Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить этапы становления и развития экскурсионной деятельности в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие 3 задачи:
Изучить экскурсионную деятельность России в 18-19 вв.
Проследить этапы развития экскурсионной деятельности в Советской России.
Оценить результативность действий этапов развития на Современной России.
1. Введение___________________________________________________3
2. ЭТАП 1
История развития и становление экскурсионной деятельности в 18-19 вв.
Становление экскурсионного дела в Российской империи__________5
Крымский горный клуб_______________________________________6
3. ЭТАП 2
Экскурсионная деятельность. Конец 19- начало 20 вв.
3.1 Экскурсионные комиссии, бюро комитеты________________________11
3.2 Экскурсионное дело в учебных заведениях________________________12
3.3 Экскурсии в годы советской власти______________________________18
3.4 Современное состояние экскурсионного дела______________________21
4. Заключение____________________________________________________22
5. Список использованной литературы_______________________________23
1. Введение______________________
2. ЭТАП 1
История развития и становление экскурсионной деятельности в 18-19 вв.
3. ЭТАП 2
Экскурсионная деятельность. Конец 19- начало 20 вв.
3.1 Экскурсионные комиссии, бюро комитеты______________________
3.2 Экскурсионное дело в учебных заведениях____________________
3.3 Экскурсии в годы советской власти________________________
3.4 Современное состояние экскурсионного
дела______________________21
4. Заключение____________________
5. Список использованной литературы____________________
1. ВВЕДЕНИЕ
В Европе путешествие как форма отдыха,
развлечения и установления коммуникативных
связей, развивается с античных времён.
Мотивами поездок в другие регионы были
торговля, образование, паломничество,
лечение. Можно сказать, что в Древней
Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии
– Олимпиады. В Средние века усиливается
религиозный фактор путешествия – поклонение
святыням христианства и мусульманства.
Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет
религиозные мотивы и усиливает индивидуальный
характер и образовательную направленность
поездок. Петровские реформы в России
ознаменовались обязательными “гранд-турами”
для молодых дворян, имеющими целью образование
и повышение культурного уровня, предваряющими
вступление на профессиональное или политическое
поприще. Путешествия способствовали
расширению кругозора, однако являлись
элитарными в связи с примитивизмом средств
передвижения. Бурное развитие экскурсионных
туров началось во второй половине XX столетия
и связано с экономическими, транспортными,
социально-политическими тенденциями
развития. Становятся более разнообразными
цели и мотивы путешествий:
· курортные, с целью отдыха и лечения;
· экскурсионные, с целью знакомства с
природными, историческими, культурными
достопримечательностями;
· деловые – для проведения деловых переговоров;
· научные – для знакомства с достижениями
науки.
Экскурсионное обслуживание
является как самостоятельной
Термин “экскурсия”
происходит от латинского “excursio”-поездка.
Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного,
научного характера. Экскурсионная деятельность
и экскурсионные организации способствовали
более широкому развитиютуристского движения
в России. История развития экскурсионнойдеятельности
насчитывает свыше ста лет.
Целью данной курсовой работы является изучить
этапы становления и развития экскурсионной
деятельности в России. Для достижения
поставленной цели необходимо выполнить
следующие 3 задачи:
2. ЭТАП 1- История развития и становление экскурсионной деятельности в 18-19 вв.
2.1 СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 18-19 вв.
Первые сведения об экскурсиях появились
во второй половине XVIII в. Это были школьные
экскурсии, которые предшествовали появлению туризма.
Одним из первых организаторов и энтузиастов
экскурсионной работы с детьми был декабрист
И.Д.Якушенко. Находясь в ссылке, он работал
в женской школе, практиковал летние походы
и экскурсии со своими воспитанниками
с целью изучения растительного мира.
Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное
дело получило поддержку официальных
властей, которые решили использовать
экскурсии в качестве одного из средств
морально-религиозного воздействия на
учащихся. Школьные экскурсии проводились
преимущественно с целью изучения окружающей
природы и по историческим местам. С 1899
г. при педагогическом обществе в Москве
работала комиссия по организации общеобразовательных
экскурсий для учащихся гимназий, училищ
и школ.
