Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:37, шпаргалка

Описание работы

В экскурсионной теории важное место занимают вопросы, связанные с экскурсионным методом, методологией экскурсионного дела и методикой. Понятия «метод», «методология» и «методика» взаимосвязаны и обусловлены. Представим эту связь в следующем виде.

Файлы: 1 файл

exkursovedenie.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как их известность, экзотичность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствует также правильная последовательность показа объектов.

 

 

19. Особенности  организации и проведения обзорной  экскурсии по городу

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них  используется исторический и современный  материал. Строится такая экскурсия  на показе самых различных объектов.

Обзорные экскурсии  имеют свои особенности. В отличие  от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят  и проводят, они практически схожи  между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем. В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю.

Главные требования: организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных  учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

 

 

20. характеристика  и виды тематической экскурсии.

Тематическая  экскурсия посвящена раскрытию  одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

 

23. Характеристика  ступеней показа

 

26. формы  проведения экскурсий

 

27. Технология  подготовки новой экскурсии

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

– разработка новой  темы экскурсии (новой вообще или  новой только для данного экскурсионного учреждения);

– подготовка начинающего  или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое направление  – процесс создания новой для  экскурсионного учреждения экскурсии.

Подготовка  новой экскурсии проходит три  основных ступени:

Предварительная работа — подбор материалов для  будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

Непосредственная  разработка самой экскурсии включает: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

Заключительная  ступень — прием (защита) экскурсии  на маршруте. Утверждение новой экскурсии  руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Схема экскурсии:

  1. Вступление:

- организационная  часть (знакомство с группой,  инструктаж о правилах безопасности  в пути)

- информационная  часть (краткое сообщение о  теме, протяженности и продолжительности  маршрута)

  1. Основная часть. Строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетание показа и рассказа, подтемы должны быть объединены темой от 5 до 12
  2. Заключение. 5-7 минут. 2 части:

- итог основного  содержания экскурсии, вывод по  теме

- информация  о других экскурсиях, которые  могут улучшить данную тему

 

 

 

28. культура речи экскурсовода. понятие «экскурсионный этикет»

Восприятие экскурсионной  темы построено на звуковом и изобразительном  ряде. Источником звукового ряда является экскурсовод, его речь. По отношению  к экскурсантам он может выступать  с позиций:

– информатора, который сообщает знания группе людей, рассказывая о каком-либо событии, явлении, не показывая к нему своего отношения, не разъясняя его сущности, причинно-следственных связей с другими событиями и явлениями;

– комментатора, который, сообщая  о наблюдаемых объектах, событиях и явлениях, дает пояснения, называя причины, их вызвавшие;

– собеседника. Показывая  объекты, экскурсовод выступает  в роли собеседника. Происходит заинтересованный разговор, в ходе которого учитывается  реакция экскурсантов на излагаемый материал, используется вопросно-ответная форма изложения информации. Экскурсовод в связи с реакцией слушателей, их вопросами и репликами может ввести в рассказ дополнительный материал;

– советчика. Экскурсовод  разъясняет увиденное и дает советы, как наблюдать объект, т.е. подводит экскурсантов к необходимым выводам;

– эмоционального лидера, который  анализирует объекты и события, связанные с ними, дает оценку рассматриваемым  проблемам, передает экскурсантам свою убежденность, помогает понять наблюдаемые  объекты и явления.

Индивидуальный стиль  языка экскурсовода характеризует  уровень его профессионального  мастерства, речевую культуру. Особенности  стиля языка экскурсовода зависят  от его назначения: а) воссоздать внешнюю  картину того или иного исторического  события; б) дать исчерпывающую характеристику наблюдаемому объекту, описываемому событию, природному явлению; в) заставить экскурсантов ощутить историческую обстановку далекого времени.

В речи экскурсовода недопустимо  употребление стандартных фраз и  слов, смысл которых уже давно стерся: «так сказать», «значит», «короче говоря». Важны и оттенки речи. Ее тон, например, должен быть несколько приподнятым на протяжении всей экскурсии.

Характер рассказа изменяется в зависимости от задач. Рассказ  может носить повествовательный или реконструктивный характер. Повествование — это рассказ о каком-либо событии, описание его хода. Рассказчик дает слушателям представление о том, где и как происходили события. Повествовательный стиль изложения материала характерен для большинства экскурсий.

Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содержанием рассказа. Они меняются на протяжении экскурсии  – ускоряются или замедляются. Различают  темп речи быстрый, средний, медленный, плавный и прерывистый. Темп речи должен быть спокойным, размеренным, таким, чтобы содержание речи эффективно воспринималось.

Для экскурсовода важно иметь  хорошую дикцию – четкое, ясное  произношение слогов, слов и целых  фраз. Недостатками речи являются шепелявость, гнусавость, вялость произношения, недоговаривание окончаний фраз и слов.

 

 

29. Характеристика  внеречевых средств общения в  процессе проведения экскурсии

Изобразительный поток, который  обозначают термином «зрительный элемент  речи», включает жест, улыбку, позу, походку, мимику, движение тела. С помощью  речи передаются смысл информации, содержание текста и его значение. Внеречевые средства общения доносят до аудитории подтекст, внутренний добавочный смысл сказанного, отношение к нему.

Формой внеречевого воздействия  является жестикуляция.

Главная особенность жеста  в экскурсии состоит в том, что он связан не столько с рассказом, сколько с показом объекта, являясь составной частью наглядности.

Жесты в экскурсии делятся  на три группы: жесты, служащие основой  показа зрительно воспринимаемых объектов; жесты, являющиеся составной частью показа; жесты, подкрепляющие экскурсионный рассказ.


Информация о работе Экскурсоведение