Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:43, курсовая работа
Целью моей работы стала разработка и методическое обеспечение новой экскурсии, которая расширит базу уже имеющихся экскурсий. Для достижения цели передо мной стоит ряд задач, которые необходимо решить:
Рассмотреть теоретические основы подготовки новой экскурсии;
Выбрать тему экскурсии;
Отобрать необходимые для раскрытия темы объекты;
Утвердить оптимальный маршрут экскурсии;
Проанализировать информацию по данной теме;
Составить методическую разработку;
Написать текст экскурсии, отвечающей методической разработке;
Собрать «портфель экскурсовода»;
Разработать карточку объекта.
Введение
1. Технология подготовки экскурсии
1.1. Определение цели экскурсии
1.2. Выбор темы экскурсии
1.3. Составление библиографии
1.4. Отбор и показ экскурсионных объектов
1.5. Составление экскурсионной карточки объекта
1.6. Составление маршрута экскурсии
1.7. Подготовка контрольного текста экскурсии
1.8. Методические приемы рассказа и показа экскурсии
2. Методическая разработка экскурсии
2.1. Методическая разработка экскурсии «История Федоровской иконы Божией Матери»
2.2. Экскурсионные объекты
2.3. Текст экскурсии
2.4. Карточка экскурсионного объекта
2.5. Портфель экскурсовода
Заключение
Список литературы
На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся. Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.
1.8. Методические приемы рассказа и показа экскурсии
Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Методы показа объектов не просты, их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов. В технологии показа экскурсионных объектов, включенных в любую экскурсию, следует выделить две составные части. Первая часть представляет собой краткое словесное описание внешних сторон экскурсионного объекта для привлечения к нему внимания экскурсантов, создания его зрительного образа с целью вычленения объекта из окружающей среды. Она включает в себя: 1) указание на месторасположение объекта, которое сопровождается жестом руки; 2) характеристику внешних специфических черт объекта. Вторая, содержательная, часть показа подразумевает использование методических приемов показа: предварительного осмотра, зрительной реконструкции, зрительного монтажа, локализации событий, зрительного сравнения, зрительной аналогии, абстрагирования, показа наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», панорамного показа, движения вблизи объекта, приема переключения внимания.
Рассказ, как и показ, - основной элемент экскурсии, с помощью которого излагаются сведения, связанные с объектами экскурсии, в соответствии с ее темой, целью задачами. Рассказ неотделим от показа и подчинен ему. Основными методами рассказа экскурсииявляются: экскурсионная справка, описание, объяснение, комментирование
2. Методическая разработка экскурсии
2.1. Методическая
разработка экскурсии «История
Федоровской иконы Божией
Маршрут экскурсии |
Остановки |
Объекты показа |
Время |
Перечень основных подтем и вопросов |
Организационные указания |
Методические указания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1)Ул. Симановского 24( Костромское музыкальное училище)-Симановского 26; |
Встреча группы экскурсантов около здания музыкального училища; После небольшого рассказа группа экскурсантов вместе с экскурсоводом направляется в Богоявленско- Анастасиин монастырь; |
Богоявленско- Анастасиин монастырь |
40 минут |
Основные подтемы:история Федоровской иконы Божией Матери |
рассказать группе маршрут экскурсии; попросить не отставать от группы; уточнить точное время сбора около автобуса; |
Приемы рассказа: экскурсионные справки; комментирование; описание; характеристика; объяснение; Приемы показа: предварительный осмотр; панорамный показ; зрительная реконструкция; зрительный монтаж; |
Ул.Симановского-ул.Речной проспект |
Храм Спаса на Запрудне |
Спасо-Запрудненский храм |
Время в пути: 20 минут; Время на остановке: 40 минут; |
История обретения Федоровской иконы |
Уточнить время сбора группы после посещения храма; |
