Характеристика экскурсионной деятельности в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего и въездного туризма - делает современных россиян и иностранных туристов интересными друг другу. Великие князья, монархи и императоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга, строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддистские храмы, оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС и одновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открывали космическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливали храмы. Все эти события и поступки сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.

Содержание работы

Глава II. Понятие и сущность экскурсий 18
Глава III. Технология подготовки экскурсий 25
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

экскурсионня деятельность.docx

— 45.05 Кб (Скачать файл)

3. По месту проведения: городские, загородные, производственные, музейные.

- Городская экскурсия - предполагает  показ города или одной из  его частей, одного из административных  районов, одной из площадей или  улиц. Городские экскурсии так  же бывают обзорными и тематическими. Существуют также комплексные  городские экскурсии, когда осмотр  города сочетается с посещением  и осмотром части экспозиции  музея, для раскрытия одной из  подтем экскурсии.

- Загородная экскурсия  – организуется за пределы  города, расстояние до конечного  пункта следования обычно не  превышает 100 км. Загородная экскурсия  имеет несколько видов: а) когда  экскурсия проводится в конечном  пункте; б) когда экскурсия проводится  в пути следования; в) рассказ  и показ сочетает путевую информацию  с экскурсией в конечном пункте.

- Производственные экскурсии. Местом проведения являются: заводы, фабрики, комбинаты, стройки, вокзалы, морские и речные торговые  порты, аэропорты, метрополитены; научно-исследовательские  и проектные институты, лаборатории, научные центры. Объектами показа  в производственных экскурсиях  могут быть как предприятие  в целом, так и отдельный его  цех, отделение, ферма.

- Музейная экскурсия проводится  по экспозиции того или иного  музея. Российские музеи делятся  на исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические); искусствоведческие (изобразительного искусства, театральные, музыкальные, прикладного искусства и др.); литературные; технические (политехнические, технические, отраслевые); естественнонаучные (зоологические, ботанические, геологические). Кроме того, существуют комплексные краеведческие музеи, сочетающие историческое и естественнонаучное направление, музеи-усадьбы, парковые ансамбли и т.д.

Особую группу составляют мемориальные музеи, раскрывающие важное историческое событие, жизнь и деятельность выдающихся государственных, политических, общественных и военных деятелей. Подобные музеи создаются на территориях, где происходили конкретные исторические события, и на базе усадеб, домов, квартир. Основой для разработки и реализации экскурсий в музеи служат их экспозиции.

        4. По способу передвижения: пешеходные и транспортные, состоящие из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути материала, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

- Пешеходные экскурсии  – позволяют создавать необходимый  темп экскурсии, что обеспечивает  благоприятные условия для показа  и рассказа. Вместе с тем пешеходные  экскурсии не всегда подходят  для возрастных групп, не позволяют  комплексно рассматривать ресурсы  большого города, ограничивают перечень  затрагиваемых объектов.

- Транспортные (автобусные) экскурсии – состоят из нескольких  тематических частей: анализа экскурсионных  объектов на остановках с выходом  группы из автобуса и путевой  информацией, связанной с характеристикой  памятников истории и культуры, мимо которых продвигается группа. Транспортная (автобусная) экскурсия позволяет комплексно осветить ресурсы, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, выбрать нужный для осмотра ракурс, подъехать к объекту, осмотреть его, не покидая транспортное средство.

5. По продолжительности.

6. По форме проведения: экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом), экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений, экскурсия-спектакль на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

В настоящее время, основная масса туристов пользуется групповыми экскурсиями. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии - ее должен проводить высококвалифицированный гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны.

Качество экскурсионной программы, помимо профессионализма экскурсовода, зависит от множества факторов (интенсивность автомобильного движения вблизи объектов показа, возможность парковки автобуса или автомобиля вблизи от объекта показа, погода, график работы экскурсионных объектов, организованность туристов), учесть которые должен туристский оператор.

Стоит отметить, что главными конкурентными преимуществами познавательных туров является оригинальность, содержание и качество исполнения экскурсионных программ в их составе.

В последнее время становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Следовательно, экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

   

 

 

Глава III. Технология подготовки экскурсий

 

Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя:

- определение темы,

- постановку цели задач  экскурсии,

- изучение и отбор экскурсионных  объектов,

- составление маршрута  экскурсии,

- изучение литературных  источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев,

- консультации у специалистов,

- написание контрольного  текста экскурсии,

- комплектование «портфеля  экскурсовода»,

- выбор методических приемов  проведения экскурсии,

- составление технологической  карты экскурсии.

1 этап: Определение  цели и задач экскурсии (въездной  туризм).

Целями экскурсии могут быть:

- показ достижений города  в экономике страны

- показ исторической роли  города

- знакомство с творчеством  выдающегося архитектора

- знакомство с особенностями  природы края

- расширение кругозора

- получение дополнительных  знаний в различных областях  науки и культуры.

Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

2 этап: Выбор темы  экскурсии.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему (см. классификацию по Б. В. Емельянову).

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл

3 этап: Отбор литературы  и составление библиографии.

В ходе разработки новой экскурсии составляется список Интернет-ресурсов, книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему.

Также могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.

4 этап: Отбор и  изучение экскурсионных объектов.

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

- памятные места, связанные  с историческими событиями в  жизни нашего народа, развитием  общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской  битвы).

- здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные  с жизнью и деятельностью выдающихся  личностей, произведения архитектуры  и градостроительства, жилые и  общественные здания, здания промышленных  предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания  культурного назначения и другие  постройки.

- природные объекты –  леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники  и заказники, а также отдельные  деревья, реликтовые растения.

- экспозиции государственных  и народных музеев, картинных  галерей, постоянных и временных  выставок

- памятники археологии  – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные  валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы.

- памятники искусства  – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое  искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

- по содержанию – одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный  ансамбль, лес, поле, улица, площадь  города).

- по функциональному назначению  – основные, которые служат основой  для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов  между основными объектами в  ходе логических переходов в  рассказе.

- по степени сохранности  – полностью сохранившиеся, дошедшие  до наших дней со значительными  изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

5 этап: Составление  маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:

- хронологический. Примером  хронологического маршрута могут  служить экскурсии, посвященные  жизни и деятельности выдающихся  людей;

- тематический. По тематическому  принципу построения экскурсии  можно отметить экскурсии, связанные  с раскрытием определенной темы  в жизни города;

- тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии  построены по тематико-хронологическому  принципу.

Разработка маршрута – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

- показ объектов следует  проводить в определенной логической  последовательности, не допуская  ненужных повторных проездов  по одному и тому же участку  маршрута

- наличие доступности  объекта

- переезд или переход  между объектами не должен  занимать 10-15 минут, чтобы не было  слишком длительных пауз в  показе и рассказе

- наличие благоустроенных  остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных  средств.

Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии.

6 этап: Комплектование  «Портфеля экскурсовода».

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карты-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

7 этап: Определение  техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. На этом этапе важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса. [9]

 

 

 

 

Заключение

 

Как видим, экскурсия является одним из основных элементов в структуре тура. Экскурсионные программы могут быть весьма разнообразны по своей тематике.

У нашей станы есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа, для того чтобы развивать туриндустрию.

Историко-культурное наследие России является важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли страны. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего турпотока. В 2009 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило около 7,1 млн. человек.

Информация о работе Характеристика экскурсионной деятельности в туризме