История развития экскурсионного дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить этапы становления и развития экскурсионной деятельности в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие 3 задачи:
Изучить экскурсионную деятельность России в 18-19 вв.
Проследить этапы развития экскурсионной деятельности в Советской России.
Оценить результативность действий этапов развития на Современной России.

Содержание работы

1. Введение___________________________________________________3

2. ЭТАП 1
История развития и становление экскурсионной деятельности в 18-19 вв.

Становление экскурсионного дела в Российской империи__________5
Крымский горный клуб_______________________________________6


3. ЭТАП 2
Экскурсионная деятельность. Конец 19- начало 20 вв.

3.1 Экскурсионные комиссии, бюро комитеты________________________11
3.2 Экскурсионное дело в учебных заведениях________________________12
3.3 Экскурсии в годы советской власти______________________________18
3.4 Современное состояние экскурсионного дела______________________21
4. Заключение____________________________________________________22
5. Список использованной литературы_______________________________23

Файлы: 1 файл

я.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Национальный  государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени  П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Кафедра связей с общественностью

КУРСОВАЯ  РАБОТА

История развития экскурсионного дела в России

Исполнитель:

студентка 3 курса, СКСиТ

 ФЭУиП

Пословина Г.В.

Научный руководитель:

Ст. препод. Мальцева С.Г.

Защищена_________________

на оценку_________________

Зав. кафедрой______________

Санкт-Петербург, 2013

ПЛАН

1.     Введение___________________________________________________
 

2. ЭТАП 1

 История развития и становление  экскурсионной деятельности в 18-19 вв.

 

    1. Становление экскурсионного дела в Российской империи__________5
    2. Крымский горный клуб_______________________________________6

 

 

 3. ЭТАП 2

Экскурсионная деятельность. Конец 19- начало 20 вв.

 

3.1 Экскурсионные комиссии, бюро комитеты________________________11

3.2 Экскурсионное дело в учебных заведениях________________________12 
3.3 Экскурсии в годы советской власти______________________________18

3.4 Современное состояние экскурсионного дела______________________21 

4.  Заключение____________________________________________________22 

5.  Список использованной литературы_______________________________23 
 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ 
 
В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времён.  Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии – Олимпиады. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок.  Петровские реформы в России ознаменовались обязательными “гранд-турами” для молодых дворян, имеющими целью образование и повышение культурного уровня, предваряющими вступление на профессиональное или политическое поприще. Путешествия способствовали расширению кругозора, однако являлись элитарными в связи с примитивизмом средств передвижения. Бурное развитие экскурсионных туров началось во второй половине XX столетия и связано с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития. Становятся более разнообразными цели и мотивы путешествий: 
·        курортные, с целью отдыха и лечения; 
·       экскурсионные, с целью знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями; 
·        деловые – для проведения деловых переговоров; 
·        научные – для знакомства с достижениями науки. 

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.  
 

Термин “экскурсия”  происходит от латинского “excursio”-поездка.  
 
Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. Экскурсионная деятельность и экскурсионные организации способствовали более широкому развитиютуристского движения в России. История развития экскурсионнойдеятельности насчитывает свыше ста лет.

 
Целью данной курсовой работы является  изучить этапы становления и развития экскурсионной деятельности в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие 3 задачи:

  1. Изучить экскурсионную деятельность России в 18-19 вв.
  2. Проследить этапы развития экскурсионной деятельности в Советской России.
  3. Оценить результативность действий этапов развития на Современной  России.

 

 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

2.  ЭТАП 1- История развития и становление  экскурсионной деятельности в 18-19 вв.

2.1 СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 18-19 вв.

 
Первые сведения об экскурсиях появились  во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма. 
Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д.Якушенко. Находясь в ссылке, он работал  в женской школе, практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками с целью изучения растительного мира. 
Во второй половине  XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ. 
 
Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием  исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ. 
Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

2.2 КРЫМСКИЙ ГОРНЫЙ КЛУБ

 

В XIX в. среди россиян  большую популярность получил горный район Крым, к которому легко было добраться по суше и по морю. Крымские горы привлекали доступностью своих  хребтов и удобными для путешествий тропами. К тому же целительный сухой климат благоприятно сказывался на людях с заболеваниями дыхательной системы. Эти свойства сделали его наиболее посещаемым районом России. 
 
