Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:22, курсовая работа
Целью данной работы является определение факторов и методов ценообразования в туризме, так же выявления особенностей ценообразования на примере туроператора « Библио глобус».
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Изучить факторы и методы, влияющие на ценообразования в туристской деятельности;
- Рассмотреть проблемы ценовой политики в туризме;
- Определить особенности образования цены в практике туристской организации.
Введение
Глава 1 Ценообразование как функция туроператора
1.1 Деятельность туроператора по созданию турпродукта
1.2 Ценовая политика и тактика туристской фирмы
Глава 2 Особенности образования цены в практике турфирмы
2.1 Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия
2.2 Расчет стоимости турпакета на примере туроператора «DSBW»
Заключение
Библиографический список
- набор услуг в пакете. При увеличении этого набора могут снижаться цены на услуги, составляющие турпакета;
- порядок оплаты услуги. При условии оплаты задатка, депозита или раннего аванса турфирме – покупатель может претендовать на предоставление скидок.
Наряду с дифференцированными ценами могут использоваться различные скидки, например:
- скидки с цен на обслуживание детей до 12 лет;
- скидки с цен на дополнительные экскурсии;
- скидки для отдельных категорий потребителей.
Могут широко использоваться и надбавки к действующим ценам. Обычно они пускаются в ход, когда возникает ажиотажный спрос на поездки в какой-то турцентр в связи с проводимым там популярными культурными, спортивными и др. мероприятиями и праздниками. В такие периоды туруслуги и др. туристские товары в этих местах реализуются по ценам, значительно превышающим обычные, принося значительные доходы турфирмам и др. туристским предприятиям.
Глава 2 Особенности образования цены в практике турфирмы
Ценообразование в сфере туризма имеет ряд отличительных свойств:
1) услуги туризма представляют
собой конечный продукт,
2) если на стадии создания
промежуточного продукта с
3) сфера услуг непосредственно
связана с потребителем в
4) процессы производства,
реализации и потребления
5) турпродукт в большинстве случаев представляет собой пакет услуг, рассчитанный на группу людей. В нее входят как туристы, так и лица, сопровождающие группу на конкретном маршруте (гид-переводчик, групповод, водитель автобуса). Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;
6) цены на определенные виды услуг могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности;
7) цена тура на одного
человека зависит от
8) цена тура зависит от его вида. Цена индивидуального тура выше, чем группового;
9) цена тура зависит
от возрастного состава
Некоторые виды услуг реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поэтому на одни и те же услуги действуют два вида цен – внутренние и внешнеторговые (мировые).
Особенностью формирования цен на услуги туризма является то, что они должны включать потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму. Например, продукты овеществленного прошлого труда (памятники истории и архитектуры, паркового хозяйства, заповедники) или те, которые созданы природой (горы, озера).
На цену турпродукта влияет целый ряд факторов:
- класс обслуживания (степень комфортности);
- вид путешествия (авиационный, автобусный);
- формы обслуживания
(групповой, индивидуальный
- конъюнктура рынка на услуги туризма;
- сезонный характер предоставления услуг;
- география размещения турфирм и др.
Цена на услуги туризма включает следующие элементы:
1) стоимость сырья и материалов (продукты для приготовления пищи, постельные принадлежности);
2) текущие расходы на производство, реализацию и организацию потребления услуг;
3) прибыль тороператора;
4) косвенные налоги
по видам услуг (НДС,
5) скидки для отдельных групп туристов;
6) надбавки или скидки (комиссионное вознаграждение) в пользу турагента.
Первые 2 элемента формируют себестоимость туруслуг.
Цены на турпродукт должны соответствовать спросу и рекламе. Их необходимо ориентировать не на среднего туриста, а на определенные типовые группы. Как правило, снижение цены на турпродукт ведет к росту спроса и оказывает рекламное воздействие на покупателя. В свою очередь улучшение рекламы может способствовать увеличению цены на турпродукт.
Уровень цен значительно влияет на объем реализации турпродукта. Однако это влияние имеет свою специфику, которая обусловлена следующим:
а) потребление турпродукта происходит в свободное время, которое имеет для туриста самостоятельную ценность, и которого у него не так уж и много. Отсюда – особая избирательность, повышенные требования и чувствительность к качеству и цене турпродукта;
б) между моментом продажи турпродукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Это находит свое отражение в политике цен. Например, вводится специальное дополнительное страхование туристов от инфляции, плохой погоды.
