Гражданско-правовая характеристика агентского договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем, связанных с реализацией агентского договора в сфере туризма.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть источники правового регулирования в сфере туризма;
- раскрыть понятие агентского договора;
- изучить правовую природу агентского договора в сфере туризма;
- составить модель агентского договора в сфере оказания туристических услуг.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Источники нормативно-правового регулирования в сфере туризма как основа формирования агентского договора 6
Глава 2 Гражданско-правовая характеристика агентского договора
2.1 Понятие и правовая природа агентского договора 13
2.2 Модель Агентского договора 21
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая по предмету Одтф по петраковой Агентский договор.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

Туризм –  одна из наиболее динамично развивающихся  отраслей мировой экономики. По данным всемирной туристической организации, на долю туризма приходится до 30 % мирового рынка услуг, число рабочих мест в этой сфере составляет 8 % от общих показателей занятости в мире. В последние годы наблюдается заметная активность и в сфере российского туризма, что напрямую связано с социально-экономическими реформами и интеграционными процессами последних десятилетий. Тот факт, что развитие сферы туризма в России идет крайне быстрыми темпами, обуславливает необходимость развитого и качественного правового регулирования туристской деятельности.

В целом можно говорить о появлении в России рынка  туристических услуг как сферы  проявления экономических отношений между производителями (туроператорами), турагентами и потребителями туристических услуг (туристами). Однако дальнейшее развитие этого рынка существенно тормозится из-за многих нерешенных проблем, в их числе значительный объем составляет блок проблем правового характера. Достаточно сказать, что лишь сравнительно недавно (1996 г.) на законодательном уровне были отрегулированы основные вопросы отношений в туризме (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Вместе с тем принятие этого закона поставило новые, достаточно сложные с теоретических позиций вопросы.

Вопросы, связанные с  правовым регулированием туристской деятельности, еще не стали предметом пристального внимания ученых-правоведов. Пока явно доминируют экономические аспекты при научном исследовании туризма. Из сравнительно немногих опубликованных трудов по юриспруденции следует отметить следующие: «Туристская деятельность: проблемы правового регулирования» (Писаревский Е.Л.), «О некоторых недостатках в договорных отношениях туристских фирм с туристами» (Терещенко А.А.,), «Договор возмездного оказания услуг» (Кабалкин А.Ю.), «Правовое регулирование международных туристских отношений» (Иванов А.П.), «Правовое регулирование туристской деятельности» (Волошин Н.И.), «Законодательная база туризма нуждается в совершенствовании» (Вышегородцев М.), «Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации» (Лебедев В.М., Чеченов Ю.А.), «Договор об оказании туристских услуг» (Сергеев В.И.), «Научно-практический комментарий. Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Положение о лицензировании турагентской деятельности» (Писаревский Е.Л.) и др. Заметным явлением в этой области стало появление комментария Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Парций Я.Е.)

Вместе с  тем, труды указанных выше и других авторов охватывают далеко не все  проблемы правового регулирования  туристской деятельности в России как  вида предпринимательской деятельности. Часть из них уже устарела (не говоря уже о работах более раннего периода), поскольку нормативная база меняется достаточно быстро. В большей мере отмеченные работы изданы в виде учебных и практических пособий, и таким образом, теоретико-правовой аспект исследуемой проблематики затрагивался весьма незначительно. Соответственно в научной юридической литературе отсутствуют монографические работы по комплексному исследованию указанных выше проблем, учитывающие социально-экономические реалии в современной России, которые, как известно, претерпели кардинальные изменения. Отсутствует также работы, основанные на новом законодательстве, регулирующем специфику туристской деятельности.

Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем, связанных с реализацией агентского договора в сфере туризма.

Для достижения указанных  целей были поставлены следующие  исследовательские задачи:

- рассмотреть источники  правового регулирования в сфере туризма;

- раскрыть понятие  агентского договора;

- изучить правовую  природу агентского договора  в сфере туризма;

- составить модель  агентского договора в сфере  оказания туристических услуг.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  в процессе формирования, продвижения  и реализации туристических услуг по агентскому договору, субъектами которых являются туроператоры, турагенты, туристы, органы государства и органы местного самоуправления, ведающие вопросами туристской деятельности.

Предмет исследования представляют научные взгляды по проблемам  правового регулирования отношений  в сфере туризма, законодательство о туризме, а также практика его применения.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», другие законы, подзаконные правовые акты, акты органов местного самоуправления, материалы судебной практики в сфере туристской деятельности.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

Глава 1 Источники нормативно-правового регулирования в сфере туризма как основа формирования агентского договора

 

В Российской Федерации  развитие туризма является одной  из крупнейших и динамичных отраслей мировой экономики, так как из года в год данная социальная сфера  становится активно развивающимся сектором экономики и существенным источником доходов, а также фактором реализации внешней и внутренней политики государства. Главной целью государственной политики в области туризма в настоящее время является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, который должен обеспечивать широкие возможности для удовлетворения потребностей как российских, так и иностранных граждан в предоставлении разнообразных туристских услуг.

Правовая концепция развития туризма в Российской Федерации направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии, которая, в свою очередь, реализует основное конституционное право человека на отдых. Гарантия качественной реализации этого права является одним из главных факторов гражданского оборота, который должен сопровождаться новыми импульсами в развитии и совершенствовании механизма современного туризма. В связи с этим возникает острая проблема во всестороннем правовом регулировании данной сферы.

