Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:34, реферат
В настоящее время, начиная с конца прошлого века, Россия все чаще становится участником международных отношений, в том числе и связанных с туризмом. Вопросы реализации туристского потенциала нашей страны в целом и отдельных тур регионов в частности, стоят очень остро. Сегодня туристский комплекс отдельных регионов страны востребован, в основном, российскими туристами и гораздо меньше знаком иностранному потребителю, и обуславливается это, прежде всего плохой осведомленностью потенциальных клиентов. В то же время надо отметить, что отношение иностранцев к России с каждым годом заметно улучшается. Потенциал нашего рынка велик и начинает успешно реализоваться. Заметно активи-зировалась реклама России на внешнем рынке.
Манильская
декларация по мировому туризму гласит:
«Туризм пони-мается как деятельность,
имеющая важное значение в жизни
народов в силу непосредственного
воздействия на социальную, культурную,
образователь-ную и
Экономическая функция туризма проявляется через спрос и потребление туристов. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы:
- основные;
- специфические;
- дополнительные.
Основные потребности туристов - это потребности в передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристской деятельности. Средства размещения (гости-ницы, мотели, частные квартиры) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) обеспечивают условия для нормальной жизнедеятельности туристов. Транспортные средства осуществляют их доставку к местам отдыха и обеспечивают внутримаршрутные передвижения. Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потреб-ностей туристов, являющихся главной целью поездки - потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании. Дополнительные потребности туристов удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений.
Специфика
туристского потребления
Наряду с позитивными последствиями развития туризма в отдаленных и слабых в структурном отношении регионах необходимо учитывать и отрицательные аспекты: поляризацию и коммерциализацию интересов различных групп населения; возрастание роли неквалифицированного труда; рост числа отклонений от принятых в обществе норм поведения (хулиганство, алкоголизм); коммерциализацию культуры; потерю само-бытности того или иного региона; конфликты между местным населением и туристами.
Туризм несет в себе глубокую социальную функцию. «Социальная значимость туризма обусловлена возможностью удовлетворения одной из важнейших потребностей человека - восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил» 1, - отмечается в Манильской декларации по мировому туризму.
Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и, внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.
Гуманитарная
функция туризма заключается
в использовании его
Обеспечение качества туристского продукта
Качество
турпродукта – совокупность свойств
тур услуг и процессов
Регулировать субъективное качество можно с помощью:
- опытного сопровождающего гида;
-
профессионализма работников
-
подготовленности местного
Качество тур услуг имеет 3 уровня:
1. Техническое качество (состояние инфраструктуры).
2. Социальное качество (уровень сервиса, профессионализм персонала).
3.
Качество окружающей среды (
Обязательные требования к качеству тур услуг:
безопасность жизни и здоровья;
гарантия предоставления услуг, согласно путевке;
сохранность имущества туристов;
охрана окружающей среды.
Критерий качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов. На качество тур обслуживания влияют факторы:
- природно-климатические;
- культурно-исторические;
- психологические;
-
специфические потребности
- культура труда и поведения сотрудников;
- имидж предприятия.
Стандарты качества тур обслуживания определяются системой стандартизации и сертификации. Стандартизация является важнейшим инструментом государственного регулирования туристской деятельности и защиты прав потребителей тур услуг. Стандартизация – деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Объект стандартизации – услуга, процесс обслуживания, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объектов в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).
Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, тур индустрия – область стандартизации, а конкретные тур услуги – объекты стандартизации.
Основные задачи стандартизации в сфере туризма:
-
установление номенклатуры
-
установление прогрессивных
-
установление требований, обеспечивающих
безопасность услуг, охрану
-
установление требований к
-
обеспечение координации
-
установление терминов и
Уровни стандартизации:
- международная стандартизация - деятельность, открытая для соответст-вующих органов любой страны;
-
региональная - деятельность, открытая
только для соответствующих
-
национальная - стандартизация в
одном конкретном государстве.
Может осуществляться на
Основным понятием, используемым в стандартизации, является «стандарт». Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Существуют
различные категории
- Государственные стандарты (в РФ - ГОСТ Р).
- Стандарты отрасти - ОСТ.
-
Стандарты общественных
-
Стандарты предприятий и
Основные виды стандартов в сфере услуг:
- основополагающие стандарты;
- стандарты на услуги;
- стандарты на процессы (технологические, например);
- стандарты на методы контроля.
Важным
элементом системы
Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтвержде-ния (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техни-ческим условиям.
Цель:
-
создание условий для
-
содействие потребителям в
-
защита потребителей от
-
контроль безопасности услуг,
окружающей среды, жизни,
-
подтверждение показателей
Сертификация бывает:
- самосертификация, проводимая самим предприятием - изготовителем продукции и услуг;
- сертификация, осуществляемая потребителем;
- сертификация, осуществляемая 3-ей стороной - специальной организацией, не зависимой от потребителя и изготовителя;
-
обязательная - (безопасность, охрана
окружающей среды, здоровья
-
добровольная - (с целью создания
условий для повышения
Обязательная
сертификация тур продукта проводится
на определенной государством законодательной
и нормативной базе - законы РФ «О
сертифи-кации продукции и
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.
Для
сертификации туристских услуг применяют
схемы, рекомендо-ванные для сертификации
различных услуг и видов
В Правилах приведен перечень сертифицируемых услуг, определены показатели услуг, которые необходимо подтвердить при сертификации, а также для каждой услуги указаны нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация, и нормативные документы на методы испытаний (проверок, оценок) 1. При положительных результатах сертификационных проверок орган по сертификации оформляет сертификат и лицензию на применение знака соответствия и выдает их заявителю. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом результатов оценки услуги, но не более чем на три года. При отрицательных результатах проверок орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата. Органы, выдавшие сертификаты, в течение всего срока действия сертификата, не реже одного раза в год осуществляют инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированной услуге. Такой контроль проводится в форме периодических проверок по договорам между органами по сертификации и обладателями сертификата и в форме внеплановых проверок в случаях поступления претензий к сертифицированной услуге от потребителей или от органов, осуществляющих государственный или общественный контроль за исполнением услуг. Если по результатам инспекционного контроля обнаружено несоответствие услуги установленным требованиям, то орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата и применение знака соответствия.