Анализ развития круизных путешествий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Вышеназванные обстоятельства определяют актуальность выбранной темы. Целью работы является определение особенностей и перспектив развития круизного туризма. Для реализации этой цели мною были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с историей развития круизного туризма и с его основными маршрутами;
- определить особенности организации круизов;
- выявить проблемы и перспективы развития круизного бизнеса в России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….........3
1. РЕЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ТУРИЗМ
1.1 Развитие путешествий………………………………………...……..6
1.2 Речные круизы в России…………………………………………......8
1.3 Состояние организации речных круизов………………………….10
1.4 Характеристики морского транспорта…………………………….11
1.5 Современные средства морских пассажирских перевозок………15
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА
2.1 Проблемы развития круизного туризма…………………………...16
2.2 Перспективы развития круизного туризма в России……………..19
3. ПОПУЛЯРНЫЕ КРУИЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
3.1 Популярные круизы по речным и озерным системам в России…25
3.2 Перспективы туристского освоения каналов……………………..30
3.3 Туристическая компания «МИР»………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК использованных источников

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время круизный туризм во всем мире является динамично развивающимся направлением турбизнеса. Если в 1997 г. на круизных судах по морским и речным маршрутам путешествовало около 7 млн. человек , то в 2002 г. только в морские путешествия отправились более 9,5 млн. человек по всему миру. По экспертным оценкам к 2010 г. число отправляющихся в морские путешествия достигнет 17 млн. человек. По мнению специалистов Ocean Shipping Consultants, наступает «золотой век круизов»: в течение длительного периода сохраняется тенденция в предпочтении круизного туризма состоятельными пенсионерами, семьями и молодыми людьми возрастной категории около тридцати лет. Специализированным веб-сайтом CruiseCritic.co.uk (www.cruisecritic.co.uk) представлен список из 10 рек, которые являются наиболее интересными для круизных туристов в 2009 г. - Дунай, Дуэро, Янцзы, Рейн, Рона, Нил, Муррей, Волга, Меконг, река Святого Лаврентия.  
 
В настоящее время по российским рекам путешествует порядка 1 млн. человек на ста теплоходах5. Согласно результатам социологического опроса службы «Ромир» весной 2009 г. на предмет выявления клиентской базы российского круизного рынка, 4 млн. 750 тыс. россиян выразили готовность отправиться в круиз6. Перевозки туристов водным транспортом в России имеют сегодня небольшой удельный вес - около 5% общего объема транспортных путешествий. Внутренний туризм в России по направлению водный транспорт неизменно сокращается: количество туристов-пассажиров в течение 1990-2006 гг. уменьшилось с 1478,2 до 512,4 тыс. человек (на 65,3%). Однако в недалеком будущем эксперты прогнозируют качественные изменения в круизном туризме: строятся новые комфортабельные лайнеры, расширяется выбор туристских маршрутов, береговых экскурсий в портах захода. Перспективы развития круизного туризма в России обсуждались на Всероссийской конференции «Основные возможности, приоритеты и направления развития круизной инфраструктуры» в Нижнем Новгороде в ноябре 2007 г. Главным препятствием развития круизного туризма в стране является нехватка круизных судов. Правительством РФ поставлена задача развития круизного туризма на Средней и Нижней Волге. 

К примеру, круизный туризм на реке Волге имеет большое будущее, поскольку решает целый ряд задач. С одной стороны, он, обладая высокой привлекательностью для туристов, удовлетворяет рекреационные потребности населения. С другой стороны, он дает импульсы развитию экономики прибрежных районов, обеспечивает дополнительными средствами для поддержания и сохранения в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, создает новые рабочие места в населенных пунктах, не имеющих промышленных предприятий.

Но все же развитие круизного туризма интересно  и успешно продолжается, примером этого может служить развитие речного туризма в Санкт—Петербурге.

Для приема речных круизных судов в Петербурге используется комплекс «Речной вокзал» на левом  берегу Невы выше по течению от Володарского моста. Комплекс принадлежит ОАО «Пассажирский порт» и включает в себя здание речного вокзала, гостиницу «Речная» и комплекс причалов, позволяющих принимать одновременно до 15 речных круизных судов. Наиболее популярными речными круизными маршрутами, которые начинаются или заканчиваются в Петербурге, являются путешествия на острова Валаам и Кижи, в Петрозаводск, а также по Волго-Балтийской водной системе до Москвы и далее по Волге. Около половины туристов, путешествующих на речных круизных судах, наши соотечественники, остальные иностранные туристы.

