Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа
Цель преддипломной практики – на основе анализа литературы проанализировать функционально – технологический процесс ресторана «Сауле».
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Изучить теоретические аспекты организации функционально-технологического процесса в ресторанах.
2. Изучение особенности деятельности ресторана, его организационной структуры.
3. Провести анализ состава функциональных групп помещений ресторана «Сауле».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕСТОРАНАХ ………………………………………………………………. 5
1.1. Виды предприятий общественного питания. Классификация ресторанов …………………………………………………… 5
1.2. Организация функционально-технологического процесса в ресторанах …………………………………………………… 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТАВА ФУНЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ПОМЕЩЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА «САУЛЕ» ………………………………………. 19
2.1. Основная информация о ресторане «Сауле» ………………... 19
2.2. Состав функциональных групп помещений ресторана «Сауле» ………………………………………………………... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………... 35
Предприятия общественного питания могут предоставлять потребителям консультации специалистов по изготовлению, оформлению блюд, а также обучать правилам сервировки. Такие услуги относятся к информационно-консультационным услугам.
Кроме того, для привлечения
клиентов нередко предприятия
То есть, количество видов услуг, которые могут быть предоставлены предприятием общественного питания, достаточно велико и их номенклатура может быть расширена в зависимости от типа и класса последнего.
Различные виды ПОП позволяют предоставлять услуги по организации питания в весьма широком диапазоне обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг.
1.2. Организация функционально-технологического процесса в ресторанах
В организациях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества, должны выполняться санитарные и технологические нормы и правила, а также требования пожарной и электробезопасности.
Должны выполняться требования следующих нормативных документов по безопасности услуг:
- экологической безопасности – СНиП 2.08.02;
- противопожарной безопасности – ГОСТ 12.1.004;
- требования к освещению – СНиП 11-4.
Изготовляемые пищевые продукты по безопасности и пищевой ценности должны соответствовать установленным санитарным правилам, таким как:
- санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777-91, СанПиН 42-123-4117-86, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий [40];.
- требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов – в соответствии с требованиями МБТ 5061.
Санитарно-гигиенические требования к предприятиям пищевой промышленности (молочной, мясной, рыбоперерабатывающей, хлебопекарной, кондитерской, плодоовощной и др.) основаны на соответствующих санитарных правилах и нормах, которые имеют ряд общих санитарных требований к предприятиям пищевой промышленности.
К ним относятся следующие положения:
1) соблюдение санитарных требований к территории как хозяйственной, так и производственной зоны; правильное санитарное содержание территории (уборка, полив, расположение и состояние мусоросборников, их очистка и дезинфекция);
2) правильное санитарно-техническое состояние предприятия (водоснабжение и соответствие качества питьевой воды СанПиН 2.1.4.544.96 или СанПиН 2.1.4.559.96) [39], обеспеченность горячим водоснабжением и паром, наличие канализации и подсоединение ее к технологическому оборудованию, наличие очистных сооружений, обеспеченность холодом и соблюдение температурного режима в охлаждаемых камерах, обеспеченность отоплением и соблюдение температурного режима в отапливаемых помещениях, наличие вентиляции и эффективность ее работы, достаточность освещения, как искусственного, так и естественного, шумоизоляция в производственных помещениях;
3) обеспеченность транспортом, оборудованием, инвентарем, тарой и соблюдение санитарных условий мойки, дезинфекции и хранения;
4) достаточность производственных и бытовых помещений в соответствии с мощностью выпускаемой продукции и соблюдением их санитарного содержания;
5) дератизация, дезинфекция и эффективность борьбы с грызунами, мухами и другими насекомыми;
6) соблюдение личной и производственной гигиены и т. д.
Помимо санитарных правил,
установленных для продукции, определенные
требования предъявляются и к
персоналу организации
В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса (ТК) РФ работники организаций общественного питания должны проходить обязательные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний [17].
Перечень профессий, должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, обязанных проходить при поступлении на работу, а также периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, указан в письме Минздрава России от 7 августа 2000 года № 1100/2196-0-117.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» услуги общественного питания не лицензируются. Исключение составляют услуги по продаже алкогольной продукции, которые подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Порядок сертификации продукции и услуг общественного питания установлен Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [44, с. 65].
Под сертификацией услуг общественного питания следует понимать процедуру подтверждения соответствия оказываемых предприятием общепита услуг определенным стандартам. Данное соответствие подтверждается путем выдачи документа в письменной форме – сертификата соответствия, свидетельствующего о том, что предоставляемые предприятием общественного питания услуги соответствуют установленным требованиям. Обычно сертификат соответствия выдается на 1 год. При этом определяется, к какому классу относится ресторан.
Сертификация продукции
общественного питания
- создания необходимых
условий для деятельности
- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
- защиты потребителей от некачественной продукции;
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей.
Сертификация может быть и добровольной.
Добровольная сертификация проводится по собственной инициативе заявителя. При этом добровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию.
За нарушение Правил оказания услуг общественного питания, а также санитарных и гигиенических правил к организациям может быть применена административная, а в определенных случаях и уголовная ответственность, установленная в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных нарушениях (далее – КоАП) и Уголовного кодекса РФ.
Организация технологического процесса в ресторанах как предприятиях производства кулинарной продукции имеет ряд особенностей, связанных со спецификой работы. Особенность предприятия в том, что в нем сочетаются функции организации технологического процесса приготовления кулинарной продукции и ее реализации через торговые залы ресторана, магазины кулинарии, буфеты и т. д., следовательно, организуются торговые функции предприятия.