Правовые отношения в  сфере оказания туристских услуг  представляют собой комплексные  общественные отношения, в которые  вовлечены государство, организации  туристской индустрии (гостиницы, перевозчики, рестораны и др.), туристские фирмы и, конечно же, сами туристы [16, С. 45-46]. Поэтому система источников правового регулирования, регламентирующих правовое положение субъектов, предоставляющих услуги, пользующихся этими услугами и контролирующих эти услуги в сфере туризма, обширна и включает в себя ряд нормативно-правовых актов: Конституцию Российской Федерации[1], Гражданский кодекс Российской Федерации[2], федеральные законы «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[3], «О защите прав потребителей» [5], «О техническом регулировании» [4], Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации [8], а также нормы административного, государственного, налогового, таможенного, страхового, экологического законодательства, затрагивающие непосредственно область туристской деятельности, а также ряд других законодательных актов.

Таким образом, действие правовой сферы туризма охватывает практически  все отрасли права и законодательства.

Конституция РФ, являясь  базой всего законодательства в  области туризма и актом, обладающим высшей юридической силой, которому должны соответствовать все принимаемые нормативно-правовые акты, не содержит в своем контексте термин «туризм», она формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования. Поэтому из конституционных положений возможно извлечь лишь толкование предоставляемых прав и гарантий и привести их во взаимодействие с туристской деятельностью.

Как известно, туристская деятельность всецело посвящена сфере услуг. Поскольку такая деятельность заключается в оказании соответствующих услуг гражданам на договорной основе, поэтому на нее распространяются действие общих и специальных норм гражданского законодательства. Услуги рассматриваются в Гражданском кодексе РФ как один из объектов гражданских правоотношений. Туристические услуги конкретно названы в числе иных, предусмотренных положениями института возмездного оказания услуг.

Для сферы туризма нужен  был нормативно-правовой акт, который  бы исключил бы стихийное нормотворчество  и направил работу всех действующих отечественных и иностранных туристских фирм в единое правовое русло, где наряду с нормами гражданского права действуют специальные нормы, регулирующие туристскую деятельность [12, С. 48-50]. Таким государственным актом мог быть лишь федеральный закон о туризме.

Формирование законодательной  базы о туристской деятельности было начато с принятия Указа Президента РФ от 24 апреля 1994 г. «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма»[6], где впервые была поставлена задача перед государством о поддержке развития туризма. Следующим этапом формирования становится одобрение Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации»[7].

Концепция определила включение туристской деятельности в перечень основных направлений  структурной перестройки российской экономики и создание нормативно-правовой базы развития туризма, с упором на мировой опыт и правоприменительную практику. С учетом этой Концепции была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». Указанная программа положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности, определив основные направления туристской отрасли в России. Перечисленные акты были положены в основу ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[3].

Впервые туристскую деятельность регулирует правовой акт, который образует стержень правовой системы туристской отрасли – Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туризме). Названный Закон определяет принципы государственной политики, регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Как и любой  нормативный акт, Закон о туризме  имеет свой понятийный аппарат, в  содержание которого входят основные понятия и термины, позволяющие  адекватно толковать данную область. Но дело в том, что ряд дефиниций, применяемых в сфере туризма, в юридической литературе не имеет целостного подхода.

Закон о туризме  определяет туристскую деятельность как  туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий [22, С. 48.].

Туроператорская деятельность определена как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, которая осуществляется туроператором. А турагентская деятельность, направленная на продвижение и реализацию туристского продукта, осуществляется турагентом.

Вообще, понятие «деятельность» подразумевает общественную практику людей, которая зависит в первую очередь от их образа жизни и многообразия действий.

Таким образом, можно допустить, что туристская деятельность предполагает осуществление  профессиональной практики, направленной на оказание туристских услуг или организацию каких-либо выездов или путешествий. Туристскую деятельность регулирует гражданское законодательство как вид предпринимательской деятельности. Во-первых, она является самостоятельной; во-вторых, осуществляется на свой риск; в-третьих, направлена на получение прибыли; в-четвертых, подразумевает оказание услуг и, в-пятых, осуществляется специальным субъектом. И все эти признаки подпадают под действие ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предъявляющей требования к предпринимательской деятельности.

Закон о туризме регулирует правовое положение основных субъектов  туристской деятельности [29, С. 65.].

Во-первых, определяет он как лиц, совершающих поездки  в нашей стране или за рубежом  в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от определенных источников. Следует отметить, что действующее законодательство предусматривает некоторые условия, в числе которых можно отметить срок пребывания туриста в стране временного пребывания не более шести месяцев, при этом цель поездки не сопровождается занятием какой-либо оплачиваемой деятельностью. Кроме туристов Закон упоминает экскурсантов – лиц, посещающих страну или место временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране или месте временного пребывания и использующих услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика [30, С. 59-62]. Законодатель ввел новую дефиницию для разграничения двух на первый взгляд одинаковых субъектов – туриста и экскурсанта.

Во-вторых, Закон  регулирует функционирование туристской индустрии, представленной совокупностью  гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, общественного питания, средств развлечения, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также операторов туристских информационных систем и организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников [17, С. 49-52]. В данном случае речь идет о такой категории исполнителей услуг, на плечи которых ложится практически весь объем работы по обеспечению качества туристской услуги (питание, экскурсии, перевозка, гостиница и пр.).

Информация о работе Гражданско-правовая характеристика агентского договора