Экскурсионно-познавательный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Экскурсионно-познавательный тур – это путешествие, организованное на основе пакета экскурсионных услуг, сформированное тур-оператором с возможностью максимально эффективного использования времени в познавательных целях путем посещения в рамках экскурсии туристических ресурсов.
Основная цель экскурсионно-познавательного тура – посмотреть интересные или просто красивые природные и культурные объекты, получить новую информацию об этих объектах, а также посетить уникальные места, чтобы потом с чувством глубокого удовлетворения.

Содержание работы

1.Работа руководителя туристской группы в экскурсионно-познавательном туре…………………………………………………………………………….…3
2. Основные формы культурно-образовательной деятельности музеев. Организационные особенности музейной экскурсии……………………….12
3.Список использованной литературы……………………………………….31

Файлы: 1 файл

экс-позав туризм.docx

— 57.94 Кб (Скачать файл)

IV.   Ответственность

    Руководитель  туристической группы  несет ответственность  за:

1. жизнь, здоровье и  безопасность клиентов в ходе  поездки, за содержание оздоровительной  и познавательной работы, за выполнение  плана мероприятий, а также  - правил пожарной безопасности, за охрану природы, памятников  истории и культуры в местах  пребывания группы;

2. ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

3.    причинение материального  ущерба — в пределах, определенных  действующим трудовым и гражданским  законодательством Российской Федерации;

4. ошибки, допущенные в процессе работы, приведшие к невыполнению установленных Руководством Компании целевых показателей — в пределах переменной части заработной платы.

V. Критерии  оценки  деятельности

Критериями оценки деятельности Руководителя туристической группы являются:

  • Достижение целевых показателей по поездке.
  • Выполнение плана мероприятий и заявленных экскурсий.
  • Отсутствие обоснованных претензий со стороны Клиентов.
  • Аккуратность, своевременность и точность оформления отчетной и рабочей документации.
  • Отсутствие обоснованных претензий со стороны других структурных подразделений Компании.

VI.   Заключительные положения

1.      Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится в Компании, другой — у Работника.

2.     Обязанности, Права и Ответственность Руководителя туристической группы могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций Компании.

3.      Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом Генерального директора Компании  с ознакомлением Работника не менее, чем за два календарных месяца под личную роспись.

С инструкцией ознакомлен:

       
   

(Роспись)

 

(Фамилия, И.О.)


 

  1. Основные формы культурно-образовательной деятельности  музеев. Организационные особенности музейной экскурсии.  

    Понятие «культурно-образовательная деятельность» получило распространение в отечественном музееведении с начала 1990-х гг., и его активное использование было вызвано появлением новых подходов в работе с музейными посетителями. На рубеже 1950-х — 60-х гг. к советским музеям стал постепенно возвращаться утраченный в 1930-е гг. статус научных учреждений. Эти изменения отразились в терминологии, обозначающей одно из важнейших направлений музейной деятельности: вместо понятия «просветительная работа» стал употребляться термин «научно-просветительная работа». Его содержательная сторона означала, что свою образовательно-воспитательную функцию музей осуществляет на основе научных исследований, что теперь он распространяет знания, в основе которых лежит музейный предмет.

Основные формы культурно-образовательной  деятельности. 
    Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глубокую древность. Напомним, что уже в античных храмах специальные служители рассказывали посетителям об истории и художественных достоинствах тех или иных вотивных предметов. В эпоху Возрождения любознательную публику из числа знатных и высокопоставленных особ знакомили с собранием кабинетов и галерей как сами владельцы, так и состоявшие у них на службе хранители. Эти традиции работы со зрителем получили дальнейшее развитие в эпоху Просвещения, когда закрытые собрания начали превращаться в публичные музеи. 
Согласно современным представлениям, «экскурсия — коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени». Обладая всеми чертами, свойственными экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве. 
Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов. Экскурсии могут проводиться в здании музея — по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов, а также за пределами музейного здания — по памятникам и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях.

По характеру тематики выделяют:

  •  
    обзорные экскурсии
  •  
    экскурсии на темы профильной дисциплины.

 
     Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях. Обычно эти посетители — туристы, располагающие ограниченным количеством времени. Сведения, сообщаемые им во время обзорной экскурсии, носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного собрания, основными разделами музейной экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами. 
Экскурсии на темы профильной дисциплины в музейной практике чаще называют тематическими, что в действительности некорректно, поскольку всякая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, наиболее детально раскрывает одну тему или проблему. Иногда в музеях проводятся циклы экскурсий, связанные определенной проблематикой и предназначенные для постоянной группы посетителей. 
 
По целевой направленности различают:

  •  
    культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии
  •  
    учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К числу последних относят и методические экскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, проведения экскурсий.

