Анализ конкурентной стратегии развития Гостинично – развлекательного комплекса «Чайка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования– анализ конкурентной стратегии развития Гостинично – развлекательного комплекса «Чайка» и разработка мер по повышению ее эффективности.
Объектом исследования является ГРК«Чайка».
Предметом исследования является изучение конкурентной среды, а так же разработка и совершенствование конкурентной стратегии развития указанного предприятия.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1) Провести анализ теоретической литературы по проблеме исследования.
2) Раскрыть сущность понятия «конкурентная среда предприятия» и рассмотреть основные стратегии конкурентоспобности.
3) Дать оценку конкурентоспособности гостиничного предприятия на основе сравнения с основными конкурентами;
4) Определить конкурентные преимущества исследуемого объекта.
5) Проанализировать возможность и необходимость принятия нововведений.

Файлы: 1 файл

ВВедение и Глава 1..doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

        Введение

 

Актуальность выбранной  темы дипломного проекта обусловлена обостряющейся  конкурентной борьбой в сегменте гостиничного хозяйства и туризма в г. Углич, Ярославской области. Появление новых частных гостиниц, строительство крупных объектов гостиничного комплекса привело к усилению конкуренции на данном рынке. Кроме того, полное удовлетворение потребительских вкусов и предпочтений и ужесточение требований со стороны клиентов требуют повышенного внимания руководства и всего персонала любой гостиницы к сервису и качеству предоставляемых ими услуг, в целях обеспечения наполняемости и рентабельности гостиницы.

В условиях жесткой конкуренции на рынках средств размещения гостиничные предприятия должны уделять особое внимание анализу и повышению конкурентоспособности предлагаемых потребителям услуг. В отличие от рынка промышленных товаров и продовольствия, у гостиниц есть ряд преимуществ в развитии собственной конкурентоспособности.

В частности, ни одно торговое или промышленное предприятие в  настоящее время не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим параметрам из-за практически одинаковых характеристик продаваемого товара. Различие между предприятиями торговой отрасли состоит во многом только в средствах продвижения товаров на рынке. Гостиничные предприятия характеризуются особенностями своих услуг как особой формы неосязаемых товаров. Поэтому, управляя различными параметрами основных видов услуг по проживанию и питанию, гостиница может повысить свою конкурентоспособность.

Основными направлениями  развития конкурентоспособности гостиничных  предприятий служат качество, ассортимент  и стоимость услуг размещения и общественного питания, а также  дополнительных платных и бесплатных услуг. Предоставляя более качественный и полный пакет услуг, гостиница формирует положительное мнение у постояльца, которое закрепляется у него в памяти  и служит проводником к другим потенциальным покупателям. Тем самым, она формирует и развивает свои конкурентные преимущества.

Изучение зарубежного  опыта работы предприятий индустрии гостеприимства, безусловно, играет большую роль в деле повышения качества обслуживания гостей, и как следствие повышения конкурентоспособности. Очень трудно требовать от обслуживающего персонала высокого качества в обслуживании клиентов, если оно имеет смутное представление о том, какие требования к уровню современного сервиса предъявляются посетителями.

Также необходимо отметить, повышение конкурентоспособности предприятий сферы услуг возможно на основе формирования инновационного поведения, так как сфера услуг является базовой сферой для создания и апробации новых моделей и методик. Это самый быстро развивающийся сектор современной экономики.

Дипломный проект написан  на основании опыта и сведений полученных за время прохождения учебной практики в ГРК «Чайка», ресурсов Интернета, а также литературных трудов таких авторов как: Фатхутдинов Р.А., Дурович А.П., Портер М., Чудновский А.Д., Зиновьев В.Н., Дурович А.А., Ефремова М.В.