Активизация экскурсионной деятельности
в XIX в. была связана с появлением ряда
организаций, практиковавших экскурсионные
походы. Развитие экскурсионной деятельности
сопровождалось открытием исторических,
культурных и природоведческих памятников,
ансамблей, музеев, а также различных выставок.
Этому способствовала инициативная деятельность
научных обществ.
Распространение экскурсий, горных восхождений,
пеших походов и велосипедных прогулок,
стремление русской интеллигенции использовать
путешествия, передвижения и познавательные
экскурсии для просвещения народа создали
предпосылки для объединения любителей
туризма и экскурсий в различные специализированные
организации.
2.2 КРЫМСКИЙ ГОРНЫЙ КЛУБ
В XIX в. среди россиян
большую популярность получил горный
район Крым, к которому легко было
добраться по суше и по морю. Крымские
горы привлекали доступностью своих
хребтов и удобными для путешествий тропами. К тому же целительный
сухой климат благоприятно сказывался
на людях с заболеваниями дыхательной
системы. Эти свойства сделали его наиболее
посещаемым районом России.
В 1876 г. состоялась первая экскурсия в
Крым, проведённая профессором геологии
Н.А.Головкинским. Он пригласил на экскурсию
25студентов Новороссийского университета,
для которых добился бесплатного проезда
на пароходе Русского общества пароходства
и торговли из Одессы в Крым и обратно.
Экскурсанты познакомились с Ялтой, Никитским
садом, морским побережьем горной частью
Крыма, собрали геологические коллекции.
Позже профессор Н.А.Головкинский выпустил
путеводитель по Крыму – одно из первых
популярных краеведческих изданий.
Интерес, который проявляли в конце XIX
в. к Крыму, определил появление второго
в России объединения любителей гор (первым
был Кавказский горный клуб, основанный
в 1877 г.). Клуб был основан в Одессе в 1890
г. и получил название Крымского горного
клуба.
Крымский горный клуб
поставил перед собой следующие цели:
1. научное исследование Таврических (Крымских)
гор и распространение собираемых о них
сведений;
2. поощрение к посещению и исследованию
этих гор и облегчение пребывания в них
естествоиспытателям и художникам, отправляющимся
в горы с научной или артистической целью;
3. поддержка местных отраслей сельского
хозяйства, садоводства и мелкой горной
промышленности;
4. охрана редких горных видов
растений и животных.
Клуб существовал материально за счёт
взносов своих членов, различных пожертвований, средств, получаемых от общих экскурсий,
изданий трудов клуба.
Свою деятельность клуб начал с организации
экскурсии 19 членов в Крым в апреле 1891
г. Экскурсанты посетили Севастополь и
ознакомились с археологическими раскопками
в Херсонесе, древним Инкерманским монастырём,
высеченным в известняках, Айтодорским
маяком, Никитским садом и другими достопримечательностями
Крыма. Во время этой восьмидневной экскурсии
членами клуба были собраны геологические,
почвенные, ботанические, энтомологические
коллекции, которые должны были послужить
основой при создании музея Крымского
горного клуба.
С первого же года клуб приступил к собиранию
данных по геологии, географии, флоре,
фауне, этнографии, археологии и истории
Крыма и поставил задачу начать издание
этих материалов с целью популяризации
Крыма как туристского района. И уже в
1891 г. первый выпуск “Записок Крымского
горного клуба” увидел свет, после чего
регулярное их издание продолжалось в
течение 25 лет.
Известность Крымского горного клуба
(позже переименованного в Крымско-Кавказский
горный клуб) с каждым годом возрастала,
что было связано с активной экскурсионной
деятельностью, проводимой им, и с открытием
новых отделений клуба в различных городах
России. Основу деятельности отделений
клуба составляла организация экскурсий.
Правление Крымско-Кавказского клуба,
начав с экскурсий в Крым для своих членов
и для всех желающих, постепенно расширило
географию поездок и с 1910 г. начало уделять
внимание экскурсиям на Кавказ. А в 1913г.
экскурсионная секция подготовила многодневные
маршруты по Крыму, Кавказу, Уралу, к Днепропетровским
порогам. Приглашение принять участие
в этих экскурсиях заранее публиковалось
в “Записках клуба”.