Основную массу иностранных  туристов (до 70%) составляют французы и  немцы. В последнее время активизировался спрос со стороны турфирм Испании и Италии. На российские реки возвращаются американцы, кстати, считающиеся самыми платежеспособными туристами. Пока среди круизеров невысок процент туристов из скандинавских стран.

Каждая круизная компания придумывает свои дополнения к программе. Например, это может быть экскурсия в Сергиев Посад, дающая гостям возможность помимо всего увидеть Подмосковье с его многочисленными дачами. Почти всегда в Москве и Санкт-Петербурге в программу входит и время для самостоятельного осмотра города. Те, кто отправляется на прогулку, отмечают, что в России блеск граничит с нищетой – это относится и к людям, и к зданиям, и к автомобилям.

Иностранцы отмечают дружелюбие и открытость россиян. Они  интересуются их жизнью, налогами, зарплатами, привычками, отношением к происходящим в стране переменам. На теплоходе проводятся лекции о российской истории, российской культуре, менталитете россиян, современной России. Эти лекции всегда пользуются большой популярностью. Лекционные занятия дополняются практическими: гости с удовольствием знакомятся с жизнью местных жителей по всему маршруту – и в городах, и в глубинке. Это удовольствие бывает смешано у них с некоторой радостью, что в этой жизни им не пришлось здесь жить. Если в Москве и Санкт-Петербурге речь идет просто о естественном различии культур, то в других местах иностранцы сталкиваются с настоящей бедностью россиян. Обмануть их трудно. Те, кто посещает Мандроги, понимают, что это не более чем аттракцион для туристов.  
Для круизного пассажира важно хорошее питание на борту. Большинство иностранных туристов характеризуют качество еды на российских речных судах минимум как приемлемое, максимум как отличное, но чаще всего превзошедшее ожидания. Уровень сервиса в ресторане теплохода, как правило, не вызывает у иностранцев нареканий, хотя слабое владение обслуживающим персоналом английским языком создает некоторые трудности. На некоторых судах официантки общаются с туристами через переводчиков. 
Огромное влияние на впечатление от круиза имеют условия плавания, которые во многом зависят от типа судна и комфорта ими предлагаемого. 
«ВолгаФлотТур» предлагает для россиян маршруты на трех теплоходах: «Константин Коротков», «Нижний Новгород» и «Ильич» .Комфортабельные лайнеры «Максим Горький», «Константин Федин» и «Александр Радищев» будут обслуживать российских туристов только в мае и сентябре. По оценкам экспертов, в настоящее время по многочисленным рекам бескрайней России курсирует всего около 50 комфортабельных судов, что, конечно, очень и очень мало для рынка. Все действующие речные круизные корабли создавались по специальным заказам еще в советское время на стапелях Австрии, Чехословакии и ГДР. Класс самых комфортабельных из них составляют четырехпалубники («Николай Бауман», «Александр Шолохов», «Александр Ватченко», «Ленин», «Соболев», «Русь» , «Тихий Дон», «Александр Грибоедов», «Николай Чернышевский», «Александр Радищев», «Николай Карамзин», «С.Петербург» и др.) немецкой постройки. В основном они используются на маршруте Москва – С.Петербург. Каюты на теплоходах имеют кондиционеры, радио, душ, холодильники. Вместимость лайнеров – 250270 пассажиров. Их «возраст» по эксплуатационным меркам сравнительно небольшой до 20 лет. В ближайшее время сохранится и даже вырастет интерес зарубежных туристов к речным круизам по России. Операторы отмечают двукратное превышение объема заявок над реальным числом кают. Так что, очевидно, что процесс «вымывания» комфортабельных судов с отечественного круизного рынка будет продолжаться. Емкость речного флота будет также сокращаться за счет реконструкции старых теплоходов (на некоторых теплоходах, принадлежащих Волжскому пароходству, число мест сократилось с 360 до 250). Возможно, скоро речные круизы станут для россиян эксклюзивным отдыхом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПОПУЛЯРНЫЕ КРУИЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

3.1. Популярные круизы по речным и озерным системам в России

 

Бассейн Волги

На Волге сосредоточен практически самый крупный по своему составу речной флот России. «Волга-флот» является практически монопольным собственником флота из самых больших речных пассажирских судов. Наибольшей популярностью в СССР пользовался круиз по Волге: Москва — Астрахань — Москва или Ленинград — Астрахань — Ленинград протяженностью 3124 км, длительностью от 20 до 24 дней. Несмотря на большое количество судов, задействованных на этих маршрутах, спрос на такие туры превышал предложение во много раз, и путевки на туры по Волге в 1960—80 гг. можно было получить только элитной части общества, а бронирование осуществлялось практически за год. Отметим, что небольшие суда ходят по направлениям рек с мелким фарватером. Это относится к рекам Ока, Белая и Кама, где проходят традиционные речные туристские маршруты из Уфы и Перми на Москву и в астраханском направлении.

