Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:33, курсовая работа
Вышеназванные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы. Целью работы является определение особенностей и перспектив развития круизного туризма. Для реализации этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с историей развития круизного туризма и с его основными маршрутами;
- определить особенности организации круизов;
- выявить проблемы и перспективы развития круизного бизнеса в России;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….........3
1. РЕЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ТУРИЗМ
1.1 Развитие путешествий………………………………………...……..6
1.2 Речные круизы в России…………………………………………......8
1.3 Состояние организации речных круизов………………………….10
1.4 Характеристики морского транспорта…………………………….11
1.5 Современные средства морских пассажирских перевозок………15
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА
2.1 Проблемы развития круизного туризма…………………………...16
2.2 Перспективы развития круизного туризма в России……………..19
3. ПОПУЛЯРНЫЕ КРУИЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
3.1 Популярные круизы по речным и озерным системам в России…25
3.2 Перспективы туристского освоения каналов……………………..30
3.3 Туристическая компания «МИР»………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....
1. РЕЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ТУРИЗМ
1.1 Развитие путешествий…………………………
1.2 Речные круизы в России…………………………………………......8
1.3 Состояние организации речных круизов………………………….10
1.4 Характеристики морского транспорта…………………………….11
1.5 Современные средства морских пассажирских перевозок………15
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА
2.1 Проблемы развития
круизного туризма…………………………...
2.2 Перспективы развития
круизного туризма в России…………
3. ПОПУЛЯРНЫЕ КРУИЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
3.1 Популярные круизы по речным и озерным системам в России…25
3.2 Перспективы туристского освоения каналов……………………..30
3.3 Туристическая компания «МИР»………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Круиз представляет собой туристскую поездку на борту специального пассажирского судна. Первоначально под круизом понимали морское путешествие на одном и том же судне по замкнутому маршруту с остановками в портах представляющих интерес, иногда с кратковременными радиальными экскурсиями во внутренние районы. Позже к категории круизов стали относить и путешествия по рекам. Круизные путешествия появились в 50-е гг. ХХ в. Но отдых в морских путешествиях был известен еще в Древнем Мире.
Эпоха великих географических открытий (XV-XVI вв.) сделала привлекательными плавания в дальние страны. Богатые люди в поисках приключений и для отдыха снимали каюты судов, отправляющихся в дальние экспедиции, а иногда даже снаряжали в далекие страны и собственные корабли. В XIX в. совершенствование морских судов, повышение безопасности плавания приводят к росту популярности морских путешествий. В это время, несмотря на появление пароходов, для круизов нередко использовались "чайные» клиперы. Эти самые быстроходные парусные суда курсировали на линиях из Китая, Индии и Австралии, перевозя чай и шерсть.
Активное развитие круизов происходит с середины XIX в. в эпоху становления туризма. Начало морскому отдыху было положено в Англии, здесь в 1835 г. были организованы регулярные прогулочные рейсы в Ирландию. В это время появляются специализированные круизные компании. Конец XIX в. знаменуется быстрым прогрессом в области морского судоходства, обусловленным появлением пароходов и потребностью в массовых перевозках мигрантов из Европы в Америку. Конкурентная борьба заставляет судовладельцев строить все более крупные и быстроходные лайнеры: «Лузитания», «Титаник», «Олимпик», «Император», «Фатерланд», «Куин Мэри». Эти гигантские суда использовались для перевозки в Америку на нижних палубах бедных людей и одновременно — для круизныхпутешествий на верхней палубе обеспеченных особ. Круизный туризм в конце XIX — начале XX вв. стали модным и быстро развивающимся видом туризма. Но круизные маршруты были дороги и поэтому привлекали лишь состоятельные слои населения.
Трагические события начала ХХ в. привели к спаду в развитии круизов и судостроения: катастрофа «Титаника» при столкновении с айсбергом, гибель парохода «Лузитания» с туристами на борту, обстрелянной немецкой подводной лодкой в начале Первой мировой войны. Истинный расцвет круизного туризма приходится на 70-е годы ХХ в. В это время в США была реализована идея круизных путешествий, насыщенных развлечениями, относительно недорогих, ориентированных на средний класс. Стали строиться однотипные круизные суда, что упростило их эксплуатацию. Совершенствовалась технология наземного обслуживания, создавались портовые терминалы с высокой пропускной способностью. Круизы — один из самых быстрорастущих секторов рынка. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые маршруты. Крупнейшие круизные лайнеры вмещают до 3000 туристов. Общий объем кают достиг 255 тыс. (прирост в 2000 г. 10,1 %). Большинством судов владеют крупные круизные компании. Например, компании Carnival Cruise Line принадлежит 11 круизных судов, Holland America Lain (8 круизных судов), Windstars Cruises (3 круизных судна).