 
     По составу экскурсантов выделяют экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или для местных жителей, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми). 
     Важнейший критерий профессионализма экскурсовода — это свободное владение темой. Любая допущенная им ошибка или неточность способны вызвать недоверие группы и сомнение в компетентности ее руководителя. Однако в экскурсии важна не только содержательная часть, но и форма подачи материала. В тех случаях, когда она строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек, как правило, теряет к ней интерес. 
    Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе. Заученный текст, произнесенный с монотонной интонацией безотносительно к аудитории, которой он адресован — школьникам, туристам, специалистам, коллегам, — производит крайне неприятное впечатление, резко снижает интерес экскурсантов. Между тем способность устанавливать контакт с аудиторией и умение корректировать свой рассказ и действия в зависимости от ее реакции являются очень важными показателями мастерства экскурсовода. 
 
Каждая экскурсия состоит из трех частей:

  •  
    вступительной беседы,
  •  
    основной части и
  •  
    заключительной беседы.

 
     Представившись группе, экскурсовод выясняет для себя состав аудитории, сообщает краткие сведения о музее, о теме экскурсии и порядке ее проведения. Во вступительной беседе важен не объем сообщаемой информации, а умение экскурсовода расположить к себе людей. Этому способствует его приветливость, доброжелательность, непринужденность во взаимоотношениях с аудиторией, готовность учитывать ее интересы и пожелания.

     Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности музея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утверждения, будто в музейной практике используется свыше 100 форм научно-просветительной работы. Гораздо убедительнее звучит мнение специалиста в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич о том, что в этом вопросе уместна аналогия с модой, где есть базовые модели, на основе которых впоследствии создаются самые разнообразные виды одежды. К числу базовых она относит десять форм культурно-образовательной деятельности музея: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра». Лекция принадлежит к числу давних и традиционных форм культурно-образовательной деятельности. В музейной практике получили распространение такие формы лекционной работы, как тематические циклы лекций, лектории выходного дня, выездные лекции для различных групп населения. Существует мнение, что в наши дни музейная лекция — это в определенной степени архаизм, что она не выдерживает конкуренции с современными техническими средствами получения информации. Однако этот тезис опровергается опытом работы ряда крупных музеев страны. Традиционной, хотя и не широко распространенной формой культурно-образовательной деятельности являются консультации, которые проводятся в экспозиции или в научных отделах по интересующему посетителя вопросу. Консультант в залах российских музеев, в отличие от зарубежной практики, — явление достаточно редкое, между тем потребность в нем постоянно растет в связи с увеличением потока индивидуальных посетителей. 
     В последние годы в экспозициях ряда музеев страны появились компьютерные справочно-информационные программы. Одним из первых новые технологии в работе с посетителями стал использовать Дарвиновский музей, установивший в своих залах компьютерные терминалы, объединенные в единую сеть.  Возможности для выявления и развития творческих способностей личности дают такие формы культурно-образовательной деятельности, как: кружки, студии, клубы.  Кружок обычно представляет собой небольшую группу детей или подростков, объединенных по интересам и работающих под руководством музейного сотрудника. В кружках исторического профиля ребята изучают исторические события, биографии выдающихся людей; в художественно-технических кружках — изготавливают модели, занимаются рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством; в кружках музееведческого профиля готовятся стать экскурсоводами и исследователями. В работе кружков познавательные элементы сочетаются с творческими: участники делают зарисовки музейных предметов, иллюстрируют исторические события, создают необходимый реквизит для театральных постановок и пр. Почти все кружки прививают навыки музейной работы. Близкая к кружку форма — студия, ее цель заключается в эстетическом развитии детей и взрослых, раскрытии их способностей к художественному творчеству. Например, при Вологодском музее-заповеднике уже много лет существует студия «Роспись по дереву», где опытные профессионалы обучают всех желающих традиционному мастерству украшения деревянных изделий — ложек, досок, мисок, туесков, ваз. Музейные коллекции предметов крестьянского быта являются той основой, на которой строится программа студии; при этом изучаются и включаются в методику обучения приемы старых мастеров. 
     Клуб, в отличие от кружков и студий, осуществляет свою деятельность путем самоорганизации. Им обычно руководит избранный его членами Совет, в состав которого входят и научные сотрудники музея; они же являются консультантами и руководителями существующих при клубе кружков и секций. Клубы разрабатывают положения (уставы) и программы, которые предусматривают как секционные занятия, так и общие мероприятия, в которых принимают участие все члены клуба — собрания, лекционные и семинарские курсы, встречи, тематические вечера, конференции. 
     Музей предоставляет своим клубам помещение, оборудование, консультации, помогает в организации выставок, собранных любителями коллекций, позволяет работать с музейными фондами. Привлекательность клуба в том, что он создает оптимальные условия для неформального общения людей. Тематика клубов весьма разнообразна. Наиболее распространены клубы краеведов, любителей старины, ветеранов Великой Отечественной войны, коллекционеров — нумизматов, филателистов, фалеристов. 
 