Популярными и в наше время являются маршруты Санкт-Петербург–Москва (9–13 дней), Москва–Казань–Москва, Москва–Казань–Пермь (13 дней), Москва–Волгоград (13–17 дней) и Москва– Ростов-на Дону (до 20 дней). Многие туристы выбирают маршрут туда и обратно. Организация программы предусматривает посещение уникальных русских городов, старинных монастырей, музеев с уникальными коллекциями картин и произведений искусства. Туристы по ходу движения суда наблюдают красивые пейзажи. Программы насыщены развлекательными элементами и аттракциями.

 

 

 

Тур по маршруту Москва — Ока — Волга —  Москва-река

По четырем речным магистралям Москва-река — Ока  — Волга — канал имени Москвы проходит кольцевой круговой маршрут (circle trip), именуемый «московская кругосветка». Канал имени Москвы начинается в г. Дубна на Волге и заканчивается в Северном порту Москвы. Протяженность 127 км. Иностранные и российские туристы посещают знаменитые русские города Ярославль, Кострому, Углич, Муром, Нижний Новгород и другие. В программе посещение родины народного поэта Сергея Есенина. Не менее популярны у населения столицы краткосрочные круизы выходного дня по Подмосковью.

Северо-Западный озерно-речной регион

Крупнейшим судовладельцем на Северо-Западе является СЗРП (Северо-

Западное речное пароходство, Санкт-Петербург), которое успешно сдает во фрахт свои круизные суда российским и иностранным туристским фирмам. В северо-западной части страны популярны краткосрочные круизы (2–4 дня) из Санкт-Петербурга на острова Ладожского озера Коневец, Валаам, а также Онежского озера — о. Кижи. Все эти маршруты имеют паломнические истоки, так как на островах расположены уникальные объекты культуры, монастыри, музеи деревянного зодчества.

Тур на остров Валаам

Круиз на остров Валаам наиболее популярен как краткосрочный 2–3-дневный  тур на выходные дни. Основная загрузка — жители Санкт-Петербурга, а также иностранные туристы, в последнее время паломники. Многие туры приурочены к важным церковным праздникам и церемониям.7 Организуется значительное количество круизов на Валаам. К примеру, туристская фирма

«Центр туризма» использует для организации круизных рейсов четырехпалуб ный теплоход «Кронштадт». Лайнер имеет 360 пассажирских мест, 1–2-местные каюты с туалетом, душем и кондиционером, ресторан с русской кухней, три бара, дискотеку, видеосалон, сувенирный киоск и солярий. На теплоходе имеются все условия для проведения семинаров и симпозиумов. Тур начинается от речного вокзала на Неве в Санкт-Петербурге (отход судна в 21:00),проходит по Неве почти 60 км, минует крепость Орешек в устье Невы и далее следует по Ладожскому озеру на остров Валаам к 8:00. Весь переход занимает одну ночь, утром туристы после завтрака выходят на остров для экскурсий или проведения свободного времени. Стоимость однодневного тура относительно невысока и позволяет активно провести выходные дни на прекрасном острове.

Сибирские реки

Реки Сибири — Обь, Енисей, Лена, Амур — отличаются мощью, протяженностью. Они в значительной части судоходны и занимают выгодное географическое положение, пересекают с юга на север огромные территории и выходят к Северному Ледовитому океану (к Северному морскому пути). В значительной части они протекают по территориям, где нет ни автомобильных, ни железнодорожных дорог, и являются важным средством грузопассажирских перевозок.

Web: http://www.siberia-travel.com

Байкал

Уникальное глубоководное  озеро в Сибири, представляет собой  важный объект экологического (green or soft tourism) туризма, пользуется большим интересом у российских и иностранных туристов. Байкал включен в список мирового природного наследия ЮНЕСКО. Озеро имеет геологический возраст 25 млн. лет, ширина 27 — 79,5 км, длина 639 км. Глубина озера до 1637 м. Площадь 31500 кв. км. В озеро впадает 3336 рек и вытекает только одна река — Ангара. Высота над уровнем моря 455 м. Протяженность береговой линии 2000 км. Это самое крупное водохранилище пресной воды на планете. Вода Байкала отличается чистотой и исключительными свойствами. Прозрачность воды достигает 40 м. Почти половину года на озере стоит лед (октябрь-июнь). Озеро характеризуется наличием постоянного волнения и штормов. Высота волн может достигать 4–6м при крутизне волны до 22 градусов. На Байкале 22 острова, самый большой — остров Ольхон, пользующийся особым интересом у туристов. В начале прошлого века (1901 г.) на Байкале был построен самый крупный ледокольный паром для перевозки через водное пространство железнодорожных составов.