Современные круизные лайнеры обеспечивают комфортабельное проживание, качественное питание, организованный досуг. Они оборудованы бассейнами, спортплощадками, полем для гольфа, ресторанами, кинозалами, музыкальными салонами, помещениями для дискотек, вертолетными площадками и другими помещениями и сооружениями для разнообразного и комфортабельного отдыха. Крупные круизные лайнеры — дорогостоящие суда, средняя стоимость лайнера доходит до 90 млн долл. Самое дорогое судно Qeen Odyssey — 235 млн долларов. В настоящее время самым большим пассажирским судном является Voyager of the Seas, принадлежащее круизной u1082 компании Royal Caribbean. Его длина составляет 310 метров, водоизмещение 144 тыс. тонн. В настоящее время не теряют своей привлекательности как круизные пассажирские суда парусники. В непродолжительных круизах для морских путешествий используются большие и малые яхты. Круизный туризм превратился в один из самых динамичных секторов индустрии путешествий. В 2000 г. круизные поездки совершили 12 млн туристов, что на 12,6 % больше чем в 1999 г. (для сравнения прирост численности туристов в мире составил 7,4 %). Подавляющую часть круизных туристов дает Северная Америка, преимущественно США — 61 %. Доля Европы упала до 22 %, на все остальные регионы приходится всего 17 %. Один из молодых и быстро растущих рынков круизного туризма — Япония и другие страны АТР.
Вышеназванные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы. Целью работы является определение особенностей и перспектив развития круизного туризма. Для реализации этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с историей
развития круизного туризма и
с его основными маршрутами;
- определить особенности организации
круизов;
- выявить проблемы
и перспективы развития
Методы исследования: изучение и
анализ специальной литературы;
изучение и анализ нормативно-
1. РЕЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ТУРИЗМ
1.1. Развитие путешествий
Если моря и океаны положили начала дальним морским путешествиям, то именно реки стояли у истоков туризма. Вместе с торговыми людьми и воинами по рекам путешествовали паломники, студенты, ученые, писатели, многие из которых оставили нам свои замечательные и уникальные труды с описанием этаповсвоего пути, с наблюдением природы, животного мира и населения. Их записки во многом сыграли свою положительную роль в становлении туризма. Реки и водные пространства всегда были направлением путей колонизации и освоения большинства территорий.
По рекам первопроходцы и колонисты проникали вглубь континентов, осваивали новые пространства. Эти путешествия ярко описаны классиками русской литературы, которые в определенный период своей жизни совершили множество путешествий.1 Прославленная Джеком Лондоном река Юкон была важным путем на Клондайк для золотоискателей на Аляске. Но не хлебом единым движимы люди. Реки, их величественное плавное вековое течение и их пологие или крутые берега — красивы, действуют успокаивающе на душевное состояние человека, способствуют отдыху и восстановлению физических сил.
На реках совершали и совершают культовые обряды и праздники многие народы. Исторически крещение происходило в реке. И в наше время многие тысячи туристов христианской конфессии посещают реку Иордан (Израиль) в целях омовения в местечке Ярденит в водах Святой реки. Там же происходит коллективный или индивидуальный обряд крещения, исторически превращенный в доходное дело (только рубашка, в которой следует окунаться в воду, на месте стоит 28 USD). Реки (как большие, так и малые) и речные пейзажи служат источником вдохновения многих творцов, создающих шедевры живописи, графики и фотографии. Свежий воздух, красивая окружающая среда1 благоприятствуют отдыху, прогулкам, физическому и духовному оздоровлению. Реки и озера кормят людей, так как воды их богаты рыбой. Рыбная ловля во все сезоны, кроме ледостава и ледохода, привлекательна для любителей-рыболовов, а заводи — для охотников на водоплавающую дичь. Катание на лодке и прогулочном судне интересно, привлекательно, является хорошим способом досуга и отдыха в свободное время. Катание широко используется на любом водном пространстве, доступном и безопасном для такового в туристских центрах — в парковых прудах, реках, каналах, заливах, озерах, водохранилищах. Если не было естественного водного пространства, то при создании искусственных парков — уникальных произведений ландшафтной архитектуры — пруды и протоки отрывались, формировались плотинами и запрудами. Большинство городов и поселений построено вдоль рек.