Проводимые музеями конкурсы, олимпиады, викторины организуются таким образом, чтобы приобщить участников к знакомству с музейными коллекциями и музейной работой, стимулировать их стремление к приобретению знаний и умение самостоятельно мыслить. Задания участникам даются самые разнообразные, их выполнение требует знания как фактического материала, так и экспозиционного. Жюри оценивает не только правильность ответов участников соревнований, но и их умение отстаивать свою точку зрения и вести дискуссию. В музей приходят не только за знаниями, но также ради отдыха и развлечений. Для удовлетворения этой рекреационной потребности посетителей музей использует такие культурно-образовательные формы, как встреча с интересным человеком, концерты, литературные вечера, театрализованные представления, кинопросмотры. Огромную известность приобрели, например, «Декабрьские вечера», которые вот уже более двадцати лет организуются в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Потребностям людей в рекреации отвечает и музейный праздник, представляющий собой комплексную форму культурно-образовательной деятельности. Он проводится музейными специалистами на основе тщательно разработанного сценария и при участии творческих работников театра, музыкальных учреждений, художественной самодеятельности, радио, кино, телевидения. Музейные праздники бывают фольклорными, литературными, календарными, военно-историческими; они могут отличаться друг от друга как сюжетной стороной, так, методами организации. Однако для музейного праздника, чтобы он имел основание называться таковым, обязательно присутствие музейных предметов, активное участие посетителей, использование элементов театрализации и игровых эпизодов, соблюдение ритуальности и праздничных атрибутов, то есть необходимо сочетание двух условий — «музейности» и «праздничности». 
 
Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике в 1970-е гг., но в отечественных музеях все еще не получили широкого распространения. Культурно-образовательная деятельность может осуществляться как в стенах музея, так и за его пределами. Внемузейные формы работы — лекции, передвижные выставки — предполагают использование музейных материалов обычно в виде копий или дубликатов музейных предметов.  Наряду с простыми формами культурно-образовательной деятельности в музейной практике получили распространение и комплексные, которые объединяют единой темой несколько форм, например, лекцию и концерт, экскурсию и литературный вечер. Явственно обозначилась тенденция к использованию так называемых цикловых форм, предназначенных для постоянной аудитории. Некоторые формы культурно-образовательной деятельности разрабатываются для смешанной аудитории, например, для родителей с детьми. Для того, чтобы культурно-образовательная деятельность была эффективной, музею необходимо изучать и учитывать интересы и потребности своей аудитории, обеспечивать «обратную связь», позволяющую корректировать как процесс создания экспозиции, так и процесс ее восприятия.

Итак, важнейший критерий профессионализма экскурсовода – это  свободное владение темой. Любая  допущенная им ошибка или неточность способны вызвать недоверие группы и сомнение в компетентности ее руководителя. Однако в экскурсии важна не только содержательная часть, но и форма подачи материала. В тех случаях, когда она строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек, как правило, теряет к ней интерес.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного  подхода к группе. Способность  устанавливать контакт с аудиторией и умение корректировать свой рассказ  и действия в зависимости от ее реакции являются очень важными  показателями мастерства экскурсовода.

Каждая экскурсия состоит  из трех частей: вступительной беседы, основной части и заключительной беседы. Представившись группе, экскурсовод  выясняет для себя состав аудитории, сообщает краткие сведения о музее, о теме экскурсии и порядке  ее проведения. Во вступительной беседе важен не объем сообщаемой информации, а умение экскурсовода расположить  к себе людей. Этому способствует его приветливость, доброжелательность, непринужденность во взаимоотношениях с аудиторией, готовность учитывать  ее интересы и пожелания.

В заключительной беседе, которая  традиционно состоит из ответов  на вопросы, экскурсоводу следует кратко обобщить содержательную сторону экскурсии, сконцентрировав внимание экскурсантов на главном, поинтересоваться их впечатлениями  от только что увиденного и услышанного, постараться закрепить в них  положительные эмоции, с которыми человек и должен покидать музей.

Свою предрасположенность  к общению экскурсовод может  показать, например, с помощью приема диалога. Эта беседа в форме вопросов – ответов имеет свои нюансы в зависимости от состава группы. Для детской группы вопросы обычно бывают прямыми, то есть предполагающими ответ.

С взрослой аудиторией прямой диалог тоже возможен, но главным образом  тогда, когда одновременно используется прием заданий. Например, участникам предлагается выбрать в зале наиболее интересный экспонат и обосновать свой выбор. Но чаще всего вопросы, адресованные взрослой аудитории, носят косвенный характер; они не предполагают, ответа и предназначаются для поддержания тона доверительной беседы. Обычно они формулируются примерно так: «Вы, конечно, знаете...?», «Вы, вероятно, помните, что ...?», «Возможно, что вы уже догадались...?»

В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а  экскурсоводу следует уметь правильно  соотносить показ и рассказ. Опытный  экскурсовод никогда не повернется спиной к экспонату; он встанет вполоборота  и при первом упоминании обязательно  не только укажет на экспонат, но и сам  на него посмотрит, поскольку это  движение обязательно повторят экскурсанты. Жест вообще играет очень важную роль в экскурсионном рассказе. Он ориентирует  на объект показа и сопровождается словесным указанием «справа», «слева», «прямо», «сверху» и т. п. Однако излишняя жестикуляция создает ощущение напряженности, суетливости и осложняет восприятие темы. В ходе рассказа необходимо делать паузы, во время которых внимание посетителя сосредотачивается на предмете, и тогда человек становится не слушателем, а зрителем.

Информация о работе Экскурсионно-познавательный туризм