Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:44, контрольная работа
Экскурсионно-познавательный тур – это путешествие, организованное на основе пакета экскурсионных услуг, сформированное тур-оператором с возможностью максимально эффективного использования времени в познавательных целях путем посещения в рамках экскурсии туристических ресурсов.
Основная цель экскурсионно-познавательного тура – посмотреть интересные или просто красивые природные и культурные объекты, получить новую информацию об этих объектах, а также посетить уникальные места, чтобы потом с чувством глубокого удовлетворения.
1.Работа руководителя туристской группы в экскурсионно-познавательном туре…………………………………………………………………………….…3
2. Основные формы культурно-образовательной деятельности музеев. Организационные особенности музейной экскурсии……………………….12
3.Список использованной литературы……………………………………….31
Подготовка экскурсии – сложный процесс, который требует от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой будет представлена в экскурсии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач; затем составляется библиография и собирается материал по теме, прорабатываются источники и литература, делаются необходимые выписки.
Далее тщательно изучается экспозиция, отбираются объекты показа (основные и дополнительные), разрабатываются структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фондовой документации, продумываются оптимальные приемы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.
Проделанная автором экскурсии работа фиксируется в наиболее Удобной для него форме, обычно в виде индивидуального текста экскурсии. Кроме того, составляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое содержание тем и подтем, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, приводится структура экскурсии, ее маршрут, состав демонстрируемых экспонатов и продолжительность их показа. После апробации этого плана на практике, т. е. проведения на его основе нескольких экскурсий и учета их положительных сторон и недостатков, составляется итоговый документ – методическая разработка экскурсии. Она строится по той же схеме, что и развернутый план, но в отличие от него содержит подробный перечень используемых методических приемов.
Экскурсионной деятельностью занимаются и методисты. Они определяют экскурсионную тематику с учетом специфики музея и аудитории, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсии, обобщают опыт экскурсионной работы, руководят подготовкой различных массовых мероприятий на базе музея.
Государственный музей истории религии.
Государственный музей истории религии был образован в системе Академии наук СССР на основании решений Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26 апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором был выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В.Г.Богораз-Тан (1865–1936). В основу коллекций нового музея были положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственного Эрмитажа, Библиотеки Академии наук и Государственного Русского музея, использовавшиеся в антирелигиозной выставке, созданной сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде в апреле 1930 г.
15 ноября 1932 г. Музей был торжественно открыт в здании Казанского собора. В отличие от существовавших в те годы в разных городах так называемых антирелигиозных музеев (Ленинградский антирелигиозный музей работал с 1929 по 1932 г.), Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение, призванное комплексно изучать религию как сложный общественно-исторический феномен, включая рассмотрение эволюции религиозных представлений и культов, места религии в духовной культуре различных эпох, психологического аспекта религиозной веры, религиозно-общественных движений, процессов секуляризации, религиозного искусства и т.п. На протяжении десятилетий музейные сотрудники, не только создавали экспозиции и выставки, не только хранили (часто спасая от уничтожения) многие памятники религиозной культуры, но и вели систематическую исследовательскую работу по их изучению.
Период с 1932 по 1944 г. – это этап становления Музея истории религии, заложения основ и традиций научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и исследовательской работы. К 1941 г. МИР сосредоточил в своих фондах богатейшее собрание экспонатов, отажающих многообразие религий. Среди них –коллекция православных икон XVII-XX веков, предметы декоратиновно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. В Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собрание книг по истории религии и религиоведению в России. В 1935 г. бюро Отделения истории Академии наук объявило о создании на базе Музея научно-исследовательской ассоциации изучения религии.
В 1954 г. Музей получил название: Государственный музей истории религии и атеизма АН СССР. С 1961-го г. Музей был переведен из Академии наук в ведение Министерства культуры СССР. В этот период наметился поворот всей работы Музея в сторону открытой атеистической пропаганды, способствовало этому прямое воздействие Ленинградского обкома КПСС. Это не могло не сказаться как на экспозиционной работе музея, так и на научных исследованиях, которые должны были сосредоточиться, прежде всего, на решении актуальных задач.
С начала 1970-х гг. наметились новые тенденции в деятельности Музея: началась работа над новой экспозицией, оживилась выставочная, собирательская и научно-исследовательская работа. ГМИР стал научно-методическим центром, сотрудники Музея стали ездить с выставками и лекциями по всей стране.
В 1990-м г. Музею возвращено первоначальное название – Государственный музей истории религии. Он является музеем федерального значения и подчинятеся Министерству культуры и массовых коммуникаци Российской Федерации. В мае 1991 года было принято решение передать Музею здание на Почтамтской улице, где вскоре началась реконструкция. В 2000 г. ГМИР переехал в новое здание и теперь располагается недалеко от здания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Исаакиевского собора. В России впервые после почти векового перерыва музейный комплекс разместился в специально оборудованном и специально приспособленном для музейных нужд здании. Сегодня в числе приоритетных направлений деятельности Музея – не только изучение памятников культурного наследия и экспозиционно-выставочная деятельность, но исоздание просветительских и музейно-педагогических программ, актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей. Музей принимает активное участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона. Социально-ориентированные проекты разработаны специально для различных адресных групп: детей, молодежи, военнослужащих, представителей разных конфессий и проч. Проблематика Музея достаточно сложна. Однако, в нейтральном пространстве музея профессиональная работа научных сотрудников, хранителей, музейных педагогов, экскурсоводов и других специалистов позволяет знакомиться с религией на языке, доступном пониманию самого неподготовленного посетителя.