Набережные в крупных городах обустроены, есть города, построенные в морских заливах, в дельтах рек, где вместо улиц для перемещения используются каналы. Речные трамвайчики и прогулочные суда есть на Москве-реке, на Неве в Санкт-Петербурге, на реке Сена в Париже, в Шанхае и, разумеется, в Венеции, ставшей мировым символом города на воде. Интересно отметить, что часть библейских сюжетов связана с водой и лодками. На Галилеском море (озеро Кинерет) в Израиле туристам предлагают часовую прогулку на моторной лодке из Табхи в Ярденит или Тверию. Круиз по Нилу, элитное путешествие, доступное лишь богатым туристам — со времен древних римлян и до сего времени — было выбрано местом действия в знаменитых детективах Агаты Кристи. В середине XIX в. были организованы лодочные экскурсии по Темзе. Для отдыхающих в прибрежных селениях были построены аттракционы, таверны и гостиницы. Практически одновременно на другом континенте туристская компания «Американ Экспресс» выполняла экскурсии по Миссисипи на легендарном речном судне paddleboat «Mississippi Queen». Путешествия по реке в конце XIX века стали столь модными, что дали начало целой серии произведений, отнесенных позднее к «лодочной литературе». Не обошелся без приключений на воде и любимец Том Сойер с другом Геккельбери Финном.
Речной пассажирский
транспорт традиционно и
1.2. Речные круизы в России
В России речные круизы широко используются в водном туризме. Большие озера и водные пространства и системы, сообщенные каналами в европейской части страны, позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, сделав Москву портом пяти морей. Из крупных каналов следует указать:
Крупнейшие реки страны —
Большие озера :
Озера стали использоваться для организации речных перевозок и круизов различной протяженности и длительности. Отечественная судостроительная промышленность выпускала маломерные суда и быстроходные суда «Ракета» и «Метеор» на подводных крыльях. Для дальних круизных маршрутов использовались крупные многопалубные речные лайнеры, преимущественно изготовленные на верфях ГДР и Финляндии. Часть этих судов и до сего времени находится в эксплуатации. В основном это суда:- проект 301 постройки ГДР, типовое туристское судно, например «Кронштадт»,длина 125 м, ширина 16,7 м, осадка 2,76 м, пассажировместимость 360 чел., мощность двигателя 737 кВт, скорость хода 26,2 км/час;- проект 20, типовое туристское судно д/э «Советский Союз», длина 121 м, ширина 16,8 м, осадка 2,44 м, пассажировместимость 439 чел., скорость хода 26 км/час;- проект 585, типовое грузопассажирское судно «Н.В. Гоголь», длина 95,8 м,ширина 14,3 м, осадка 2,4 м,пассажировместимость 364 чел., скорость хода23,7 км/час;- проект 92-016, типовое туристское судно «Георгий Жуков», длина 129 м, ширина 16,7м, осадка 2,9 м, пассажировместимость 332 чел., скорость хода 25,1 км/час.В эксплуатации находятся и современные и реконструированные речные судапроектов Q-065, 26-37, 301, 302, 305, 588, 646, а также другие.
1.3. Состояние организации речных круизов
В целом речное дело в России и во многих других странах — отрасль дотационная. Содержание навигационных средств на водных путях большой протяженности со сложными фарватерами при необходимости регулярного сопровождения отслеживания и углубления меняющегося фарватера, ремонта, сезонного монтажа/демонтажа оборудования, содержания и обслуживания шлюзов, а также обслуживающего персонала не компенсируется сборами и налогами на грузовые и пассажирские перевозки. Негативно сказывается высокая стоимость топлива, а фрахтовые цены столь высоки, что стоимость туристского обслуживания становится неадекватной уровню и качеству услуг и начинает превышать по стоимости аналогичные услуги зарубежных туристских круизных туроператоров.