Эволюция международного туризма, как специфической формы внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода областей на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
1. Рассмотрим отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
2. Определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
3. Изучим характеристику международного рынка туристских услуг;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Эволюция международного туризма, как специфической формы внешнеэкономической деятельности
1.1. Исторический обзор развития международного туризма
1.2. Международный туризм и его роль в Мировой экономики
1.3. Характеристика международного рынка туристских услуг
Глава 2. определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений
2.1 Понятие туристского рынка как сфера проявления экономических отношений
2.2 Функционирование туристского рынка
Глава 3. характеристика международного рынка туристских услуг на современном этапе
3.1 Дифференциация туристического рынка
3.2 Виды современного туризма
3.3 Факторы, влияющие на туристический рынок
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

курсовая оля.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

- значительный удельный вес  неполной занятости;

- сезонные колебания объема  занятости и трудовой нагрузки;

- низкий удельный вес квалифицированного  персонала;

- ограниченные возможности профессионального  роста;

- значительный удельный вес  женского труда.

Для успешного ведения туристской деятельности фирмам нецелесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на туристском рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка, т.е. разделение его на однородные удельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление фирм получить монопольное положение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых возможностей. Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным критериям. Наиболее соответствует современным задачам развития туристской индустрии метод сегментации, который базируется на трех группах критериев: географических, социальных и психологических. Всякий рынок, как классический, так и современный, в процессе своего функционирования опирается на действие трех основных экономических законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка. Экономисты определяют спрос как количество любых товаров и услуг, которые люди желают и реально могут приобрести по каждой конкретной цене в комплексе возможных цен в какой-то определенный период времени. Таким образом, в любой момент времени существуют определенные отношения между рыночной ценой и количеством товара (услуг), на которое есть спрос.

Склонность к путешествиям может пониматься как предрасположенность человека к путешествиям и туризму, т.е. насколько сильно человек желает путешествовать, в какие регионы, а также какие виды путешествий он предпочитает. Для оценки склонности человека к путешествиям следует принимать во внимание психологические и демографические (социально-экономический статус) переменные, касающиеся человека, а также эффективность маркетинга. Сопротивление же порождается экономической дистанцией, иногда культурной дистанцией, слишком высокой стоимостью туристской поездки, плохим качеством обслуживания, эффектом сезонности. Экономическая дистанция связана со временем и денежными расходами на путешествие от начального пункта до места назначения и обратно. Чем больше экономическая дистанция, тем выше сопротивление (желание человека остаться дома) и ниже спрос. Из этого следует, что если время на путешествие между начальным пунктом и пунктом назначения и стоимость этого путешествия уменьшить, то возрастет спрос. Так, всплеск спроса произошел с появлением больших самолетов, предназначенных для трансатлантических полетов. Это снизило стоимость путешествий почти на 50 %. Появление реактивных самолетов в 1959 г. и их усовершенствованных модификаций в конце 60-х значительно сократило время перелета (примерно в 2,5 раза), в результате чего грандиозно вырос спрос. Культурная дистанция - степень различия между культурой региона, из которого приехал турист, и культурой принимающего региона. Общая тенденция такова: чем больше культурные различия, тем больше сопротивление. Но в некоторых случаях отношение может быть и обратным, так, например, в последнее время возрастает спрос на экзотический туризм. Относительная привлекательность данного направления будет зависеть от времени года, на которое запланирован отпуск. Для лыжного курорта, например, спрос будет на самом высоком уровне в зимние месяцы. Сопротивление же в этот сезон минимально. На величину спроса, его структуру и динамику влияют самые различные факторы: количество покупателей туристского продукта, их денежные доходы, оценки перспектив будущих доходов, бюджет свободного времени, туристские вкусы путешественников, реклама и т. д.Туристское предложение - это готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество туристского товара. Предложение туристского продукта зависит от многих факторов: количества туристских поставщиков (предприятия размещения, питания, развлечений и т. д.); количества фирм-продавцов; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня научно-технического прогресса; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса и будущих доходов. Компоненты предложения определенного туристского региона могут быть разбиты на 4 основные категории: природные ресурсы; инфраструктура; материально-техническая база туризма, которая включает: туроператоров и турагентов, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия и т. п.; культурные ресурсы гостеприимства. Природные ресурсы каждого туристского региона, доступные для туристского пользования, составляют основу предложения. Базовые элементы этой категории включают воздух и климат, физические особенности местности (топографию), флору, фауну, водные ресурсы, пляжи, памятники природы и т. п. Качество природных ресурсов необходимо сохранять с целью поддержания спроса. В сущности, туризм очень чувствителен к качеству использования природных ресурсов. Инфраструктура представляет собой подземные и надземные обслуживающие сооружения, включающие: водопровод, канализацию, газопровод, коммуникационную систему, а также другие средства обслуживания, например шоссе, аэропорты, автодороги, железнодорожные пути, автостоянки, парковки, порты, вокзалы и прочее. Инфраструктура очень важна для успешного развития туризма. Эти сооружения должны соответствовать интенсивности использования. Например, взлетные полосы аэропортов следует строить с учетом использования в будущем новейших видов реактивных самолетов для того, чтобы потом не пришлось проводить дорогостоящие реконструкции.