Задача сотрудников – не обучение основам религии и не навязывание предпочтений. Мы рассказываем об истории и культурных традициях различных народов, учим уважать их религиозные взгляды, воспитываем культуру осознанной толерантности по отношению к представителям разных конфессий и различных этно-религиозных групп.
Экспозиционные залы:
Экскурсии
«Мировые религии»
Продолжительность - до 1,5 часов.
Экскурсия знакомит с историей
формирования и основными особенностями
вероучения и культовой практики
трёх мировых религий: буддизма, христианства
и ислама. Посетители увидят уникальные
образцы религиозного искусства
и разнообразную церковную
Обзорная экскурсия. Задачи
ознакомительного характера являются
для нее закономерными и ведущими. Обзорные
экскурсии предназначены, прежде всего,
для посетителей, впервые пришедших в
музей и желающих получить общее представление
о его истории и коллекции. Сведения, получаемые
туристами на обзорной экскурсии, носят
информационный характер и представляют
всю экспозицию целиком от ее первых и
до последних залов.
Продолжительность - до 1,5 часов.
Экскурсия рассказывает об истории библейского монотеизма (единобожия), о священных книгах, пророках и культовых сооружениях. В ходе экскурсии станет понятно, что общего между тремя религиями, и какие особенности вероучения и культовой практики являются отличительными чертами каждой из них.
Образовательная экскурсия.
Элементы образовательного характера
присутствуют в любой экскурсии, в том
числе и в обзорной, однако преимущественное
значение они имеют в экскурсии образовательного
типа. Образовательная (тематическая,
монографическая) экскурсия адресована
широкой аудитории любого возраста и любой
социальной группы. Наиболее распространенные
посетители такой экскурсии, как правило,
школьники или студенты. Экскурсия такого
типа может решать различные образовательные
задачи.
Ведущая цель образовательной экскурсии
– расширение познаний. При этом акцент
должен быть перенесен с информативности
на познание более глубокого уровня, в
чем и заключается отличие образовательной
экскурсии от экскурсии ознакомительного
(обзорного) типа.
В ходе экскурсии посетители узнают об истоках христианства; об исторических и культурных причинах, которые привели христианство к разделению на Западную и Восточную ветви, а позднее – к возникновению протестантизма. А также познакомятся с особенностями вероучения, богослужения и организации каждой из христианских церквей.
В основе экскурсии развивающего
типа лежит развивающая функция
обучения. Развивающая экскурсия
не является столь распространенной
как экскурсия ознакомительного
и образовательного характера. Тем
не менее, она имеет прочные исторические
традиции, и ее появление практически
совпадает с периодом появления и распространения
первых идей в сфере эстетического и художественного
воспитания.
Ведущей целью экскурсии развивающего
типа является развитие способностей,
обеспечивающих полноценное восприятие
музейных памятников. Успешное решение
задач развивающей экскурсии обеспечивает
и большую эффективность учебного процесса
на экскурсии образовательного типа. Экскурсия
развивающего типа призвана развивать
и формировать такие качества и способности
личности как наблюдательность, эмоциональную
и сенсорную восприимчивость, творческое
мышление, а также умение выражать словесно
свои эмоции, мысли и наблюдения. Она имеет
сугубо педагогическую направленность,
особенно на первоначальном этапе обучения,
и ее конкретные задачи связаны с формированием
и развитием определенных психических
качеств и способностей личности.
Продолжительность - до 1,5 часов.
В ходе экскурсии посетители узнают об основных событиях в истории русского православия от крещения Руси до восстановления патриаршества в 1917 г.; услышат подробный рассказ о монашестве и монастырях, особенностях народного православия, о храмовой символике, о причинах и последствиях церковного раскола, о синодальном периоде в истории церкви.
Исторические экскурсии основываются на памятниках
материальной и духовной культуры, отражающих
развитие человеческого общества. Они
проводятся по коллекциям, экспозициям
и памятникам музеев исторического профиля:
в общеисторических музеях республик,
городов, в исторических отделах краеведческих
музеев, военно-исторических; в музеях,
связанных с отдельными историческими
дисциплинами.
При этом общеисторические экскурсии
освещающие весь процесс исторического
развития страны или края с самых древнейших
времен до сегодняшнего дня, либо какой-то
один период, этап, одно историческое событие
в общеисторическом процессе или местной
истории. Они раскрывают исторические
закономерности показывают процессы социально-экономического,
политического, культурного развития,
рассказывают об отдельных исторических
фактах и событиях.
Продолжительность - до 1,5 часов.
Экскурсия знакомит с историей
и особенностями Римско-
Продолжительность - до 1,5 часов.
В ходе экскурсии посетители познакомятся с самой молодой мировой религией – исламом, узнают о столпах веры и о различных идейных течениях: суннизме, шиизме, суфизме. Экскурсия также включает в себя рассказ о культовой практике ислама, религиозной символике и художественном своеобразии мусульманской культуры.