Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:26, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы туризма и реальную рыночную практику, оценить состояние туристского рынка вновь созданного субъекта РФ - Пермского края, и предложить конкретные мероприятия для совершенствования системы управления сферой туризма в регионе.
Введение……………………………………………………………………...2стр
1 Глава.Теоретические аспекты развития туризма………………………..4стр
1.1. Основные понятия туризма…………………………………………..4стр
1.2. Факторы влияющие на развитие туризма………………………….11стр
1.3. Туристский регион.Специфика регионального туризма………….15стр
1.4. Современная практика управления процессом развития туризма в регионе………………………………………………………………...17стр
2 Глава. Анализ состояния и перспективы развития туризма в Пермском крае……………………………………………………………………………21стр
2.1. Пермский края как субъект РФ………………………………………...21стр
2.1.1. История Пермского края……………………………………………...21стр
2.1.2. Оценка состояния туризма Пермского края………………………...23стр
2.2. Анализ туристских ресурсов Пермского края………………………..28стр
2.3 Анализ инфраструктуры Пермского края……………………………..33стр
3.Глава. Сравнительный анализ программ развития в субъектах РФ…..43стр
Заключение…………………………………………………………………..49стр
Список литературы………………………………………………………….50стр
Современное развитие туризма
в России характеризуется настолько
глубокими и противоречивыми
переменами в его организационной
структуре, в направленности развития,
в состоянии количественных и
качественных параметров отрасли, что
это до сих пор не позволяет
дать однозначную оценку произошедшим
изменениям. С одной стороны, современное
состояние туризма в России расценивается
как кризисное, связанное с резким
падением достигнутых ранее показателей
обслуживания населения и объемов
туристских услуг, сокращением материальной
базы туристской отрасли и значительным
несоответствием потребностям населения
в туристских услугах. С другой стороны,
отмечаются высокие темпы роста
строительства в крупных
Россия, располагая колоссальным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю по количеству прибытий иностранных туристов приходится менее 1% мирового туристского потока, а доход от туризма в России в 1998г. составил лишь 7,1 млрд. долл. Потенциальные возможности страны позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры ежегодно принимать до 40 млн. иностранных туристов при том, что ныне количество приезжающих в Россию иностранных гостей всех категорий явно не соответствует ее туристскому потенциалу 1
Однако, потенциальный спрос на поездки в Россию огромен.
Понятно, что принять этот
поток туристов Россия сможет только,
если будет располагать достаточными
материально-техническими и трудовыми
ресурсами: гостиничной базой, предприятиями
общественного питания, торговли, досуга
и развлечений, транспортными средствами,
спортивными сооружениями, выставочными
площадями и местами для
1Чудновский. А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский. - М.: КНОРУС, 2004..
качественными коммунальными услугами, включая такие объекты общественного пользования, как аэропорты, парки, автодороги, музеи, театры и т.д.
1.2 Факторы, влияющие на развитие туризма
Состояние въездного туризма как сложного социально-экономического явления, безусловно, зависит от ряда факторов, затрагивающих различные стороны жизни общества. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот. Нежелательные факторы снижают туристский поток.
Основные факторы, влияющие на развитие туризма можно разделить на две группы: статичные и динамичные.
Первые имеют неизменное во времени значение. В эту группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.
В настоящее время историко-
В новых общественно-
- политические;
- социально-демографические;
- финансово-экономические;
- материально-технические.
От политической обстановке в регионе зависят, по существу все другие динамичные факторы. Кризисы, политическая нестабильность, безработица, скачки курса валют и т.д. - это последствия политики государства. Государство также устанавливает тарифы, налоги, цены в области экономической деятельности предприятий туризма, проводит контроль за исполнением туристских нормативов, ведет санитарный, валютный, полицейский и таможенный контроль в отношении туристов и контролирует действия предприятий, связанных с туризмом.
Социально-демографические факторы характеризуют такие показатели, как возраст населения, степень занятости, наличие одиноких людей и бездетных пар, уровень образования, культуры, эстетические требования населения, соотношение материальных и духовных потребностей в обществе и т.д.
Своевременное и позитивное
решение социальных вопросов в конечном
итоге оказывается эффективным
и с экономической точки
В результате изменений социально-
Однако изменение структуры общества неоднозначно сказалось на характере развития туризма. На фоне общего сокращения туристов увеличивается относительное число наших граждан, выезжающих за рубеж по более дорогим маршрутам.