 Несмотря на существующее многообразие мнений по исследуемой теме, отдельные теоретические и прикладные аспекты исследования и повышения конкурентоспособности в сфере услуг нельзя признать полностью разработанными. Требуют дальнейшей детализации и углубления вопросы формирования конкурентных преимуществ, в частности, гостиничной отрасли Ярославской области. Данными обстоятельствами обусловлена актуальность и обоснованность выбора темы дипломного проекта, ее цель, задачи.

Цель исследования– анализ конкурентной стратегии развития Гостинично – развлекательного комплекса «Чайка» и разработка мер по повышению ее эффективности.

Объектом исследования является ГРК«Чайка».

Предметом исследования является изучение конкурентной среды, а так же разработка и совершенствование конкурентной стратегии развития указанного предприятия.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

  1. Провести анализ теоретической литературы по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность понятия «конкурентная среда предприятия» и рассмотреть основные стратегии конкурентоспобности.
  3. Дать оценку конкурентоспособности гостиничного предприятия на основе сравнения с основными конкурентами;
  4. Определить конкурентные преимущества исследуемого объекта.
  5. Проанализировать возможность и необходимость принятия нововведений.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, опросный метод, экономико-статистические методы,SWOT-анализ.

Цель и задачи исследования определили следующую структуру  работы: введение, в котором раскрывается актуальность, цель, задачи, предмет, методы исследования, а также его практическая значимость. Глава I дает представление о конкуренции, видах и стратегиях конкуренции, методах оценки конкурентной среды предприятий; в Главе II дано описание объекта исследования и анализ конкурентной среды предприятия. В Главе 3, разработаны мероприятия по совершенствованию качества услуг гостиницы в условиях конкурентной борьбы. А так же оценка экономической эфективности предложенных мероприятий. В заключении сформулированы основные выводы по данной теме. Список литературы насчитывает 8 источников.

 

   Глава I. Роль и значение конкуренции в развитии организации.

1.1 Понятие  конкурентной среды гостиничного  предприятия

  Конкуренция-один из сущностных признаков рынка–фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, «невидимая рука» (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала [1, 170].

В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что  конкуренция–динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [2,стр. 37].

Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: «Конкуренция–процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция-состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей» [2, стр.102].

Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Присутствие конкурентов на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право более эффективно удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом.

Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению предложения на рынке, внедрению новых форм продуктов и сервисного обслуживания потребителей. Конкуренция ведет к лучшему использованию способности и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения пребывания на рынке, и она стимулирует рациональность. Цель конкурентной борьбы - занять более прочную позицию на рынке.

Для рынка предприятий  индустрии гостеприимства характерна высокая степень конкуренции. Конкуренты могут располагаться на другой стороне  улицы, на другом конце страны или  в другой части света. Когда люди приезжают в тот или иной город, то обычно останавливаются в гостинице. Вопрос заключается в том, какую гостиницу они предпочтут. Точно так же потребители выбирают ресторан: как правило, это один из многих, расположенных в городе. Поэтому владельцы высокосервисных ресторанов больше всего опасаются конкуренции со стороны других предприятий того же типа или с тем же диапазоном цен. А для ресторанов быстрого обслуживания конкурентами являются также расположенные поблизости заведения, отпускающие обеды на дом, и супермаркеты, где можно приобрести замороженные полуфабрикаты, которые перед употреблением необходимо лишь подогреть.

Различают три вида конкуренции: функциональную, видовую и предметную [1,стр171].

Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая потребность может быть удовлетворена самыми разнообразными способами. Соответственно этому и все продукты, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами. Например, потребность туриста в жилье могут удовлетворять такие средства размещения, как гостиницы, мотели, кемпинги, арендуемые комнаты в частных домах и т.п. Фактор функциональной конкуренции необходимо учитывать даже в том случае, когда речь идет о предложении уникального продукта.

Видовая конкуренция порождается наличием продуктов одного и того же назначения и близких по многим параметрам, но отличающихся друг от друга по каким-либо существенным характеристикам (например, гостиницы аналогичного назначения различаются по уровню комфорта).

