История Федоровской иконы Божией Матери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы стала разработка и методическое обеспечение новой экскурсии, которая расширит базу уже имеющихся экскурсий. Для достижения цели передо мной стоит ряд задач, которые необходимо решить:
Рассмотреть теоретические основы подготовки новой экскурсии;
Выбрать тему экскурсии;
Отобрать необходимые для раскрытия темы объекты;
Утвердить оптимальный маршрут экскурсии;
Проанализировать информацию по данной теме;
Составить методическую разработку;
Написать текст экскурсии, отвечающей методической разработке;
Собрать «портфель экскурсовода»;
Разработать карточку объекта.

Содержание работы

Введение
1. Технология подготовки экскурсии
1.1. Определение цели экскурсии
1.2. Выбор темы экскурсии
1.3. Составление библиографии
1.4. Отбор и показ экскурсионных объектов
1.5. Составление экскурсионной карточки объекта
1.6. Составление маршрута экскурсии
1.7. Подготовка контрольного текста экскурсии
1.8. Методические приемы рассказа и показа экскурсии
2. Методическая разработка экскурсии
2.1. Методическая разработка экскурсии «История Федоровской иконы Божией Матери»
2.2. Экскурсионные объекты
2.3. Текст экскурсии
2.4. Карточка экскурсионного объекта
2.5. Портфель экскурсовода
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик по горлановой.docx

— 75.10 Кб (Скачать файл)

 

 

Итак, уважаемые гости, мы продолжаем нашу экскурсию и сейчас направляемся в храм Спаса на Запрудне, где по преданию и была обретена Федоровская икона Божией Матери. Как только мы с вами прибудет в монастырь, я вам обязательно покажу место явления Чудотворной иконы. Дорога  займет у нас приблизительно 20 минут. Ну а пока мы едем, я вам расскажу небольшую историю обретения иконы.

В августе 1260 года великий  князь удельного Костромского княжества все тот же Василий Ярославович, о котором шла речь в начале нашего с вами знакомства, отправился на охоту в северные лесистые окраины города, сопровождаемый свитой и псами. Отъехав недалеко от города и углубившись в лесную чащу, он услышал усиленный лай своих собак. Предполагая, что собаки завидели зверя, князь вскочил на коня и поскакал в непроходимый сосновый лес в надежде напасть на хорошего зверя. Но никакого зверя он не увидел, а увидел стоящий на сосновом дереве и сияющий небесной славой  образ Божией Матери. Князь Василий, всмотревшись в икону и предвидя ее чудесное явление, одновременно испытывал и страх, и радость. Говорят даже, что у него покатились слезы из глаз. Настолько сильное впечатление произвела на него икона. Собравшись с духом, он слез с коня и приблизился к образу, чтобы снять его. Но образ чудесно поднялся по дереву на недосягаемую высоту и не дался в руки князю. Опечаленный, князь Василий немного отступил от места иконы и начал со слезами молиться. Но и на этот раз икона приподнялась на дереве. Тогда князь, оставив охоту, поспешил в Кострому, чтобы поведать о событии костромскому духовенству и местным жителям.

Извещение князя о чудном явлении иконы Божией Матери взбудоражило и приятно удивило всех граждан. С момента исчезновения иконы  прошло более 30 лет. Никто уже и  не надеялся на ее обретение. Но, тем  не менее, если верить фактам, чудотворная  икона не погибла. Кануном дня  ее предивного явления князю Василию был день Успения Богородицы. В этот праздник, 15 августа по старому стилю, Церковь воспоминает перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа(Урбуса) Господа Иисуса Христа.

Костромское духовенство, с  соборным протоиереем во главе, немедленно составили Крестный ход и отправились к месту чудного явления. Духовная процессия приклонила колени перед чудным образом и со слезами начала молиться. Только после этого икону Божией Матери удалось снять с дерева.

Сразу же после чудесного обретения икону священнослужители  на руках принесли в Кострому и поставили в соборный деревянный храм во имя великомученика Феодора Стратилата. Бытует мнение, что именно с тех самых пор установился обычай носить святую икону в крестных ходах непременно на руках священников. Вся Кострома жила в тот день столь предивным событием. Люди отовсюду спешили к храму Святого великомученика Феодора Стратилата, чтоб увидеть явленную икону, поклониться ей. В радостном волнении говорили и о чудесном явлении, случившемся накануне. Костромичи рассказали князю и духовенству о том, что накануне в праздник Успения Пресвятой Богородицы, они были очевидцами того, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в воинскую одежду и удивительно похожий на изображение великомученика Феодора Стратилата в соборном храме. Это, несомненно, убедило князя и костромичей в том, что сам великомученик Феодор, небесный покровитель Костромы, принес в дар своему граду новую святыню. Отсюда и название иконы- Федоровская, в честь Феодора Стратилата.

