Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 10:31, курсовая работа
В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего и въездного туризма - делает современных россиян и иностранных туристов интересными друг другу. Великие князья, монархи и императоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга, строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддистские храмы, оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС и одновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открывали космическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливали храмы. Все эти события и поступки сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.
Глава II. Понятие и сущность экскурсий 18
Глава III. Технология подготовки экскурсий 25
Заключение 35
Список литературы 38
Оглавление
В настоящее время наибольшей популярностью пользуется экскурсионный туризм. Он является одной из самых доступных форм активного отдыха. Появился данный вид туризма в конце XVIII. А окончательно сформировался в начале XX веков.
Экскурсионное дело в России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Во второй половине XVIII века передовые педагоги разрабатывали и реализовывали первые природоведческие экскурсии. Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике. Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов.[1, с.32]. До 1907 г. экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе. Начали создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открываются специальные учебные заведения по подготовке экскурсионных работников: Центральный музейно-экскурсионный институт (Москва), Экскурсионный институт (Петроград). В 70-е гг. XX в. экскурсионное дело становится частью учебного процесса крупнейших ВУЗов страны. Были открыты специализации «Методика и организация туристско-экскурсионного дела». На факультетах общественных профессий педагогических институтов создавались экскурсионные отделения. В 1996 году был принят Ф.З РФ «Об основах туристской деятельности».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что были созданы специальные документы, в которых содержится основная информация об экскурсионной деятельности, а так же основные понятия. Таким образом, можно определить, что такое экскурсионный туризм, разделив этот термин на 3 составляющих – экскурсант, туризм и турист.
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране.
Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.[2]
Следовательно, экскурсионный туризм- это временные выезды лиц с постоянного места проживания в познавательных целях на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Относительно определения термина «экскурсия» возникают трудности, так как в литературе, посвященной организации экскурсионной работы существует несколько определений экскурсии, отражающих эволюцию этого процесса в истории. Первоначально экскурсия рассматривалась как прогулка, с практической целью (исследование природы, истории края). Позднее экскурсия стала частью научного процесса.
К экскурсиям стали привлекать школьников, сделав ее частью учебно-воспитательного процесса. В советский период экскурсия становится частью массовой культурно-просветительной работы с населением. В настоящее время экскурсия, обогатившись содержанием, формами, тематикой, методикой проведения является неотъемлемой частью туристической деятельности.[3]
Так, в конце XIX века экскурсию определяли как «проходку, прогулку, выход на поиск чего-либо, для собирания трав и прочее». [4, с. 663].
А уже в начале XXI века экскурсия определяется как целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода.
Таким образом, можно сделать вывод, что в общем виде, понятие «экскурсионный туризм» можно представить как вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.
В более полном варианте, экскурсионный туризм - это путешествия с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов другого государства или региона. Это один из наиболее распространенных видов туризма. Для экскурсионного туризма характерны поездки, как на индивидуальной, так и на групповой основе.
Этот вид туризма включает путешествия с познавательными целями. Однако познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. То есть познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, включая даже посещение других городов. Экскурсионный туризм используется с целью самообразования, расширения кругозора, а так же является средством развлечения.
Главной целью экскурсионного туризма является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки, путешествия экскурсионными программами. То есть можно сказать, что любой тур может считаться экскурсионным, если в него включить экскурсии. Из этого следует, что если сама по себе экскурсия может быть включена в программу практически любого путешествия, то экскурсионный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Например, по своему содержанию в основном культурно познавательными являются автобусные туры. Круизы, как правило, предполагают увлекательную экскурсионную программу. Если речь идет о культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. [5]
Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.[6]
В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д. В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
Актуальность
работы заключается в том, чтобы
подробнее изучить
Цель работы – выяснить как создается экскурсионный тур и его место в туристической поездке.
Информация о работе Характеристика экскурсионной деятельности в туризме