Особое место в деятельности Крымско-Кавказского
горного клуба занимало Ялтинское отделение.
Именно это отделение занялось широкой
экскурсионной деятельностью, организацией
туристских поездок и экскурсий в Крым
и по наиболее интересным местам Крымского
побережья.
Ялтинским отделением было сформулировано
несколько задач:
1. создание троп для пешеходных экскурсий
в горы;
2. установление указателей дальнейшего
движения и пройденного расстояния, а
также скамеек для отдыха;
3. создание туристского приюта. Туристский
приют был создан на Чатырдаге (первый
в России);
4. разработка новых экскурсионных маршрутов;
заключение контрактов с поставщиками
лошадей и экипажными мастерами; поиск
мест для проживания экскурсантов; хлопоты
об удешевлении экскурсий для учащихся
и др.
Год от года экскурсионная деятельность
Ялтинского клуба набирала силу. Число
экскурсантов постоянно увеличивалось.
Экскурсии отделения отличались большим
разнообразием маршрутов. Основу их составляли
однодневные экскурсии в окрестностях
Ялты.
Популяризация экскурсий проводилась
путём рассылки плакатов и брошюр с их
описанием в учебные заведения, различные
учреждения крупных городов России, публикации
рекламных сообщений об экскурсиях, еженедельного
вывешивания объявлений с расписанием
экскурсий в гостиницах, пансионатах,
водолечебницах. Такие методы распространения
экскурсий принесли свои плоды. Экскурсиями
Ялтинского отделения стали пользоваться
приезжие из разных мест.
Особую заботу все отделения Крымско-Кавказского
горного клуба проявляли об ученических
экскурсиях. В “Записках” были обнародованы
“Основания для организации ученических
экскурсий В Крым…”,в которых подчёркивалось
значение для молодёжи: “Развивая в молодёжи
пытливость ума и любознательность, они
вместе с тем имеют и гигиеническое значение,
давая юношам возможность провести более
или менее продолжительное время на чистом
воздухе в гористых местностях, что вместе
с передвижением по горам должно способствовать
физическому развитию и укреплению организма”.
По ходатайству правления отделения для
участников ученических экскурсий предоставлялось
или бесплатное помещение для проживания
в ялтинских школах, или крайне дешёвое
в некоторых гостиницах.
Понимая, что для дальнейшего развития
экскурсионного дела необходимо большое
число подготовленных экскурсоводов,
правление клуба начало с 1902 г. подготовку
руководителей экскурсий из числа школьных
учителей.
Педагогические экскурсии Крымско-Кавказского
горного клуба стали ещё одной действенной
формой пропаганды туризма в России, поскольку
в последующие годы участники этих экскурсий
возвращались в Крым, но уже с десятками
своих учеников, выполняя тем самым задачу
клуба “устремить русских туристов мощным
потоком” в этот благодатный край.
За время своей работы (более чем за 20 лет)
Крымско-Кавказский горный клуб стал влиятельной
экскурсионной организацией в России.
Он заложил прочный фундамент экскурсионного
дела в нашей стране.
3. ЭТАП 2- Экскурсионная деятельность. Конец 19- начало 20 вв.
3.1 ЭКСКУРСИОННЫЕ КОМИССИИ, БЮРО, КОМИТЕТЫ
Повышенный интерес к
Количество экскурсионных комиссий постепенно
возрастало. Они создавались в различных
городах России: Екатеринодаре, Харькове,
Ярославле, Москве и др. К концу 1915 г. существовало
уже около 100 подобных организаций.
С 1910 г. стали организовывать экскурсии
для сельских жителей в другие наиболее
развитые сельскохозяйственные губернии.
Они проводились для ознакомления с высокопродуктивными
сельскими хозяйствами. Эти экскурсии
оказались весьма полезными для крестьян,
участвовавших в них. Во многих хозяйствах
в результате такого своеобразного обмена
опытом появились спустя некоторое время
различные нововведения.
3.2 ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В конце XIX – нач. XX в.в. передовые
педагоги учебных заведений России
обратили особое внимание на экскурсионное
дело, всё шире развивающееся в
стране. В экскурсиях они увидели
возможность значительно улучшить преподавание
естественных предметов, приблизить учащихся
к природе.