Приемы рассказа: экскурсионные справки; описание; характеристики; объяснение; Приемы показа: предварительный осмотр; панорамный показ; зрительная реконструкция; зрительный монтаж; локализация событий;
|
Без остановки проезжаем до Ипатьевского монастыря через ул. Островского |
Свято- Троицкий Ипатьевский монастырь |
Свято- Троицкий Ипатьевский монастырь |
Проездом посмотреть |
Венчание на царство Михаила Федоровича Романова |
Приемы рассказа: экскурсионные справки; характеристика; объяснение; комментирование; Приемы показа: панорамный показ; прием зрительной реконструкции; | |
Ипатьевский монастырь-ул.Чайковского |
центральный парк им. Ленина; |
площадка, где ранее находился Успенский собор Костромского кремля; |
Время в пути приблизительно 25 минут; 10-15 минут на объекте; |
Федеровская икона Божией Матери в Успенском соборе; |
После знакомства с парком, группа вместе с экскурсоводом направляется к автобусу к беседке А.Н. Островского |
Приемы рассказа: экскурсионные справки; описание; характеристики; объяснение; Приемы показа: предварительный осмотр; зрительная реконструкция; зрительный монтаж; |
Ул. Чайковского(беседка Островского)- ул. Нижняя Дебря |
Церковь Воскресения на Дебре |
Церковь Воскресения на Дебре |
Время до объекта приблизительно 10 минут; Время экскурсии 30 минут; |
Федоровская икона Божией Матери в Воскресенской церкви; |
Уточнить с группой точное время сбора около автобуса для обратного отъезда; |
Приемы рассказа: экскурсионные справки; описание; характеристика; объяснение;
Приемы показа: предварительный осмотр; зрительная реконструкция; |
2.2. Экскурсионные объекты
В ходе экскурсии экскурсантам будут продемонстрированы следующие экскурсионные объекты:
1.Богоявленско-Анастасиин женский монастырь;
2.Церковь в честь
3.Свято- Троицкий Ипатьевский мужской монстырь;
4.Площадка в центральном
парке им. Ленина, где ранее находились
Успенский и Благовещенский
5.Собор в честь Воскресения
Христова и церковь в честь
иконы Божией Матери «Знамение»
2.4. Карточка экскурсионного объекта
2.5. Портфель экскурсовода
2.3. Текст экскурсии
Добрый день, уважаемые гости. Я рада вас поприветствовать на костромской земле. Меня зовут Светлана, и сегодня я буду вашим экскурсоводом по нашему старинному городу. Наша сегодняшняя экскурсия посвящена Федоровской иконе Божией Матери, главному православному символу города Костромы. Прежде чем я начну свой рассказ, мне бы хотелось уточнить с вами несколько организационных моментов. Наш с вами путь будет проходить по следующему маршруту: сначала мы посетим Богоявленско -Анастасиин монастырь, где увидим главный православный символ города Костромы- Чудотворную Федоровскую икону Божией Матери, после монастыря мы с вами отправимся на то место, где как раз и была обретена чудотворная икона, в храм Спаса-на-Запрудне. Следующая наша остановка будет в центре города, а именно в центральном парке г. Костромы-парке им. Ленина, где ранее находился Успенский собор Московского кремля. Сейчас от собора, к сожалению, ничего не осталось, но собор сыграл очень важную роль в жизни Костромы, поскольку именно в этом соборе очень долгое время пребывала икона. После небольшой прогулки по парку мы с вами спустимся к знаменитой беседке Островского и затем отправимся в Церковь Воскресения на Дебре. Экскурсия у нас с вами продлиться около 4-х часов. У вас, конечно же, будет возможность познакомиться с костромскими православными святынями, узнать историю зарождения православия на Костромской земле.
И начать нашу экскурсию мне бы хотелось с небольшого рассказа о городе Костроме. Старинный русский город Кострома был основан в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким. Первое летописное упоминание о Костроме относится к 1213 году и связано оно с междуусобной войной сыновей князя Всеволода III «Большое Гнездо»( почему большое гнездо, потому что у князя было много детей). В этом году ростовский князь Константин сжег Кострому, принадлежавшую тогда его брату Юрию, князю владимирскому, а пленных жителей увел в удельный Ростов. Позднее, в тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома вновь была сожжена, но уже войсками Батыя.
