Анализ туристских ресурсов Пермского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы туризма и реальную рыночную практику, оценить состояние туристского рынка вновь созданного субъекта РФ - Пермского края, и предложить конкретные мероприятия для совершенствования системы управления сферой туризма в регионе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...2стр
1 Глава.Теоретические аспекты развития туризма………………………..4стр
1.1. Основные понятия туризма…………………………………………..4стр
1.2. Факторы влияющие на развитие туризма………………………….11стр
1.3. Туристский регион.Специфика регионального туризма………….15стр
1.4. Современная практика управления процессом развития туризма в регионе………………………………………………………………...17стр
2 Глава. Анализ состояния и перспективы развития туризма в Пермском крае……………………………………………………………………………21стр
2.1. Пермский края как субъект РФ………………………………………...21стр
2.1.1. История Пермского края……………………………………………...21стр
2.1.2. Оценка состояния туризма Пермского края………………………...23стр
2.2. Анализ туристских ресурсов Пермского края………………………..28стр
2.3 Анализ инфраструктуры Пермского края……………………………..33стр
3.Глава. Сравнительный анализ программ развития в субъектах РФ…..43стр
Заключение…………………………………………………………………..49стр
Список литературы………………………………………………………….50стр

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 142.29 Кб (Скачать файл)

Современное развитие туризма  в России характеризуется настолько  глубокими и противоречивыми  переменами в его организационной  структуре, в направленности развития, в состоянии количественных и  качественных параметров отрасли, что  это до сих пор не позволяет  дать однозначную оценку произошедшим изменениям. С одной стороны, современное  состояние туризма в России расценивается  как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее показателей  обслуживания населения и объемов  туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения  в туристских услугах. С другой стороны, отмечаются высокие темпы роста  строительства в крупных туристских центрах, причем строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким  мировым стандартам, значительное увеличение числа выездов россиян в заграничные  путешествия, рост числа туристских фирм по всей территории России.

Россия, располагая колоссальным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю по количеству прибытий иностранных туристов приходится менее 1% мирового туристского потока, а доход от туризма в России в 1998г. составил лишь 7,1 млрд. долл. Потенциальные возможности страны позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры ежегодно принимать до 40 млн. иностранных туристов при том, что ныне количество приезжающих в Россию иностранных гостей всех категорий явно не соответствует ее туристскому потенциалу 1

Однако, потенциальный спрос  на поездки в Россию огромен.

Понятно, что принять этот поток туристов Россия сможет только, если будет располагать достаточными материально-техническими и трудовыми  ресурсами: гостиничной базой, предприятиями  общественного питания, торговли, досуга и развлечений, транспортными средствами, спортивными сооружениями, выставочными площадями и местами для проведения конференций, съездов, симпозиумов, продуктами питания высокого качества. Кроме  того, необходима высокоразвитая туристская инфраструктура с

1Чудновский. А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский. - М.: КНОРУС, 2004..

 

качественными коммунальными  услугами, включая такие объекты  общественного пользования, как  аэропорты, парки, автодороги, музеи, театры и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы, влияющие на развитие туризма

     Состояние въездного туризма как сложного социально-экономического явления, безусловно, зависит от ряда факторов, затрагивающих различные стороны жизни общества. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот. Нежелательные факторы снижают туристский поток.

      Основные факторы, влияющие на развитие туризма можно разделить на две группы: статичные и динамичные.

Первые имеют неизменное во времени значение. В эту группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.

В настоящее время историко-культурные ресурсы приобретают все большее  значение с ростом уровня образования  и познавательной потребности людей.

В новых общественно-экономических  условиях на развитие индустрии въездного  туризма могут оказать влияние  следующие динамичные факторы:

- политические;

- социально-демографические;

- финансово-экономические;

- материально-технические.

От политической обстановке в регионе зависят, по существу все  другие динамичные факторы. Кризисы, политическая нестабильность, безработица, скачки курса  валют и т.д. - это последствия  политики государства. Государство  также устанавливает тарифы, налоги, цены в области экономической  деятельности предприятий туризма, проводит контроль за исполнением туристских нормативов, ведет санитарный, валютный, полицейский и таможенный контроль в отношении туристов и контролирует действия предприятий, связанных с туризмом.

Социально-демографические  факторы характеризуют такие  показатели, как возраст населения, степень занятости, наличие одиноких людей и бездетных пар, уровень  образования, культуры, эстетические требования населения, соотношение материальных и духовных потребностей в обществе и т.д.

Своевременное и позитивное решение социальных вопросов в конечном итоге оказывается эффективным  и с экономической точки зрения. Зависит же это от состояния (степени  развития) социальной сферы, оказывающей  тем самым свое воздействие как на общую эффективность производства, так и на все стороны жизни людей.

В результате изменений социально-экономических  отношений за последние несколько лет произошло расслоение общества. Вне сомнения, существенное отставание российского внутреннего туризма на современном этапе в значительной степени обусловлено низкими доходами основной части населения.

Однако изменение структуры  общества неоднозначно сказалось на характере развития туризма. На фоне общего сокращения туристов увеличивается относительное число наших граждан, выезжающих за рубеж по более дорогим маршрутам.

Безусловно, одна из главных  задач, стоящих перед отечественными турпредпринимателями, заключается в повышении массовости туризма и развитии интересных направлений внутри страны.

Анализ факторов, влияющих на развитие туризма невозможен без  материально- технической базы туристской индустрии: средств размещения, питания, транспорта, рекреационной сферы, торговли и т.д.

Материальная база туризма  в настоящее время характеризуется  высокой степенью морального и физического  износа, дефицитом современных объектов размещения и неразвитостью таких  важнейших элементов туристской инфраструктуры, как транспорт и  связь, сеть предприятий питания  и развлекательных услуг, спортивных сооружений и др.