Последующее пребывание Федоровской  иконы Божией Матери на Костромской  земле связано со многими чудесными событиями, из которых особенно следует отметить сохранение ее в огне двух пожаров и помощь Пресвятой Богородицы князю Василию и костромичам в битве при Святом озере. Еще в 60-х годах XIII века к Костроме неожиданно приступили толпы татар с обычной целью- воевать и грабить. Князь Василий наскоро собрал малую дружину в Костроме, но не надеялся на свои силы. Поэтому попросил нести пред собой икону Божией Матери, Защитницы и Заступницы. Как только дружина князя подошла к озеру, грабители были поражены огненными лучами, исходившими от лика Пресвятой Богородицы, и обратились в бегство. Вскоре на месте, где стояла икона, была построена каменная часовня.

Вскоре после помещения  чудотворного образа в собор Феодора  Стратилата в городе произошел пожар, в котором главный собор, простоявший более ста лет, принявший в себя столь дивный образ, сгорел на глазах у всего города. Костромичи сильно расстроились, поскольку думали, что икона Божией Матери тоже сгорела. Однако на третий день после пожара произошло чудо: чудотворная икона была обнаружена совершенно невредимой среди неостывшего еще пепелища. В честь великомученика Феодора Стратилата в 1994 году в Костроме на месте бывшего городского кладбища на Проспекте Мира была построена часовня. Ее строительство осуществлялось по проекту архитектора Л.С. Васильева. 25 июля 1994 года часовню освятил посетивший Кострому Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Часовня является приписной к Иоанно- Злотоустовскому храму. О нем более подробно я вам расскажу попозже.

После сгоревшего собора Феодора  Стратилата великий князь повелел строить новый собор. Но и новый собор простоял недолго. Снова случился пожар. Собор был полностью охвачен огнем, и к нему нельзя было подступиться. Люди с надеждой и ужасом смотрели на гудящее пламя, пожирающее собор. Ведь там, в алтаре находилась их святыня. Никто не знал: что будет с иконой. Все ждали чуда. И это чудо вновь произошло. Над собором вознесся огромный пламенный вихрь, и в нем явилась всем поднятая на воздух святыня. Толпа была в замешательстве. Им казалось, что икона покидает их город и возносится к небу. В тот момент все жители города начали слезно молиться и просить Божию Матерь не покидать их. И вновь случилось чудо.

После второго пожара князь  Василий Костромской повелел  построить новую церковь, куда и  была помещена чудотворная икона, чудесно  уцелевшая в пламени двух пожаров. Ну а что это за церковь и где она находилась я вам расскажу после нашей прогулки по Спасо- Запрудненскому монастырю, поскольку мы уже к нему подъезжаем. Прошу обратить ваше внимание направо. Перед нами открывается замечательная панорама храма Спаса на Запрудне. В XIII столетии здесь находились болото и непроходимые леса. В настоящее время храм является приходским, сюда могут приходить жители окрестных домов. Сейчас, уважаемые гости, мы с вами выходим из автобуса, пожалуйста, не забывайте ваши вещи. Девушки не забудьте взять платки. Голова должна быть покрыта.

Итак, вот мы с вами и  добрались до святого места, до места, где была обретена Федоровская икона. Прежде чем мы с вами пройдем в  храм, я вам немного расскажу об истории храма. Сразу же после  явления Чудотворной иконы, князь  Василий повелел воздвигнуть  церковь во имя Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и устроить монастырь. Это был первый монастырь в Костроме. В монастыре были построены два деревянных храма: летний Спасский и зимний Введенский - поменьше. Храмы простояли почти 500 лет. В 1754 году на месте деревянных храмов был построен каменный, к которому, полвека спустя, были пристроены колокольня и два придела. Согласно церковному преданию, престол храма устроен над сохранившимся даже до XVIII века пнем от сосны, на которой Федоровская икона Божией Матери явилась князю Василию. В основном храме два престола: один в честь Нерукотворенного образа Спасителя, другой Божией Матери.