Материально-техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг (размещение, питание, перевозка, экскурсии и т. д.). В состав материально-технической базы туризма входят: туроператоры и турагенты, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, бюро экскурсий и т. п.По экономическим элементам объекты материально-технической базы подразделяются на основные фонды и оборотные производственные фонды (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).По видам собственности объекты материально-технической базы подразделяются: собственные (принадлежащие данному туристскому хозяйствующему субъекту); арендованные этим субъектом у юридических лиц (например, аренда мест в муниципальных гостиницах) и арендованные у физических лиц. Одним из основных и наиболее значимых элементов материально-технической базы туризма являются средства размещения. Самое популярное среди туристов в настоящее время средство размещения - отель. На сегодняшний день в мире существует более 30 систем классификаций средств размещения. В каждой стране приняты и действуют свои национальные стандарты. Наиболее известная система - звездная. Она особенно распространена в Европе. Несмотря на попытки разработать унифицированные международные стандарты качества, до сих пор единой системы не существует. В 1989 г. ВТО был разработан документ «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями», который может рассматриваться как международный стандарт, имеющий исключительно рекомендательный характер. Развитие культурных ресурсов гостеприимства является важнейшим фактором в туризме. Эти ресурсы - все культурное богатство туристского района, которое предоставляет возможности для качественного обслуживания туристов. Понятие «ресурсы гостеприимства» включает учтивость, обходительность, дружелюбие, искренний интерес, желание обслуживать и прочие способы выражения теплоты и гостеприимства работниками туризма и местными жителями принимающего региона. Даже прекрасно развитая материально-техническая база будет бесполезна, если турист не чувствует себя желанным гостем. Культурные ресурсы включают изящные искусства, литературу, историю, музыку, драматическое искусство, танцы, спорт и т. п. Благоприятное отношение к туристам может быть создано через программы общественной пропаганды и информации, разработанные для местного населения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. характеристика международного рынка туристских услуг на современном этапе

3.1. Дифференциация туристического рынка

Однако массовость направленности туристического продукта и, в частности, комплекса тур услуг, ограничивается сегментом туристического бизнеса, в рамках которого формируется предложение. Комплекс тур услуг должен быть ориентирован на определенную группу людей с учетом их социального положения, которое характеризуется следующими факторами:

- возраст – при социологических  исследованиях принято делить  опрашиваемый контингент на унифицированные  возрастные группы, обладающие приблизительно общими интересами (от 18 до 23 лет; от 30 до 40 лет и т.д.);

- образование – среднее/среднее  специальное/высшее/научная степень;

- сфера деятельности –  для определения туристических  предпочтений в рамках социологических исследований выделяются такие унифицированные группы по занимаемому статусу как «учащийся», «студент», «сотрудник стартовой квалификации», «менеджер», «руководящий работник», «безработный»; а также группы по роду деятельности: «торговля», «управление», «творческие специальности», «строительные специальности», «научная деятельность» и т.д.

- семейное положение –  холост/женат, наличие детей, наличие  иждивенцев

- материальное положение, которое характеризуется такими  факторами как «качество проживания» (объект проживания, сколько человек живет вместе с опрашиваемым, какая площадь, сколько квадратных метров приходится на душу населения), доход в рублях на члена семьи, наличие личного автомобиля, загородного дома, возможность выезда за границу – сколько раз в год и т.д.

- предпочтения – для  этого в анкетах социальных опросов задаются такие вопросы как: «Где вы отдыхали последний раз?», «Где вы предпочитаете проводить свободное время?», «Какие рестораны вы посещаете?» и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать разнообразие целей, с которыми люди выезжают за пределы своего города или страны:

- курортный отдых: пляжный, горный и т.д.;

- культурно-познавательный  отдых: экскурсионный, экологический  или этнографический туризм;

- обучающий туризм: изучение  иностранного языка, приобретение ремесленных навыков, поступление в институт и т.д.;

- деловой туризм: командировки, представительские мероприятия, конгрессы, выставки;

- оздоровительный туризм: отдых, совмещенный с лечебными  и профилактическими процедурами;

- спортивный туризм: отдых, совмещенный с освоением нового вида спорта или с совершенствованием в уже освоенном виде спорта.

То есть при формировании комплекса тур услуг и туристического продукта в целом необходимо обращаться к четкой системе дифференциации туристического рынка по сегментам, категориям, направлениям и т.д., и целью этой дифференциации является создание соответствующего по тематике, уровню и составу услуг туристского обслуживания.

3.2. Виды современного  туризма.

По значению туризм делят на иностранный( путешествия иностранцев по нашей стране), международный (путешествия граждан Украины и лиц проживающих здесь постоянно в другие страны), внутренний( путешествия лиц здесь проживающих внутри страны). По масштабу туризм делится на континентальный ( Столицы Европы), трансконтинентальный ( например круиз Лондон-Нью-Йорк), кругосветный (Лондон - Нью-Йорк - Майами - Рио -Токио - Кейптаун -Каир-Рим-Париж). По характеру организации туризм бывает организованный( поездка за путевками) и дикий. По продолжительности туризм делятся на кратковременный и продолжительный. По интенсивности туристические потоки подразделяются на постоянные( туры в Париж, Рим или Токио) ,сезонные(лето - Крым, зима- Карпаты) и временные ( например в Донецк на футбольный матч Шахтер - Реал). По возрасту выделяют детский, молодежный, взрослый, и туризм людей пенсионного возраста. По средствам передвижения выделяют авиационный, автомобильный ,велосипедный, железнодорожный, морской, речной , гужевой, пешеходный. По социальному статусу туристов выделяют туризм социальный и коммерческий. По цели путешествия выделяют лечебно-оздоровительный, спортивный, экскурсионный, деловой, фестивальный, поощрительный туризм, научный, политический, зеленый, агротуризм, космический, религиозный.

3.3. Факторы, влияющие на туристический рынок

Туристический рынок - это рынок услуг. Он имеет специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристического бизнеса. Туристический рынок в значительной мере зависит от различных факторов:

Природно-экологические факторы:

- хороший климат  и комфортные природные условия

- наличие красивых  ландшафтов и природных достопримечательностей

- наличие рек, озер, и других водоемов

- чистота и  ухоженность

Социально экономический факторы:

- уровень жизни  основной массы населения

- социальная  свобода и права, дающие возможность  гражданам передвигаться внутри  и за пределы государства

- внешнеэкономические  связи государства

Политические факторы:

- политическая  стабильность

- мирные отношения  между государствами

- наличие межправительственных соглашений в области туризма

Демографические факторы:

- рост населения

- увеличение  продолжительности жизни

- этнические  туристические потоки

- приток в  туризм молодежи

- тенденция увеличения семейных путешествий

Тур. спрос носит ярко выраженный сезонный характер с пиками в определённое время года и спадами в остальные месяцы. В странах северного полушария с умеренным климатом основными тур. сезонами является. летний (июль-август) и зимний (январь-март). т.ж. выделяют межсезонье (апрель-июнь, сентябрь). И т. наз. мёртвый сезон (октябрь-декабрь). Сезонный характер тур. спроса проявляется в неравномерной загрузке предприятий тур. индустрии. Сезонные колебания тур. спроса обусловлены влиянием разных факторов: природно-климатического, экономического, социального, психологического.

 

Заключение 

 К рубежу третьего тысячелетия  туризм прочно занял свое лидирующее  место в мировой экономике. Данная  отрасль относится к числу  наиболее доходных и динамично  развивающихся отраслей мирового  хозяйства.  Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов все более возрастает. Пройдя длинный путь развития, туризм стал неотъемлемой частью жизни общества. Только сейчас мы понимаем, как многое дали нам те первые путешественники, мореплаватели и многие другие, кто способствовал зарождению туризма.   

 Итак, подводя итоги, можно констатировать  следующее, туризм сегодня выступает  важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. Его существенной особенностью является огромное влияние (мультипликативный эффект) на развитие других отраслей народного хозяйства, таких как транспорт, торговля, связи, бытовое обслуживание, сельское хозяйство и многое другое. Туризм представляет собой индикатор благосостояния населения, он бурно развивается при достаточном платежеспособном спросе   

 Годовой оборот от туризма  составляет около 3,8 трлн. долл. Капитальные  вложения в туристскую отрасль достигли 700 млрд. долл. в год, или более 11% всех инвестиций. Вклад во внутренний валовой продукт от туризма в ряде стран достигает 25%, а положительное сальдо платежного баланса по туристским услугам превышает 20 млрд. долл.    

 Анализируя изменения основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях  экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту.    

Информация о работе Эволюция международного туризма, как специфической формы внешнеэкономической деятельности