Инновации в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что социально-культурный сервис и туризм -- весьма популярная в России тема для обсуждений на разных уровнях. Туризм -- единственная отрасль, названная феноменом ХХ века. В разной степени с ней связаны многие сферы деятельности современного общества, такие как экономика, культура, экология, педагогика и образование, здоровье и рекреация и др. Однако до сих пор социально-культурный сервис в России находится на низком уровне, особенно в провинции, а туризм носит преимущественно выездной (внешний) характер. Причин тому довольно много -- нестабильность экономики, отсутствие крупных инвестиций со стороны как государства, так и частного капитала, неразвитая инфраструктура, недостаток высокопрофессиональных специалистов и т. д.

Файлы: 1 файл

текст курсовой работы.docx

— 69.55 Кб (Скачать файл)

В оксфордском толковом словаре  понятие «инновация» разъясняется следующим образом: «Любой новый  подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами». Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм. Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека.

Исходя из многовариантных возможностей, инновации различаются по сфере  приложения, масштабам распространения  и по характеру. По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. [8]

По масштабам распространения  различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, компании) инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными.

Основные функции инноваций: - они  вовлекают в производство новые  производительные силы, способствуют повышению производительности труда  и эффективности производства, сокращают  различного рода затраты; - повышают уровень  жизни каждого человека и общества в целом за счет разнообразия и  качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения; - помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением; - являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.

 

 

 

1.2 Инновационная деятельность  в туризме

 

 

В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных  знаний. Приступать к воплощению новых  идей и созданию новых направлений  туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы, как прошлого, так и настоящего. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий  и опережать конкурентов. На внедрение  инноваций в туризме влияет экономическая  ситуация в стране, социальное положение  населения, национальное законодательство, а также межправительственные и  международные соглашения. Поэтому  мотивы и причины появления инноваций  в туристской деятельности в каждой стране бывают разными. Однако для любой  страны имеется несколько характерных  черт:

  • растущие потребности населения в знакомстве с образом жизни в других регионах и приобретении новых знаний;
  • насыщение многих классических и традиционных направлений поездок (дестинаций);
  • опасность потери квоты рынка во въездном туризме;
  • обострение конкуренции, рост предложений стандартизованных глобальных продуктов;
  • необходимость сдерживать выезд своих граждан в зоны, аналогичные по условиям регионам своей страны (природа, культура, климат);
  • гармоничное объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных туристских услуг) для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов;
  • технологическая революция и экспансия услуг в экономике;
  • переход от экономики предложения к экономике спроса.

В туристской сфере развивается  инновационная деятельность по трем направлениям.

1. Внедрение нововведений (организационные  инновации), связанных с развитием  предприятия и туристского бизнеса  в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов  на основе новейшей техники  и передовых технологий; кадровой  политики (обновление и замена  кадрового состава, система повышения  квалификации, переподготовка и  стимулирование работников); рациональной  экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета  и отчетности, обеспечивающих устойчивость  положения и развития предприятия).

2. Маркетинговые инновации, позволяющие  охватывать потребности целевых  потребителей или привлекать  не охваченных на данный период  времени клиентов.

3. Периодические нововведения (продуктовые  инновации), направленные на изменение  потребительских свойств туристского  продукта, его позиционирование  и дающие конкурентные преимущества.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего  продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых  информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.[14]

На развитие инновационной деятельности туристских компаний оказывают влияние  следующие факторы:

  • экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология);
  • политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем);
  • организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации);
  • социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности).

Все эти факторы зависят от состояния  внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной  деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания.

При разработке нового или усовершенствованного туристского продукта часто применяется SWOT-анализ, который позволяет наметить планы инноваций.

Одним из примеров целенаправленной инновационной деятельности может  служить компания "Капитал Тур", организованная в середине 2003 г.

"Капитал Тур" не занимается  продажей своих туров на рынке  индивидуальным клиентам. Она является  туроператором, поэтому сотрудничает  с розничными компаниями. "Капитал  Тур" зарабатывает, создавая новые  возможности для развития бизнеса  своих региональных партнеров  и даже конкурентов.

Продвигая и популяризируя свой бренд, компания руководствуется оптимальным  балансом трех показателей: цена - качество - ассортимент.

Отказавшись от практики уполномоченных агентств, "Капитал Тур" открыл за пределами Москвы собственные  представительства (Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Саратов), которые обеспечивают информационную и рекламную поддержку  местных агентств, консультируют  их по всем вопросам продаж, организуют обучающие программы, упрощают взаиморасчеты  и обмен документами между  компанией и ее партнерами.