Дальнейшее развитие туризма  не возможно без строительства и  реконструкции существующих гостиниц, ресторанов и прочих необходимых  туристам объектов.

Отдельно как один из существенных факторов, влияющих на въездной туризм, модно выделить роль средств массовой информации.

Факторы привлекательности  для туристов отдельных регионов крайне разнообразны. Их изучение и  умелое практическое использование  способно коренным образом изменить ситуацию даже в самых, казалось бы, бесперспективных для туризма странах.

Таким образом, успех развития туризма в регионе напрямую зависит  от соотношения благоприятных и  неблагоприятных факторов. Многообразие видов туризма и факторов, определяющих его развитие, открывает хорошие  перспективы для любого региона, заинтересованного в становлении  и функционировании туристской отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Туристский регион. Специфика регионального туризма

Туризм, как составляющая сферы услуг, имеет свою специфику, типологию и функции, которые  позволяют определить его как  автономную сферу хозяйствования. Специфика  туристской услуги заключается в  характерных свойствах, отличающих ее от других услуг. Кроме известных  свойств неосязаемости, неотделимости  от источника, непостоянства качества, несохраняемости можно выделить такие свойства услуги туризма, как комплексность, эффект накопления и сложность нормирования, которые могут преломляться в различной среде их производства и реализации. Туристская услуга носит территориальный характер, который определяется как спецификой удовлетворения потребностей в туризме (отдыхе, путешествии, целевой поездке), так и особенностью формирования спроса и предложения на туристский продукт в регионе.

Анализ существующих подходов к изучению функционального назначения туризма позволил уточнить классификацию  функций туризма, при этом выделив  три функциональные группы:

- функции, связанные с  формированием и развитием личности;

- с возможностями культурного  взаимообогащения наций;

- с обеспечением экономического  роста и воспроизводством производительных  сил общества.

Выявленная многофункциональность  позволяет представить сферу  туристских услуг как совокупность отраслей, прямо или косвенно удовлетворяющих  туристские потребности общества. Таким  образом, роль туризма в социально-экономическом  развитии региона определяет четкую структуру взаимодействия сферы  туристских услуг с другими отраслями  экономики, а также место регионального  туристского комплекса в этой системе.

     

Изменилось поведение гостей. Туристы больше не запрашивают информацию по старому принципу: сначала страна, затем регион и в заключение определенного места. В зависимости от своих склонностей, мотива информационной осведомленности и цели поездки турист останавливает свое внимание на одном из этих уровней;

к туристскому маркетингу предъявляются новые требования, так как, являясь центральной  задачей, он должен проводиться профессионально, что требует много кадровых и  финансовых средств. Чисто информационная реклама, сделанная простыми средствами, больше не удовлетворяет потребителей;

к формированию предложения  предъявляются новые требования. Для того чтобы сформировать предложение, необходимы большой аппарат работников и программы по обслуживанию гостей.

Для развития туризма в  государственном масштабе необходимо преодолеть депрессивное состояние  отдельных регионов. Основными условиями, определяющими развитие и функционирование туристского бизнеса в сфере хозяйственной деятельности, являются следующие:  1.Становление и функционирование рыночных отношений в организации межрегиональных связей.

2. Необходимость развития  туристского бизнеса в регионах, имеющих слабо развитую промышленность, что приведет к переспециализации этих районов.

3. Преодоление нарастающих  противоречий в отношениях между  отдельными регионами, где туризм  определил свое место в хозяйственной  деятельности2.

Таким образом, различия в  экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах России исключают унифицированный  подход к проведению реформ в туристском бизнесе, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона. Опыт учит, что чем  выше уровень развития региона, крупномасштабней и разнообразней другие направления его экономики, тем больше вероятность того, что развитие туризма будет носить положительный характер.

2.Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001.- с. 41-43

1.4 Современная практика управления процессом развития туризма в регионе

Развитие регионального  туризма возможно только посредством  эффективного взаимодействия субъектов  сферы туристских услуг с органами регионального и местного управления.

При изучении развития туризма  в регионе необходимо глубокое понимание  современной экономической ситуации в нем. Известно, что при вхождении  в рынок все регионы России испытывают кризис, идет процесс ломки  структуры экономики, часто очень  болезненный. Проявляется дезинтеграция  экономического пространства, разрыв связей между регионами.

Поэтому основными целями государственной политики регионального  туризма являются:

Решение проблемы взаимодействия регионов т.е. координация экономической деятельности, которая включает в себя согласование решений:

- производителей внутри  региона;

- потребителей, представляющих  свой регион;

- вопроса о производстве  и потреблении туристского продукта  за пределами региона.

Рациональное территориальное  разделение труда внутри и между  регионами и их экономическая  кооперация. Для туристского комплекса  это выражается в развитии тех  видов туризма и соответствующей  инфраструктуры, которые позволили  бы обеспечить сохранность рекреационного достояния региона при максимальной прибыльности их использования.

Реформирование структуры  регионального туристского комплекса, преодоление депрессивного состояния, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономических процессов, развитие транспортных систем и систем связи, поддержание экологической обстановки.

Ориентация деятельности туристских предприятий на работу с  местным населением с целью развития кратковременного отдыха, повышения  показателей объема туристско-экскурсионных  услуг.

Перестройка управленческой структуры региональной туристской системы по спросу и предложению  путем перевода ее на систему территориальных  объединений, комплексов и ассоциаций.

Таким образом, роль органов  власти различных уровней является определяющей в отношении ряда функций Экономики современного туризма

Решения по разработке политики развития туризма в регионе, а  также подготовка и принятие плана  его развития;

Подготовка программ развития, включая координацию соответствующих  проектов государственного и частного секторов;

Информация о работе Анализ туристских ресурсов Пермского края