В 1876 г. состоялась первая экскурсия в Крым, проведённая профессором геологии  Н.А.Головкинским. Он пригласил на экскурсию 25студентов Новороссийского университета, для которых добился бесплатного проезда на пароходе  Русского общества пароходства и торговли из Одессы в Крым и обратно. Экскурсанты познакомились с Ялтой, Никитским садом, морским побережьем горной частью Крыма, собрали геологические коллекции. Позже профессор Н.А.Головкинский выпустил путеводитель по Крыму – одно из первых популярных краеведческих изданий. 
 
Интерес, который проявляли в конце XIX в. к Крыму, определил появление второго в России объединения любителей гор (первым был Кавказский горный клуб, основанный в 1877 г.). Клуб был основан в Одессе в 1890 г. и получил название  Крымского горного клуба.  

Крымский горный клуб поставил перед собой следующие цели: 
1.     научное исследование Таврических (Крымских) гор и распространение собираемых о них сведений; 
2.     поощрение к посещению  и исследованию этих гор и облегчение пребывания в них естествоиспытателям и художникам, отправляющимся в горы с научной или артистической целью; 
3.     поддержка местных отраслей сельского хозяйства, садоводства и мелкой горной промышленности;

4.     охрана редких горных видов растений и животных. 
 
Клуб существовал материально за счёт взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий, изданий трудов клуба. 
 
Свою деятельность клуб начал с организации экскурсии 19 членов в Крым в апреле 1891 г. Экскурсанты посетили Севастополь и ознакомились с археологическими раскопками в Херсонесе, древним Инкерманским монастырём, высеченным в известняках, Айтодорским маяком, Никитским садом и другими достопримечательностями Крыма. Во время этой восьмидневной экскурсии членами клуба были собраны геологические, почвенные, ботанические, энтомологические коллекции, которые должны были послужить основой при создании музея Крымского горного клуба. 
 
С первого же года  клуб приступил к собиранию данных по геологии, географии, флоре, фауне, этнографии, археологии и истории Крыма и поставил задачу начать издание этих материалов с целью популяризации Крыма как туристского района. И уже в 1891 г. первый выпуск “Записок Крымского горного клуба” увидел свет, после чего регулярное их издание продолжалось в течение 25 лет. 
 
Известность Крымского горного клуба (позже переименованного в Крымско-Кавказский горный клуб) с каждым годом возрастала, что было связано с активной экскурсионной деятельностью, проводимой им, и с открытием новых отделений клуба в различных городах России. Основу деятельности отделений клуба составляла организация экскурсий.  
 
Правление Крымско-Кавказского клуба, начав с экскурсий в Крым для своих членов и для всех желающих,  постепенно расширило географию поездок и с 1910 г. начало уделять внимание экскурсиям на Кавказ. А в 1913г. экскурсионная секция подготовила многодневные маршруты по Крыму, Кавказу, Уралу, к Днепропетровским порогам. Приглашение принять участие в этих экскурсиях заранее публиковалось в “Записках клуба”. 
 
Особое место в деятельности Крымско-Кавказского горного клуба занимало Ялтинское отделение. Именно это отделение занялось широкой экскурсионной деятельностью, организацией туристских поездок  и экскурсий в Крым и по наиболее интересным местам Крымского побережья. 
 
Ялтинским отделением было сформулировано несколько задач: 
1.     создание троп для пешеходных экскурсий в горы; 
2.     установление указателей дальнейшего движения и пройденного расстояния, а также скамеек для отдыха; 
3.     создание туристского приюта. Туристский приют был создан на Чатырдаге (первый в России); 
4.     разработка новых экскурсионных маршрутов; заключение контрактов с поставщиками лошадей и экипажными мастерами; поиск мест для проживания экскурсантов; хлопоты об удешевлении экскурсий для учащихся и др. 
 
