.

В целом, тур является примером качественной и увлекательной программы.

Будет интересна людям разных возрастных категорий и социального положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Однако власти не располагают сегодня достаточной материально-технической базой и не имеют практических механизмов управления экономическими и социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественного туризма, успешное развитие которой возможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и форм управления.

Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний туристический бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров.

Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится всего менее 1 % мирового туристского потока.

Туризм является отдельной отраслью, не мобилизующей валютные поступления в Россию, а наоборот, каналом утечки валюты во внушительных размерах. Возможно, лавина предложений отдыха за рубежом была востребована нами, потому что там нам предложили за умеренные цены сервис более высокого качества. В целях поддержки развития туризма следует предпринять меры по освобождению туристских предприятий от уплаты таможенной пошлины, федеральных налогов. Это позволит российскому туризму построить новые гостиницы, отремонтировать старые, улучшится качество обслуживания.

Показатель туристической подвижности населения России – один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Россию. Причем в основном туристы посещают Москву и Санкт- Петербург.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996 г. с изменениями. № 132-ФЗ.
  2. О защите прав потребителей от 7.02.1992. № 2300-ФЗ.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2(3). Новосибирск: изд-во, 2006,45с.
  4. Кодекс об административных правонарушениях РФ. Ч. 4(3). Новосибирск: изд-во, 2006. 38 с.
  5. Бержаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – Спб.: Издательский дом Герда, 2001.- 400с.
  6. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. Пособие.-2-е изд., - М.: Новое издание, 2006.-410 с.
  7. Туристический бизнес: основы организации / И.И. Бутко и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 384с
  8. Антипина Е. Б., Терещенко А.А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. № 3(6). 2005.- С.5-6.
  9. Как сделать туризм в России доходным?//Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 6, 2006. С. 38-39.
  10. Перспективы развития туризма//Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 9, 2005. С.26-27.
  11. Российский туризм на современном этапе//Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 7, 2006. С. 18-19.
  12. Ткачева Т., Покидова Е. Потребительский экстремизм в турбизнесе//Туризм: практика, проблемы, перспективы, №1, 2006.- С. 48-49.
  13. Туризм в 2020 году//Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 1, 2005. С. 15-16.
  14. У «Натали Турс» новый взгляд на турбизнес//Туризм: практика, проблемы, перспективы. №3, 2006-. С.10-11.
  15. Федоров В.В. Комплексная система оценки качества сервиса: единство теории и практики//Стандартизация. 2005, № 2. С. 43-44.
  16. Сайт туристической компании «Матрешкины каникулы» URL: http://turisticheskaya-kompaniya-matreshkini-kanikuli.sitesochi.ru/ (Дата обращения: 22.05.2014).

Информация о работе Актуальные проблемы развития туризма в России на современном этапе