После 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем. Именно он построил в городе деревянную церковь в честь святого патрона Федора Стратилата, имя которого Ярослав Всеволодович носил в крещении. После смерти Ярослава Кострома оказывается в руках князя Василия Ярославовича. Князь прожил недолго и умер в возрасте 37 лет, но его короткое правление явилось одной из ярких страниц в истории Костромы. В 1272 году Василий становится великим князем владимирским- главой всех удельных княжеств Северо- восточной Руси. Но он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме. Так сильно ему она полюбилась. С тех пор Кострома до самой смерти князя оставалась столицей всей Северо-восточной Руси. С именем Василия Ярославовича связано и обретение в Костроме чудотворного образа Федоровской иконы Божией Матери, утерянного в 1239 году во время захвата монголо-татарами древнего города Городца, где до этого находилась икона. На протяжении почти восьми веков икона Царицы Небесной, пребывающая в Костроме, является поистине благословенной Одигитрией, Путеводительницей ко спасению православных людей. Федоровская икона Божией Матери- главная святыня Костромского края. И я хотела бы вам рассказать об этой удивительной и чудотворной иконе.
Историю Федоровской иконы Божией Матери можно проследить начиная с XII века. В это время икона пребывала, как я уже говорила, в деревянной часовне близ старинного приволжского города Городца. Впоследствии на этом месте был построен Городецкий Богородице- Феодоровский монастырь, главной святыней которого стала глубоко почитавшаяся местными жителями икона Пресвятой Богородицы. Существует интересное предание. Когда в Городце был построен первый каменный собор Святого Михаила Архангела, жители Городца попросили князя Юрия Долгорукого(жившего в ту пору в их граде) перенести чудотворную икону в новый, только что освященный, собор. К часовне, где находилась икона, князь направился с многолюдным крестным ходом, в котором участвовало все население и все духовенство Городца. Пред иконой был совершен молебен, после чего князь приступил к ней с тем, чтобы собственноручно перенести ее в новый собор. Однако ему не удалось даже сдвинуть ее с места, хотя и стояла она свободно. Смущенный и недоумевающий князь, «помолившись коленопреклоненно», вновь приступил к иконе, но вновь- безуспешно. Тогда все поняли, что икону необходимо оставить в покое. Князь повелел начать здесь строительство нового монастыря. Спустя некоторое время в Городце был построен Богородице- Феодоровский монастырь.[6]
После захвата татарами Городца дальнейшая судьба иконы до ее появления в Костроме неизвестна. Некоторые исследователи предполагают, что именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына- благоверного великого князя Александра Невского- на брак с Параскевой, дочерью полоцкого князя Брячислава. Подтверждением этому является особенность Федоровской иконы: на ее оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей и считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест. Всю свою жизнь Александр Невский носил икону Пресвятой Богородицы с собой. Но в свою последнюю поездку в Орду он не взял с собой икону. В ноябре 1263 года великий князь, возвращаясь из Орды, тяжело заболел, принял схиму и скончался в Городецком монастыре. К этому времени в Городце, в известном уже вам Богородице-Феодоровском монастыре, находилась копия с чудотворного образа Царицы Небесной.
Спустя четверть века Федоровская
икона Божией Матери является костромскому
удельному князю Василию
Итак, уважаемы гости, мы с вами подошли к Богоявленскому монастырю, где с 18 августа 1991 года находиться Феодоровская икона Божией Матери, которая до этого пребывала в Воскресенском соборе на Нижней Дебре, который мы также с вами сегодня посетим. Прежде чем мы с вами пройдем в монастырь, мне бы хотелось вам немного рассказать об его истории. Традиционной датой основания монастыря считается 1426 год. Устроителем обители был преподобный Никита Костромской- сродник преподобного Сергия Радонежского. Сразу же после возникновения Богоявленский монастырь подвергся разгрому во время набега на Кострому казанских татар в январе 1429 года. На протяжении XV и первой половины XVI веков все строения монастыря были деревянными. Основу архитектурного ансамбля обители в это время составляли два деревянных собора: большой Богоявленский( «летний») и скромный по своим размерам «зимний». В большом Богоявленском деревянном соборе был погребен преподобный Никита Костромской.
