Экскурсионно-познавательный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Экскурсионно-познавательный тур – это путешествие, организованное на основе пакета экскурсионных услуг, сформированное тур-оператором с возможностью максимально эффективного использования времени в познавательных целях путем посещения в рамках экскурсии туристических ресурсов.
Основная цель экскурсионно-познавательного тура – посмотреть интересные или просто красивые природные и культурные объекты, получить новую информацию об этих объектах, а также посетить уникальные места, чтобы потом с чувством глубокого удовлетворения.

Содержание работы

1.Работа руководителя туристской группы в экскурсионно-познавательном туре…………………………………………………………………………….…3
2. Основные формы культурно-образовательной деятельности музеев. Организационные особенности музейной экскурсии……………………….12
3.Список использованной литературы……………………………………….31

Файлы: 1 файл

экс-позав туризм.docx

— 57.94 Кб (Скачать файл)

Подготовка экскурсии  – сложный процесс, который требует  от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой  будет представлена в экскурсии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей  и задач; затем составляется библиография и собирается материал по теме, прорабатываются  источники и литература, делаются необходимые выписки.

Далее тщательно изучается  экспозиция, отбираются объекты показа (основные и дополнительные), разрабатываются  структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фондовой документации, продумываются оптимальные приемы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.

Проделанная автором экскурсии  работа фиксируется в наиболее Удобной  для него форме, обычно в виде индивидуального  текста экскурсии. Кроме того, составляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое содержание тем и подтем, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, приводится структура экскурсии, ее маршрут, состав демонстрируемых экспонатов и продолжительность их показа. После апробации этого плана на практике, т. е. проведения на его основе нескольких экскурсий и учета их положительных сторон и недостатков, составляется итоговый документ – методическая разработка экскурсии. Она строится по той же схеме, что и развернутый план, но в отличие от него содержит подробный перечень используемых методических приемов.

Экскурсионной деятельностью  занимаются и методисты. Они определяют экскурсионную тематику с учетом специфики музея и аудитории, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсии, обобщают опыт экскурсионной работы, руководят  подготовкой различных массовых мероприятий на базе музея.

    Государственный музей истории религии.

    Государственный музей истории религии был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г.Богораз-Тан (1865–1936). В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.

     15 ноября 1932 г. Музей был торжественно открыт в здании Казанского собора. В отличие от существовавших в те годы в разных городах так называемых антирелигиозных музеев (Ленинградский антирелигиозный музей работал с 1929 по 1932 г.), Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен, включая рассмотрение эволюции религиозных представлений и культов, места религии в духовной культуре различных эпох, психологического аспекта религиозной веры, религиозно-общественных движений, процессов секуляризации, религиозного искусства и т.п. На протяжении десятилетий музейные сотрудники, не только создавали экспозиции и выставки, не только хранили (часто спасая от уничтожения) многие памятники религиозной культуры, но и вели систематическую исследовательскую работу по их изучению.

     Период с 1932 по 1944 г. – это этап становления Музея истории религии, заложения основ и традиций научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и исследовательской работы. К 1941 г. МИР сосредоточил в своих фондах богатейшее собрание экспонатов, отажающих многообразие религий. Среди них –коллекция православных икон XVII-XX веков, предметы декоратиновно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. В Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собрание книг по истории религии и религиоведению в России. В 1935 г. бюро Отделения истории Академии наук объявило о создании на базе Музея научно-исследовательской ассоциации изучения религии.

    В 1954 г. Музей получил название: Государственный музей истории религии и атеизма АН СССР. С 1961-го г. Музей был переведен из Академии наук в ведение Министерства культуры СССР. В этот период наметился поворот всей работы Музея в сторону открытой атеистической пропаганды, способствовало этому прямое воздействие Ленинградского обкома КПСС. Это не могло не сказаться как на экспозиционной работе музея, так и на научных исследованиях, которые должны были сосредоточиться, прежде всего, на решении актуальных задач.

     С начала 1970-х гг. наметились новые тенденции в деятельности Музея: началась работа над новой экспозицией, оживилась выставочная, собирательская и научно-исследовательская работа. ГМИР стал научно-методическим центром, сотрудники Музея стали ездить с выставками и лекциями по всей стране.

     В 1990-м г. Музею возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. Он является музеем федерального значения и подчинятеся Министерству культуры и массовых коммуникаци Российской Федерации. В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция. В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. В России впервые после почти векового перерыва музейный комплекс разместился в специально оборудованном и специально приспособленном для музейных нужд здании.  Сегодня в числе приоритетных направлений деятельности Музея – не только изучение памятников культурного наследия и экспозиционно-выставочная деятельность, но исоздание просветительских и музейно-педагогических программ, актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей. Музей принимает активное участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона. Социально-ориентированные проекты разработаны специально для различных адресных групп: детей, молодежи, военнослужащих, представителей разных конфессий и проч. Проблематика Музея достаточно сложна. Однако, в нейтральном пространстве музея профессиональная работа научных сотрудников, хранителей, музейных педагогов, экскурсоводов и других специалистов позволяет знакомиться с религией на языке, доступном пониманию самого неподготовленного посетителя.

     Задача  сотрудников – не обучение основам религии и не навязывание предпочтений. Мы рассказываем об истории и культурных традициях различных народов, учим уважать их религиозные взгляды, воспитываем культуру осознанной толерантности по отношению к представителям разных конфессий и различных этно-религиозных групп.