На массовых направлениях туризма  с зарубежными принимающими структурами  создаются совместные предприятия. В Турции создано такое предприятие  с управляющей компанией по услугам  онлайнового размещения Hotelbeds, которое входит в группу First Choice Holidays PLC и имеет сильные позиции на всех курортах страны. В результате "Капитал Тур" получил на рынке Турции значительные конкурентные преимущества: специальные тарифы, возможность оперативно увеличивать квоты мест, включать в предложения новые отели. В Тунисе в совместное предприятие "Капитал Тур Тунис" вошла компания Aquasun, которая имеет собственный автопарк (автобусы, микроавтобусы, легковые машины), штат русскоязычных гидов. Заключены эксклюзивные контракты с гостиничной сетью Iberostar Occidental.[2]

Стыковку ресурсов ТКП и "Капитал  Тур" проводила компания "Мегатек", что позволило 5 000 аккредитованным агентам ТКП (более 11 тыс. точек продаж по России) бронировать продукты туристской компании в режиме реального времени и выдавать туристам подтверждение на бланках ТКП. Это удобно для безвизовых направлений - турист приходит в агентство только один раз, а пакет документов на поездку получает в аэропорту.

Механизм реализации нововведений зависит от вида инноваций. Например, при таком нововведении в туристской фирме, как система бронирования, необходимо наличие команды (программисты, специалисты по обслуживанию системы  бронирования), объединенной под единым началом. На выбор той или иной системы бронирования, а также  на качество пользования, безусловно, влияет ее доступность, т.е. локализация, присутствие филиалов на национальном рынке или в регионе. Механизм реализации нововведений для фирм - разработчиков технологий предполагает наличие программы выхода инноваций  на рынок, т. е. их оформление в патентной  форме и получение лицензии.

Для туристских фирм-пользователей  экономический эффект может выражаться в следующих показателях: росте  объема продаж; расширении географии туристского продукта; снижении расходов на рекламу и продвижении собственного туристского продукта; повышении его качества благодаря использованию международных стандартов; сокращении времени обслуживания и оформления документов.

Для анализа эффективности внедрения  инноваций в туристской фирме  используются как общие методы оценки эффективности инновационных проектов, так и специфические критерии туристского бизнеса. Развитие инновационной  деятельности способствует повышению  экономической эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 НОВЫЕ  ФОРМЫ РАБОТЫ В ТУРИЗМЕ

 

2.1 Театрализация  как одна из форм развития 

инноваций в туризме

 

 

В последнее время на российском рынке все более широко представлены операторские предложения, связанные  с событийным туризмом: международные  фестивали, карнавалы и конкурсы, народные праздники и ярмарки. Событийный туризм -- это перспективно и динамично развивающийся сегмент отечественно туристского рынка.

На туристском рынке появился даже специальный термин -- анимация, означающий организацию развлечений и активного проведения досуга. Анимация включает в себя проведение спортивных игр, различных конкурсов и соревнований, танцевальных вечеров, карнавалов, ролевых игр, театрализованных представлений, хобби-клубов из сферы духовных интересов. Естественно, появляется и специалист-аниматор: человек, занимающийся оформлением турпродукта и организацией рекреационной деятельности туристов.

Одной из основных форм событийного  туризма является театрализация, способствующая созданию целостной системы событийного‚ туризма. Театрализация представляет собой художественное осмысление реального  жизненного или исторического события.[7] Театрализация всегда ситуативная, вызывается определенными социальными  потребностями личности.[6]

В последнее время многие музеи  и туристские организации, занимающиеся развитием внутреннего туризма, вырабатывают новые направления  своей деятельности. Среди этих направлений  особый интерес представляют театрализованные праздники, привязанные, как правило, к календарным праздникам как местно, так и более масштабного значения.

Проекты театрализованного и событийного  туризма могут включать в себя традиционно проводимые конкурсы, фестивали, национальные праздники, этнографические  посиделки и т. д.

Театрализованные праздники и  обряды -- это многогранное общественное явление, отражающее наше прошлое и настоящее. Главное преимущество театрализованного действа перед обычной экскурсией -- это активная и обязательная задействованность участников непосредственно в происходящих событиях. В социально-культурном туризме используется чаще всего одна из форм театрализованного действия -- игровая. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Надо подчеркнуть, что верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает создать активный эмоциональный настрой собравшихся. Для создания игровой театрализации характерно образное решение, как правило, с удовольствием развивающею всеми участниками во время воплощения действия в жизнь.

Таким образом, театрализация является особым видом социально-культурной деятельности с постоянно возрастающим спросом на нее в туристском бизнесе. При организации театрализованного  действия необходимо строго дифференцированно  подходить к участникам мероприятия, т. е. учитывать их возраст, профессию, место проживания и, насколько это  возможно, интересы, опыт. Театрализованное массовое действие предполагает несколько  основных этапов. Первый этап -- подготовка к мероприятию. Она включает в себя широкое информирование, разнообразную рекламу театрализованного шоу, разработку сценария, подбор исполнителей, выбор места действия и многое другое. Второй этап -- непосредственное проведение праздника, т. е, воплощение в жизнь сценария театрализованной экскурсии: организация праздника вступительная часть, цепь эпизодов, кульминация и финал.

Информация о работе Инновации в туризме