В конце 50-х годов XVI века на месте деревянного Богоявленского собора, сгоревшего во время пожара, началось строительство каменного храма. 23 апреля 1559 года по благословению святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, состоялась закладка каменного Богоявленского собора. За шесть лет ростовскими мастерами был возведен величественный храм, а освещение собора состоялось в 1565 году. Именно тогда в России правит Иоанн Грозный, который для борьбы с изменниками и укрепления царской власти, учредил так называемую опричнину и начал беспощадно истреблять своих подлинных и мнимых врагов. К сожалению, среди последних оказалась и братия Костромского Богоявленского собора. В 1569 году брат Ивана Грозного князь Владимир Андреевич Старецкий проезжал через Кострому в Нижний Новгород. Служители монастыря во главе с игуменом Исаией с честью встретили гостя. Иван Грозный, подозревавший своего брата князя Владимира в намерении занять царское место, вскоре издал приказ: умертвить Старецкого в Александровской слободе, что и было сделано в конце 1569 года. После этого гнев Ивана Грозного обрушился на ни в чем не повинных костромских иноков. Многие из них( и прежде всего игумен Исаия) также подверглись казни. Игумен Исаия был погребен в подклете построенного им Богоявленского собора.
В 1603 году, во время правления Бориса Федоровича Годунова, в стране разразился страшный голод. Он поразил и Костромской край, где среди умерших голодной смертью были многие крестьяне Богоявленского монастыря. События великой Смуты также оставили след в истории Богоявленского монастыря. В конце декабря 1608 года отряды Лжедмитрия I, возглавляемые Александром Лисовским, при захвате Костромы, население которой поддерживало князя Василия Шуйского, осадили монастырь. Иноки вместе с горожанами и монастырскими крестьянами мужественно оборонялись, но 30 декабря 1608 года поляки и «тушинцы» ворвались в обитель и разграбили ее. Во время осады монастыря погибли 11 насельников монастыря и 38 монастырских крестьян из сел и деревень Костромского уезда. В память о павших защитниках обители вплоть до революции ежегодно 30 декабря(по старому стилю) совершались заупокойные службы.
С начала XVII века Богоявленскому монастырю покровительствовал известный боярский род Салтыковых, а в 1619 году Богоявленский монастырь посетил Михаил Федорович Романов.
После окончания Смутного
времени в монастыре
Во время управления монастырем игумена Герасима в 1644-1673 годах в монастыре началось строительство «каменного города». [5]С началом XVIII века-эпохи Петровских преобразований Богоявленский монастырь приходит в упадок. Практически прекратилось новое строительство. [5]Впоследствии многие каменные постройки храма были разрушены и вовсе.[5]Также большая часть построек монастыря сгорела во время пожара 1847 года.[5]
В 1863 году священноначалие в целях сохранения Богоявленского монастыря принимает решение объединить бывшую Богоявленскую обитель с находившимся неподалеку Анастасииным Крестовоздвиженским женским монастырем.[5]Возрождение обители началось в престольный монастырский праздник Крещения Господня 6 января 1864 года. Отсюда и современное название монастыря: Богоявленско-Анастасиин монастырь.
На рубеже XIX-XX веков возрожденный Богоявленско- Анастасиин монастырь стал традиционным местом паломничества как для представителей царского дома Романовых, так и для выдающихся церковных и государственных деятелей России того времени.[5]
Во второй половине XX века судьба монастыря была трагична. Первая мировая война 1914 года оказала большое влияние на деятельность монастыря. В бывшем Анастасиином Крестовоздвиженском монастыре открылся большой лазарет для раненых воинов.[5]А после 1918 года монастырь не раз подвергался обыскам.[5]В начале 1919 года власти закрыли монастырь, а в прежних монастырских строениях разместился многолюдный рабочий поселок «Безбоженик».