Год от года экскурсионная деятельность Ялтинского клуба набирала силу. Число экскурсантов постоянно увеличивалось. Экскурсии отделения отличались большим разнообразием маршрутов. Основу их составляли однодневные экскурсии в окрестностях Ялты. 
 
Популяризация экскурсий проводилась путём рассылки плакатов и брошюр с их описанием в учебные заведения, различные учреждения крупных городов России, публикации рекламных сообщений об экскурсиях, еженедельного вывешивания объявлений с расписанием экскурсий в гостиницах, пансионатах, водолечебницах. Такие методы распространения экскурсий принесли свои плоды. Экскурсиями Ялтинского отделения стали пользоваться приезжие из разных мест. 
 
Особую заботу все отделения Крымско-Кавказского горного клуба проявляли об ученических экскурсиях. В “Записках” были обнародованы “Основания для организации ученических экскурсий В Крым…”,в которых подчёркивалось значение для молодёжи: “Развивая в молодёжи пытливость ума и любознательность, они вместе с тем имеют и гигиеническое значение, давая юношам возможность провести более или менее продолжительное время на чистом воздухе в гористых местностях, что вместе с передвижением по горам должно способствовать физическому развитию и укреплению организма”. По ходатайству правления отделения для участников ученических экскурсий предоставлялось или бесплатное помещение для проживания в ялтинских школах, или крайне дешёвое в некоторых гостиницах.  
 
Понимая, что для дальнейшего развития экскурсионного дела необходимо большое число подготовленных экскурсоводов, правление клуба начало с 1902 г. подготовку руководителей экскурсий из числа школьных учителей. 
 
Педагогические экскурсии  Крымско-Кавказского горного клуба стали ещё одной действенной формой пропаганды туризма в России, поскольку в последующие годы участники этих экскурсий возвращались в Крым, но уже с десятками своих учеников, выполняя тем самым задачу клуба “устремить русских туристов мощным потоком” в этот благодатный край. 
За время своей работы (более чем за 20 лет) Крымско-Кавказский горный клуб стал влиятельной экскурсионной организацией в России. Он заложил прочный фундамент экскурсионного дела в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  ЭТАП 2- Экскурсионная деятельность. Конец 19- начало 20 вв.

 

3.1 ЭКСКУРСИОННЫЕ КОМИССИИ, БЮРО, КОМИТЕТЫ

 
Повышенный интерес к экскурсиям, возникший к 10-м г.г. XX в., явился толчком к созданию при некоторых обществах экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Они взяли на себя функции содействия экскурсионным  группам и отдельным экскурсантам при знакомстве со столицами и губернскими городами. Кроме экскурсионных организаций при различных обществах, появились и частные туристские конторы, основанные предпринимателями, предлагавшие свои услуги при проведении экскурсий по России и за рубеж. 
 
Количество экскурсионных комиссий постепенно возрастало. Они создавались в различных городах России: Екатеринодаре, Харькове, Ярославле, Москве и др.  К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций. 
 
С 1910 г. стали организовывать экскурсии для сельских жителей в другие наиболее развитые сельскохозяйственные губернии. Они проводились для ознакомления с высокопродуктивными сельскими хозяйствами. Эти экскурсии оказались весьма полезными для крестьян, участвовавших в них. Во многих хозяйствах в результате такого своеобразного обмена опытом появились спустя некоторое время различные нововведения. 

 

 

 

 

 

3.2 ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

 
В конце XIX – нач. XX в.в. передовые  педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное  дело, всё шире развивающееся в  стране. В экскурсиях они увидели  возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.  
 
   К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в “Записках Крымского горного клуба”, в журналах “Русский турист” и “Русская школа”.  
 
Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе – Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н.П.Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла. 
 
Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. 

 
Определённую роль в развитии ученических  экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные  экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г. 
 
Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения. 
 
Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга “Школьные экскурсии”, написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е.Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики  и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых  в Петербурге включило местные  и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов. 
 
В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: “Экскурсионный вестник” в Москве,  “Русский экскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный музей” в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других  постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий  в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.  
Журнал  “Русский эмигрант” один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все  они группировались в восемь типов: 
1.     Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея. 
2.     Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.

Информация о работе История развития экскурсионного дела в России