Инновации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что социально-культурный сервис и туризм -- весьма популярная в России тема для обсуждений на разных уровнях. Туризм -- единственная отрасль, названная феноменом ХХ века. В разной степени с ней связаны многие сферы деятельности современного общества, такие как экономика, культура, экология, педагогика и образование, здоровье и рекреация и др. Однако до сих пор социально-культурный сервис в России находится на низком уровне, особенно в провинции, а туризм носит преимущественно выездной (внешний) характер. Причин тому довольно много -- нестабильность экономики, отсутствие крупных инвестиций со стороны как государства, так и частного капитала, неразвитая инфраструктура, недостаток высокопрофессиональных специалистов и т. д.

Файлы: 1 файл

текст курсовой работы.docx

— 69.55 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  данной курсовой работы обусловлена  тем, что социально-культурный сервис и туризм -- весьма популярная в России тема для обсуждений на разных уровнях. Туризм -- единственная отрасль, названная феноменом ХХ века. В разной степени с ней связаны многие сферы деятельности современного общества, такие как экономика, культура, экология, педагогика и образование, здоровье и рекреация и др. Однако до сих пор социально-культурный сервис в России находится на низком уровне, особенно в провинции, а туризм носит преимущественно выездной (внешний) характер. Причин тому довольно много -- нестабильность экономики, отсутствие крупных инвестиций со стороны как государства, так и частного капитала, неразвитая инфраструктура, недостаток высокопрофессиональных специалистов и т. д. Одной из причин является слабое внедрение новых форм, методов и технологий работы.

Инновации в туризме -- разносторонние организационно-управляющие нововведения состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристских проектов, способность организации новых видов туристской деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение Туристского спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристского сервиса.

Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме.

Принципиально новым направлением является включение обслуживание туристов, отдыхающих, посетителей театрализации  и ролевых игр. Сюда же входит воссоздание  историко-культурных ситуаций разного  времени. При этом зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса. Это направление может быть связано с экстремальными различениями и видами деятельности, такими как разной степени сложности походы экспедиции, эксперименты и др. Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым, давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время. В настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристских направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристский рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, винных туров, религиозных и свадебных туров. Развиваются лечебный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, в том числе, частные, с возможностью внедрения индивидуальных программ. На этом фоне внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой.

Цель курсовой работы: исследовать инновации в туризме.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие  задачи:

  • Собрать и изучить материал по теме курсовой работы;
  • Дать общую характеристику понятию «инновация»;
  • Посмотреть как внедрение инноваций помогает развитию туризма.

Объект – инновации.

     Предмет – инновации в туризме.

     Рабочая гипотеза: …………………

     В работе  используется аналитический и  описательный методы исследования.

     В первой главе рассматривается понятия инновация и туризм.

     Во второй главе рассказывается о новый формах работы в туризме.

      В заключении делается вывод о том, что социально-культурный сервис и туризм призваны решать много задач; рекреационно-восстановительную, образовательно-воспитательную, просветительскую, задачу сохранения изучения и использования природного и историко-культурного наследия. Они же являются постоянными, весомыми (а для некоторых регионов и основными) источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест и т. д.

Поэтому внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых  сфер, но и гармонизации отношений  современного человека с обществом  к природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИННОВАЦИИ  И ТУРИЗМ

 

1.2 Понятия  «инновации» виды и функции  инновации

 

 

Необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни  любой страны является инновационная  активность. В свою очередь она  зависит от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной  политики и ресурсов, духовного состояния  общества. На уровне предприятия (компании) инновационная активность зависит  от выбора стратегии и качества управления деятельностью, гибкости производственных систем и использования ресурсов.

Инновационная активность проявляется  через инновационные процессы - целенаправленную деятельность по созданию, освоению в  производстве и продвижению на рынок  продуктовых, технологических и  организационно-управленческих новшеств.

Характерной чертой инновационных  процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное  использование знаний, а инновационные  процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении  продукции, организации и управления - многообразие областей нововведений.

Инновационные процессы поддерживаются институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся структуры общественных потребностей и наиболее полного  удовлетворения текущего и перспективного платежеспособного спроса.[10]

Правительство Российской Федерации определило, что инновационный процесс включает:

    • нововведения;
    • инновационную деятельность;
    • государственную инновационную политику; инновационный потенциал;
    • инновационную сферу;
    • инновационную инфраструктуру и инновационные программы.

Инновационная сфера является частью системы экономических отношений. Это совокупность отраслей национального  хозяйства (частных и государственных  структур) и видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия  в создании материальных благ, но производящих особые потребительные стоимости, необходимые  для функционирования и развития производства.

В инновационную сферу входят ученые и изобретатели, подразделения, разрабатывающие  и внедряющие инновации; венчурные  и научно-технические организации; система образования.[9]

Условия функционирования инновационной  сферы обуславливаются интеллектуальной собственностью и собственностью на продукты инновационной деятельности. В ней формируется специализированная материально-техническая база, накапливаются  специальные приемы и методы организации  и управления инновационной деятельностью, разрозненные процессы создания и внедрения  новшеств объединяются в единый инновационный  процесс, обеспечивающий условия их освоения предприятиями и потребителями.