Продукция, выпускаемая ресторанами, скоропортящаяся и требует быстрой ее реализации. Различные продукты и сырье, используемые для приготовления блюд и кулинарных изделий, также не выдерживают длительных сроков хранения. В связи с этим при организации технологического процесса предприятие должно обеспечить максимальное сокращение сроков хранения и обработки сырья и сроков реализации готовой кулинарной продукции.
Кроме того, посещаемость ресторана в различные часы дня, дни недели и месяца неодинаковая и, как правило, непредвиденная, что затрудняет работникам производственной сферы четко спланировать завоз сырья, продукции, обработку сырья и приготовление полуфабрикатов из овощей, мяса, рыбы.
Все это требует постоянной
корректировки в организации
труда поваров, официантов и других
служб подразделений
В процессе приготовления кулинарной
продукции необходимо строго соблюдать
правила санитарного режима на производстве, вести
строгий контроль за качеством блюд.
Состав помещений и
их планировка обуславливается
- производственные помещения (хлеборубка, горячий, кондитерский, пирожный, мясорыбный, овощной, холодный цеха, помещения отходов, моечные, комната шеф-повара);
- складские помещения (кладовые, инвентарные, охлаждающие камеры, загрузочные);
- торговые (вестибюль,
гардероб, умывальные, туалет, обеденный
зал, буфет, помещения для
- административно-бытовые
и технические помещения (кабин
Производственные помещения.
Группу производственных помещений, как правило, следует планировочно размещать в единой функциональной зоне, с целью сохранения непрерывности производственных процессов.
При размещении производственных
помещений в двух-трех этажных
предприятиях питания принцип
Исключение могут составлять заготовочные цеха: овощной, мясной, рыбный, птицегольевой и кондитерский, работающих на сырьевой основе, которые могут размещаться в обособленной функциональной зоне, также не допускающей пересечения людо- и грузопотоков.
Размещение производственных цехов, как правило, предусматривается в отдельных помещениях. Размещение цехов в структуре здания должно обеспечивать последовательность обработки продуктов и изготовления изделий при минимальной протяженности функциональных связей и отсутствии пересечения технологических и транспортных потоков.
Не должны пересекаться между собой:
- посетители и персонал
(не считая персонал, работающий
непосредственно с
- чистая посуда и грязная посуда;
- сырье и отходы.
Цеха не должны быть проходными, исключение могут составлять отделения цехов, связанные последовательными технологическими процессами. Производственные помещения должны быть удобно связаны с рядом других помещений производственными коридорами.
Помещение раздаточной в предприятиях с обслуживанием официантами располагается таким образом, чтобы через технологические и дверные проемы оно имело непосредственную связь с горячим и холодным цехами, помещением для резки хлеба, сервизной, моечной посуды и буфетом.
Если указанные помещения расположены с одной стороны раздаточной, то помещение раздаточной проектируется шириной не менее 2 м. При расположении этих помещений с двух и более сторон раздаточной - не менее 3 м.
Фронт выдачи блюд в раздаточной при обслуживании официантами принимается: для горячих цехов не менее 0,03 м, для холодных цехов - 0,015 м и для буфетов - 0,01 м на 1 место в зале.
Моечные столовой, кухонной посуды (в том числе функциональных емкостей), тары полуфабрикатов допускается размещать в одном помещении; в этом случае моечные разделяются барьерами высотой не менее 1,6 м.
Топки кухонных плит на угле, торфе или дровах располагаются в отдельном помещении, имеющем самостоятельный вход.
Устройство дымоходов кухонных плит должно быть выполнено в соответствии с противопожарными требованиями, предъявляемыми к дымоходам печей.
Баллоны с горючими газами (применяемые для опаливания птиц) располагать в помещениях зданий не допускается.
Складские помещения. Помещения для приема (загрузочную) и хранения продуктов (кладовые охлаждаемые и неохлаждаемые) необходимо проектировать единым блоком - функциональной зоной, имеющей непосредственную связь с грузовыми лифтами и связь с другими помещениями через производственные коридоры.
Помещения для хранения продуктов должны иметь непосредственную связь с загрузочной и не должны быть проходными. Помещения для хранения продуктов не допускается размещать под моечными и санитарными узлами, а также под производственными помещениями с трапами.
Торговые помещения. К торговым помещениям ресторана относятся торговые залы с раздаточными, банкетные залы, коктейль-холлы, залы ожидания (аванзалы). В группу торговых помещений входят также касса, буфет-хлеборезка, подсобные помещения — сервизная и моечная столовой посуды, вестибюль, гардероб, туалетные комнаты. В вестибюле и туалетных комнатах должны быть зеркала [37, с. 76].
Гардероб обычно располагают
при входе в вестибюль, туалетные
комнаты — несколько дальше, по
пути движения к торговому залу.
Количество мест в гардеробе должно соответствовать количеству мест в залах
ресторана в период наибольшего притока
посетителей.
Интерьер ресторана включает планировочно-технологическое решение помещений, их освещение, цвет стен, пола, потолков, отделочные материалы, декоративное оформление торговых и банкетных залов. С решением интерьеров должны быть органически связаны стиль мебели, посуды, предметов сервировки стола, ковровые покрытия полов и т. д.
Информация о работе Функционально технологический процесс в ресторанах