Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа
Цель исследования– анализ конкурентной стратегии развития Гостинично – развлекательного комплекса «Чайка» и разработка мер по повышению ее эффективности.
Объектом исследования является ГРК«Чайка».
Предметом исследования является изучение конкурентной среды, а так же разработка и совершенствование конкурентной стратегии развития указанного предприятия.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1) Провести анализ теоретической литературы по проблеме исследования.
2) Раскрыть сущность понятия «конкурентная среда предприятия» и рассмотреть основные стратегии конкурентоспобности.
3) Дать оценку конкурентоспособности гостиничного предприятия на основе сравнения с основными конкурентами;
4) Определить конкурентные преимущества исследуемого объекта.
5) Проанализировать возможность и необходимость принятия нововведений.
Выбор конкурентной стратегии должен осуществляться только с учётом обоих моментов, каждого в отдельности из них недостаточно. Даже если компания работает в весьма привлекательной отрасли, её прибыль может оказаться недостаточно высокой из-за неверно работающей конкурентной позиции. И наоборот, как компания, занимающая исключительную позицию на рынке, работает в совершенно недоходном бизнесе. [3,стр26 ]
1.2 Стратегии конкуренции
Разнообразие факторов внешней и внутренней среды компании привело к широкому выбору конкурентных стратегий. Среди них выделяются следующие:
Диверсификация – это стратегия, связанная с коренными изменениями стратегических зон бизнеса и товарного ассортимента фирмы.
Данная стратегия используется для того, чтобы предприятие не стало слишком зависимым от одного рынка или товарной группы. Причины для выбора данной стратегии могут быть следующие:
Диверсификация может быть горизонтальной (географической) и вертикальной (продуктовой). Горизонтальная диверсификация предполагает выход компании на новые, в том числе зарубежные, рынки. Вертикальная диверсификация заключается в расширении ассортимента продукции.
Бренд — цельный, уникальный и привлекательный образ, присущий торговой марке, способный распространяться на товары или услуги, объединенные принадлежностью к этой марке.
В данной стратегии приоритетом компании становится продвижение на рынке своего бренда и имиджа своей компании.
Можно выделить следующие основные этапы разработки данной стратегии:
Стратегия специализации
заключается в концентрации усилий
на определенном сегменте рынка. Цель
предприятия в данном случае –
удовлетворить потребности
Данная стратегия опирается как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам, либо и на то, и на другое, но только в рамках целевого сегмента.
Главным недостатком
стратегии специализации
Франчайзинг – это вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи, или франчайзополучатель) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Франчайзер предоставляет франчайзи право действовать от его имени, используя его товарные знаки и/или бренды. Иными словами франчайзинг – это аренда товарного знака и/или бренда. Самым важным компонентом в договоре франчайзинга является маркетинг. Его ключевой элемент – это торговая марка, которая изображается на фирменных бланках, меню, посуде, салфетках и других местах. Маркетинговые технологии позволяют успешно продвигать услуги конкретных гостиниц за счет известной торговой марки.
В последние 15-20 лет данная форма управления, которая одновременно может являться стратегией развития крупных организации на международном рынке, стремительно развивается. Согласно международной ассоциации PKF International 80% всех гостиничных предприятий в мире управляются договорами франчайзинга. Наиболее успешным франчайзером в гостиничном бизнесе является Holiday Inn (свыше 1000 договоров). Также в этой области успешно работают Hilton, Marriott, Best Western, Ramanda Inn и другие.
Франчайзинг является привлекательной формой продвижения на международный рынок, поскольку подразумевает относительно небольшую степень риска и дает гостинице следующие преимущества, которые во многом способствуют ее будущему успеху:
Однако успешное развитие
бизнеса все равно будет
Договор франчайзинга заключается на 10-15 лет, а иногда и на более длительный срок. Согласно договору франчайзи получает следующие права:
Большинство франчайзеров взимает плату за использование своей торговой маркой, которая не возвращается в случае расторжения договора по инициативе франчайзополучаетеля. В дополнение к первоначальной плате, которая иногда достигать 300-400 долларов США за номер, может взиматься фиксированная месячная плата, процент от продаж или некая комбинированная сумма.
Данная стратегия развития заключается в том, что компания не приобретает новые помещения для бизнеса, а заключает договора на управление с владельцами собственности.
Управляющая компания принимает на себя ответственность по управлению предприятием от имени владельца. В ее обязанности входит:
Обязанности владельца заключаются в том, что он обеспечивает предприятие оборудованием, оборотными средствами, страховым покрытием, предоставляет управляющей компании единственное и исключительное право надзора, руководства, контроля, управления и эксплуатации объекта собственности. Также владелец предоставляет компенсации путем выплаты поощрительных премий для стимулирования персонала и возврата управляющей компании произведенных ей расходов.
Контракт на управление обычно заключается на длительный срок: 5,10, 20 лет. Доходы управляющего зависят от эффективности управления предприятием. [7,с.37]
Для предпринимательской деятельности в области туристского бизнеса характерна высокая степень конкуренции. Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Причем главным должно быть умение определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия в производстве и управлении должны быть направлены на развитие тех качеств предприятия или выпускаемой им продукции, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов [4, с. 89].
Для характеристики конкурентоспособности предприятия выделяются следующие основные уровни конкурентоспособности:
– технический уровень
продукции предприятия
– свой уровень производства
продукции предприятия
– успехом в конкурентной борьбе становится функция управления, которая зависит от качества, эффективности управления и организации производства. Это может быть и более экономичный аппарат управления, и более высокая оперативность в принятии решений, и лучшая мотивация работников.
Предприятия, которым удалось достичь этих требований конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Именно это обеспечивает перспективный успех предприятию на рынке, долговременное превосходство над конкурентами, потому что такие предприятия не только не стремятся копировать опыт других предприятий и не просто хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Такие предприятия являются предприятиями с производством мирового класса – быстрорастущими и более прибыльными, чем их конкуренты [5, с. 84].
На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияет множество факторов. Однако некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.
1. Борьба усиливается,
когда число конкурирующих
Если фирмы-соперники сравнимы по размерам и возможностям, они могут конкурировать на примерно равных основаниях. Если конкуренция становится для некоторых фирм тяжелее, это свидетельствует о появлении фирм-лидеров, а также о какой-то степени контролирования с их стороны рынка.
2. Конкурентная борьба
усиливается тогда, когда
3. Конкуренция на туристском
рынке усиливается в связи
с тем, что спрос на
4. Соперничество возрастает
в соответствии с размером
отдачи от успешных