Экспозиционные залы:

  • Архаические верования и обряды
  • Религии древнего мира: политеизм
  • Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма
  • Возникновение христианства
  • История русского православия
    • Информационный ресурс "Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского общества в Государственном музее истории религии"
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Религии Востока
    • Буддизм
    • Религии Китая
    • Религии Японии
    • Религии Индии
    • Сукхавати - Чистая земля будды Амитабхи
      • Сукхавати из собрания ГМИР
  • Ислам
  • Серебряная кладовая

 

 

Экскурсии

«Мировые религии» 
Продолжительность - до 1,5 часов.

Экскурсия знакомит с историей формирования и основными особенностями  вероучения и культовой практики трёх мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Посетители увидят уникальные образцы религиозного искусства  и разнообразную церковную утварь.

Обзорная экскурсия. Задачи ознакомительного характера являются для нее закономерными и ведущими. Обзорные экскурсии предназначены, прежде всего, для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекции. Сведения, получаемые туристами на обзорной экскурсии, носят информационный характер и представляют всю экспозицию целиком от ее первых и до последних залов. 

«Авраамические  религии: иудаизм, христианство и ислам».

 
Продолжительность - до 1,5 часов.

Экскурсия рассказывает об истории библейского монотеизма (единобожия), о священных книгах, пророках и культовых сооружениях. В ходе экскурсии станет понятно, что общего между тремя религиями, и какие особенности вероучения и культовой практики являются отличительными чертами каждой из них.

Образовательная экскурсия. Элементы образовательного характера присутствуют в любой экскурсии, в том числе и в обзорной, однако преимущественное значение они имеют в экскурсии образовательного типа. Образовательная (тематическая, монографическая) экскурсия адресована широкой аудитории любого возраста и любой социальной группы. Наиболее распространенные посетители такой экскурсии, как правило, школьники или студенты. Экскурсия такого типа может решать различные образовательные задачи. 
 
Ведущая цель образовательной экскурсии – расширение познаний. При этом акцент должен быть перенесен с информативности на познание более глубокого уровня, в чем и заключается отличие образовательной экскурсии от экскурсии ознакомительного (обзорного) типа.

«Три  направления христианства: православие, католицизм, протестантизм». 
Продолжительность - до 1,5 часов.

В ходе экскурсии посетители узнают об истоках христианства;  об исторических и культурных причинах, которые привели христианство к разделению на Западную и Восточную ветви, а позднее – к возникновению протестантизма. А также познакомятся с особенностями вероучения, богослужения и организации каждой из христианских церквей. 

В основе экскурсии развивающего типа лежит развивающая функция  обучения. Развивающая экскурсия  не является столь распространенной как экскурсия ознакомительного и образовательного характера. Тем  не менее, она имеет прочные исторические традиции, и ее появление практически  совпадает с периодом появления и распространения первых идей в сфере эстетического и художественного воспитания.  
 
Ведущей целью экскурсии развивающего типа является развитие способностей, обеспечивающих полноценное восприятие музейных памятников. Успешное решение задач развивающей экскурсии обеспечивает и большую эффективность учебного процесса на экскурсии образовательного типа. Экскурсия развивающего типа призвана развивать и формировать такие качества и способности личности как наблюдательность, эмоциональную и сенсорную восприимчивость, творческое мышление, а также умение выражать словесно свои эмоции, мысли и наблюдения. Она имеет сугубо педагогическую направленность, особенно на первоначальном этапе обучения, и ее конкретные задачи связаны с формированием и развитием определенных психических качеств и способностей личности. 

«История  Русской Православной Церкви»

 
Продолжительность - до 1,5 часов.

В ходе экскурсии посетители узнают об основных событиях в истории  русского православия от крещения Руси до восстановления патриаршества в 1917 г.; услышат подробный рассказ о монашестве и монастырях, особенностях народного православия, о храмовой символике, о причинах и последствиях церковного раскола, о синодальном периоде в истории церкви.

Исторические экскурсии основываются на памятниках материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества. Они проводятся по коллекциям, экспозициям и памятникам музеев исторического профиля: в общеисторических музеях республик, городов, в исторических отделах краеведческих музеев, военно-исторических; в музеях, связанных с отдельными историческими дисциплинами. 
 
При этом общеисторические экскурсии освещающие весь процесс исторического развития страны или края с самых древнейших времен до сегодняшнего дня, либо какой-то один период, этап, одно историческое событие в общеисторическом процессе или местной истории. Они раскрывают исторические закономерности показывают процессы социально-экономического, политического, культурного развития, рассказывают об отдельных исторических фактах и событиях. 

«История  западного христианства: католицизм и протестантизм» историческая экскурсия

 
Продолжительность - до 1,5 часов.

Экскурсия знакомит с историей и особенностями Римско-Католической и протестантской церквей. Посетителям  будут представлены предметы из западноевропейской коллекции музея, включая уникальные образцы изобразительного искусства  эпохи Возрождения. Экскурсия включает в себя рассказ об основных этапах формирования западного христианства, связанных с борьбой папства  и светских правителей, крестовыми походами, возникновением монашеских орденов, утверждением инквизиции, Реформацией  и становлением протестантизма.

 

«Ислам: единство и многообразие»

 
Продолжительность - до 1,5 часов.

В ходе экскурсии посетители познакомятся с самой молодой  мировой религией – исламом, узнают о столпах веры и о различных  идейных течениях: суннизме, шиизме, суфизме. Экскурсия также включает в себя рассказ о культовой практике ислама, религиозной символике и художественном своеобразии мусульманской культуры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Экскурсионно-познавательный туризм