Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в России стали больше уделять внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Целью исследования моей работы является выявление проблем туризма в Российской Федерации на примере Псковской области.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место туризма в экономике страны
1.1 Туристический потенциал России
1.2 Основные понятия, классификация видов туризма, направления модернизации
1.3 Состояние туристской инфраструктуры
1.4 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России
Глава 2.Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
2.2 Проблемы развития туризма в России и пути их решения
Глава 3.Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области
1.Анализ потенциала развития туризма
2.Анализ туристских потоков
3.Анализ доходов и расходов от туристской деятельности.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Diplom (5).docx

— 364.60 Кб (Скачать файл)

Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.

Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.

Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно - информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др.

В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально - экономического развития страны.

Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

 

1.3 Состояние туристской  инфраструктуры

 

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к не категорийным.

Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.

Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм. Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается на Черном и Балтийском морях. Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае.

Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:

- регионы с высоким  уровнем развития туристского  продукта - Москва и Московская  область, Санкт-Петербург и Ленинградская  область, район Кавказских Минеральных  вод, Краснодарский край, Калининградская  область, регионы Золотого Кольца;

- регионы со средним  уровнем развития туристского  продукта - Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики  Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия  и Кабардино-Балкария, Ростовская  область, Иркутская область, Приморский  край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;

- регионы с недостаточным  уровнем развития туристского  продукта, но обладающие значительным  потенциалом для перспективного  развития: прибрежные территории  Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный  регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

Недостаточно высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездов на ряде направлений, расширение туристского предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-позна-вательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных туристских поездок по сравнению с авиационными и в связи с большей экологической безопасностью железнодорожного транспорта по сравнению с воздушным решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны. Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.

На протяжении многих лет большой популярностью у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва - Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек - Лены, Енисея и Оби, а также Амура.

Россия в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктура круизного туризма - морские и речные вокзалы, причалы и др.

Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

В последние годы начал активно развиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры - водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.

Существенной проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае - Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе - Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки - Республика Адыгея.

Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и г. Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.

На территории Майкопского района Республики Адыгея за счет привлеченных частных инвестиций построены и введены в эксплуатацию 3 гостиницы на 200 мест. Это позволит создать условия для устойчивого развития поселков Хамышки и Гузерипль, находящихся в непосредственной близости от данных объектов.

Стимулом для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации могут стать принятые в 2006 году изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающие выделение особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Индустрия гостиничного дела и питания

Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма. Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было.

Серьезный недостаток гостиничных мест в главных российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам - это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34%.

По сравнению с началом 1999-х гг. число гостиниц и аналогичных средств размещения не увеличилось, а, наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращения туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и от основных курортных центров регионах. Таким образом, объемы неосвоенных туристских ресурсов за последнее время только возросли.

Существующая материальная база гостиниц и аналогичных средств размещения характеризуется высокой степенью физического и морального износа, до 70% ее нуждается в реконструкции и замене. Сохранилась и даже обострилась проблема неравномерности размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень интересными историко-культурными и природными туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили ее за годы кризисного периода развития экономики.

Информация о работе Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации