Эволюция международного туризма, как специфической формы внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода областей на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
1. Рассмотрим отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
2. Определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
3. Изучим характеристику международного рынка туристских услуг;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Эволюция международного туризма, как специфической формы внешнеэкономической деятельности
1.1. Исторический обзор развития международного туризма
1.2. Международный туризм и его роль в Мировой экономики
1.3. Характеристика международного рынка туристских услуг
Глава 2. определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений
2.1 Понятие туристского рынка как сфера проявления экономических отношений
2.2 Функционирование туристского рынка
Глава 3. характеристика международного рынка туристских услуг на современном этапе
3.1 Дифференциация туристического рынка
3.2 Виды современного туризма
3.3 Факторы, влияющие на туристический рынок
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

курсовая оля.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

1.3. Характеристика международного  рынка туристских услуг

Новые информационные технологии и эффективные коммуникации обеспечат стремительное развитие рынка международного туризма. Крупные капиталовложения в новые технологии и рынок телекоммуникаций привели к вертикальной, горизонтальной и диагональной интеграции. Большое значение в туризме приобретают глобальные компьютерные сети. Повысилась эффективность маркетинга в туризме. В некоторых странах есть автоматические киоски бронирования. Упрощение процесса бронирования будет способствовать росту рынка туризма.  Рост развития туризма создаёт проблемы в транспортной инфраструктуре. Ожидается реконструкция транспортной инфраструктуры во всех регионах мира, что потребует новых инвестиций. С развитием туризма особую значимость приобретает его безопасность. Развитие международных отношений привело к увеличению числа сегментов рынка туризма, ориентированных на определенные потребности с учетом демографических и социальных изменений, образа жизни и интересов разных групп населения. Популярными стали поездки в национальные парки, заповедники, на сафари, лыжные курорты. Возросла популярность всемирно известных достопримечательностей как результат повышения интереса к мировой культуре. Новые технологии в электронике, спутниковой связи и космическом машиностроении оказывают значительное влияние на рост рынка туризма. Ожидается рост популярности образовательных туров. Спортивные мероприятия способствуют повышению интереса к путешествию. Частота проведения соревнований по различным видам спорта будет увеличиваться, что повысит спрос на туристские поездки.

Рост международного туристского рынка выдвигает повышенные требования к поставщикам в туризме. Исследования гостиничной индустрии «TTG World Hotel Report», проведенные «Miller Freeman Group», показали, что:

1. налоговое бремя отелей будет  увеличиваться, и доля туризма в общем, объеме налогов повысится с 10,4 (1996 год) до 11 % (2006 год);

2. возрастут расходы правительств  на пропаганду туризма;

3.только 30 % всех отелей Европы  относятся к гостиничным цепям;

4. в гостиничной индустрии ускоряется процесс слияния компаний, отмечается увеличение количества договоров франшизы и внешних инвестиций.

Использование авиатранспорта как самого скоростного средства доставки туристов к месту назначения возрастет. Большие изменения произойдут в наземном и водном транспорте. На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования «Tourism: 2020 Vision» провозглашены пять перспективных туристских направлений XXI века – это: приключенческий туризм, круизы, экотуризм, культурно-познавательный туризм и тематический туризм.  По прогнозу ВТО, в XXI веке ожидается туристский бум: число путешествующих в мире к 2020 году приблизится к 1,6 млрд. (в 1997 году путешествовало 612 млн. человек). Крупнейшее британское туристское издательство «Travel & Tourism Intelligence» (TTI), входившее в «Economist Intelligence Unit», опубликовало исследования, содержащие долгосрочные, вплоть до 2010 года, прогнозы развития международного туризма. Был проведен анализ данных 30 крупнейших выездных рынков, представляющих 90 % объема мирового туризма, и сделан прогноз относительно числа поездок туристов за границу. Согласно прогнозу темпы роста международного туризма будут снижаться (Приложение М). Темпы роста международного туризма  по прогнозам ВТО в мире составят 4,4 % к 2013 г. и 4,3 % - к 2020 году. Для оценки перспектив роста туристских потоков принято использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, высокий и выше среднего. Согласно прогнозу «Travel & Tourism Intelligence» (TT1) Европа как регион выездного туризма имеет хорошую базу роста по всем направлениям, за исключением Южной Азии. Однако рост выездного туризма из Европы и Средиземноморья заметно замедлится, тогда, как темпы увеличения числа поездок за границу в странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высокими, несмотря на недавние экономические трудности в регионе. В 2009 году туризм из Европы составлял 69 % всего рынка выездного туризма, к 2010 году его объем упал до 58 %, а прогноз на 2020 год дает цифру 49 %. На состояние европейского рынка туризма оказывает влияние тенденция к предпочтению европейцами путешествий по Европе. Америка имеет показатель ниже среднего как по перспективам роста внутрирегионального туризма, так и по туристским потокам в Южную Азию и страны Ближнего Востока. Южная Азия испытывала политическую нестабильность в 90-е годы, что вызвало спад выездного и въездного туризма. Перспективы выездного туризма из Индии можно оценивать средним показателем. Основными регионами по приему выездного туризма из Южной Азии станут Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна. Перспективы въездного туризма в Южную Азию оцениваются показателем выше среднего. Ближний Восток имеет в перспективе условия для роста выездного туризма и позволяет оценивать его показателем выше среднего. Оценка перспектив въездного туризма проблематична: с одной стороны, стабильность в регионе могла бы усилить рост въездного туризма, с другой стороны, привлекательность региона выражена неясно, идет процесс изучения и исследования этой ситуации. Африка как регион состоит из множества субрегионов со сложившимися для каждого из них тенденциями развития туризма. Проблемы, присущие этому континенту, ограничивают потенциальный рост регионального туризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов роста перспектив как выездного, так и въездного туризма. Страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна могут быть оценены в перспективе показателем выше среднего, как по выездному, так и по въездному туризму. Эта тенденция сохранится в связи с высоким ростом населения в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд, а также за счет того, что Китай расширит поездки в соседние страны. Согласно прогнозу ВТО Китай к 2020 году станет ведущим туристским направлением в мире, обогнав лидирующую пятерку - Францию, США, Испанию, Италию и Великобританию. Пока Китай занимает шестое место (22 млн. прибытий). Предполагается, что при ежегодном приросте 8 % число туристских прибытий в Китай достигнет к 2020 году -  137,1 млн. (Приложение Н).Вторым по популярности туристским направлением станут США (102,4 млн. прибытий), затем - Франция (93,3 млн.), Испания (71,0 млн.) и Гонконг (59,3 млн.). Великобритания окажется на седьмом месте (52,8 млн. прибытий).Всего к 2020 г. количество международных прибытий составит 1,6 млрд., что в 3 раза превысит показатели 2011 г. Ежедневные расходы туристов, за исключением средств на авиаперевозки, увеличатся до 5 млрд. долл. в день. По прогнозу ВТО, ожидается бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими странами-поставщиками туристских потоков станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания. Россия, население которой получило возможность массовых выездов за рубеж только в 1990 году, поставит на международный рынок 30 млн. туристов к 2020 году. Большие изменения на крупнейших рынках ожидаются в структуре выездного туризма. Доля межрегиональных поездок на дальние расстояния увеличится с 15% в 1995 году до 25 % в 2010 году.  Тенденция роста объясняется тем, что люди будут больше путешествовать, их перестанут устраивать традиционные направления, они будут отдавать предпочтение «новому». Согласно прогнозу ВТО число зарубежных туристских поездок к 2010 году достигнет 964 млн., но будет расти значительно меньшими темпами.Ожидаются крупные изменения в спросе на многих ведущих рынках - поставщиках туристов.

Экономическая слабость новых политических структур в Восточной Европе является реальным препятствием для вовлечения населения этих стран в зарубежный туризм. Объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет расти в основном в направлении с Востока на Запад. Расширению международного рынка туризма будут способствовать усилия стран ЕС, направленные на развитие такого еще недостаточно освоенного его сектора, как авиаперевозки. Предстоит преодолеть барьеры сопротивления со стороны национальных перевозчиков ряда стран ЕС. Проводимая ЕС политика «открытого неба» направлена на незначительную корректировку возможностей сектора авиаперевозок с целью предоставления пассажирам существенного снижения цен и большего выбора надежных авиакомпаний. Для развивающихся стран международный туризм станет источником не только поступления иностранной валюты, но и организации новых рабочих мест. Почти все развивающиеся страны понимают целесообразность развития международного туризма. Правительства этих стран при планировании мер по развитию туризма должны принимать во внимание экономические, социальные и культурные потребности населения. Для развития и совершенствования международного туризма, как отрасли экономики необходим тщательный подход в изучении  индустрии туризма, который предусматривает проработку организации и технологий  работы туристских фирм, их взаимодействия с организациями поставщиками услуг.