Безусловно, одна из главных задач, стоящих перед отечественными турпредпринимателями, заключается в повышении массовости туризма и развитии интересных направлений внутри страны.
Анализ факторов, влияющих на развитие туризма невозможен без материально- технической базы туристской индустрии: средств размещения, питания, транспорта, рекреационной сферы, торговли и т.д.
Материальная база туризма
в настоящее время
Дальнейшее развитие туризма не возможно без строительства и реконструкции существующих гостиниц, ресторанов и прочих необходимых туристам объектов.
Отдельно как один из существенных факторов, влияющих на въездной туризм, модно выделить роль средств массовой информации.
Факторы привлекательности для туристов отдельных регионов крайне разнообразны. Их изучение и умелое практическое использование способно коренным образом изменить ситуацию даже в самых, казалось бы, бесперспективных для туризма странах.
Таким образом, успех развития
туризма в регионе напрямую зависит
от соотношения благоприятных и
неблагоприятных факторов. Многообразие
видов туризма и факторов, определяющих
его развитие, открывает хорошие
перспективы для любого региона,
заинтересованного в
1.3 Туристский регион. Специфика регионального туризма
Туризм, как составляющая сферы услуг, имеет свою специфику, типологию и функции, которые позволяют определить его как автономную сферу хозяйствования. Специфика туристской услуги заключается в характерных свойствах, отличающих ее от других услуг. Кроме известных свойств неосязаемости, неотделимости от источника, непостоянства качества, несохраняемости можно выделить такие свойства услуги туризма, как комплексность, эффект накопления и сложность нормирования, которые могут преломляться в различной среде их производства и реализации. Туристская услуга носит территориальный характер, который определяется как спецификой удовлетворения потребностей в туризме (отдыхе, путешествии, целевой поездке), так и особенностью формирования спроса и предложения на туристский продукт в регионе.
Анализ существующих подходов к изучению функционального назначения туризма позволил уточнить классификацию функций туризма, при этом выделив три функциональные группы:
- функции, связанные с
формированием и развитием
- с возможностями культурного взаимообогащения наций;
- с обеспечением экономического
роста и воспроизводством
Выявленная
Изменилось поведение гостей. Туристы больше не запрашивают информацию по старому принципу: сначала страна, затем регион и в заключение определенного места. В зависимости от своих склонностей, мотива информационной осведомленности и цели поездки турист останавливает свое внимание на одном из этих уровней;
к туристскому маркетингу
предъявляются новые
к формированию предложения
предъявляются новые
Для развития туризма в государственном масштабе необходимо преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов. Основными условиями, определяющими развитие и функционирование туристского бизнеса в сфере хозяйственной деятельности, являются следующие: 1.Становление и функционирование рыночных отношений в организации межрегиональных связей.
2. Необходимость развития
туристского бизнеса в
3. Преодоление нарастающих
противоречий в отношениях
Таким образом, различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах России исключают унифицированный подход к проведению реформ в туристском бизнесе, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона. Опыт учит, что чем выше уровень развития региона, крупномасштабней и разнообразней другие направления его экономики, тем больше вероятность того, что развитие туризма будет носить положительный характер.
2.Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001.- с. 41-43
1.4 Современная практика управления процессом развития туризма в регионе
Развитие регионального туризма возможно только посредством эффективного взаимодействия субъектов сферы туристских услуг с органами регионального и местного управления.
При изучении развития туризма
в регионе необходимо глубокое понимание
современной экономической
Поэтому основными целями государственной политики регионального туризма являются:
Решение проблемы взаимодействия регионов т.е. координация экономической деятельности, которая включает в себя согласование решений:
- производителей внутри региона;
- потребителей, представляющих свой регион;
- вопроса о производстве
и потреблении туристского
Рациональное территориальное
разделение труда внутри и между
регионами и их экономическая
кооперация. Для туристского комплекса
это выражается в развитии тех
видов туризма и
Реформирование структуры
регионального туристского
Ориентация деятельности туристских предприятий на работу с местным населением с целью развития кратковременного отдыха, повышения показателей объема туристско-экскурсионных услуг.
Перестройка управленческой структуры региональной туристской системы по спросу и предложению путем перевода ее на систему территориальных объединений, комплексов и ассоциаций.
Таким образом, роль органов власти различных уровней является определяющей в отношении ряда функций Экономики современного туризма
Решения по разработке политики развития туризма в регионе, а также подготовка и принятие плана его развития;
Подготовка программ развития,
включая координацию
Информация о работе Анализ туристских ресурсов Пермского края