Предметная конкуренция, называемая также межфирменной, имеет место, если продукты, предлагаемые разными предприятиями, различаются незначительно или даже полностью идентичны. Такая конкуренция возникает между гостиницами, отнесенными по определенной системе классификации к одной и той же категории (например, по количеству звезд).

С точки зрения механизма  и методов осуществления конкуренцию  принято разделять на ценовую  и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает предложение продуктов по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Снижая цену на продукты, предприятие приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами.

Неценовая конкуренция исходит из того, что ключевыми факторами успеха в борьбе за предпочтения потребителей становится не цена продукта, а его качество, обслуживание, предоставление клиентам большего объема услуг, связанных с реализацией и потреблением продукта. Повышая качественные характеристики своего продукта, предприятие получает перед конкурентами серьезные преимущества, которые могут служить основанием для установления более высокой цены на услуги. Если же предприятие удерживает свою цену на уровне конкурентов, то более высокое качество позволяет ему занять прочное положение на рынке, увеличить число потребителей и долю рынка. Предприятие индустрии гостеприимства практически всегда располагает возможностями для повышения качества своих услуг. Более того, это может не требовать значительных инвестиционных затрат. Услуга полезна не как вещь, а как определенная деятельность. Следовательно, качество услуги может быть связано лишь с совершенствованием самой деятельности по ее предоставлению. Даже использование, например, более квалифицированного персонала может рассматриваться как существенное повышение качества предоставляемых услуг.

Укрепить свои позиции  в конкурентной борьбе можно не только с помощью цены и качества продукта, но и на основе формирования и позитивного  развития имиджа предприятия. Устойчивый имидж выступает не только как стимул к первоначальному выбору услуги потребителями, но и как важнейший фактор укрепления конкурентных позиций предприятия.

Известны также приемы конкурентной борьбы, связанные с  нарушением принятых на рынке норм и правил поведения и получившие название методов недобросовестной конкуренции. К ним, в частности, относятся:

  • дезинформация потребителей и деловых партнеров–преувеличение достоинств продукта (потребительские свойства, качество и т.п.);
  • распространение ложных или неточных сведений, наносящих ущерб деловой репутации конкурентов и результатам их коммерческой деятельности;
  • незаконное использование чужого, зарегистрированного товарного знака;
  • сравнительная реклама и др.
  • Конкурентная среда предприятия формируется в первую очередь под влиянием соперничества между конкурирующими на данном рынке продавцами, предлагающими аналогичные продукты. Конкурирующие предприятия стараются постоянно улучшать свою позицию на рынке, они стремятся завоевать клиентуру, проводить различные мероприятия по совершенствованию производственной системы, повышению ее эффективности, с тем, чтобы обеспечить себе необходимую долю рынка. [1,стр.176].

Конкуренция-главный  фактор, который определяет, станет компания успешной или потерпит крах. Именно в ходе конкуренции становится ясно насколько инновации компании, выработка общей корпоративной культуры или реализация выработанной стратегии способствуют её эффективности. Стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия – это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли – то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил,которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

Выбор конкурентной стратегии  обусловлен двумя основными моментами. Во-первых, привлекательностью отрасли  с точки зрения долгосрочной  прибыльности, а так же факторами, которые её определяют. Не все отрасли обладают равными возможностями и для того, чтобы оставаться прибыльными на протяжении длительного времени, поэтому внутренне присущая отрасли прибыльность является так же существенной составляющей прибыльности отдельно взятой компании. Второй центральный момент в выборе стратегии конкуренции- это факторы, определяющие относительную конкурентную позицию фирмы внутри отрасли. В большинстве отраслей одни компании могут быть намного прибыльнее, чем другие, независимо от того, каков средний показатель прибыльности в целом по отрасли.

Информация о работе Анализ конкурентной стратегии развития Гостинично – развлекательного комплекса «Чайка»