Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

В последние годы в России стали больше уделять внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Целью исследования моей работы является выявление проблем туризма в Российской Федерации на примере Псковской области.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место туризма в экономике страны
1.1 Туристический потенциал России
1.2 Основные понятия, классификация видов туризма, направления модернизации
1.3 Состояние туристской инфраструктуры
1.4 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России
Глава 2.Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
2.2 Проблемы развития туризма в России и пути их решения
Глава 3.Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области
1.Анализ потенциала развития туризма
2.Анализ туристских потоков
3.Анализ доходов и расходов от туристской деятельности.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Diplom (5).docx

— 364.60 Кб (Скачать файл)

Вопросы формирования государственной политики и единого туристского пространства России стали обсуждаться на экономических и туристских форумах (Петербургский, Байкальский, Дальневосточный, Московский) и научно-практических конференциях различного уровня. Вместе с тем, в индустрии туризма пока не сложилась эффективная система рыночных отношений, налицо существенное отставание туристской отрасли от мировых стандартов в сфере управления, организационных и производственных технологий, законодательного обеспечения туристской деятельности. Государство, к сожалению пока не в полном объеме осуществляет разработку стратегических ориентиров развития отрасли.

Остро стоит необходимость поддержания сохранности и обеспечения доступности природного и культурного наследия народов Российской Федерации, как важного условия развития туризма, а также приведения в соответствие федеральных, региональных и муниципальных правовых нормативных актов, связанных с ограничениями доступа туристов на природные территории.

Эффективное развитие туристской сферы в Российской Федерации сдерживается наличием следующих факторов:

1. Несовершенство нормативной  правовой базы, регулирующей отдельные  аспекты туристской деятельности. В Российской Федерации нет  законодательного акта, который  бы регулировал основу туристкой  деятельности - гостиничное обслуживание. В результате организациям гостиничного  комплекса приходится пользоваться  различными нормативными правовыми  актами, в том числе Гражданским  кодексом РФ, подзаконными актами, а также сложившимися деловыми  обычаями в гостиничном деле;

- недостаточное использование  позитивного мирового опыта в  области дифференцированного налогообложения  туристской отрасли, что приводит  к оттоку огромных средств  из России в туристический  комплекс ряда зарубежных стран;

- значительный моральный и физический износ существующей материальной базы (в том числе транспортных средств, осуществляющих туристские перевозки - автобусов, самолетов, ж/д транспорта, речных судов), недостаточное развитие туристской инфраструктуры в большинстве регионов страны, в том числе сопутствующей - транспортной, общественного питания, индустрии развлечений и др.;

- постоянное удорожание  стоимости турпакета, в том числе  за счет резкого увеличения тарифов на коммунальные услуги, роста цен на авиа - и железнодорожные билеты, а также на другие предоставляемые туристам услуги;

-малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта, высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

-отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;

-низкий платежеспособный  спрос населения;

-дефицит квалифицированных кадров и, как следствие, низкое качество оказываемых туристских услуг;

-отсутствие системы обеспечения безопасности, статистики несчастных случаев в туризме и их анализа, защиты личности и собственности в сфере туристской деятельности, в том числе - за счет общепринятых в мировой практике страхования механизмов;

-недостаточность статистических данных о состоянии, развитии туризма и его мультипликативного эффекта на экономику регионов и страны;

-отсутствие полноценного страхования туристов, совершающих поездки по территории России, от рисков, общепринятых в мировой практике страхования;

-отсутствие активного имиджевого позиционирования России как туристской державы на внутреннем и международном рынках и, как следствие, обилие негативной информации о социальной и криминогенной обстановке в стране;

-недостаток механизмов поддержки развития социального туризма;

-отсутствие инфраструктуры для путешествий и отдыха инвалидов и пожилых людей (турникеты, дорожки, специально оборудованные туалеты и др.).

Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

Нормы законодательства о туристской деятельности тесно переплетаются с правовыми нормами, регулирующими вопросы правового положения иностранных граждан, миграционного учета, вопросами выезда за пределы территории Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и другими вопросами государственной миграционной политики. В связи с этим принятие государством решений в данной сфере должно осуществляться с учетом соблюдения баланса интересов развития въездного туризма, а также интересов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.