В 1760 году на территории монастыря  по распоряжению епископа Костромского и Галичского расположилась Костромская  Духовная Семинария. В связи с  этим событием здесь был сделан ряд  построек, воздвигавшихся под руководством бывшего игумена Иакова-Железноборовского монастыря Досифея. Комплекс семинарии включал в себя учебные и жилые строения, здесь же был создан архиерейский дом с крестовой церковью. В нижнем этаже Спасской церкви разместились учебная аудитория и библиотека семинарии, а деревяная Введенская церковь монастыря( впоследствии разобранная в 1809 году) стала семинарским храмом.

Во время «Екатериненской» секуляризации церковных земель Спасо- Запрудненский монастырь был упразднен. Его строения перешли к семинарии, а Спасская церковь стала ружной ,то есть получала средства на свои нужды и на содержание духовенства от кафедрального Успенского собора.

С конца XVIII века окружавшее церковь кладбище являлось местом упокоения известных семейств костромских купцов и промышленников- Дурыгиных, Зотовых, Карцевых, Стригалевых и многих других. Многие из них на свои средства благоукрашали храм.

После революции 1917 года Спасо- Запрудненский храм продолжал действовать, но многое в церковной жизни изменилось. Были запрещены властями крестные ходы, а над самим храмом нависла угроза уничтожения. Вскоре с его колокольни были сброшены колокола, а на кладбище разбиты многие из надгробных памятников, но монастырь продолжал существовать. Таким образом, Спасо- Запрудненский монастырь имеет богатую историю, он активно боролся с натиском революционеров и достойно выдержал его.

Сейчас, уважаемые гости, мы с вами проходим в нижний храм. Именно на месте этого храма и  была обретена чудотворная икона. Через 15 минут я вас всех жду в  автобусе.

Ну как ваши впечатления? Понравилось? Ну тогда мы с вами движемся дальше и следующая наша с вами остановка центральный парк нашего города, где находится площадка, на которой когда-то располагался знаменитый Успенский собор Костромского кремля.

Еще раз повторюсь о  том, что после битвы на Святом озере, итогом которого стало обращение  татар в бегство, князь Василий  решает построить новый собор  в Честь Успения Божией Матери. Местом для сооружения собора был  выбран возвышающийся над Волгой и над всем городом песочный крутояр. Отличительной особенностью храма  являлось то, что алтарем он был  обращен не на восток, как это должно быть, а на север- в сторону Запрудни, то есть того места, как вы уже знайте, где великим костромским князем Василием Ярослаавовичем  была обретена чудотворная икона. Именно Успенский собор Костромского кремля на многие века стал домом ее.

Уважаемые гости, сейчас мы с вами проезжаем Ипатьевский монастырь. Перед вами открывается замечательная панорама. Именно с этим монастырем связана жизнь двух боярских фамилий: Годуновых и Романовых. В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Карточка экскурсионного  объекта

2.5. Портфель экскурсовода

Заключение

Список литературы

Книги

  1. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Архиепископ Костромской и Галичский Александр. Кострома: издание Костромской епархии Русской Православной Церкви. 2004 год;
  2. Вечная Кострома/Т.Йенсен-Войтюк, Б. Коробов, З.Лебедева, Л. Сизинцева;-Кострома: изд. «ДиАр», 1999.-128 с;
  3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. Москва - Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ». 2005 год;
  4. История России: Герои русской истории. Москва. Издательство «Белый Город». 2009 год;
  5. Костромские святыни. Кострома: издание Костромской епархии Русской Православной Церкви. 2004 год;
  6. Костромская чудотворная икона Божией Матери. Кострома: издание Московской Патриархии Костромской Епархи Приходской Совет Спасо- Запрудненского храма;
  7. Монастыри Русской православной церкви. Справочник-путеводитель. – Москва.: изд. Московской патриархии, 2001 год;
  8. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам: учебное пособие/ А.Н.Муравьев - Москва.: 1990 год;
  9. Православные обители. Путеводитель. –Москва.: 1998 год;

Статьи

  1. Горланова И.Б. Технологии и организация экскурсионных услуг методические указания к выполнению курсовой работы. Методическое пособие. КГТУ, 2009. – 14 с.

 

Материалы сети Интернет

 
Приложения

 

 


Информация о работе История Федоровской иконы Божией Матери