История Федоровской иконы Божией Матери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы стала разработка и методическое обеспечение новой экскурсии, которая расширит базу уже имеющихся экскурсий. Для достижения цели передо мной стоит ряд задач, которые необходимо решить:
Рассмотреть теоретические основы подготовки новой экскурсии;
Выбрать тему экскурсии;
Отобрать необходимые для раскрытия темы объекты;
Утвердить оптимальный маршрут экскурсии;
Проанализировать информацию по данной теме;
Составить методическую разработку;
Написать текст экскурсии, отвечающей методической разработке;
Собрать «портфель экскурсовода»;
Разработать карточку объекта.

Содержание работы

Введение
1. Технология подготовки экскурсии
1.1. Определение цели экскурсии
1.2. Выбор темы экскурсии
1.3. Составление библиографии
1.4. Отбор и показ экскурсионных объектов
1.5. Составление экскурсионной карточки объекта
1.6. Составление маршрута экскурсии
1.7. Подготовка контрольного текста экскурсии
1.8. Методические приемы рассказа и показа экскурсии
2. Методическая разработка экскурсии
2.1. Методическая разработка экскурсии «История Федоровской иконы Божией Матери»
2.2. Экскурсионные объекты
2.3. Текст экскурсии
2.4. Карточка экскурсионного объекта
2.5. Портфель экскурсовода
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик по горлановой.docx

— 75.10 Кб (Скачать файл)

Подготовка новой экскурсии  проходит три основные ступени:

1)предварительная работа — подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

2)непосредственная разработка самой экскурсии включает в  себя:  составление экскурсионного  маршрута;  обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста экскурсии; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

3)заключительная ступень-прием(защита) экскурсии на маршруте. Руководитель экскурсионного учреждения утверждает план новой экскурсии и допускает к работе экскурсоводов- разработчиков.

Если говорит другими  словами, то в простейшем виде схема  всех экскурсий, вне зависимости  от темы, вида и формы проведения, одинакова. В этой схеме выделяются три этапа: вступление, основная часть, заключение. Вступление состоит из двух частей:

-организационная часть( знакомство экскурсовода с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

-информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии);

Основная же часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Содержание основной части состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение как и вступление не связано с экскурсионными объектами. По времени оно занимает 5-7 минут и состоит из двух частей:

-итог основного содержания  экскурсии, вывод по теме экскурсии;

-информация о других  экскурсиях, которые могут расширить  и углубить данную тему;

Очень важно, чтобы экскурсия  была достаточно интересна. Но не менее существенно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной экскурсантам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов.

1.1.Определение  цели экскурсии

Работа над любой новой  экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии — это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели.

1.2. Выбор темы  экскурсии

Следующий важный этап в  разработке новой экскурсии- выбор темы. Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью.

1.3. Составление  библиографии

Немаловажным этапом в  создании новой экскурсии является отбор и составление библиографии. В связи с этим в ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка — определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста.

 

1.4. Отбор и показ  экскурсионных объектов

Показ объектов, как уже  отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов могут быть: памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.); здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки; природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.; экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок; памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.; памятники   искусства   —   произведения   изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.

Перед экскурсионными работниками  при создании экскурсии стоит задача — отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

1)познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии;

2)известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня и др.);

3)необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе). Экзотичность может быть природного характера;

4)выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой — зданиями, сооружениями, природой. Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

5)местонахождение объекта.  При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

6)временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам)-это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена  большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

1.5. Составление экскурсионной карточки объекта

Отбор объектов заканчивается  составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий. В карточку объектов вносятся следующие данные:

1)  наименование объекта  (первоначальное  и  современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2)  историческое событие,  с которым связан  памятник, дата  события;

3)  местонахождение объекта,  его почтовый адрес, на чьей  территории   памятник  расположен   (город,   поселок,   промышленное предприятие и т. д.);

4)  описание памятника  (подъезд к нему, его автор,  дата сооружения, из каких материалов  изготовлен, текст мемориальной надписи);

5)  источник сведений  о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6)  сохранность памятника  (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7)  охрана памятника  (на кого возложена);

8)  в каких экскурсиях  памятник используется;

9)  дата составления  карточки, фамилия и должность  составителя.

К карточке прикрепляется  фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды. В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории

данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет  разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным.

1.6. Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных  учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города. 

Разработка маршрута —  сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные, так и дополнительные. Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии. Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с  учетом следующих требований:

-показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности,  не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице,   площади,   мосту,   шоссе),   т.   е.   так   называемых «петель»;

-наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

-переезд или переход между объектами не должен занимать 10—15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

-наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

1.7. Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое  количество фактического материала, наличие  информации по теме, полное раскрытие  темы, литературный язык.

Контрольный текст в большинстве  случаев содержит хронологическое  изложение материала. Этот текст  не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

Информация о работе История Федоровской иконы Божией Матери