 

 

 

 

Глава 2. определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений

2.1. Понятие туристского рынка как сфера проявления экономических отношений

Туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта. Рынок выполняет информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую и др. функции. Но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить:

- реализация стоимости и потребительской  стоимости, заключенных в туристском  продукте;

- организация процесса доведения  туристского продукта до потребителя (туриста);

- экономическое обеспечение материальных  стимулов к труду. В процессе  выполнения туристским рынком  первой функции происходит движение  стоимости, которое отражается посредством  обмена: деньги ↔ туристский продукт.

Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии. Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации. Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги - туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей. Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т.е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов. Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечения и т. п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости. В первом случае, когда туроператор формирует туристский пакет, он выступает в роли производителя туристского продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами. Во втором случае, когда туроператор продает услуги туризма по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это возможно в том случае, когда туроператор покупает у производителя больше туристского продукта, чем это необходимо для формирования туристского пакета. Бывают также случаи, когда туроператоры продают отдельные услуги туризма по оптовым ценам людям, желающим формировать свой индивидуальный пакет. За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров: Массового рынка; специализированного сегмента рынка; внутреннего рынка; внешнего рынка.

Туроператоры массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты.

Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении туруслуг определенного направления.

Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают турпакеты внутри страны проживания, т. е. организуют туры по своей стране.

Туроператоры внешнего рынка продают турпакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.

Туроператор - наиболее индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией.

На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов. Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с поставщиками услуг. Отличие их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, в том, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего (по нормам ВТО) не менее чем из трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно и организуя предоставление внутримаршрутного транспорта. Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т.е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.

Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура. Турагенты действуют, как правило, на определенном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт. В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка. Одна и та же туристская фирма может выступать по отношению к одним своим продуктам как рецептивный туроператор, а к другим - как инициативный, а в некоторых случаях и как турагент по продаже готовых туров, сформированных сторонним туроператором. Так, например, ОАО «ЦСТЭ-Интур - Центральный совет по туризму» одновременно выступает и как оператор по отправке российских туристов за рубеж, и как оператор по приему иностранных туристов в России, имеет собственные отделы продаж (агентства), совмещая указанные функции. А некоторые другие компании, например «Натали-турс», «Инна-тур», называя себя туроператорами, выполняют чисто инициативные функции («Натали-турс» - туроператор по Испании), формируя туры в различные страны мира по договорам с принимающими туроператорами по приему, добавляя к этому ряд других услуг (авиа, прокат автомашин, комплектация и комбинирование туров «отдых/путешествие» и т. д.). Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта. Емкость туристского рынка - это его способность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, т.е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения. На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.

2.2. Функционирование туристского рынка

Функционирование туристского рынка можно представить схемой, приведенной , которая показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского п Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме:

1 - турист платит турфирме деньги  за турпутевку;

2 - турфирма выдает туристу турпутевку;

3 - турист обменивает турпутевку  на турпродукт, т.е. на конкретные  услуги туризма;

4 - в процессе реализации турпродукта  турист получает туристские впечатления, т. е. происходит процесс косвенного  возврата туристу его денег;

5 - турфирма производит инвестиции  в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на  создание новых видов тур-продукта;

6 - турфирма получает новые виды  турпродукта;

7 - турфирма платит налоги и  различные сборы в бюджет.

продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.

Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.

К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся природно-климатические.

К вторичным факторам относятся:

экономические - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;

наличие свободного времени;

демографические - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;

психологические - традиции, вкусы, мода;

технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.

Следовательно, в процессе анализа и планирования объема реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей.

Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

Информация о работе Эволюция международного туризма, как специфической формы внешнеэкономической деятельности