К этому времени относятся первые статьи,
посвящённые экскурсионному делу среди
учащихся, в “Записках Крымского горного
клуба”, в журналах “Русский турист”
и “Русская школа”.
Длительное время организация экскурсий
для учащихся оставалась делом отдельных
энтузиастов. Таким был педагог Александровской
учительской школы в Тифлисе – Николай
Петрович Захаров. Важным средством обучения
он считал экскурсии, на которых должны
закрепляться знания, полученные на уроках.
Он знакомил своих учеников на экскурсиях
с природой Кавказа, его историей и культурой.
Экскурсии совершались обычно всей школой
пешком. На природе учащиеся под руководством
преподавателей наблюдали различные предметы
и явления, учились описывать их, составлять
геологические и ботанические коллекции.
Н.П.Захаров считал обязательной организацию
экскурсий при изучении истории, географии
и других дисциплин естественного цикла.
Важным толчком к расширению экскурсионной
деятельности стал циркуляр министра
народного просвещения от 2 августа 1900
г. за №20.185, которым отменялись летние
каникулярные работы учеников и взамен
их рекомендовалось начальникам учебных
заведений и педагогическим советам организовывать
в период каникул для учащихся оздоровительные
прогулки и путешествия.
Определённую роль в развитии ученических
экскурсий имело введение 9 марта
1902 г. специального тарифа №6900 на проезд
учащихся, отправляющихся в образовательные
экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов
устанавливался удешевлённый проезд в
вагонах 3 класса, а воспитанникам низших
учебных заведений при поездках на расстоянии
до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд.
В последующие годы условия этого специального
тарифа для учащихся, совершавших групповые
экскурсии, несколько менялись, но он сохранился
в общих чертах до 1917 г.
Стихийно развивавшаяся экскурсионная
работа в учебных заведениях России постепенно
начала получать теоретическую базу. К
концу 1900-х годов в различных периодических
изданиях стали появляться всё больше
статей, в которых предпринимались попытки
освещения вопросов теории экскурсоведения.
Важной вехой в этом отношении явилась
увидевшая свет в 1910 г. книга “Школьные
экскурсии”, написанная группой преподавателей
Петербургского лесного коммерческого
училища под редакцией Б.Е.Райкова. В ней
впервые были разработаны основные принципы
экскурсионной методики и предложена
система учебных экскурсий по всем предметам
и для всех классов. Появление книги по
теории экскурсионного дела в лесном училище
не было случайностью. Именно оно в числе
первых в Петербурге включило местные
и дальние экскурсии в учебный процесс,
как обязательную форму работы, тесно
связанную с преподаванием различных
предметов.
В 10-е годы XX в. в России начали издаваться
три специальных журнала, посвящённых
экскурсионному делу: “Экскурсионный
вестник” в Москве, “Русский экскурсант”
в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный
музей” в Бендерах в Бессарабской губернии.
Если последний журнал полностью посвящался
школьному экскурсоведению, то два других
постоянно публиковали теоретические
статьи по экскурсоведению, рассказы о
совершённых экскурсиях, советы по организации
экскурсий в школе, списки рекомендуемой
литературы по экскурсионному делу и др.
Журнал “Русский эмигрант” один из первых
попытался классифицировать экскурсии
для учащихся. Все они группировались
в восемь типов:
1. Историко-археологические
экскурсии. Они подразделялись на
ознакомительные и исследовательские.
Для учащихся наиболее важным считался
второй вид экскурсий. Участвуя в них школьники
исследовали географические особенности
местности, памятники старины, старинные
книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы,
записывали предания, рассказы и песни
местных жителей, описывали обряды и т.д.
Собранные материалы предназначались
для пополнения коллекций школьного музея.
2. Историко-литературные.
Участники этих экскурсий посещали места,
связанные с жизнью выдающихся писателей,
поэтов, учёных, художников, государственных
и общественных деятелей. Важное значение
при проведении данного типа экскурсий
придавалось встречам с современниками
знаменитых людей.
Информация о работе История развития экскурсионного дела в России