При разработке цен учитываются различные комиссионные вознаграждения посредникам:
1) комиссия для
туроператоров, которые
2) розничная комиссия турагентам, которые перепродают программы туроператора или сами бронируют гостиничные номера;
3) комиссия для
других организаций, которые
2.1 Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия
Ценовая политика предприятия зависит от множества факторов, как внешних, так и внутренних. Внутренние факторы отражают ограничения при принятии ценовой политики. Внешние факторы представляют собой возможности для выбора определенной ценовой стратегии и тактики. К основным внутренним факторам, ограничивающим предложения конкретного производителя, можно отнести:
- особенности производственного процесса (мелкосерийное и
индивидуальное производство или массовое);
- специфика производимых
продуктов (степень ее
уникальность, качество);
- организационный уровень,
степень использования
методов производства;
- рыночная стратегия и
тактика производителя (
несколько рыночных сегментов).
Многие факторы внешнего характера не могут контролироваться
предприятием, но могут быть учтены при ценообразовании.
Рассмотрим некоторые из основных факторов, воздействующих на
конечные цены. Как правило, на уровень и динамику цен влияет финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены оказывает изменение покупательской способности денежной единицы России.
Потребители товаров оказывают значительное влияние на принятие фирмой решения по ценам.
Принято различать 4 категории покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках:
1) покупатели, проявляющие большой интерес при выборе товаров к их
ценам, качеству и ассортименту; на эту группу покупателей большое влияние
оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и
преимущества товара;
2) покупатели, чутко реагирующие на «образ» товара; основное
внимание они уделяют обслуживанию и отношению к себе продавца;
3) покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие
фирмы и готовы ради них заплатить более высокую цену за товар;
4) покупатели, для которых важна не столько цена, сколько комфорт и
удобство, предоставляемые товаром.
Необходимо учитывать тот факт, что государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли.
Независимо от того, насколько обоснованы эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен». Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели не должны консультироваться или обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать обсуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.
Знание эластичности спроса по цене является важным для политики цен предприятия, и, следовательно, ему следует работать как над повышением, так и над понижением чувствительности покупателя к цене.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование предприятия. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены и варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.
2.2 Расчет стоимости турпакета
на примере туроператора «
Технология разработки тура.
1. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей и формирование тура):
а) ПЭСТ анализ (политические, экономические, социальные, технологические силы);
б) ПНВУ (преимущества, недостатки, возможности, угрозы);
в) сегментация рынка (мотивация, цели) – «название тура».
2. География маршрута
(перспективное планирование
- выявление ресурсно-
- тип маршрута (линейный, радиальный, кольцевой).
3. Договорный этап
(заключение договоров с
Договор с гостиничным предприятием должен содержать:
- стоимость номеров, их бронирование;
- скидки;
- условия размещения;
- график заездов;
- материальная ответственность.
Договор с предприятием питания включает:
• количество одновременно обслуживающих туристов;
• регулярность и величина питания;
• примерные цены;
• материальная ответственность.
4. Информационно-методическое обеспечение тура:
а) составление карточки транспортного маршрута;
б) описание маршрута (вербальное описание, условия приема и обслуживания);
в) график движения по маршруту (расписание);
г) документ «Условия приема и обслуживания туристов».
Условия о размещении: какие номера, комнаты или каюты, сколько человек может проживать, санитарно-бытовое обслуживание – наличие канализации, прачечных, душ или ванны в номерах.
Условия питания: ресторан, кафе, буфет – адрес и отдаленность от места проживания, план питания.
Программа туристско-экскурсионного, культурно-досугового обслуживания: дни обслуживания, перечень тем экскурсий и мероприятий, продолжительность экскурсий в астрономических часах, стоимость экскурсий):
• карта-схема маршрута;
• справочные материалы по маршруту;
• различная информация для составления памятки для туристов, выезжающих за границу, памятка для менеджера;
• описание технологических особенностей тура (прививка от СПИДа, малярии, азиатская гостиница, Диснейленд и т.д.);
• памятки о сроках подачи заявок (на авиабилеты, проживание, питание, скидки на группу);
• заявка бронирования тура (дата, № заказа, ответственное лицо, название тура, информация о туристах русский и латинский вариант, № заграничного и российского паспорта, транспорт, время, рейс, класс, возможные изменения, страна, город, дата прибытия и убытия, гостиница, название, класс, тип номеров, питание, экскурсии);