Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:37, шпаргалка

Описание работы

В экскурсионной теории важное место занимают вопросы, связанные с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой. Понятия «метод», «методология» и «методика» взаимосвязаны и обусловлены. Представим эту связь в следующем виде.

Файлы: 1 файл

exkursovedenie.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

1. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ  КАК НАУКА 

Экскурсионная теория – это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и  рассказа; экскурсионный метод; классификация  экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.

В экскурсионной  теории важное место занимают вопросы, связанные с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и  методикой. Понятия «метод», «методология» и «методика» взаимосвязаны и обусловлены. Представим эту связь в следующем виде:

Рис. 1.1. Схема  связи понятий: метод, методика, методология

Развитие экскурсионной  теории, начатое в 1920-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогики.

Нужно согласиться  с ними в том, что теория экскурсионного дела уже в 1930-х годах развивалась  в условиях творческих исканий и  дискуссий и что в целом  теория экскурсионного дела находится в стадии становления.

Более интенсивное  развитие экскурсионной теории началось в 1970-х годах. Это объясняется  передачей экскурсионного дела профсоюзам,

Развитие экскурсионной  теории связано также с расширением  экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т.е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые функции, уточнились признаки, повысился научный уровень экскурсионных мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась нормативная методология, выросли кадры организаторов, методистов и экскурсоводов.

Однако и  в настоящее время экскурсионная  теория не стоит на месте. Важные явления  в жизни туристско-экскурсионных  организаций, бюро путешествий и  экскурсий, государственных и ведомственных  музеев – это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными.

Экскурсионная теория представляет собой комплекс взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела в стране. С наибольшей полнотой и определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение. Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.

В настоящее  время работа по дальнейшему развитию основных положений экскурсионной теории переместилась в стены Российской международной академии туризма.

 

2. Роль  экскурсионной деятельности в  обслуживании туристов. Понятие  и задачи экскурсии

Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основах которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними

Экскурсионная деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части:

  1. деятельность экскурсантов – находит свое выражение в таких авктивных формах как: наблюдение, изучение, исследование объектов
  2. деятельность экскурсовода – состоит из ряда дейтсвий, главные из них – подготовка и проведение экскурсии

Задачи: тема, информация, событие, анализ

 

 

3. Основные  признаки экскурсии

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность  по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность,  зрительное восприятие, показ экскурсионных  объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность  показа объектов, наличие определенной  темы.

7. Активная деятельность  участников (наблюдение, изучение, исследование  объектов).

Отсутствие  хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого  вида экскурсий есть свои специфические  признаки:

– у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

– у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;

– у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков  экскурсии состоит в том, что  их правильное понимание не позволяет  ошибочно толковать сущность экскурсии.

 

4. Классификация  экскурсий

В настоящее  время экскурсии классифицируются: а) по содержанию; б) по составу и  количеству участников; в) по месту  проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление  о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические  рамки такой экскурсии – время  существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Тематическая  экскурсия посвящена раскрытию  одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По составу  и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

По месту  проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу  передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество  пешеходных экскурсий состоит в  том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные  условия для показа и рассказа.

Транспортные  экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.

 

5. основные  функции экскурсии.

1. Научной пропаганды: принцип научности (Задача экскурсии  – способствовать распространению  научных знаний), идейности (четкий  план действий для достижения поставленной цели), связи с жизнью, доходчивости, убедительности.

2. информации. Основой  для проведения экскурсии является  утвержденный текст

3. организации  культурного досуга

4. расширение  культурно-исторического кругозора

5. формирование интересов человека

 

6. история  развития экскурсоведения в РФ

Развитие экскурсионной  теории, начатое в 1920-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение  первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогики.

Нужно согласиться  с ними в том, что теория экскурсионного дела уже в 1930-х годах развивалась в условиях творческих исканий и дискуссий и что в целом теория экскурсионного дела находится в стадии становления.

Более интенсивное  развитие экскурсионной теории началось в 1970-х годах. Это объясняется передачей экскурсионного дела профсоюзам.

Развитие экскурсионной  теории связано также с расширением  экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т.е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в  неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением.

Однако и  в настоящее время экскурсионная  теория не стоит на месте. Важные явления  в жизни туристско-экскурсионных  организаций, бюро путешествий и  экскурсий, государственных и ведомственных  музеев – это новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными.

 

 

7. Экскурсия  как психолого-педагогический процесс

Любая экскурсия  дает человеку новые знания, т.е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий экскурсовод и обучаемые экскурсанты. Экскурсовод сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают. Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического процесса. Экскурсовод во взаимоотношениях с аудиторией использует методику педагогического воздействия.

Экскурсия как  психологический процесс.

Экскурсоводам в ходе подготовки и проведения экскурсии необходимо учитывать такие черты ее участников, как способность, характер, темперамент, а также природные качества – память, наблюдательность, воображение и сообразительность. При проведении экскурсии экскурсовод ориентируется на конкретную группу исходя из того, что уровень активности (повышенной или пониженной) зависит от психического состояния каждого из экскурсантов.

 

8. Индуктивный  и дедуктивный методы познания  в экскурсии

Индукция —  способ рассуждения (логический метод), основанный на умозаключении от частных, единичных случаев, от разрозненных фактов к общему выводу и обобщениям. Дедукция — способ рассуждения, логическое умозаключение от более общего к менее общему, частному, от общих суждений, положений к отдельным фактам, выведению следствия из посылок. Оба эти способа рассуждения не существуют изолированно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Важную роль в процессе познания играет память, важный канал восприятия. Память —  одно из свойств нервной системы, которое находит выражение в  способности запоминать информацию. Все то, что видел и слышал экскурсант, о чем он думал, что пережил, получая зрительную и слуховую информацию, откладывается в его памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание.

 

9. профессиональное  мастерство экскурсовода

Экскурсия представляет собой процесс познания предметов и явлений мира, в котором мы живем. Руководителем этого процесса является квалифицированный специалист – экскурсовод, владеющий профессиональным мастерством. Экскурсоводы отличаются друг от друга как специалисты определенных отраслей знаний и в то же время все они одинаковы в таких вопросах, как знание методики ведения экскурсий, педагогического мастерства и умение руководить группой в процессе познания.

Экскурсоводческое мастерство — это вид мастерства, который, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства (педагогического, лекторского и др.). Это мастерство находит выражение в уровне исполнения тех методических рекомендаций, которые обеспечивают высокое качество преподнесения экскурсионного материала.

Мастерство  экскурсовода неотъемлемо от владения основными положениями экскурсионной  теории и методики и их постоянного  использования.

Профессиональное  мастерство экскурсовода — это особый вид искусства, который построен на: активном использовании и умелом сочетании показа и рассказа; участии в процессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; применении методических приемов ведения экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Этому мастерству учатся у более опытных специалистов, у самих себя в ходе практической деятельности.

Слагаемые профессионального  мастерства экскурсовода можно условно  разделить на две группы – знания и умение.

Знания: общие знания (эрудиция) и знания по специальности (эрудиция по специальности), знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педагогики, основ ораторского искусства, логики и этики.

Умение: сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до аудитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе.

Информация о работе Экскурсоведение