Байкал привлекает туристов со всего мира. Наиболее освоена  в смысле туризма южная часть озера. Туристские фирмы Иркутска организуют 7–20-дневные круизы по Байкалу, для которых используются несколько небольших судов с 2–4-местными каютами, на каждом имеется по два люкса. Пассажировместимость каждого судна не более 35 туристов. Всего на Байкале насчитывается около 35 судов, большая часть используется для пассажирских перевозок. Для организации круизных туров для индивидуалов используются небольшие комфортабельные катера, рассчитанные на 4—6 туристов. Круизные туры по Байкалу постоянно представляются на отечественных и зарубежных туристских выставках.

Днепровско-Бугский канал

Днепровско-Бугский канал  построен в 1775–1848 гг. Часть Днепровско-Бугского водного пути проходит в Кобринском, Дрогичинском и Ивановском районах  Брестской области. Канал связывает  реку Пину (бассейн реки Припяти) с  рекой Мухавец (бассейн реки Западный Буг). Общая длина 95 км. В навигацию глубина канала до 1,6 м, ширина 22–28 м. Канал реконструирован в 1940 г. Во время Великой Отечественной войны разрушен, восстановлен в 1945–1946 гг., позжеснова реконструирован. Канал судоходный, используется для перевозки минерального сырья, леса, строительных материалов. С польской стороны частЬ Днепро-Бугский канал не имеет завершения, он просто не нужен полякам, он перегорожен бетонной плотиной.

Августовский  канал

Августовский канал  — искусственный водный путь, соединяющий реку Неман с бассейном реки Висла. Поименован по польскому городу Август, где и берет свое начало. Проект постройки относится к началу XIX в. Августовский канал был первым в Польше гидротехническим сооружением, построенным на европейском уровне с использованием новейших технологий и основываясь на опыте строителей знаменитых немецких, английских и швейцарских каналов.

Цель сооружения водного  пути — организация дешевого пути для прямо-

го вывоза зерна в  балтийские порты, минуя территорию Восточной Пруссии. Идея проекта принадлежала выходцу из знатной гродненской фамилии князю. Франциску Друцкому-Любецкому. Посылки к созданию канала следующие — на конгрессе 1815 г. в Вене создано Польское Королевство, которое начало развивать собственную экономику. Это шло в разрез интересов Пруссии, которая установила очень высокие таможенные пошлины, и польские производители сельскохозяйственной продукции не могли вывезти свои товары в балтийские порты. В связи с этим было предложено прокопать обводной канал, который стал частью будущего Августовского канала. Эта идея возникла в 1821 г., а уже в январе 1822 г. начали составлять проект и убеждать русского царя в его выгодности. Проект строительства канала был утвержден 15 февраля 1825 г. высочайшим повелением российского императора Александра I, хотя работы практически были начаты уже в 1824 г. К строительным работам были привлечены более 7000 рабочих. Торжественное открытие канала состоялось в 1839 г. Собственно канал построили за шесть лет. Длина канала в целом более 100 км, в нем устроено 19 искусственных сооружений — шлюзов, которые позволяли поднимать и опускать суда на разные уровни водной поверхности частей канала. Августовский канал проходит по территории двух государств — Польши (около 80 км, 15 шлюзов) и Беларуси (21 км, 4 шлюза). В пределах Беларуси канал соединяет р. Черная Ганча с рекой Неман. По каналу сплавляли лес и различные товары и грузы, но со временем все сплавы прекратились. Железнодорожные перевозки составили каналам серьезную конкуренцию. Стоимость водного транспортного пути стала в 2–3 раза выше, чем сухопутный вариант перевозок. Гидротехнические сооружения канала значимо разрушены во время Первой мировой войны, а также во время боев Гражданской войны и войны 1941–1944 гг. В связи с переделом территорий после Второй мировой войны основная часть Августовского канала отошла Польше, на территории Белорусской ССР осталось 4 шлюза, 2 плотины и чуть более 20 км самого канала. Все шлюзы на белорусской части канала в настоящее время требуют восстановления и реконструкции.

Информация о работе Анализ развития круизных путешествий