В настоящее время находится в стадии разработки новый образовательный стандарт "Туризм", рассчитанный на подготовку работников туристического бизнеса. Вместе с тем отсутствует образовательный стандарт "Гостиничный бизнес", в то время как наибольшую потребность в специалистах испытывают именно гостиничные предприятия. Отсутствует мониторинг потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля. При видимости большого количества учебной литературы по туризму качество подавляющего большинства учебных пособий не выдерживает критики.

Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья внаем под гостиничное использование).

В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

- культурно-познавательный  туризм, охватывающий 10% общего международного  потока туристов и характеризующийся  высокой средней нормой туристских  расходов;

- активные виды туризма, такие, как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;

-специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности, как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный, и др.;

-круизный - морские и речные круизы, в которых в 2006 г. участвовало более 12 млн. туристов;

-деловой туризм, охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, паломнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

В большинстве развитых стран существует понятие социального туризма. Суть его – сделать отдых доступным для всех категорий граждан. Как показывает мировой опыт, это возможно сделать только при условии применения определенных государством механизмов, в том числе налоговых рычагов, чтобы те, кто организует отдых, в том числе работодатели, могли их использовать и предложить возможность отдохнуть для людей с низким уровнем дохода, в том числе студентам, многодетных семьям, пенсионерам.

1. Подготовить предложения и разработать государственные антикризисные программы поддержки российского туризма федерального, регионального, муниципального уровней, в которых предусмотреть следующие меры: стимулирование потребительского спроса, снижение цен на турпродукт, преференции для инвесторов, снижение налоговой ставки с 15% до 5% по упрощенному режиму налогообложения и др.), а также поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по развитию внутреннего и въездного туризма.

2. Продолжить работу, направленную  на повышению эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма.

3. Продолжить работу по  финансированию и созданию условий  для развития современного конкурентоспособного  туристско-рекреационного комплекса  в Российской Федерации, оптимально  учитывая интересы всех участников  и способствуя привлечению российских  и зарубежных инвестиций посредством  реализации действующих и разработки  новых федеральных целевых программ.

4. Подготовить предложения, направленные на повышение ответственности  туроператоров, прозрачности работы  предприятий и организаций туристской  сферы, обеспечение защиты прав  потребителей туристских продуктов, безопасности и качества туристских  услуг.

5. Разработать меры по  развитию социального туризма  для детей, студентов и пожилых  граждан. Следует учитывать, что  детский и молодежный туризм является не только индустрией развлечения и отдыха, но и важнейшей политической составляющей нашей жизни, имеет большое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения.

6. Поддержать разработку  мер по повышению безопасности  российских туристов, как в России, так и за рубежом, но при  этом не усугублять положение  малого и среднего бизнеса  в условиях кризиса.

7. Разработать и принять федеральные законы «О социальном туризме», принятие которого позволит вовлечь в сферу туризма миллионы российских семей, людей с ограниченными физическими возможностями, привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру туризма, способствовать формированию новых рабочих мест, пополнению местных и региональных бюджетов и «О детском и юношеском туризме», реализация которого способствовала бы физическому, духовному и патриотическому воспитанию молодежи.

8. Создать национальную  систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации  кадров, (в т.ч. высвобождаемых в  результате кризиса) для работы  в сфере туризма, что должно  способствовать улучшению качества  обслуживания в туристической  индустрии. Для этого необходимо  построение системы мониторинга  профессионально-квалификационной  структуры потребности индустрии  туризма в рабочей силе, рассматриваемой  как форма государственного регулирования  с расширением возможности подготовки  кадров для предприятий индустрии  гостеприимства и системе среднего  специального образования.

9. Разработать новые, более  современные профессиональные стандарты, учитывающие необходимые квалификационные уровни подготовки, и являющиеся основой для разработки и совершенствования образовательных стандартов и программ. Чтобы повысить роль профессиональных стандартов необходимо создать нормативно-правовое обеспечение их внедрения путем закрепления правового статуса стандарта в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности".

Внедрение профессиональных стандартов будет способствовать обеспечению взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, определению качественных характеристик запроса (заказа) работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов, а также сформирует основу для сертификации персонала, как средства повышения качества рабочей силы, и способствующей созданию условий равного доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда.

Информация о работе Анализ современного состояния сферы туризма в Российской Федерации