Инновационная деятельность осуществляется в любой общественной сфере - от экономики  до образования, искусства и даже политики.

Существуют различные определения  инновационной деятельности. Ее можно  определить как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к  инновациям. В частном преломлении  это совместная деятельность работников компании (предприятия), направленная на создание и внедрение новшеств.

Деятельность является инновационной, если в нее привносятся новые  знания, технологии, приемы, подходы  для получения результата, который  широко востребован в обществе.[1]

Инновационная деятельность носит  системный характер, и эту систему  образуют общество и субъекты такой  деятельности.

Она представляет собой комплекс мероприятий  по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи имеет свое содержание и свои закономерности развития. Научные изыскания, опытно-конструкторские  и технологические разработки, инвестиционные, коммерческие и производственные мероприятия  подчинены одной главной цели - созданию новшества.

Инновационная деятельность характеризуется  высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования  результатов.

Приоритетными являются экономические  условия, а важнейшим параметром в ходе инновационной деятельности становится время. Ресурсы, вовлекаемые  в инновационный процесс, могут  быть обесценены, если конкурент опередит с выходом новой продукции  на рынок.

Инновационной деятельности присущи  стремление к максимальной сбалансированности технологических и экономических  факторов, оптимизация временных  границ, вовлечение максимально возможного числа источников инновационных  идей, а также экономия издержек в ходе всего жизненного цикла  нововведений.

Инновационная деятельность в отличие  от обычной производственной характеризуется:

  • большим риском при коммерциализации инноваций (до 50 %); необходимостью постоянного контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конкретных результатов принять решение о прекращении работ;
  • сложностью установления зависимости результатов от затраченных ресурсов и размеров инвестиций (в первый период внедрения инновационная продукция может не давать никакой прибыли, а затем прибыль резко возрастает).

Американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883 - 1950) исследовал проблемы конъюнктуры, историю экономических учений и  экономической системы. Ему принадлежит  концепция экономической динамики и циклов, центральное место в  которой отводится предпринимательской  функции.[4]

Экономическая динамика основывается на распространении различных нововведений, которые инициируются действующими экономическими агентами.

Шумпетер определяет экономического агента как предпринимателя, постоянно "вбрасывающего" в экономику  новое и тем самым изменяющего  само положение равновесия. Именно предприниматели вызывают рост и  метаморфозы экономики, рискуя и  изобретая новые комбинации использования  факторов производства. Именно они способствуют выпуску новых товаров, более эффективно используют уже известные материалы, внедряют новые технику и технологии, осваивают новые рынки сбыта, переходят к более рациональным формам организации производства и управления им. Важнейшую роль в экономическом процессе Шумпетер отводил изменениям и инновациям, приводящим к замене старого новым в процессе свободного творчества.[5]

Познакомившись с теорией Н. Д. Кондратьева, И. Шумпетер высоко оценил концепцию больших циклов конъюнктуры  и ввел понятие "Кондратьевские циклы". Соединив свои разработки о роли предпринимателя  в процессе экономического развития и теорию долгосрочных колебаний  экономической динамики Кондратьева, Шумпетер создал теорию инновационных циклов, в которой длинноволновые колебания определил как одну из форм проявления экономической динамики, порождаемой инновационным процессом.

По Шумпетеру, побудительным мотивом  к поиску и внедрению новых  комбинаций является прибыль, которая  становится вознаграждением за нововведения. Определяющую роль здесь играет не конкуренция цен или качества, а конкуренция новых продуктов, технологий, источников снабжения, организационных  форм. Вначале конкуренцией нововведений, способствующей росту продукции  и прибылей, пользуется небольшое  число предпринимателей, те, кто  раньше других их использует. Когда  нововведения распространяются, то производственные затраты выравниваются и прибыль  исчезает.[11]

По мнению Шумпетера, центральным  субъектом в процессе изменений  внутри системы является предприниматель, который внедряет новшества в  периоды спокойствия и равновесия. Такие нововведения приводят к нарушению  непрерывности, требуют отказа от старого (продукты, формы организации и  др.) в пользу непривычного нового и  связаны с риском. Старое вытесняется - начинается процесс "созидательного разрушения".

Однако концепция "созидательного разрушения" Шумпетера постепенно утрачивает былое теоретическое  могущество, поскольку с ее помощью  трудно объяснить новые экономические  явления, порожденные современной  динамикой глобализации, когда спад деловой активности может сопровождаться усиливающимся доминированием конкретной страны и внедрением передовых технологий и разработок в серийное производство при сокращении занятости в высокотехнологичных  отраслях. Скорость экономических изменений  в настоящее время настолько  велика, а инерция экономического знания настолько сильна, что экономическая  наука в ряде случаев просто не успевает за текущими изменениями.

Наследие Й. Шумпетера продолжает активно изучаться учеными, которые  представляют различные течения  в экономической науке, причем каждый берет то, что представляет наибольшую ценность и наименьшую угрозу.

Инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия «инновация» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей. Термин «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные автор, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс. Так, в современном словаре иностранных слов (в соответствии со сводом международных стандартов «Руководство Фраскати») инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Информация о работе Инновации в туризме