Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в России стали больше уделять внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Целью исследования моей работы является выявление проблем туризма в Российской Федерации на примере Псковской области.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место туризма в экономике страны
1.1 Туристический потенциал России
1.2 Основные понятия, классификация видов туризма, направления модернизации
1.3 Состояние туристской инфраструктуры
1.4 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России
Глава 2.Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
2.2 Проблемы развития туризма в России и пути их решения
Глава 3.Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области
1.Анализ потенциала развития туризма
2.Анализ туристских потоков
3.Анализ доходов и расходов от туристской деятельности.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Diplom (5).docx

— 364.60 Кб (Скачать файл)

Внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дающие право органам местного самоуправления право осуществлять полномочия по развитию туризма, а также позволяющие использовать для этого соответствующие материальные и финансовые средства.

Важную роль в развитии туризма и санаторно-курортной сферы в России представляет Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", предусматривающий создание туристско-рекреационных особых экономических зон (ТРЗ), в которых установлен льготный режим осуществления предпринимательской деятельности в целях привлечения инвестиций в указанные сферы.

В Законе впервые дано определение туристско-рекреационной деятельности как деятельности, включающей в себя элементы туристской, санаторно-курортной и инвестиционной деятельности, что важно для комплексного правового регулирования сферы туризма. На сегодняшний день приняты решения о создании семи туристско-рекреационных зон.

В целях развития туризма и санаторно-курортной сферы в Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года №№67-73 созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны на территориях Республики Алтай, Республики Бурятия, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев, Иркутской и Калининградской областей.

В 2008 году была завершена работа по разработке концепций создания и развития туристско-рекреационных особых экономических зон, в которых определены перспективные для развития направления туризма, целевое позиционирование (предназначение) каждой зоны, необходимый объем инвестиций, туристские объекты, которые необходимо построить, выбран архитектурный стиль.

На основании указанных концепций были разработаны проекты планировки территорий туристско-рекреационных особых экономических зон.

В настоящее время зарегистрировано 18 резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон на территориях Республики Бурятия, Республики Алтай и Алтайского края с заявленным объемом инвестиций 11,9 млрд. рублей.

Функции по управлению особыми экономическими зонами переданы федеральному органу исполнительной власти, что обеспечивает единую координацию процессов создания и развития особых экономических зон указанного типа на всех уровнях исполнительной власти. Созданная система управления особыми экономическими зонами учитывает интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частных инвесторов.

Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными в июле 2007 г. Постановлением Правительства Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений.

В январе 2008 г. вступил в силу Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Административный регламент направлен на своевременное обеспечение туристов достоверной информацией об угрозах безопасности в стране (месте) временного пребывания.

В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии Ростуризмом утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей. В течение трех лет классификация гостиниц осуществляется на основе государственно-частного партнерства, подтверждая оценку качества обслуживания, став своего рода знаком качества. В настоящее время система активно внедряется в российских регионах, особо нуждающихся в доверии потребителей.

Система классификации пляжей, недавно введенная в действие, получила положительные отзывы российских и международных экспертов, а также руководителей санаторно-курортного комплекса и начала реализовываться. Аналогичная работа ведется по внедрению Системы классификации горнолыжных трасс.

Названные Системы классификации, призванные существенно повысить уровень безопасности отдыхающих и структурировать российский рынок, включают в себя порядок проведения оценки соответствия гостиниц (пляжей, трасс) требованиям безопасности, информационному обеспечению, предоставлению дополнительных услуг для туристов и другие положения.

Разработана и утверждена приказом Ростуризма от 06.05.2008 № 51 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, установившая цели и задачи развития сферы туризма, основные направления и механизмы решения поставленных задач.

При этом следует отметить отсутствие отдельной федеральной целевой программы по развитию туризма в Российской Федерации с входящими в нее подпрограммами по отдельным направлениям туризма, принятие которой содействовало бы развитию внутреннего и въездного туризма, формированию конкурентоспособного отечественного туристического комплекса.

Вступил в законную силу Федеральный закон от 3 декабря 2008 года № 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 25.11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", позволяющий иностранным пассажирам, прибывающим в туристических целях на паромах, находиться в России до 72 часов без визы. Правительство Российской Федерации готовит постановление, определяющее порядок пребывания на территории Российской Федерации указанных иностранных граждан.

Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах Российской Федерации.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты и успешно реализуются региональные программы развития туризма. Для упорядочения процесса разработку подобных программ приказом Ростуризма от 11 июля 2007 года № 66 утверждена Типовая структура региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации.

В 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (Законы "О туризме", "О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации", "О поддержке развития туризма", "О развитии внутреннего и въездного туризма" и т.д.). Наряду с законами в трех субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов Российской Федерации.

К сожалению, действующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по одним и тем же канонам, что и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Вместе с тем Федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации имеют очевидное изначальное различие. Первый призван заложить единые (общие) подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые - особенности применительно к конкретным территориям субъектов Российской Федерации.

В целях эффективного развития регионального туризма в разрабатываемых субъектами Российской Федерации нормативных правовых актах целесообразно отражать следующие актуальные вопросы правового регулирования туризма:

  • определения и поддержки в субъекте Российской Федерации приоритетных направлений туристской деятельности;
  • защиты прав и законных интересов туристов в субъекте Российской Федерации, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма;
  • содействия информационному обеспечению регионального туризма, в том числе путем продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
  • классификации и оценки туристских ресурсов субъекта Российской Федерации, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;
  • содействия в субъекте Российской Федерации кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;
  • содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма;
  • другие вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения и полномочиям Российской Федерации.

Сфера туризма представляет собой сложный межотраслевой комплекс. В связи с этим нормативное правовое регулирование отношений в данной сфере включает в себя не только правовые акты законодательства о туристской деятельности, но и акты различных отраслей законодательства Российской Федерации.

Принятый в 2005 году Федеральный закон "О концессионных соглашениях" регулирует отношения, возникающие с реализацией концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения. В развитие указанного Закона подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения".

Реализация Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечит проведение на высшем уровне XXII Олимпийских игр в г. Сочи и будет способствовать росту туристского потока в Краснодарский край и в Россию в целом.

В резолюции IV Международной конференции стран - членов Организации Черноморского экономического сотрудничества «Развитие курортной и туристской инфраструктуры в регионе Черного моря» была поддержана инициатива Российской международной академии туризма и Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (ЕВРОДИП) по подготовке волонтеров для обслуживания Олимпиады-2014.

28 июня 2007 года подписан  Приказ Минтранса России N 82 "Об  утверждении Федеральных авиационных  правил "Общие правила воздушных  перевозок пассажиров, багажа, грузов  и требования к обслуживанию  пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". Правила являются своевременным  и актуальным документом в  сфере регулирования туристских  авиационных перевозок и существенно  повышают гарантии защиты прав  и законных интересов пассажиров, обеспечивают качество оказываемых  услуг.

 

2.2 Проблемы развития туризма в России и пути их решения

 

Развитие туристической деятельности является одним из приоритетных вопросов развития экономики Российской Федерации. Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:

  • содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
  • осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

  • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  • охрана окружающей природной среды;
  • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
  • создание новых рабочих мест;
  • увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

  • создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
  • содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
  • стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
  • установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
  • создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
  • налогового и таможенного регулирования;
  • содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
  • развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
  • содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
  • обеспечения картографической продукцией;
  • иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации